Сценарий
«И мир идёт к тебе на встречу»
Слайд 1 (титульный)
1. Ведущий 1. Всем нам с детства знакомо «звонкое имя» - Александр Сергеевич Пушкин. Так на вопрос «Кто ваш поэт?» В строенье ль каменном, в избушке, Один у русского ответ - Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин».
Чем дальше он от нас по рождению, тем ближе к нам и современнее. Не одно поколение постигло ту простую истину, что русский человек неотделим от Пушкина во всей своей жизни. «Il faut que j’arrange ma maison (Мне надо привести в порядок мой дом)», — сказал умирающий Пушкин. Через два дня его дом стал святыней для его Родины, и более полной, более лучезарной победы свет не видел. Вся эпоха стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы, члены высочайшего двора, министры, аншефы и неаншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в картотеках и именных указателях пушкинских изданий. Он победил и время и пространство. Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое. В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин, или: здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно. Слайд 2
Сохранить память о нём – наш долг. За два века необыкновенно много написано о поэте. В символической книге под названием «Пушкиниана» огромное количество страниц: это научные исследования и воспоминания, лирические стихотворения и эссе, письма, романы, драматические произведения. Листая эту книгу, мы слышим голоса друзей и недругов поэта, его горячих поклонников и холодных наблюдателей. Владимир Одоевский сказал: «Пушкина читает и ребёнок на коленях матери, и учёный в кабинете. Его знает вся Россия!» Мы открываем эту книгу сегодня, в юбилейный месяц 220-летия Александра Сергеевича Пушкина. Здравствуй Пушкин!
2. Слайд 3. Ролик с песней «Здравствуй, Пушкин».
3. Слайд 4 с мерцающей свечой.
Ведущий 2. Горит, горит печальная свеча,
И каплет воск с нее, как кровь, горячий.
И притаился вечер, замолчав,
Часы умолкли, – и нельзя иначе.
Ведь Пушкин пишет! Медлит чуть рука,
И пляшут тени на стене неясно.
Он пишет так, что каждая строка —
Как искра, не умеющая гаснуть.
Назло глупцам, лакеям, палачам,
Чтоб тронам царским не было покоя,
Горит, горит мятежная свеча,
Зажженная бессмертною рукою.
И не погаснет в сумрачной ночи
Огонь, хранимый столькими сердцами.
Из каждой искры пушкинской свечи
В людских умах крылато вспыхнет пламя.
И если вдруг из пушкинских начал,
Из строк в глаза прольется море света,
То знайте, так всегда горит свеча —
Частица вечного огня души поэта! (Пушкинская свеча О. Лебедушкина)
4. Песня «Свеча горела на столе…» (в исп. Ирины Сказиной) на фоне слайда:
Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. Как летом роем мошкара летит на пламя, Слетались хлопья со двора к оконной раме. Метель лепила на стекле кружки и стрелы, Свеча горела на столе, свеча горела. На озаренный потолок ложились тени. Скрещенье рук, скрещенье ног, судьбы скрещенье И падали два башмачка со стуком на пол, И воск слезами с ночника на платье капал, И все терялось в нежной мгле, седой и белой. Свеча горела на столе, свеча горела. На свечку дуло из угла. И жар соблазна Вздымал как ангел два крыла крестообразно. Мело весь месяц в феврале и то и дело Свеча горела на столе, свеча горела. Свеча горела на столе, свеча горела.
5. Слайд 5.
Ведущий 1. На фоне заканчивающейся музыки читаю: Великий Пушкин писал. А свеча всё горела. Свеча… В ней всегда какая-то тайна, какая-то загадка, что-то величественное… и вечное… Свеча – от слова «свет», своеобразный символ жизни. А воск, стекающий слезами, измеряет время и поэтических вдохновений, и любовных встреч… Свеча… Она горела и в летнюю ночь в доме Пушкина в Петербурге, и в зимний вечер в Михайловском, и в осеннюю ночь в Болдино. Мы зажигаем свечу сегодня, чтобы помнить, восхищаться, удивляться, радоваться, грустить… Зажечь свечи на столах гостей.
