«Осень 2024»

«Моцарт и Сальери» - «маленькая трагедия» о тайнах творчества и личности творца.

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Моцарт и Сальери" - "маленькая трагедия" о тайнах творчества и личности творца.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Методическая разработка урока литературы в 9-м классе

по трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери".


Тема: «Моцарт и Сальери» - «маленькая трагедия»

о тайнах творчества и личности творца.

Цели:

  • познакомить с трагедией «Моцарт и Сальери»; помочь понять позицию автора в вопросе о природе творчества художника, раскрыть специфику жанра произведения;

  • развитие мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков, умения идейно – художественного и композиционного анализа произведения;

  • формирование положительных нравственных ориентаций.


Методические приемы: беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения.


Ход урока

Орг. момент

Слово учителя

Вступление.

Кто знает, что такое слава!

Какой ценой купил он право, возможность или благодать

Над всем так мудро и лукаво

Шутить, таинственно молчать… - писала А.А. Ахматова об А.С. Пушкине.

Кто знает, что такое слава? Какую цену заплатил поэт за нее?

Казалось бы, так много сказано о поэте, что, наверное, невозможно добавить что-то. И все же тысячу раз прав Ф. Достоевский, считавший, что «Пушкин… унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем…»

«Моцарт и Сальери» - это одно из тех произведений, о которых до сих пор не утихают споры. А заключительные строки: «Гений и злодейство - две вещи несовместные» будоражат умы многих поколений. Действительно ли, «гений и злодейство – две вещи несовместные»?

Трагедия написана в 1830 году, но замысел относится еще к 1826 году. Впервые напечатана в 1831 году. В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный венский композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.

Моцарт умер в 1791 году, в тридцатилетнем возрасте, и был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние годы мучился душевными расстройствами и не раз клялся, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих, композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно.

«Моцарт и Сальери». История создания.

В основе сюжета легенда об убийстве Моцарта .

Моцарт Вольфганг Амадей (1756 - 1791) – необыкновенно одаренный человек (в 4 года играет на клавесине, 5 лет сочиняет музыкальное произведение, в 6 лет с триумфом гастролирует по Европе. В 14 лет член Филармонической академии)

Автор большого количества музыкальных произведений.

Антонио Сальери (1750 - 1825) – «деятельный человек».

Композитор, дирижер, педагог. Руководил фондом для вдов и сирот венских музыкантов, проводил благотворительные концерты. Постановкой опер открылись театры «Ла Скала» 1778, в Милане 1801. Его дирижерским искусством, мастерством восхищались Глюк, Россини. Его учениками были Бетховен, Шуберт, Лист, младший сын Моцарта.

В классической биографии Моцарта, опубликованной 1955, сказано: «Сальери – человек добродушный, благожелательный и всегда готовый к благодеянию»


Действительно ли Пушкин считал Сальери убийцей?

Историческая справка (из записей А. Пушкина 1830 год):

«В первое представление «Дон Жуана», в то время, когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист – все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы – в бешенстве, снедаемый завистью.

Сальери умер 8 лет тому назад. Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении – в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца».

- Судя по заметке, уверен ли Пушкин в этом? (осторожное «будто бы», ссылка «некоторые журналы», завершающее «мог»).

- Почему Пушкин выбирает этот сюжет? (двум реально существовавшим людям, имена которых вынес в название, он доверяет свои сокровенные мысли о сущности творчества, о зависти, о смерти, о тайне человеческой души)


2. Анализ произведения.

  • С чего начинается произведение? (монолог Сальери).

  • О чем он говорит? (о прошлом)

  • Почему Пушкин выбирает такое построение, поставившее в тупик многих актеров и удивило читателей? («Самое существенное - путь», - писал Гегель. Как сформировалась личность Сальери, монолог – история его жизни. Это дает нам ключ к раскрытию этого образа)

  • Личность раскрывается прежде всего в профессиональной сфере. С чего все начиналось? Каким он был в годы учебы?

  • (не хватает таланта)

  • Трудно давалось теория музыки. Сальери с головой ушел в это, для развития других сторон личности не оставалось времени. Его образование было односторонним, ущербным. Он добровольный затворник. Усилия вознаграждены.

Овладел творчеством - высшей формой реализации личности. Сальери с честью выдержал испытания. Сальери заслуживает уважения.

  • Какие качества характера Сальери можно назвать? (редкая твердость, серьезное отношение к музыке, целеустремленность. упорство)

  • - Отчего Сальери начинает вспоминать жизнь с детства?

  • «Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше». Усомниться в «Божьей» справедливости верующий человек может только в крайности.

  • - Не свидетельствует ли это о глубоком душевном кризисе? Чтобы отыскать его истоки выйти из кризиса, Сальери отправляется в прошлое.

