Тема: Героическая тема в русской музыке
Класс: 7
Цель: Познакомить учащихся с образом защитника отечества в оперном жанре.
Задачи:
Осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи.
Закрепить понятия опера и базовые понятия этого жанра.
Формировать умение давать эмоционально- образную оценку произведениям и явлениям жизни.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть ее защитником.
Ход урока
1. Проверка д/з. Ребята на прошлом уроке мы с вами познакомились с понятиями музыкальных образов, давайте с вами повторим, а для этого отгадаем кроссворд.
Отгадывание кроссворда.
Музыка, предназначенная для игры не различных инструментах и делится на сольную, ансамблевую и оркестровую. Инструментальная
С итальянского языка переводится как песня на воде. Баркарола.
Торжественная песня. Гимн.
Музыка, предназначенная для исполнения голосом и тесно связана с поэтическим текстом. Вокальная.
Пение без слов. Вокализ.
Вид музыки. Жанр.
Один из жанров вокальной музыки, а также может быть и инструментальной. Песня.
Небольшое (камерное) вокальное произведение для голоса с инструментом. Романс.
Её называют душой музыки. Мелодия.
Из неё складывается музыкальная и разговорная речь, мелодия. Интонация.
То, о чём мы будем говорить на уроках в этом году. Это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Музыкальный образ.
- Хорошо.
2. Введение.
Учитель: О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. До наших дней дожили древние былины, воспитывающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражении.
Русские композиторы, художники, поэты постоянно обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины.
Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Почему?
Ответ учащихся:…
Учитель: С древних времен со всех концов на Русь нападали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. Тема нашего урока: Героическая тема в русской музыке (слайд 1)
Эпиграф к нашему уроку «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…»
Послушайте композицию Симфония №2 «Богатырская» А.П.Бородина
Какой характер в музыке, исполняемой гусляром?
Какие детали картины свидетельствуют о том, что на ней «звучит» музыка патриотического характера?
Учитель: Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, — кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема.
2. Актуализация.
Вспомните и назовите музыкальные произведения, посвященных теме защитников Родины.
Былины о русских богатырях.
С.С. Прокофьев кантата “Александр Невский”
Русские народные солдатские песни.
С.С. Прокофьев опера “Война и мир”.
Песни о полководцах воинах Отечественной войны 1812 год.
Д.Д. Шостакович “Симфония № 7”
Петровские канты.
А.П. Бородин “Князь Игорь”, Богатырская симфония”
М.И. Глинка опера “Иван Сусанин”.
Идея героической защиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве. Как же она отразилась в опере, прослушаем 2 произведения: 1) «Александр Невский» С.Прокофьев; 2) Опера «Князь Игорь» А.П.Бородина
3. Новый материал.
Сегодня мы будем говорить об оперном жанре, о закономерностях этого жанра. Ярким представителем этого жанра является опера М.И. Глинки “Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”). Прослушивание
М. Глинка – великий русский композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. Он является основателем русской классической музыки. Опера “Иван Сусанин” вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа.
В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.
Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества.
Идею оперы можно выразить строками известной думы “Иван Сусанин” К. Рылеева:
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело.
Предателя, мнили, во мне вы нашли?
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит!
4. Музыка оперы.
“Отечественная-героично-трагическая опера” – так сам композитор определил жанр своего сочинения, сквозной идеей которого является любовь к Отечеству.
Драматургия оперы основана на конфликте двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки. В опере трудный период в жизни русского народа – война с поляками.
Опера состоит из 4-х действий и эпилога. В Интродукции (вступлении) воплощена непреклонная воля русского народа к победе.
В 1-м действии оперы мирная жизнь.
2-е действие (образ врага). Действие происходит в замке польского короля Сигизмунда Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси.
В 3-м действии раскрывается основной конфликт оперы, впервые показано столкновение с врагами мужественного русского народа.
В 4-м действии драматизм усиливает Ваня, пытаясь разбудить спящих ополченцев, сообщает о приходе поляков.
Трагической кульминацией оперы является сцена в лесу и гибель Ивана Сусанина. В этом портрете главного героя оперы композитор умело использует жанр арии – молитвы, арии – песни. Эпилог оперы “Жизнь за царя” заканчивается хором “Славься”, он передает картину народного ликования. Тема хора сочетает в себе черты древних знаменитых распевов, мощь многоголосного пения, маршевые ритмы военных песен Отечественной войны 1812 года. Это слияние оркестра и хора. Ощущение великого праздника передают звуки оркестровых колоколов.
5. Закрепление нового материала и тестирование
Тест для самопроверки (Приложение 5).
1. Русский композитор, создавший оперу «Жизнь за царя»:
- П.И. Чайковский
- М.И. Глинка
- С.С. Прокофьев
2. Вид театрального искусства, где сценическое действие слито с вокальной и оркестровой музыкой:
- опера
- балет
- спектакль
3. Главный герой оперы М.И Глинки «Жизнь за царя»:
- Александр Невский
- Царь
- Иван Сусанин
4. Песня главного героя оперы:
- вокальное упражнение
- ария
- романс
5. Название оркестра, который сопровождает действие оперы:
- народный
- симфонический
- джазовый
6. Музыкальный жанр, в котором написано произведение «Александр Невский»:
- балет
- опера
- кантата
7. Композитор, создавший кантату «Александр Невский»:
- М.П. Мусоргский
- П.И. Чайковский
- М.И. Глинка или…Прокофьев (дописать)
8. Самый низкий мужской оперный голос:
- бас
- баритон
- тенор