6. Слайд 6.
Ведущий 2. Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь писал: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез 200 лет». Николай Гоголь тяжело переживал смерть наставника и друга, выглядел невероятно удрученным, долго не мог возобновить работу над «Мертвыми душами», сюжет которых подсказал ему сам Пушкин, горько тосковал по поэту. «Ты знаешь, как я люблю свою мать; но если б я потерял даже ее, я не мог бы быть так огорчен, как теперь: Пушкин в этом мире не существует больше», — писал Гоголь своему другу Александру Данилевскому.
7. Ведущий 1: Кажется, нет такого поэта XX века, кто хотя бы раз не побеседовал бы с Пушкиным. В день памяти поэта пусть прозвучат «Избранные» строки стихотворений, посвящённых Александру Сергеевичу Пушкину.
Чтец 1-й:
Анна Ахматова:
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..
Чтец 2-й:
Булат Окуджава: У него ремесло первый сорт
и перо остро.
Он губаст и учен как черт,
и все ему просто: жил в Одессе, бывал в Крыму,
ездил в карете,
деньги в долг давали ему
до самой смерти. Очень вежливы и тихи,
делами замученные,
жандармы его стихи
на память заучивали! Даже царь приглашал его в дом,
желая при этом
потрепаться о том о сем
с таким поэтом.
Чтец 3-й:
С. Есенин: Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой. Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Чтец 4-й:
В.В. Маяковский:
Я люблю вас,
но живого,
а не мумию.
Навели
хрестоматийный глянец.
Вы
по-моему́
при жизни
— думаю —
тоже бушевали.
Африканец!
Сукин сын Дантес!
Великосветский шкода.
Мы б его спросили:
— А ваши кто родители?
Чем вы занимались
до 17-го года? —
Только этого Дантеса бы и видели.
Чтец 5-й:(можно взять не всё стих-ние)
Бахтиёр Ирмухамедов:
Запомнив чудное мгновенье,
Ты описал его в стихах,
И потому не знаешь тленья,
Хотя давно истлел твой прах.
Любил ты искренно и нежно
И жил, чтоб мыслить и страдать,
И вел в грядущее мятежно
Свою рифмованную рать.
Ты был владыкой всякой темы
И сам являлся ей канвой;
На зависть все твои поэмы
И донжуанский список твой.
И закружились в дивном танце
Руслан, Людмила, Черномор
И русский дух, и иностранцы,
И быль, и сказочный фольклор,
И образ призрачный Заремы,
И силуэт минувших грёз,
И Пугачевские проблемы,
И верной Лариной вопрос,
И шамаханская царица,
И кот ученый на цепи,
И устрашенная орлица,
И табор в сумрачной степи,
И Годуновские терзанья,
И медный всадник у Невы,
И обреченные признанья,
И гарь украинской травы,
И дамы пиковой ухмылка,
И выстрел Сильвио, и пир
Чумной, и взор арапа пылкий,
И вспять отправленный кумир,
И вновь разбитое корыто,
И мгла ночная на холмах,
И роковая страсть джигита,
И гул времен на письменах,
И казус домика в Коломне,
И руд сибирских глубина,
И те, кого уже не помнят,
И те, о ком поет страна,
И Моцарт, будто убиенный,
И нравы западных славян,
И рыцарь, скряга незабвенный,
И поп, и царь, и Дон Жуан,
И много разных персонажей,
Рожденных в Болдино и там,
Где все навеяно пропажей,
Что не доверено словам.
Шедевров было бы и больше,
Но объявился вдруг Дантес
И в свете стал себя топорщить
Как предводителя повес.
Но удалось тебе красиво,
Наперекор шальной судьбе,
На радость матушке-России
Воздвигнуть памятник себе.
Но не достиг твоей вершины
Никто до нынешней поры:
Ведь не придуманы аршины,
Чтобы постичь секрет горы,
На коей ты стоишь велико
И не страшишься бурь и гроз,
Как не боялся мести дикой
И прочих мелочных угроз.