  • Призвание определяет профессию в общем виде, воплощенную в специальности (композитор, музыкант). Любая специальность может одухотворить жизнь. Сальери ставит высшую цель - стать композитором. Но как понять слова Сальери о любимом искусстве «Звуки умертвив... »? Сальери не противник вдохновенного творчества. Он подчеркивает натужность занятий. (Реальные возможности человека должны определять выбор специальности, чтобы труд приносил радость, недостаточно волевых, усилий. Недостаток таланта явился причиной того, что нарушена гармония содержания и формальной стороны искусства: Сальери становится формалистом. Но, может быть, это временно? Ведь подлинное искусство всегда содержательно. Произведение создается от идеи, источник которой - жизнь.

  • НО: Сальери далек от живой жизни, его труд - игра музыкальных форм. Хотя есть и восторг, и вдохновение.

Искусство – это не просто райские напевы, это огромный труд, который требует напряжения духовных сил.

  • Но почему Сальери начинает вдруг вспоминать свою жизнь со слов: «Все говорят: нет правды на земле, правды нет - и выше» В чем усомнился? (в божеской справедливости)

  • Почему он обвиняет «небо» (Сальери – верующий человек). О чем это свидетельствует? В какие минуты жизни человек произносит подобные обвинения? (обвиняет некую силу, пославшую в мир Моцарта; тяжелый душевный кризис)

  • Какую цель ставит перед собой Сальери? (стать композитором)

  • С чем сравнивает Сальери музыку? (алгебра, труп, творчество – ремесло (2 раза повторяет слово «ремесло»))

  • Почему автор сгущает краски? (холодом веет от этих сравнений, нет одухотворенности, нет гармонии, вдохновения)

  • Как вы думаете, почему Сальери уничтожает свои произведения? (высокая требовательность). А что думаете вы? (в его музыке нет чувств, он далек от жизни, его произведения бесполезны. Он вознагражден, эти произведения начинают нравиться публике)

  • На музыкальном небосклоне появилась новая звезда – Моцарт.

(Слайд 7)

  • Каков смысл антитезы «Моцарт - Сальери»? Размышления Сальери прерывает Моцарт. Первые реплики Моцарта. Меняется ли тональность произведения, ритмика, знаки препинания, авторские ремарки? (восклицательная интонация, короткие предложения, многоточие. Моцарт взволнован, удивлен, хохочет, иронично говорит о своем таланте («божество мое проголодалось»)) Как это характеризует Моцарта? (живой, подвижный, эмоциональный, жизнелюбивый)

  • Что развеселило его? (встреча со скрипачом, который пародирует его произведения)

  • Сальери гневается. Он не расположен к шуткам, скрипач играет не его музыку, нелюбовь к пародиям. Почему? (его творчество - своеобразная подделка под настоящее искусство. Г. Свиридов писал: «Слепой скрипач играет «из Моцарта». Невозможно представить, чтобы он, слепой – т. е. играющий по слуху! – играл «из Сальери». Музыка Сальери не носится в воздухе, она остается на бумаге, она не летит, мелодия его не крылата, она – не мелодия, она лишь тема, звуковой ряд»)

  • В чем обвиняет Сальери Моцарта? (в праздности) Прав ли Сальери? (обвинения напрасны, он любит жизнь, наслаждается ей, любит своего сына, не прошел мимо скрипача. Для Моцарта необходимо общение с людьми. Все чувства, которые дарит ему жизнь, воплощает в музыке)

  • О каком музыкальном произведении идет речь? (Реквием – музыкальное произведение, посвященное памяти усопших. (Моцарт, Верди, Берлиоз, Сальери, Брамс) (слайд 8 )

  • Какие чувства вызвало это произведение? (мир человеческих страданий)

  • Обрывается жизнь веселого, жизнерадостного, влюбленного человека. Какой образ в монологе Моцарта неотделим от Реквиема? Почему появление черного человека так тревожит Моцарта? (Черный человек у Пушкина – символ смерти. Моцарт чувствует близость смерти, подсознательно понимая, что написал реквием самому себе)

  • Моцарт не успел дописать это произведение (дописал ученик). Пушкин, несомненно, знал об этом. Почему в трагедии мы слышим законченное произведение? (Моцарт гибнет, но то, чему была посвящена жизнь, создано. Это произведение – победа над временем. Гений торжествует)

  • Реквием был тайно заказан графом Вальзинг – Штуппах, который решил выдать за свое произведение. Почему Пушкин ничего не говорит о финансовой стороне этого вопроса, все знали, что Моцарт был бедным человеком? (Моцарта не интересовала материальная сторона. Он, как истинный художник, руководствуется чувствами).


  • Почему Сальери плачет? (настоящее искусство проникает в самые потаенные уголки человеческого сердца и вызывает ответный отклик).

