Лекция: «Тематизм музыкального образования по концепции Д. Б. Кабалевского».
1 – 8 классы
1 Класс
1 Четверть «Три кита» в музыке – песня – танец – марш
Тема 1четверти является не только исходной позицией, но и глубинным фундаментом всего курса музыкального обучения школьников. Опора на этот фундамент возможна и плодотворна благодаря тому, что личный жизненный опыт детей включает общение с этими сферами музыки. Также с первых уроков в 1 классе удается создать у детей обобщенное представление как о музыкальных особенностях песни – танца – марша, так и о многообразии их жизненных связях.
Благодаря этому из урока в урок школьники все больше убеждаются в том, какую важную роль играет музыка, в частности П – Т – М, в жизни человека, в жизни каждого школьника. Такая направленность занятий имеет важное воспитательное значение, способствует возникновению у школьников отношения к музыке как части их жизни. Задача педагога – сохранить, развить и углубить такое отношение к музыке и музыкальным занятиям на протяжении всех лет обучения.
Рассматривая три типа музыки как три характерные сферы музыкальной образности (а не лишь как простые жанры музыки, после знакомства с которыми, они перейдут к изучению более сложных). Восприняв и осознав характерные особенности, выразительно-изобразительные возможности каждого из типов музыки, школьники при встречах с крупными жанрами музыки глубже почувствуют образное содержание того или иного фрагмента из оперы, балета, симфонии, инструментального концерта и т.д., на восприятие песенных, танцевальных, маршевых интонаций, лежащих в его основе. При изучении данной темы происходит первоначальное накопление учащимися интонационно-слухового опыта: восприятие и осознание высоких и низких, легких и тяжелых, громких и тихих звучностей, быстрых и медленных темпов, коротких - длинных звуков и т.д.; учатся подбирать тембры инструментов для разной музыки. Восприятие данных сфер музыки подчинено постепенному накоплению знаний частного характера: о композиторах (Д.Б. Кабалевский, П.И.Чайковский, С.С. Прокофьев, Л.Бетховен), о составе исполнителей (солисты, хор, оркестр), о средствах выразительности (мелодия и сопровождение) и т.д.
Т.к. изучение темы проходит в процессе живого музицирования, сразу начинается работа над овладением учащимися элементарными исполнительскими вокально-хоровыми навыками (выработка кантилены, умения передать пульсацию, акценты, фразировку музыки в движениях – все это навыки, работа над которыми помогает углубить восприятие трех сфер музыки, подчеркнуть в собственном исполнении характерные особенности плавной песни, четкого марша, ритмически острого танца.
Данная работа не только позволяет школьникам эмоционально откликнуться на музыку, но и воспитывает умение размышлять о ней и выразительно ее исполнять.
Эта тема раскрывается, развивается и закрепляется на протяжении всех уроков четверти. В соответствии с этим педагогу важно осознать функцию каждого урока четверти.
2 – четверть «О чем говорит музыка»
Данная тема – новый этап в развитии музыкальной культуры школьников. На протяжении всей четверти музыка своими специфическими средствами помогает учащимся глубже и тоньше почувствовать жизнь, познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы и т.д.
Содержание 2-ой четверти несет в себе большие воспитательные возможности. Изучая эту тему необходимо стремиться к выявлению взаимосвязей музыки и жизни, что будет развивать в детях способность к сопереживанию, поможет выработать чувства уважения, к человеку, ощутить интерес к его внутреннему миру, помогут стать внимательнее и добрее к людям, будут способствовать росту самосознания школьников.
Педагогу необходимо иметь в виду, что эстетическая сторона проблема соотношения в музыки выразительности и изобразительности важна для понимания специфики музыки в развитии музыкального восприятия шк-в.
Известно, что в основе содержания музыки – выражение внутреннего мира человека, следовательно, на каждом уроке необходимо целенаправленно формировать способность учащихся воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе.