Я повторю тебе простое,
Входя уверенно в твой клан:
Спасибо, брат, что удостоил
Своим присутствием землян.
8. Слайд 7. Клип «Цвет настроения Пушкин»
9. Слайд 8
Чтец 1-й Не надо делать из него святого,
Он не годится в образы икон.
Был, как известно, званья непростого,
Но оставался русским МУЖИКОМ.
Картёжник, вольница, гуляка, дуэлянт,
В котором нет ни капли фарисейства,
И вместе с тем – огромнейший талант,
Громадина словесности рассейской.
Чтец 2-й
В нём русская природа, русский дух,
Характер русский – всё слилось в едино.
И жар души в столетьях не потух,
Пьянит сердца и головы как вина.
Он нам явил глубины языка,
Раздвинул, распахнул его границы,
Благословенна каждая строка
Из уст его взлетевшая как птица.
Чтец 3-й
Богатство, гибкость, сила до поры
Дремали в языке и новой гранью
Сверкнули, когда Пушкин их открыл
И сделал нашим главным достояньем.
Никто покуда в мире тех высот,
Что Пушкин взял, достигнуть был не в силах,
А значит верно – Пушкин наше всё!
Есть Пушкин, значит – есть Россия! (И. Шептухин)
10. Слайд 9, 10
Чтец 2-й строки стихотворения Н. Доризо “Арина Родионовна”: Все было мудро предназначено судьбой:
И сказки, и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светелке теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И песня русская, старинная
Его, младенца, пеленала…
Когда я в бронзе вижу Пушкина,
Стоящего в плаще крылатом,
Живое личико старушкино
Всегда мне видится с ним рядом.
Трудилась, Господа не гневала,
Жила, как все… Вставала рано.
Но без нее, быть может, не было б
У нас Людмилы и Руслана.
Хотя о нас она не грезила,
Когда с хитринкой, по-крестьянски,
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки.
11. Слайды 11, 12.
Ведущий 1. «Это была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся серая, страстно любящая своего питомца»,- так говорили о ней друзья поэта. Няня была прекрасной рассказчицей, все в семье Пушкина повторяли ее меткие словечки. Слайд 13. Поэт очень любил ее сказочный мир, в котором были домовые, черти, ведьмы и Змей – Горыныч, повадки которых няня знала лучше всех. Пушкин пристраивался на лежанке, а Арина Родионовна подсаживалась поближе, и не спеша, певучим голосом заводила сказку. Когда было что-то новое интересное Пушкин открывал свою черновую тетрадь и в ней писал: «Некоторый царь решил жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор троих сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним сукном оденет, третья, что с первого года родит тридцать три богатыря. Царь женился на меньшой». Эта нянина байка в дальнейшем превратилась в «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». Так же появились произведения: «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке».
Слайд 14 (Отрывок о няне и из «Сказки о царе Салтане…»
Она была для него близким человеком. Возможно, если бы не няня, многие бы сегодня не знали невероятных историй о царе Салтане или золотом петушке. Он сумел заново открыть для себя детские сказки, беря их за основу уже своих произведений. В 1824 году Александр Пушкин отметит в письме: «Знаете ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». В них есть всё…
12. Слайд 15 Ролик о сказках поэта «В них есть всё…»
13. Слайд 16. Пушкин: Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
14. Чтец 3-й А кто он ей?
Не сын, не внук —
Дитя господское. И все же
Арина чуяла: барчук
Ее на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши,
Дай бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души.
Но этот был ее любовью.
И не к нему ли
Всяку ночь
Арина шла со сказкой сладкой? —
Весьма до сказок был охоч
Ее питомец ненаглядный.
Что сказки? —
Вымысел один.
Скорее, детям для острастки.
Но малолетний господин
В них видел более чем сказки.
А зорко око, чуткий слух
Не зря даны ему природой —
Он понимал:
Там русский дух!
Там Русью пахнет! И свободой.
Хоть до свободы путь далек,
Но сказки правду говорили.
