Консультация для родителей на тему:
«От природы музыкален каждый».
М. Глинка, П. Чайковский, В. Моцарт, Л. Бетховен….
Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов – композиторов? Природа? Родители? Педагоги?
Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын учёного, повзрослев, станет учёным, а сын писателя – писателем?
Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребёнок пошёл в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространённая формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.
Однако всё в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребёнок учёного становится скрипачом, а врача – писателем. И объясняется это окружением, в котором растёт малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что и его отец, то причина этого, прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружён в мир волшебных звуков.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.
Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность. Музыка детства – хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:
Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.
Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи – не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.
Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить. Чем активнее общение Вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.
Дети от природы наделены яркими способностями, но взрослым нужно как можно раньше создать благоприятные условия для их развития.
Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, несчастья, страдания другого человека, совесть заставит его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка. Если Вы хотите, чтобы сердце Вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь вместе с ним!
Возможно, некоторые советы помогут Вам и Вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.
Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое.
Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке от самого начала до самого его завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду. Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство новое настроение, возможно прежде в жизни никогда неиспытанное.
На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слушания слухом за звуками ещё не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения. Это может быть вокальная музыка или инструментальная. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи.
Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.
В инструментальной музыке нет слов. Но от этого она не становится менее интересной. Какие только жизненные и сказочные ситуации не отображены в этой музыке. Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребёнка.
Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушать уже знакомые произведения, тем они с каждым разом всё больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь точно различать нужную хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими.
Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребёнка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех. Большим праздником в жизни ребёнка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера звонка, где живёт музыка, создаёт особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, перед концертом, или оперным спектаклем очень хорошо дать представление о музыке, которая звучит. Чтобы понять произведение, узнать о нём и его авторе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы – либретто, ведь знать и понимать, о чём поют артисты очень важно.
Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Всё это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.