В. Г. КОРОЛЕНКО
Тема урока: Внеклассное чтение.
Безграничная любовь писателя В.Г. Короленко к русскому народу
в рассказе «Река играет».
Целеполагание.
Цели:
1. Познакомиться
2. Научиться видеть
3. Закрепить умение анализировать
Познакомьтесь с биографической справкой о В.Г. Короленко. Короленко Владимир Галактионович (1853—1921), писатель. Родился 27 июля 1853 г. в Житомире в семье чиновника судебного ведомства. Детство и юность Короленко прошли в Житомире и Ровно. Окончив с серебряной медалью реальную гимназию, он в 1871 г. приехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Однако вскоре из-за недостатка средств вынужден был оставить учёбу и ради заработка стал раскрашивать ботанические атласы, выполнял чертёжные работы, занимался корректурой. В январе 1873 г. переехал в Москву и поступил в Петровскую академию на лесное отделение. В марте 1876 г. за участие в студенческих волнениях был исключён, арестован и выслан из Москвы. С тех пор вплоть до Февральской революции 1917 г. жизнь писателя состояла из череды арестов и ссылок.
Впервые Короленко выступил в печати в 1878 г. с газетной статьёй об уличном происшествии. В 1879 г. он пишет свой первый рассказ «Эпизоды из жизни „искателя”». Литературное наследие Короленко велико и многообразно. Писатель яркого и большого демократического дарования, он вошёл в историю русской литературы как автор многочисленных повестей, рассказов, художественных очерков, а также как критик и публицист. Пожалуй, самые известные произведения Короленко — повести «В дурном обществе» (1885 г.), «Слепой музыкант» (1886 г.), «Река играет» (1892 г.). Творчество Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм.В 1900 г. Владимир Галактионович стал почётным академиком по разряду изящной словесности. Но в 1902 г. он вместе с А. П. Чеховым отказался от этого звания в знак протеста против отмены академией выборов М. Горького. Писатель был горячим сторонником общественного предназначения литературы. После Октябрьской революции выступал против произвола и репрессий, творимых
большевиками. Владимир Галактионович Короленко умер от воспаления легких в Полтаве 25декабря 1921 года во время работы над четвертым томом большого автобиографического произведения «История моего современника».
Практическое задание.
Расставьте в хронологической последовательности важнейшие события жизни и творчества В.Г.Короленко.
Детство и юность писателя.
Почётный академик изящной словесности. Череда арестов и ссылок.
Учёба в Технологическом институте, затем в Петровской академии.
После Октябрьской революции. Первые произведения Короленко.
Основные мотивы творчества Короленко. Смерть писателя.
Размышляем.
Работа в парах. Перед вами афоризмы о счастье, обсудите их.
В жизни есть только несомненное счастье – жить для другого. (Л.Толстой)
Желание служить благу, должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…(А.П. Чехов)
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. (Платон)
Счастье не в счастье, а лишь в его достижении. (Ф.М. Достоевский)
За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком,
постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…. (А.П. Чехов)
Кто за счастье борется, к тому оно и клонится. (Русская народная пословица)
Где нет стремления к счастью, та нет и стремления вообще. (Блез Паскаль,
философ)
Как вы понимаете слова В.Г. Короленко: “Человек создан для счастья, как птица для полета”?
Согласны ли вы с такими выводами:
в своих произведениях Короленко учит не бояться жизни, принимать ее такой, какая она есть
не склонять голову перед трудностями
человек должен бороться, искать свое счастье, даже если рушится последняя надежда.
писатель верил, что такие люди есть мощь и сила России, ее надежда и опора и, конечно, ее свет.
Практическое задание. На основе очерка В.Бочкова «Образы и прототипы в русской литературе» из книги « Скажи, которая Татьяна?» составьте сообщение «Творческая история рассказа В.Г.Короленко «Река играет».
Анализ произведения.
Как характеризует рассказчика определение (обращение к нему Тюлина), закрепившееся как имя, — проходящий?
Чем заинтересовал его перевозчик Тюлин? Выпишите слова рассказчика и окружающих крестьян, характеризующие Тюлина.
Рассказчик Жители деревень
Перечитайте эпизод переправы через Ветлугу. Какие чувства испытывают к Тюлину Иванко, Евстигней и автор? Почему?
Положение действительно довольно критическое. Шест уходит вглубь, не маяча, то есть не доставая дна.
Тюлин, не обращая внимания на причитания Евстигнея, серьёзно смотрит на реку. Для него опасность — всех больше, потому что придётся непременно подымать паром против течения. Он видимо подтянулся, его взгляд становится разумнее, твёрже.
— Иванко, держи по плёсу! — командует он сыну.
Мальчишка на этот раз быстро исполняет приказ.
— Садись в гре́би, Евстигней!
— Да у тебя ещё есть ли гре́би-то? — сомневается тот.
— Поговори со мной!
