Дж.Г.Байрон - «властитель дум» целого поколения 7 класс
Цели: познакомить с творчеством английского поэта, посвятившим свою жизнь, свой поэтический дар защите угнетенных, обездоленных и униженных; учить определять тему, идею, нравственную направленность произведения.
Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа, работа в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть песни «Честная бедность» Р. Бернса.
III. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы поговорим о жизни известного английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона, и определим главную тему его творчества и рассмотрим неразрывную связь произведений поэта с его трагической судьбой.
В поэзии Байрона нашел свое яркое воплощение художественный метод – романтизм.
Вспомним основные признаки этого метода:
Романтизм – это художественный метод в искусстве, в котором творец не копирует действительность, а преображает её в соответствии с индивидуальным представлением о мире, собственным мировоззрением. Романтизм противоположен реализму.
Посмотрите на репродукции картин немецкого художника Каспар Давид Фридриха «Странник над морем тумана» (1818 г.) и русского художника Алексея Корзухина «Девочка» (1877 г.).
Работа в группах (биография художников, особенности стилей):
Думаю, вы без труда определите какая из картин выполнена в романтическом стиле, а какая в реалистическом?
БИОГРАФИЯ КАСПАРА ДАВИДА ФРИДРИХА
Каспар Давид Фридрих родился в семье мыловара. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат.
В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене.
После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене.
Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом.
Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество.
ТВОРЧЕСТВО
Каспар Давид Фридрих представлял собой художника-пейзажиста романтического направления. По его словам, его пейзажи
« … не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев….но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов».
С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце.
В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией.
Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене.
Корзухин, Алексей Иванович - художник-жанрист (1835 - 1894). Учился в Академии Художеств; получил малую золотую медаль за картину: "Пьяный отец семейства". В 1863 году, вместе с несколькими своими товарищами, не пожелавшими работать на заданную конкурсную тему, вышел из академии и участвовал в образовании петербургской артели художников, деятельным членом которой оставался до самого ее распадения. За картину "Поминки на деревенском кладбище" получил звание художника 1 степени, за "Возвращение отца семейства с ярмарки" - звание академика. В своих произведениях Корзухин с знанием народного быта передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия.
Заполнить таблицу:
Романтизм | Реализм |
1. Художник, название картины | |
2. Что деталями передает художник? | |
3. Какую задачу перед собой ставит художник? |
Русский художник всеми деталями передает нищету, убогость всей обстановки и внешнего облика девочки. Его задача обратить внимание на трагическое положение человека – ребенка в суровых и несправедливых общественно-социальных условиях.
Немецкий художник – романтик создает образ странника, который находится в поиске смысла жизни. Мир у его ног – это море тумана. Море, туман стали излюбленными образами романтизма.
Слово учителя: Синонимами романтизма стали слова: мечта, загадка, тайна, сомнение, разочарование. В период великих социальных потрясений человек, разочаровавшись в настоящем, мысленно обращается к будущему, мечтая о счастье для себя и окружающих.
Таким потрясением для людей стала сначала Великая Французская революция 1789 года, а потом Июльская Французская революция 1830 года.
Именно в этот период родился и жил Джордж Гордон Байрон, пожалуй, самый известный поэт-романтик, ставший символом мятежника, борца за свободу, воплотивший в своем творчестве идеалы целой эпохи.
Работа с биографией
В одном из стихотворений Байрон с предельной краткостью и выразительностью раскрыл существо своего недолгого и блистательного жизненного пути:
Кто драться не может за волю свою,
Чужую отстаивать может.
Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788–1824) родился в семье английского дворянина, в возрасте десяти лет унаследовал родовой титул Байронов, их поместье и скамью в палате лордов – аристократической палате британского парламента. Завершив образование в знаменитом Кембриджском университете, молодой лорд отправился в двухлетнее путешествие (он посетил Пиренейский полуостров и Балканы).
Англия, неоднократно выступавшая против революционной Франции и ввязавшаяся в многолетнюю войну с Наполеоном, в начале XIX века переживала жестокий кризис. В 10-х гг. с новой силой вспыхнули народные волнения, возродилось движение луддитов – разрушителей станков. Луддиты считали, что, уничтожая станки, машины на фабриках, они тем самым уничтожают источник всех их бед. Против луддитов были предприняты многочисленные репрессии, вплоть до принятия закона о смертной казни за порчу собственности фабриканта.