И добру молодцу намек
Уже звучал в устах Арины.
Сама не ведая о том,
Она урок ему давала.
Простым крестьянским языком
Саму Россию диктовала!
Любовью сердца своего
Купель бессмертную согрела,
И душу певчую его
Оберегала, как умела.
Могла бы век ему служить
Когда б судьба не разделила…
Ведь в целом мире, может быть,
Она одна его любила. (Т. Веселова «Арина».)
15. Арина Родионовна (стоя на коленях, молится перед иконой):
Ты, Боже, поделил мир на господ и крепостных. Нам положено повиноваться господам своим. А мои господа – люди добрые, благородные, и жаловаться мне на них не за что. Боже, будь добр к ним, дай им всякого счастья! И еще молю тебя – побереги моих деток, которые живут тоже с хорошими людьми, но все же без матери. Дай Бог им здоровья и здоровья их воспитательницам! Прости меня, грешную… (Крестится.) О, может, грех великий в том, Господи, что сильнее детей своих люблю Сашеньку. Но ведь и он тянется ко мне более, чем к матери. А мать строга к нему. Господи, не знает она душу свово сынишки – душу большую, красивую. Не замечает она, что душой своей перерос он всех нас. Все понимает больше нас, все чует сердечком своим. И потому, верно, Господи, одинокий он. Прости, Господи, Надежду Осиповну, ибо не со зла так она к сыну относится, а по невразумению. Вразуми ее, Господи! (Крестится.)
16. Новелла «Подруга дней моих суровых…» (обыграть по ролям)
Пушкин: Мама, расскажи сказку!
Няня: Экой ты неуимчивый, Александр Сергеевич!
Пушкин: Ну нянюшка…
Няня: Да, небось, всё уж переслушал: и о царе Салтане, и о мёртвой царевне и семи богатырях. О Кощее бессмертном разве? Нет, забыла я о Кощее бессмертном. Память старушечья вовсе никуда!
Пушкин: А про Марью Царевну ты мне вчера недосказала…
Няня: Нет, батюшка, вот это слушай-ка! Как на том ли окияне-море глубоком стоит остров зелен; как на том острову стоит дуб зелёный; от того дуба зелёного висит цепь золотая, по той цепи золотой ходит чёрный кот. Как чёрный кот во правую сторону идёт – весёлые песни заводит, как во левую сторону идёт – старые сказки сказывает.
Пушкин: Мама, послушай, как по-моему получается: У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том. И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит, Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит…
Няня: Красиво по-новому соединил!
Пушкин: Мамушка, а расскажи, как ты маленькая была.
Няня: Да что тут рассказывать, свет Александр Сергеевич? Отец мой был приёмышем у бездетного Петра Полуектова, он у него и вырос, семьёй обзавёлся, и я в том доме на свет появилась. А когда жена Петра умерла, он обвенчался с пасечницей Настасьей Филипьевной. Она вдовая была, да с детишками. Но семья получилась дружная. Настасья Филипьевна никого не разделяла и всем была и бабушкой, и нянькой. «По мне все ребята – как пчёлы, - говаривала она, - их и сам Бог не различит». Я её очень любила должно, потому и тебя люблю, батюшка.
Пушкин: Вот какая, мамушка, ты особенная у меня!
17. Ведущий 1-й: Но вдохновляла она не только «солнце русской поэзии». Благодаря ее рассказам у нас есть «Сказка о царе Берендее» Василия Андреевича Жуковского. А поэт Николай Языков посвятил Арине Родионовне два стихотворения: «К няне А. С. Пушкина» и «На смерть няни А. С. Пушкина»
С каким радушием — красою древних лет —
Ты набирала нам затейливый обед!
Сама и водку нам и брашна подавала,
И соты, и плоды, и вина уставляла
На милой тесноте старинного стола!
Ты занимала нас — добра и весела —
Про стародавних бар пленительным рассказом:
Мы удивлялися почтенным их проказам,
Мы верили тебе — и смех не прерывал
Твоих бесхитростных суждений и похвал;
Свободно говорил язык словоохотный,
И легкие часы летали беззаботно!