На этот раз слова Тюлина звучат так твёрдо, что Евстигней покорно лезет с помоста и прилаживается к вёслам, которые оказываются лежащими на дне.
— Проходящий, лезь и ты… в тую ж фигуру.
Я сажусь «в тую ж фигуру», то есть прилаживаюсь к правому веслу так же, как Евстигней у левого. Команда нашего судна, таким образом, готова. Иванко, на лице которого совершенно исчезло выражение несколько гнусавой беспечности, смотрит на отца заискрившимися, внимательными глазами. Тюлин сует шест в воду и ободряет сына: «Держи, Иванко, не зевай мотри». На моё предложение — заменить мальчика у руля — он совершенно не обращает внимания. Очевидно, они полагаются друг на друга.
Паром начинает как-то вздрагивать… Вдруг шест Тюлина касается дна. Небольшой «огрудок» даёт возможность «пихаться» на расстоянии десятка сажен.— Вались на перевал, Иванко, вали-и́сь на перевал! — быстро сдавленным голосом командует Тюлин, ложась плечом на круглую головку шеста.Иванко, упираясь ногами, тянет руль на себя. Паром делает оборот, но вдруг рулевое весло взмахивает в воздухе, и Иванко падает на дно. Судно «рыскнуло», но через секунду Иванко, со страхом глядя на отца, сидит на месте.— Крепи́! — командует Тюлин.Иванко завязывает руль бечёвкой, паром окончательно «ложится на перевал», мы налегаем на весла. Тюлин могучим толчком подаёт паром наперерез течению, и через несколько мгновений мы ясно чувствуем ослабевший напор воды. Паром «ходом» подаётся кверху.Глаза Иванка сверкают от восторга. Евстигней смотрит на Тюлина с видимым уважением.— Эх, парень, — говорит он, мотая головой, — кабы на тебя да не винище — цены бы не было. Винище тебя обманыват… Когда при чтении рассказа было смешно и одновременно грустно?Рассмотрите иллюстрации к рассказу «Река играет».
Как мировосприятие рассказчика раскрывается через пейзажные описания, через его отношение к мужикам, к народной песне?
Практическое задание. Прочитайте выразительно пейзаж из рассказа.
Отметьте наиболее выразительные художественные приемы.
Ветлуга, очевидно, взыграла. Несколько дней назад шли сильные дожди: теперь из лесных дебрей выкатился па́водок, и вот река вздулась, заливая свои весёлые зелёные берега. Резвые струи бежали, толкались, кружились, свёртывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонку неслись клочья желтовато-белой пены. По берегам зелёный лопух, схваченный водою, тянулся из неё,
тревожно размахивая не потонувшими ещё верхушками, между тем как в нескольких шагах, на большой глубине, и лопух, и мать-мачеха, и вся зелёная братия стояли уже безропотно и тихо… Молодой ивняк, с зелёными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби. На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубнячок и ветлы. За ними тёмные ели рисовались зубчатою чертой; далее высились красивые осокори и величавые сосны. В одном месте, на вырубке, белели клади досок, свежие бревна и срубы, а в нескольких саженях от них торчала из воды верхушка затонувших перевозных мостков… И весь этот мирный пейзаж на моих глазах как будто оживал, переполняясь шорохом, плеском и звоном буйной реки. Плескались шаловливые струи на стрежне, звенела зыбь, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены, или, как её называют на Ветлуге, речного «цвету». И казалось мне, что всё это когда-то я уже видел, что всё это такое родное, близкое, знакомое: река с кудрявыми берегами, и простая сельская церковка над кручей, и шалаш, даже приглашение к пожертвованию на «колоколо господне», такими наивными каракулями глядевшее со столба…
Художественные приёмы Примеры.
Главный прием характеристики рассказчика — прием самораскрытия (внутренний монолог). Каковы его особенности? И я думал: отчего же это так тяжело было мне там, на озере, среди книжных народных разговоров, среди «умственных» мужиков и начётчиков, и так легко, так свободно на этой тихой реке, с этим стихийным, безалаберным, распущенным и вечно страждущим от похмельного недуга перевозчиком Тюлиным? Откуда это чувство тяготы и разочарования, с одной стороны, и облегчения — с другой? Отчего на меня, тоже книжного человека, от тех веет таким холодом и отчуждённостью, а этот кажется таким близким и так хорошо знакомым, как будто в самом деле. Всё это уж было когда-то. Но только не помню когда…Милый Тюлин, милая, весёлая, шаловливая взыгравшая Ветлуга! Где же это и когда я видел вас раньше?
Рефлексия. Как ответил Короленко на вопросы, поставленные им самим в заключительных строках рассказа?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческая мастерская
М. Горький писал: «…это любимый мой рассказ; я думаю, что он очень помог мне в понимании «русской души».
Напишите эссе «Тайна русской души».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Участвуем в проектах
Своеобразие «народных портретов» в творчестве В.Г. Короленко