Первая речь Байрона в палате лордов была направлена на защиту луддитов. Непримиримость поэта, посвятившего свой дар защите идеалов Великой французской революции, которые предал «узурпатор» Наполеон, служению угнетенным, обездоленным и униженным, поддержка национально-освободительных движений в Европе, вызвала вполне естественную ненависть к нему со стороны правящих кругов Англии. Они подвергли поэта гнусной травле. Поэт покинул Англию; он жил сначала в Швейцарии (1816), затем – в Италии (1817–1823). В одном из стихотворений Байрон с предельной краткостью и выразительностью раскрыл существо своего недолгого и блистательного жизненного пути:
Кто драться не может за волю свою,
Чужую отстаивать может.
В Италии Байрон принял непосредственное участие в движении карбонариев и тяжело пережил его разгром. В 1823 г., снарядив на собственные средства военный корабль, он отплыл в Грецию, где шла национально-освободительная война против турецкого господства. Он стал одним из вождей восстания, но неожиданно заболел и умер от лихорадки в греческом городе Миссолунги 19 апреля 1824 г. Сердце Байрона было погребено в Греции, а тело захоронено в Англии в его родовом поместье.
Слово учителя: Прожив недолгую – всего 36 лет – жизнь, поэт оставил нам великолепные образцы интимной, философской, политической лирики, романтические и драматические поэмы, поэмы юмористические и сатирические, исторические трагедии, биографическую прозу, сатирико-нравоописательный роман в стихах «Дон Жуан», оставшийся, к сожалению, незавершенным. Байрон выступил с идеей непримиримой, хотя и трагической, борьбы против враждебной действительности. Эта революционная черта романтизма Байрона определила художественное новаторство его поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда», первые две песни которой были опубликованы в 1812 г. и принесли поэту международную известность.
Новаторский жанр «Паломничества…» – лиро-эпическая поэма – был развит в творчестве Пушкина, Лермонтова и других классиков мировой литературы.
3. Чтение стихотворения «Ты кончил жизни путь, герой!..»
4. Работа по анализу стихотворения.
– «Ты кончил жизни путь, герой!..» Как объяснить? (Герой пал в бою, но имя его не исчезло бесследно, только теперь «начнется слава», твой образ, твое мужество будут жить в песнях «родины святой», за свободу которой ты пал в бою.)
– Как понимать:
Отвагу мощную вдохнуть
Твой подвиг должен в нашу грудь?
(Народ, за свободу которого боролся герой, не забудет, «позабыть тебя не в силах». Его жизнь и борьба стали для него (народа) примером.
У Горького в «Песне о Соколе» есть такие строчки: «Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»)
Задание: комментарий 3-й строфы.
(Имя твое будет наводить страх на врага, девы будут петь песни о тебе, о доблестной смерти. И никто не будет лить слез, чтобы не оскорбить твой «славный прах».)
Задание: назвать героев сказок и былин, пушкинских и лермонтовских произведений, которые могут в других «отвагу мощную вдохнуть» и о которых можно сказать словами стихотворения Байрона. «И в песнях родины святой жить будет образ величавый».
Вывод. Тема борьбы и свободы волновала писателей и поэтов и русских, и зарубежных; они воспевали подвиги героев, не щадивших своих жизней, ради счастья других, и звали к борьбе, как некрасовский гражданин:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь…
Властитель дум
Выражение из стихотворения А.С. Пушкина "К морю" (1825), в котором поэт назвал "властителями дум"Наполеона и Байрона, В литературной речи оно применяется вообще к великим людям, деятельность которых оказала сильное влияние на умы их современников.