Такой подход к развитию муз. восприятия шк-в принципиально отличен от существующей в муз. педагогике тенденции акцентировать внимание на изобразительной стороне музыке и уже от изобразительности, как якобы наиболее доступного детям качества музыки, вести его в дальнейшем к осознанию ее выразительности.
Аргументируя это тем, что у мл. шк-в превалирует конкретно-образное мышление, и восприятие музыки также носит конкретно-образный характер, поэтому им легче понять и представить себе, что может изобразить музыка, а не то, что она может выразить. Такой путь приобщения детей к музыки вступает в противоречие с неизобразительной спецификой музыкального искусства.
Установка педагога на изобразительное, «живописное» слышание музыки приводит к воспитанию не слушателя, а «зрителя» и в ребенке не развивается способность воспринимать музыку как интонационно-образную речь, обращенную прежде всего к сердцу, сознанию и душе человека. Зрительные, живописные ассоциации, которые часто может породить в человеке музыки, и его жизненные ассоциации – это не одно и то же. Следует раскрыть шк-м сущность процесса восприятия музыки и возникновения различного рода ассоциаций. Когда ребенок начинает фантазировать под музыку, рисовать в своем воображении какие-то картины, педагогу необходимо обратить внимание на то, что, даже рисуя образы, например, природы композитор стремится выразить ощущения человека, воспринимающего внешний мир. Эмоционально-смысловое содержание музыки может рождать в нас какие-то свои ассоциации, мысли, чувства, воспоминания, иногда и зрительные образы. Но не следует путать: есть сама музыка, а есть то, что эта музыка рождает в нашем воображении. При этом восприятие музыки не отрывается от реальной жизненной основы, жизненных ассоциаций, а направляется по верному руслу: учащиеся приучаются слышать в музыке, прежде всего чувства, мысли, настроение, характер человека, убеждается, что при всем разнообразии жизненных явлений, которые способна отобразить музыка, главное, что стремится передать композитор, - это состояние человеческой души. Такой акцент на психологическом, нравственном содержании музыки, как показывает опыт, благотворно сказывается на дальнейшем развитии культуры музыкального восприятия школьников.
Во 2-й четверти 1 класса начинается целенаправленное формирование ведущего умения – воспринимать музыку как искусство выражения, в котором изобразительные детали играют в большинстве случаев лишь подчиненную роль.
В соответствии с этим происходит, пока неосознанное восприятие выразительных возможностей разных элементов музыкальной речи: ощущение мажора и минора связывается с контрастом между настроением человека и картинами природы; обращается внимание на движение мелодии в связи с выразительностью и изобразительностью музыки, на ускорение метрической пульсации или замедление ее в связи с изменение настроения музыки.
Работа над исполнительскими навыками подчинена основной задаче: способствовать научению детей в собственном исполнении – будь то хоровое пение, игра на музыкальных инструментах или движения (пластическое интонирование) - выражать различные характеры, настроение, чувства, передавать изобразительные детали. Этому способствует работа над навыками: плавным звуковедением, осознанным взятием дыхания, умением удержать его на протяжении всей фразы в плавной, протяжного склада музыке, дикционной ясностью, легкостью звуковедения в песнях игрового характера. В музыкально-ритмическом движении осваивается умение передать изменения темпа (ускорение, замедление) и динамики пульсации. Все это помогает школьникам в процессе музицирования, а не умозрительно усвоить те выразительные и изобразительные возможности музыки, о которых идет речь в данной теме.
Раскрытие темы 2-ой четверти идет на основе восприятия ими эмоционально-смыслового содержания «трех китов», отсюда необходимым условием подготовки к усвоению этой темы является закрепление темы 1-й четверти. Педагог проверяет, насколько прочно ребята усвоили все три типа музыки, насколько легко и свободно они ориентируются в разновидностях песен, танцев и маршей.
В конце четверти необходимо дать возможность детям почувствовать свой рост и как исполнителей музыки: как они научились петь, выражать настроение музыки движением, играть на простых музыкальных инструментах и т.д.