Черты Арины Родионовны можно найти в образах мамки Ксении («Борис Годунов»), мамки княгини («Русалка»), няни Егоровны («Дубровский») и, конечно, няни Татьяны Лариной («Евгений Онегин»).
18. Сцена из «Евгения Онегина»
Татьяна: Не спится няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне.
Няня: Что, Таня, что с тобой?
Татьяна: Мне скучно. Поговорим о старине.
Няня: О чём же, Таня? Я, бывало, Хранила в памяти немало Старинных былей, небылиц Про злых духов и про девиц; А нынче всё мне тёмно, Таня: Что знала, то забыла. Да Пришла худая череда! Зашибло…
Татьяна: Расскажи мне, няня, Про ваши старые года: Была ты влюблена тогда?
Няня: И полно, Таня! В эти лета Мы не слыхали про любовь, А то бы согнала со света Меня покойница свекровь.
Татьяна: Да как же ты венчалась, няня?
Няня: Так, видно, Бог велел. Мой Ваня Моложе был меня мой свет, А было мне тринадцать лет. Недели две ходила сваха К моей родне, и наконец Благословил меня отец. Я горько плакала со страха, Мне с плачем косу расплели Да с пеньем в церковь повели. И вот ввели в семью чужую… Да ты не слушаешь меня…
Татьяна: Ах, няня, няня, я тоскую, Мне тошно, миля моя: Я плакать, я рыдать готова!..
Няня: Дитя моё, ты нездорова; Господь, помилуй и спаси! Чего ты хочешь, попроси… Дай окроплю святой водою, Ты вся горишь…
Татьяна: Я не больна: Я…знаешь, няня, влюблена.
Няня: Дитя моё, господь с тобою!
19. Пушкин:
И няня девушку с мольбой Крестила дряхлою рукой. И между тем луна сияла И томным светом озаряла Татьяны бледные красы, И распущенные власы, И капли слёз, и на скамейке Пред героиней молодой, С платком на голове седой, Старушку в длинной телогрейке; И всё дремало в тишине При вдохновительной луне.
Няня (1): Складно вышло, барин.
Пушкин: А знаешь, как Татьянину няню зовут? Филипьевной! Мамушка! А ведь я с тебя написал! (Няня смущённо отмахивается) А хочешь, ещё про тебя почитаю? Слушай!
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...
20. Ведущий 1-й: Пётр Парфёнов – кучер Пушкиных в Михайловском рассказывал: «Любил ли Пушкин Арину-то Родионовну? Как же ещё любил-то, она у него тут вот и жила. И он всё с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит её глядеть: «здорова ли, мама», - он её всё мамой называл. А она ему, бывало, этак нараспев: «Батюшка, ты за что меня всё мамой зовёшь, какая я тебе мать?» - «Разумеется, ты мне мать: не то мать, что родила, а то, что своим молоком вскормила». И уж чуть старуха занеможет… он уж всё за ней».
21. Ведущий 2-й: Есть имена, как солнце! Имена – как музыка! Как яблони в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительном в любые времена.
Ведь это он пророчески сказал о себе: Нет, весь я не умру. Душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит…
Он, действительно бессмертен и современен в любые времена.
22. Слайд 17, 18 с рэпом «У Лукоморья дуб зелёный» (часть детского рэпа и часть молодёжного).
23. Ведущий 1-й: Как истинный гений Пушкин был наделен великим чувством любви – к жизни, к человечеству вообще и к каждому человеку, как особому и неповторимому. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть один особый – талант дружбы.
«Литературу состряпали мы, а Дружбу сотворил Бог, — говорил Пушкин».
Их было тридцать мальчиков. Они сдружились, полюбили своих учителей, полюбили свою лицейскую республику.
Иван Пущин вспоминал: «Я слышу: Александр Пушкин! – выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый, тоже несколько сконфуженный. Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать, как это очень часто бывает в те годы (каждому из нас было 12 лет)…»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен...