  • Что должен был понять Сальери, познакомившись с Моцартом? (он видит, как творит настоящий художник, даже самая фантастическая сила воли не может заменить талант. Талант либо есть, либо его нет).

  • Почему Сальери не хочет это понять? Вспомните его детские годы:

«Науки, чуждые музыке, были/ Постылы мне; упрямо и надменно/ От них отрекся я…

В душе ребенка рядом с таким чувством, как любовь к искусству, появляется надменность»

(Надменный – самонадеянный человек, высокомерный)

  • Что разовьется из этого черного зернышка? (гордыня)

  • Для чего ему нужна музыка? (достичь особое положение среди людей, поставить себя над ними)

  • Почему слово «убить» в устах Сальери Пушкин заменил «остановить» («я избран, чтоб его остановить…» Кто его выбрал?) Можно ли убийство оправдать высокой целью? (решил исправить волю Всевышнего, незаслуженно, на его взгляд одарившего Моцарта талантом, посчитал себя исполнителем высшей воли. Он верит в это, подавил свой восторг перед Моцартом)

- В чем видит цель жизни Сальери: в служению избранному делу или в честолюбии?

- Как относится к себе и к другим? Честно, открыто или затаится, скрыв от людей
неспособность воплотить себя в деле, превратив свою жизнь в непрерывный процесс
самооправдания. Еще не поздно пересмотреть планы. Чрезмерная гордость Сальери
заставила воспротивиться этому.

Для него искусство - способ поддержания амбиций в своих и чужих глазах. Самолюбивый до крайности, он решает завоевать общественное призвание любым путем. Все тревожнее чувство дисгармонии. Вместо того чтобы искать корень бед в себе, он ищет его других. Чем несчастнее такой человек, тем агрессивнее его стремление выместить на других свои беды. Сальери до появления Моцарта морально готов выл убить любого, кто подозрителен для него.

Путь индивидуалиста:

В душе его рождается зависть (самолюбие – надменность – агрессивность - зависть- убийство). Он понимает унизительность этого чувства, но ничего не может поделать.

- Как Сальери объясняет зависть к таланту Моцарта?
«Кто скажет...», «я избран, чтоб его (не убить) остановить»

Завистливость в природе индивидуалиста, хотя до встречи с Моцартом Сальери мог контролировать свои чувства. Завистник - индивидуалист чувствует свой долг в том, чтобы оборвать творчество и жизнь талантливого композитора. Таков мрачный итог самооправдания Сальери.


  • «Гений и злодейство – две вещи несовместные?» Почему?

  • Гений – в древнегреческой мифологии – дух – покровитель человека, олицетворение добрых сил. Гений созидает. Не всякого одаренного человека можно назвать гением.

  • Произведение заканчивается вопросом. Кому Сальери задает вопрос? (прежде всего себе)

  • На что обрек себя Сальери? Почему? (страдания, спутал подвиг и преступление. Он разрушил себя. Совершив преступление, он не обретает счастья, понимает, что обречен на бесславие).

  • - Как развивается действие пьесы? (чтение диалога)

  • Моцарт хочет уйти, Сальери заставляет исполнить сочинение. Произведение Моцарта восхищает Сальери, но душа его остается равнодушной. Моцарт встревожен. Сальери спокоен. Даже фраза «гений и злодейство - две вещи не совместные» не останавливают Сальери. Понимание содеянного придет к нему только после преступления, только тогда придет душевное очищение. Рядом с Моцартом не друг, а каменный гость.

Запись выводов.

ВЫВОД: Гибель выдающийся личности есть покушение на счастье всех людей. Но трагична судьба и убийцы, человека незаурядного. Гордыня помешала ему оценить свои способности. Противоречия межу идеалом творческого труда и подражательством ремесленника усилили агрессивность Сальери. Духовный конец его наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В одной маленькой трагедии содержатся две больших.

Музыка Моцарта останется, а вместе с ней и сам Моцарт.

  • Какие сокровенные мысли Пушкин доверил героям? Какова роль художника в жизни людей? (о сущности творчества. Нельзя искусство отрывать от жизни. Во время работы над «Маленькими трагедиями» Пушкину запретили печатать «Медного всадника», предлагают внести поправки в произведение «Борис Годунов», установлен полицейский надзор. Но даже в этих обстоятельствах он сохранил веру в общечеловеческие ценности, добро, в любовь, красоту. Он считал, что человек «глубже внешних представлений о нем, шире той роли, которую предлагают ему обстоятельства». Человек бесконечен в своих добрых возможностях. Когда человек забывает, что он сын вечности, часть Вселенной, им овладевают ложные страсти, подчиняется далеко не совершенным законам, обрекая себя и окружающих на страдания)


Домашнее задание.

Какие жизненные уроки дает нам изучение классики?» (на примере трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»)

Прочитайте трагедию «Каменный гость». Какое предостережение прозвучало в этой пьесе?


5



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее