КРАЕВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ
(из опыта работы)
Любить Отечество велят природа, Бог.
А знать его – вот честь, достоинство и долг.
Владимир Раевский.
Эти блестящие строки были избраны в качестве девиза для основанного в 1820 году известным литератором, впоследствии художником Павлом Петровичем Свиньиным журнала "Отечественные записки". Но как актуальны эти слова сегодня, в наше время. Когда, чего греха таить, мы в суете будней забываем то, о чем забывать права не имеем - о прошлом: героическом и трагическом, легендарном и прекрасном.
На современном этапе развития общего и среднего образования особую актуальность приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи обучения с жизнью, позволяет осуществить социокультурологический подход к воспитанию.
Русская педагогическая мысль еще в 19 веке почувствовала насущную необходимость изучения отечественной истории, культуры, литературы. Так Евгений Алексеевич Звягинцев обосновал метод "локализации" - широкого использования местного материала на всех этапах обучения и воспитания при изучении различных предметов. Старая школа не приняла этой методики.
История неумолима, и на современном этапе развития общества мы пришли к выводу, что без воспитания любви к Родине, без знаний по истории, культуре своего народа нет цивилизованного будущего.
Над включением краеведения в преподавание учебных дисциплин я работаю около 20-ти лет. За это время у меня сложился определенный алгоритм внедрения регионального компонента в учебно-воспитательный процесс. На первом этапе это была «Программа по народоведению». Она предполагала углубленное изучение основ традиционной русской культуры и при этом устанавливалась взаимосвязь с другими предметами школьного курса.
Сейчас это методическая работа по краеведению (в частности по литературе, русскому языку и развитию речи). Она состоит из следующих разделов:
поэты и писатели Ивановской области;
классики русской литературы и наш регион;
поэты, писатели и художники Заволжского края.
В своей работе я опиралась, в первую очередь, на программу курса "Литературное краеведение", составленную Васильевой Н.В. и Моисеевой Е.В., а также на краеведческий материал, касающийся непосредственно нашего района.
Очень важно знать выдающиеся имена области в целом, но не менее важно, на мой взгляд, знать известных, талантливых людей своего города, деревни, села.
В процессе знакомства с культурой родного края учащиеся открывают для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой они живут, как разнообразна культурная жизнь в краю их отцов, дедов.
В своей практике я использую уроки разных типов, как традиционные, так и интегрированные. Но больше всего меня привлекает интеграция. Несомненно, что интегрированные уроки дают большую возможность для привлечения краеведческого материала. Благодаря таким урокам в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, связанная с привычной для них средой (деревня, город), где они получают первые жизненные впечатления.
На уроках литературы я использую как элементы краеведения, включая для сравнения или сопоставления при изучении определённой темы краеведческий материал, так и провожу уроки полностью на местном материале.
Уроки внеклассного чтения с использованием местного материала имеют много общего с обычными занятиями литературой. Небольшие художественные произведения читаем в классе, например, басни, стихи и рассказы для детей В.П. Кужлевой. Крупные тексты учащиеся предварительно читают дома. Например, прозу В. Шумилина. К беседе школьники готовят пересказы понравившихся эпизодов, заучивают по собственному выбору отрывки из текста, составляют устные рассказы о полюбившихся героях. Обсуждение книги проходит обычно в форме живой беседы, сопровождаемой чтением законченных отрывков.
В ряде случаев чтение и разбор художественных произведений предваряются кратким знакомством учащихся с биографией писателя и с особенностями изображенной в рассказе или повести жизни. С интересом слушают школьники сообщение учителя о том, как было написано произведение, какие жизненные факты в нем отражены.
Возможны беседы по внеклассному чтению на месте описанных в книге событий. В этом случае художественный текст воспринимается особенно живо и остро.
В отдельных случаях прочитанные детьми произведения уместно обсудить в присутствии автора. Такой урок-беседа явится для школьников большим праздником. Ведь они видят и слышат писателя, разговаривают с ним о книге.
В отличие от читательской конференции с участием автора уроки внеклассного чтения обычно не требуют заранее подготовленных развернутых выступлений учащихся. Это именно живая беседа о прочитанном, помогающая участникам высказывать свои мысли о книге, описанных в ней событиях и людях.
Так интересно проходили встречи с местной поэтессой Кужлевой В.П., которая неоднократно выступала перед учениками школ, училища, вела переписку с целым рядом известных писателей и поэтов. Её стихи регулярно появлялись на страницах местной газеты «Авангард», печатались в центральных газетах и журналах, звучали по радио. К 80-летию поэтессы в школе проходил поэтический фестиваль- конкурс «Назло всем бедам», на котором присутствовали люди, хорошо знакомые с ней и её творчеством.
Обзорные темы дают возможность знакомить школьников с произведениями, созданными на местном материале и тематически близкими к названным в программе. Так, например, в обзоре литературы периоды Великой Отечественной войны рассказываю о деятельности писателей-земляков в это время, о ратных подвигах местных писателей, сражавшихся в партизанских отрядах и в регулярных частях Советской Армии: о Н. Майорове, М. Дудине, А. Лебедеве, В.Жукове.