3-я четверть - Куда ведут нас «Три кита»
Рассматривая эту тему, ребята постепенно, шаг за шагом знакомятся с фрагментами из произведений крупной формы (опера, балет, симфония, инструментальных концерт). Это является необходимым этапом подготовки к осмыслению таких понятий, как «песенность, танцевальность, маршевость» во 2-м классе, «музыкальный образ и «музыкальная драматургия» в 6-м классе.
Благодаря введению первоклассников в широкие области музыки их восприятие песни, танца и марша переходит на новую, более высокую ступень: школьники слышат интонации песни в симфонии, в инструментальном концерте и следят за ее развитием, обогащением.
Центральным произведением, помогающим раскрыть тему четверти, станет опера. Знакомство с персонажами происходит в различных формах музыкально-практической деятельности: поют отдельные темы, исполняют в ансамбле с учителем, раскрывают содержание музыки движениями и даже разыгрывают сценки. Т.е. ребята становятся действующими лицами операми, воспринимая само действие как реальность. Такое практическое знакомство с оперой имеет большое значение в музыкальном развитии школьников, т.к. они можно сказать впервые пробуют свои силы как исполнители пусть маленьких, но настоящих партий оперных персонажей. Для более эмоционального и осознанного усвоения всех партий большое значение приобретает применение графической записи. Это может стать подготовительным этапом в развитии музыкальной грамотности. Графическая запись наглядно помогает ощущению пульсации, фразировки, акцентов, ритмического рисунка музыки.
Помимо получения общего представления о специфики оперного, балетного и симфонического жанров школьники в связи с темой усваивают ряд частных знаний (о голосах певцов и об отдельных инструментах симф. оркестра), накапливают тот необходимый музыкально-слуховой опыт, на основе которого построено осознание в последней четверти 1 класса различных средств выразительности.
Знакомство с музыкой более сложных форм, с контрастными музыкальными образами дает важную нравственную проблему Добра и Зла. Участвуя в исполнении фрагментов выбранных произведений, вникая во взаимоотношения действующих лиц, сопереживая их чувствам и поступкам, ребята задумываются над тем, что в музыке, как и в жизни, добро борется со злом, и мы всегда ждем победы добра. Это способствует созданию у детей более ясного представления о связях музыки с жизнью.
Последние уроки четверти посвящены повторению. Учителю следует использовать дополнительный незнакомый детям материал, например, фрагмент из 4-й части 7-я симфония С.С. Прокофьева где будет звучать танцевальная, песенная и маршевая музыки. Слушая ее уч-ся попытаются определить, в какую «муз. страну» привели их жанры. И самостоятельно сделают вывод, что в симфонии можно встретить всех «3-х китов», но музыку никто не поет, не танцует, не марширует – ее играет симфонический оркестр.
4-я четверть – Что такое музыкальная речь
Эта четверть – своеобразное обобщение всего первого года обучения. Перед школьниками ставится задача – на основе некоторых представлений о различных элементах музыкальной речи воспринять и осмыслить их выразительное значение. На первом плане находится важнейшая проблема соотношения в музыке содержания и формы. Вслушиваясь в музыкальную речь различных произведений, ребята размышляют о том, чем обусловлено своеобразие содержания музыкальных образов.
Большое внимание педагогу следует уделять анализу музыкальных сочинений, для того, чтобы уч-ся не только почувствовали эмоциональный характер музыки, но и попытались объяснить, по каким признакам они отличают разновидности песен, танцев, маршей, т.е. осознали характерные особенности трех сфер музыки. Необходимо постоянно сопоставлять, сравнивать муз. произведения друг с другом, связывая музыку с жизненными ситуациями, тем самым активизируя внимание школьников, будить их мысль делать процесс познания музыкального искусства увлекательным, захватывающим.
