Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Литературно-музыкальная композиция:
"Свеча горела.." (Б.Л. Пастернак)
Подготовила и провела:
Кузнецова Ирина Юрьевна,
преподаватель русского языка
и литературы
г. Новокузнецк, 2015 г.
Пояснительная записка
Цель: развитие интереса к личности и творчеству Б. Пастернака.
Задачи:
образовательные:
познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Пастернака;
отметить своеобразие поэтического мира Б. Пастернака.
развивающие:
развивать речь обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;
способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;
способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;
способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.
воспитательные:
воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;
воспитывать духовно-нравственную культуру студентов.
Актуальность. Писатель Борис Пастернак – крупнейший поэт ХХ века, «талант исключительного своеобразия», как сказал о нем М. Горький.
10 февраля исполняется 126 лет со дня рождения Б.Пастернака. Он родился и жил в эпоху великих преобразований, переворотов, революций. Он пережил царя, временное правительство, три революции, две мировые войны… Все это не могло не отразиться на его поэзии.
«На протяжении жизни поэт проходит несколько творческих циклов, проделывает несколько витков вверх по спирали постижения природы, общества, духовного мира индивидуума. И вместо с ним тот же путь проходит читатель, чтобы понять поэта… Но уже сейчас очевидно и доказано, что наследие Пастернака входит в сокровищницу русской и мировой культуры ХХ века», - говорил Лев Озеров.
Говорить о пастернаковской судьбе невозможно, не затвердив наизусть его слова из автобиографической повести «Охранная грамота»: «Я не пишу своей биографии. Я к ней обращаюсь, когда того требует чужая… настоящего жизнеописания заслуживает только герой, но история поэта в этом виде просто непредставима».
Сценарий мероприятия
На экране – слайд с портретом Бориса Пастернака.
Звучит стихотворение «Снег идет» Б.Пастернака. 4 мин.
Выходят друг за другом «чтецы».(Звучит фонограмма– Шопен «Баллада№1»)
Учащиеся читают стихотворения наизусть. Стихотворение «Пью горечь тубероз….» Стихотворение “Сон”
Стихотворение “Рояль дрожащий”
Стихотворение “Лодка колотится”
Стихотворение “Здесь прошелся загадки таинственный ноготь”
Стихотворение «Не поправить дня усильями»
ВЕДУЩИЙ.
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Эти строки Бориса Пастернака как нельзя лучше отражают суть его жизни, жизни художника, жертвой прочертившего путь к славе и величию.
Выходят «биографы» (ведущие).
Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 года в Москве. Здесь прошла вся его жизнь. Он любил Москву, многократно изображал ее в стихах и прозе.
И отец, и мать поэта, были людьми исключительно одаренными. Отец, Леонид Осипович Пастернак, один из первых русских художников-импрессионистов, друг Льва Толстого, создатель классических иллюстраций к роману “Воскресение”, был академиком, профессором Училища живописи, ваяния и зодчества.
Мать была выдающейся пианисткой. Ее игру сравнивали с игрой Листа и Рубинштейна. Лев Николаевич Толстой в Москве и в Ясной Поляне со слезами на глазах слушал в ее исполнении Баха, Генделя, Шопена.
(Звучит «Фантазия-экспромт» Шопена)
Будущий поэт в детстве рисовал и писал красками. Его отец был уверен, что сын может стать хорошим профессиональным живописцем. Однако в 13 лет Борис навсегда оставил изобразительное искусство. Его поглотила музыка.
По выражению самого Пастернака, ”музыкально лепетать” он начал раньше, чем “лепетать литературно”. Учась в гимназии, Борис Пастернак брал уроки у профессоров консерватории. За 6 лет упорных занятий он достиг столь многого, что все близкие были убеждены: он станет композитором.
Пастернак показал 2 свои прелюдии и сонату Скрябину – своему божеству, кумиру русской публики начала века – и заслужил полное одобрение. Скрябин уверял, что Пастернаку предстоит сказать в музыке свое слово. Глубоко потрясенный, Пастернак вышел от Скрябина.
(Звучит «Прелюдия №1 С- dur» Скрябина)
Но Пастернака удручало отсутствие у него абсолютного слуха, этой редкой способности указывать высоту любой произвольно взятой ноты. И Пастернак навсегда оставил мечту о музыке как профессии. Такова была норма его творческого и бытового поведения на протяжении всей его жизни. Он безжалостно отбрасывал несомненные достижения во имя устремленности к новым целям. Он оставил музыку оправданно для себя, неожиданно и огорчительно для окружающих. В его жизнь решительно входила поэзия.
Стихотворение «Февраль! Достать чернил и плакать…»
Стихотворение «Я клавишей стаю кормил…»
(Звучит «Ноктюрн e-moll» Шопена)
Однако на пути к поэзии эта одаренная натура пережила еще один могучий искус- искус философией. В 1908г, окончив с золотой медалью гимназию, Пастернак поступил на философское отделение историко - филологического факультета Московского университета, которое окончил в 1913г. Здесь Пастернак изучал философию и историю религии, античную философию и литературу, высшую математику и физику.