Местный материал использую на уроках литературы в старших классах и при изучении художественных произведений. При этом возможны два основных пути его привлечения. Анализ художественного произведения может сопровождаться осмыслением местных жизненных фактов, лежащих в его основе. В другом случае местные факты привлекаются как жизненная аналогия изображённым писателем явлениям действительности.
В выпускном классе (9-ом, 11-ом) возможны специальные уроки, обобщающие представление школьников о литературе родного края. Тематика таких уроков будет различной. В числе возможных тем могут быть названы и такие: «Родная природа в изображении писателей-земляков», «Немало у нас поэтов, «хороших и разных», «Наш край в художественной литературе». «Молодое поколение поэтов нашего края» и др. С интересом школьники воспринимают сборники стихов молодых авторов «А я люблю свои места родные» и «Через порог тысячелетия».
От класса к классу с опорой на федеральную школьную программу происходит знакомство с творчеством местных писателей и поэтов. В каждом классе при изучении тем основной программы включается краеведческий материал.
5 класс
Темы основной программы | Краеведческий материал | |
1. Устное народное творчество. | Земля Ивановская и русский фольклор. | |
2. Русские народные сказки. | Сказки, написанные учениками нашей школы. | |
3.И.А.Крылов. Расцвет русской басни. | Басни, созданные Кужлевой В.П. Злободневность басен, отражение в них современной жизни. | |
4. Поэтический образ Родины. | Родная земля в лирике Заволжских поэтов. | |
5.Героическое прошлое России. | Стихи местных поэтов о войне. | |
4. Тема защиты природы в литературе нашего века. | Тема природы в творчестве местных поэтов. |
Проблема эстетического воспитания школьников - одна из основных. Научить детей понимать красоту окружающего мира, научить их мыслить художественными образами, понимать произведения искусства - одна из важных задач школы.
По-разному можно решить эту проблему. На мой взгляд, один из этих путей ее решения - это соприкосновение с творчеством художников, многие из которых известны не только у нас, но и за пределами области. Это Машаров С. В., Крылов В.В., Воскресенский A.M., Ярайкин Ю.М., Гусев Н. Л., Гусев А.Л., Пакалин Ю.М., Коренков Е.В., Минаев П.Н., Любимов А.Б., Бочков Е.В. и другие.
Их картины или репродукции я использую на уроках русского языка и развития речи, привлекая таким образом краеведческий материал. Это дает возможность не только познакомиться с полотнами художников, их биографиями, но и познать красоту родных мест через восприятие живописцев.
Помогает в работе и то, что в нашем небольшом провинциальной городке существует картинная галерея, где регулярно выставляются работы художников. В школьной библиотеке имеются прекрасные альбомы с репродукциями картин местных живописцев, их биографиями. Во многих кабинетах, коридорах школы висят картины, преподнесенные в дар любимой школе художниками, окончившими её. Такой богатый материал было бы непростительно не использовать на уроках.
Начиная с 5 по 9 класс при изучении определенных тем использую работы заволжских художников.
5 КЛАСС
Темы основной программы | Краеведческий материал |
Параграф15. «Художественный стиль». | Словесное рисование по одной из картин С.В.Машарова (по вариантам) «Вечер нареке». «Рожь». |
Параграф 18. Описание. Упр.№169 Сочинение - миниатюра по картине И.И.Шишкина «Зима» | Сочинение - миниатюра по картине С.В.Машарова «Зима». Какой мы видим лес на репродукции картины И.И.Шишкина «Зима» и на картине С.В.Машарова «Зима»? |
Повторение. Упр.№268. Рассмотрите на вклейке репродукцию картины И.И.Шишкина «Ручей в лесу». Какие эпитеты вы употребили в описании ручья, изображенного художником? | Рассмотрите картину С.В.Машарова «Голубой ключик». Какие эпитеты при описании голубого ключика вы используете? |
«Все мы очень много говорим о воспитании патриотизма, - писал М.И.Калинин, - но ведь это воспитание начинается с углубленного познания своей родины». Облик знакомых мест, отраженный в сознании и чувствах ребенка, постепенно вырастает в цельный образ родины.
Занятия краеведением способствуют лучшему пониманию связей между литературой и жизнью, прививают вкус к художественному слову. Преподаватель Солигалического педучилища Костромской области Л.М. Белорусов, много лет отдавший краеведческой работе, пишет: «Я неизменно наблюдал, как после привлечения на уроках краеведческого материала лица учащихся сразу же оживляются, а пробудившийся интерес учащихся - это уже залог успеха в нашей работе».
Таким образом, краеведческий материал в системе и традиционных, и интегрированных уроков способствует решению общих проблем гуманизации и гуманитаризации образования. Основная задача, которая реализуется в процесс преподавания краеведения - осознание учащимися региональной культуры, умение целостно воспринимать знаки этой культуры.