Синонимы:
божество, герой, идол, кумир, любимец
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Каспар Давид Фридрих родился в семье мыловара. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат. В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене. После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским. Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество. Каспар Давид Фридрих представлял собой художника-пейзажиста романтического направления. По его словам, его пейзажи « … не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев….но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов». С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце. В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками. Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. | Корзухин, Алексей Иванович - художник-жанрист (1835 - 1894). Учился в Академии Художеств; получил малую золотую медаль за картину: "Пьяный отец семейства". В 1863 году, вместе с несколькими своими товарищами, не пожелавшими работать на заданную конкурсную тему, вышел из академии и участвовал в образовании петербургской артели художников, деятельным членом которой оставался до самого ее распадения. За картину "Поминки на деревенском кладбище" получил звание художника 1 степени, за "Возвращение отца семейства с ярмарки" - звание академика. В своих произведениях Корзухин с знанием народного быта передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия. | |||||||
Заполнить таблицу:
| ||||||||
Каспар Давид Фридрих родился в семье мыловара. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат. В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене. После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским. Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество. Каспар Давид Фридрих представлял собой художника-пейзажиста романтического направления. По его словам, его пейзажи « … не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев….но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов». С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце. В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками. Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. | Корзухин, Алексей Иванович - художник-жанрист (1835 - 1894). Учился в Академии Художеств; получил малую золотую медаль за картину: "Пьяный отец семейства". В 1863 году, вместе с несколькими своими товарищами, не пожелавшими работать на заданную конкурсную тему, вышел из академии и участвовал в образовании петербургской артели художников, деятельным членом которой оставался до самого ее распадения. За картину "Поминки на деревенском кладбище" получил звание художника 1 степени, за "Возвращение отца семейства с ярмарки" - звание академика. В своих произведениях Корзухин с знанием народного быта передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия. | |||||||
Заполнить таблицу:
|
мечта
загадка
тайна
сомнение
разочарование
Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788–1824) родился в семье английского дворянина, в возрасте десяти лет унаследовал родовой титул Байронов, их поместье и скамью в палате лордов – аристократической палате британского парламента. Завершил образование в знаменитом Кембриджском университете. Англия, неоднократно выступавшая против революционной Франции и ввязавшаяся в многолетнюю войну с Наполеоном, в начале XIX века переживала жестокий кризис. В 10-х гг. с новой силой вспыхнули народные волнения, возродилось движение луддитов – разрушителей станков. Луддиты считали, что, уничтожая станки, машины на фабриках, они тем самым уничтожают источник всех их бед. Против луддитов были предприняты многочисленные репрессии, вплоть до принятия закона о смертной казни за порчу собственности фабриканта. Первая речь Байрона в палате лордов была направлена на защиту луддитов. Непримиримость поэта, посвятившего свой дар защите идеалов Великой французской революции, которые предал «узурпатор» Наполеон, служению угнетенным, обездоленным и униженным, поддержка национально-освободительных движений в Европе, вызвала вполне естественную ненависть к нему со стороны правящих кругов Англии. Они подвергли поэта гнусной травле. Поэт покинул Англию; он жил сначала в Швейцарии (1816), затем – в Италии (1817–1823). В 1823 г., снарядив на собственные средства военный корабль, он отплыл в Грецию, где шла национально-освободительная война против турецкого господства. Он стал одним из вождей восстания, но неожиданно заболел и умер от лихорадки в греческом городе Миссолунги 19 апреля 1824 г. Сердце Байрона было погребено в Греции, а тело захоронено в Англии в его родовом поместье.
| Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788–1824) родился в семье английского дворянина, в возрасте десяти лет унаследовал родовой титул Байронов, их поместье и скамью в палате лордов – аристократической палате британского парламента. Завершил образование в знаменитом Кембриджском университете. Англия, неоднократно выступавшая против революционной Франции и ввязавшаяся в многолетнюю войну с Наполеоном, в начале XIX века переживала жестокий кризис. В 10-х гг. с новой силой вспыхнули народные волнения, возродилось движение луддитов – разрушителей станков. Луддиты считали, что, уничтожая станки, машины на фабриках, они тем самым уничтожают источник всех их бед. Против луддитов были предприняты многочисленные репрессии, вплоть до принятия закона о смертной казни за порчу собственности фабриканта. Первая речь Байрона в палате лордов была направлена на защиту луддитов. Непримиримость поэта, посвятившего свой дар защите идеалов Великой французской революции, которые предал «узурпатор» Наполеон, служению угнетенным, обездоленным и униженным, поддержка национально-освободительных движений в Европе, вызвала вполне естественную ненависть к нему со стороны правящих кругов Англии. Они подвергли поэта гнусной травле. Поэт покинул Англию; он жил сначала в Швейцарии (1816), затем – в Италии (1817–1823). В 1823 г., снарядив на собственные средства военный корабль, он отплыл в Грецию, где шла национально-освободительная война против турецкого господства. Он стал одним из вождей восстания, но неожиданно заболел и умер от лихорадки в греческом городе Миссолунги 19 апреля 1824 г. Сердце Байрона было погребено в Греции, а тело захоронено в Англии в его родовом поместье.
|