На философском отделении Московского университета выше всех направлений ценилась Марбургская философская школа. Марбург-это маленький университетский городок в центре Германии. Туда на летний семестр съезжались студенты со всей Европы. На весну и лето 1912г., на летний семестр туда отправился Пастернак.
Пастернак с обычным рвением и энтузиазмом погрузился в занятия. Его исключительная одаренность проявилась и здесь. Но вскоре почувствовал, что не философия его подлинное призвание, а поэзия. Подчинение субъективным ассоциациям помогло Пастернаку создать поэзию необычную, похожую на саму жизнь.
(Романс «Ветер» («Я кончился, а ты жива…»)
Стихотворение «Я дал разъехаться домашним»
Стихотворение « Иней»
Стихотворение «О, ангел…»
Судьба поэта стала для Пастернака итогом долгих исканий. В одном из своих стихотворений Борис Пастернак говорит о трагическом жребии русского поэта.
…Актер собирался играть в театре, а увидел себя вдруг участником трагедии жизни. Вот это пророческое
стихотворение 1932 года: «О, знал бы я, что так бывает…»
(Звучит фонограмма – Шопен «Этюд№11»)
Взволнованно, как большие события своей собственной жизни, переживал Пастернак все, что творилось в природе - все ее оттепели, закаты, дожди и снега,- и радовался им бесконечно.
И даже когда наступала «глухая пора листопада» и вся окрестность покрывалась унылою изморозью или когда снег идет густой-густой - он встречал эту пору как незаслуженный подарок судьбы.
(Песня Никитина «Снег идет» на стихи Пастернака)
Весна в Переделкине обычно начинается тем, что из лесу к речке, к запруде пробивает себе дорогу ручей. Для поэта это самый праздничный праздник. Он любил весну.
Стихотворение «Весна в лесу»
(Звучит фонограмма – Шопен «Ноктюрн Es-dur»)
Важнейшая тема в лирике Бориса Пастернака - тема любви.
Стихотворение «Любить иных…»
Стихотворение «Не плачь…»
(Звучит «Ноктюрн e-moll» Шопена)
С молодых лет Борис Пастернак писал прозу. Еще зимой 1917-1918 года поэт принялся за роман, в центре которого должна была быть революционная эпоха; с замыслом этим он уже не расставался. Роман «Доктор Живаго» создавался в послевоенные годы. Работа над романом началась в середине 1945 года.
Через год, в августе-сентябре 1946 года, были приняты три постановления руководства компартии под скромным названием «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Эти постановления были направлены против всех людей искусства. Одним из объектов травли стал Пастернак.
В газетах против него выдвигались такие обвинения, которые обычно предшествовали аресту. Он писал своей сестре, что «ходит по лезвию ножа». Но, как обычно, он держался необыкновенно мужественно, с полным сознанием своей правоты.
Стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»
(Звучит «Прелюдия №3 G- dur» Скрябина)
Роман «Доктор Живаго» был закончен в конце 1955 года, но редакция журнала «Новый мир» отвергла его, увидев в романе искаженное изображение революции.
Смысл существования главного героя романа отражается не столько в действиях и поступках, сколько в стихах, которые составляют органическую часть романа. Наделив своего героя поэтическим даром, Пастернак отдал ему самое дорогое из того, чем сам обладал. В стихах Юрия Живаго торжествует жизнь, они - о самом сокровенном.
Стихотворение «Гамлет»
Стихотворение «Август»
Стихотворение «Мело, мело…»
Четыре попытки опубликовать роман в Москве не увенчались успехом. Пастернак передал свой роман итальянскому издателю Фельтринелли. В 1957г. «Доктор Живаго» вышел в свет на итальянском и русском языках.
Через год, 23 октября 1958 г., Пастернаку была присуждена самая высокая в мире награда в области литературы - Нобелевская премия: «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы»- гласила формулировка Нобелевского комитета. Пастернак был удостоен этой премии вторым среди русских писателей; первым был Иван Бунин.
(Звучит «Прелюдия e-moll» Шопена)
Не публикация сама по себе, а именно присуждение Нобелевской премии вызвало злобную травлю великого писателя со стороны руководства государства, некоторых литераторов и обыкновенных обывателей. Никто из тех, кто яростно клеймил Пастернака, роман не читал и в глаза не видел. Пастернак был исключен из Союза писателей, и под угрозой высылки из СССР, в беспокойстве о жизни близких он отказался от Нобелевской премии.
Стихотворение «Нобелевская премия»
Травля писателя привела к тому, что Борис Леонидович Пастернак заболел раком. Умер Пастернак в Переделкине, там же и похоронен.
(Звучит фонограмма – песня Александра Галича «Памяти Бориса Пастернака»)
(Звучит фонограмма – Альбинони «Адажио»-фоном)
На похоронах Пастернака собралось множество народа. Было много иностранных корреспондентов, переодетых чекистов.
Конечно, это была скорбь, но какая-то просветленная. После похорон у могилы до самой ночи молодые люди читали стихи Пастернака.
Борис Пастернак стал в мире самым знаменитым русским поэтом 20-го века. Он верил, что «силу подлости и злобы одолеет дух добра», он «весь мир заставил плакать над красой земли» своей.