Методическая разработка для педагогов-дошкольников.
Тема «Метод наглядно-образного моделирования как средство развития музыкального слуха дошкольников».
Итак, что же такое моделирование и с чем его едят? Моделирование- это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений. Ну да, всем нам знакомо это «страшное» слово еще со школьной скамьи. Но при чем же здесь музыкальное развитие, зададитесь вопросом вы? Как и все точные дисциплины, музыка тоже является точной наукой. Музыкант не задумывается о формальной основе музыкального искусства, которая зафиксирована в музыкальной грамоте. То, что действительно в музыке является строгим правилом, складывалось столетиями. И все это для традиционного музыканта некая данность, фундамент, который в повседневной практике не требует постоянного внимания и анализа. Мы сначала слышим, потом задумываемся над услышанным, и только музыкант способен передать либо объяснить при помощи каких методов и средств это воплощено.
Физика является важной частью музыки. Смотрите, слушая музыку, мы можем услышать отдельные звуки, напоминающие нам какие-либо явления окружающей нас действительности: треск, стук, шелест, течение вод, пение птиц, звук ветра- и еще много -много разнообразных звуков. Благодаря огромному количеству музыкальных инструментов, музыканты могут воплотить в жизнь любые звуки: от природных до человеческого голоса, от звуков неживой природы до звуков живой. Именно поэтому, музыка способна смоделировать любое явление нашей жизни, а жанры музыки (песня, танец, марш) настолько разнообразны, что помогают передать любое явление/настроение от музыканта к слушателю.
С таким же успехом, можно провести параллель музыки с химией. Не секрет, что чрезмерно громкий звук способен разбить стекло, вибрация низких частот может незначительно передвигать по ровной поверхности предметы. А что говорить о терапевтической составляющей музыкального искусства? Здесь, в качестве примера, мы можем обозначить и лечение музыкой, и коррекцию нарушений речи (нонсенс, но человек с логоневрозом не заикается во время пения), развитие речи, голоса, и то, какое разное влияние на человека оказывает разнохарактерная музыка: одна- бодрит, другая способствует умиротворению и засыпанию, третья- вызывает страх, мурашки или слезы.
Предлагаемый мной метод моделирования заключается в следующем. Дети прослушивают музыкальные фрагменты или звуки природы на фоне музыки, и выкладывают при помощи пособия некую модель, соответствующую услышанному фрагменту. В пособии основным элементом является «поле» и «дерево». Дети моделируют на поле картинку, располагая по своему усмотрению (вокруг, на, за, выше, ниже, рядом с деревом) любые элементы пособия, подходящие по смыслу. Например, мы слушаем «искрящуюся» музыку со звуками вьюги. Дети тут же определяют, что это снег, ищут снежинки, сугробы, тучки, снегирей и выкладывают их по смыслу вокруг дерева: снежинки летят из тучки, внизу располагают сугроб, на веточках дерева размещают птичек. Как показала практика, детям достаточно дать краткую инструкцию перед прослушиванием: «Сейчас мы послушаем фрагмент музыки. Вы внимательно подумаете, и выберете те фигурки, которые будут нужны для описания этой музыки». Текст может быть любым, главное, четко и коротко обозначить детям задачу.
Таким образом, мы развиваем у детей слух и речь (мы же обсуждаем, исправляем ошибки друг друга, если они есть, описываем услышанное). А достаточно простая цепочка действий «Слышу- вижу- делаю» в игровой и занимательной форме решает сразу несколько задач. Это дидактическая игра и, одновременно, самостоятельный метод развития музыкальных способностей дошкольников.
Музыкальные фрагменты подбираются любые на усмотрение педагога. Я в своем пособии использую тему «Окружающий мир».