Важно, чтобы в процессе занятий содержание муз. произв. раскрывалось в единстве с формой (в самом широком смысле слова) как организацией всех муз. ср-тв, элементов муз. речи – мелодии, гармонии, метра, ритма, лада, тембра, регистра, фактуры, темпа, динамики, исполнительских штрихов и т.д. В этой четверти уч-ся усваивают такие понятия как «темп», 2ритмический рисунок», «тембр», но введение их необходимо включать постепенно, осторожно, лишь на основе приобретенного музыкально-слухового опыта школьников.
Данная тема является важным этапом обобщения проблемы: композитор – исполнитель – слушатель, которая возникла перед уч-ся на первом же уроке и достигнет своей кульминации в конце начального обучения. В рамках темы ребята, по сути, касаются интонационной природы музыки, размышляя над тем, какими средствами удалось композитору отобразить то или иное жизненное явление и что было бы, если бы он использовал другие средства выразительности. В решении данной проблемы поможет прием «разрушения». Изменение используемых композитором элементов музыкальной речи сразу же влияет на музыкальный образ в целом. Это поможет школьникам лучше осознать значение того средства выразительности, которое подверглось изменению. Содержание 4-й четверти построено на подобных музыкальных «превращениях», что придает усвоению темы проблемный характер.
Наряду с осознанием таких средств выразительности как тембр динамика, темп, ритм, регистр, школьники в данной четверти обобщают свои муз. впечатления и, в какой-то мере, знания о композиторах (П.Чайковский, Л. Бетховен, С. Прокофьев), о различных областях, жанрах музыки (о различных видах песен, танцев, маршей об опере, балете, симфонии, инструм. концерте, симфон. сказке, инструм. пьесе), о всевозможных приемах исполнения музыки в соответствие с ее содержанием.
4-я четверть является своеобразным подготовительным этапом к усвоению тех знаний и умений, которые составят содержание последующего года обучения. Тема четверти дает возможность «начать приучать ребят к тому, чтобы звучание той или иной исполняемой мелодии ассоциировалось в их сознании с внешним рисунком записи ее на доске – на нотном стане». Это будет способствовать более осознанному овладению темы 2 кл. «Интонация». На основе имеющегося музыкального опыта, ребята получают первые представления о простейших типах построения музыкальных произведений, которое будет расширяться и углубляться во 2 кл. в связи с осознанием понятия «интонация» и «интонационное развитие» и подойдут к определению формы произведения.
Также происходит «забегание вперед» и к первой четверти 2 кл., когда им предлагается характер музыки (пес-ный, тан-ный, марш-вый), пока не употребляя эти термины.
Важным этапом в музыкальном развитии школьников является знакомство с крупным симф. произведением – Сказкой С.С. Прокофьева «Петя и волк», которое позволяет решить в комплексе многие воспитательные и обучающие задачи.
Учащихся необходимо подвести к осознанию художественного своеобразия музыки, и главное, к пониманию и ощущению того, «что музыка - важная часть самой жизни» (Д.Б. Кабалевский). «Ребенок должен знать, - писал В.А. Сухомлинский, - что мелодия, интонация, лад, ритм, гармония отражают окружающую нас действительность – природу, мир человеческих чувств, историю, будущее человечества».
Заключительный урок года – урок-концерт, где ребята продемонстрируют свое отношение к музыкальному искусству (чувство интереса, уважения и любви к музыке и т.д.), умения и навыки, напевать несложные мелодии, выражать в движениях ее настроение покажут, насколько глубоко усвоены темы 1 кл., как они научились воспринимать содержание музыки, осознают и отражают в исполнении те или иные элементы муз. языка, а главное – какими они стали слушателями и исполнителями.
Возможно, 1-ки впервые в жизни, в приподнятой атмосфере живого общения со слушателями на практике убедятся в том, что музыка открывает сердца людей и окрыляет их ум, помогает многое узнать, пережить и почувствовать, иногда даже то, что нельзя выразить словами.