Александр Сергеевич в лирических зарисовках воссоздает облик своих друзей-лицеистов: Ивана Пущина, блестящего дипломата Горчакова, Дельвига, Кюхельбекера, отмечая индивидуальные черты каждого из них, напоминая детали лицейской жизни. Он вспоминает тех, кто, рискуя навлечь на себя неприятности, не предал его в трудный час, тех, кто осмелился посетить его, ссыльного поэта, в Михайловском: Пущина, Дельвига, Горчакова. -
Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей. Но надеждам поэта не суждено было сбыться. 19 октября следующего года они не смогли отпраздновать вместе: в результате восстания 1825 года пятеро декабристов были казнены, другие, среди которых были многие друзья Пушкина, отправлены в ссылку в Сибирь.
Уже друзей не досчитаться На перекличке. Чёрный год! Суровый год! И, может статься, Его уж близится черёд?
24. Слайд 20. Видео стих «К Чаадаеву» в музыке под кадры из фильма.
25. Ведущий 2-й: Жизнь Пушкина прервалась слишком рано, драматично, там на дуэли, там на Чёрной речке. Слайд 21 Видео песни Последняя дуэль
Домой, на Мойку, его привезли около шести вечера. К семи собрался консилиум врачей. Их приговор был единодушен: никакой надежды на спасение нет. В доме собрались друзья Пушкина.
Из письма Жуковского: «В это время собрались мы все, князь Вяземский, княгиня и я. Княгиня была с женою, которой состояние было невыносимо. Как привидение, иногда прокрадывалась она в ту горницу, где лежал умирающий муж. Он боялся, чтоб она к нему подходила, ибо не хотел, чтобы она могла приметить его страдания, кои с удивительным мужеством пересиливал, и всякий раз, когда она входила или только останавливалась у дверей, он чувствовал её присутствие.»
«Жена здесь,- говорил он.- Она безвинно терпит! В свете её заедят.
Одно мерило всех мерил,
Что он ей верил,
Верил свято.
И перед смертью говорил:
Она ни в чем не виновата.
Слайд 22 Видео - песня «Натали»
26. Ведущий 1-й: «Я был в тридцати сражениях,- говорил доктор Арендт,- я видел много умирающих, но мало видел подобного».
Из воспоминаний Владимира Ивановича Даля: «Ударило два часа пополудни, 29 января,- и в Пушкине оставалось жизни на три четверти часа… Пушкин открыл глаза и попросил мочёной морошки. Когда её принесли, он сказал внятно: «Позовите жену, пусть она меня покормит». Наталья Николаевна встала на колени у изголовья умирающего, поднесла ему ложечку-другую – и приникла лицом к челу мужа. Пушкин погладил её по голове и сказал :
«Ну ничего, слава Богу, всё хорошо».
Друзья, ближние молча окружили его изголовье… Он вдруг будто проснулся, быстро раскрыл глаза, лицо его прояснилось, и он тихо сказал: «Кончена жизнь!». «Тяжело дышать, давит»,- были последние слова его.
«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался! Пушкин! Наш поэт! Наша радость! Наша народная слава! Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина? К этой мысли нельзя привыкнуть!» - писал поэт В.Ф. Одоевский в день смерти А.С. Пушкина.
У гроба Пушкина побывало неслыханное количество людей – называют до 50 тысяч. Во время выноса тела поэта из церкви явились жандармы, полиция. Прах поэта по приказу царя тайком был перевезен в Святогорский монастырь под Псковом, где предан земле без всяких почестей. Но Пушкину уже было всё равно: для него началась новая жизнь – жизнь в бессмертии русской культуры.
27. Ведущий 2-й: Дорогие друзья! Подошла к концу наша встреча. Её хотелось бы закончить словами поэта:
К чему поэту пьедестал? Не вечен камень пьедестала. Суть в том, кем для России стал Кудрявый правнук Ганнибала. И на вопрос кто ваш поэт? В строенье ль, в каменной избушке, Один у русского ответ, - Он, улыбнувшись, скажет: Пушкин.