(Слайд 1)
Тема: "Петербург Достоевского, вымышленный и реальный"
Цели урока:
Обучающие:
познакомить учащихся с картинами жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
помочь им увидеть за судьбами людей образ преступного города, преступного мира, в котором человеку «некуда идти»;
подготовить учащихся к осмыслению главного конфликта произведения – между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Развивающие:
формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;
формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать; умения работать в команде.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Вид урока: лекция с использованием мультимедийной презентации.
Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором».
Оборудование: портреты Ф.М. Достоевского (художники В.Г. Перов, С. Харламов), текст романа «Преступление и наказание»; мультимедийный проектор; иллюстрации к роману художника Д.А. Шмаринова, рабочая тетрадь по литературе, «Словарь литературоведческих терминов» (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев).
Оформление доски: портреты писателя, иллюстрации к роману, эпиграф, тема урока, план работы, словарь к теме.
(Слайд 2)
Эпиграф:
И царицей Авдотьей заклятый,
Достоевский и бесноватый,
Город в свой уходил туман.
Анна Ахматова. Поэма без героя
Ход урока.
(Слайд 3)
Имя великого русского писателя Ф.М. Достоевского стоит в ряду выдающихся имён не только русской, но и всей мировой литературы.
Поисками ответа на “жгучие вопросы жизни” пронизаны все его произведения. “В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всём, что он писал: это боль в человеке, который признаёт себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе”, – говорил о нём Н. Добролюбов.
Жизнь и творчество Фёдора Михайловича тесно связаны с Петербургом. “Петербург, не знаю почему,- писал он,- для меня всегда казался какой-то тайною”. И в эту тайну ему хотелось проникнуть, понять, как и чем живут жители громадного города.
(Слайд 4)
Петербург - удивительный город. Его часто называют Северной Венецией. Какой значительный след оставил он в нашей русской истории. Как сильно и многообразно повлиял на наше общество, на нашу жизнь. И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе. Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей. Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в произведениях классики.
Для Пушкина этот «град Петров», великолепный, величественный, - «краса и диво» северных стран. Немногие города мира могут сравниться величием с Петербургом!
В произведениях Н.В. Гоголя город как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.
Петербург Достоевского - это прежде всего город, связанный с трагическими судьбами его героев. Он теснит, давит человека, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Прекрасная панорама пушкинского города почти исчезает, сменяясь картиной лишений, отчаяния, страдания и безнадежного, бессмысленного преступления.
Для Достоевского Петербург – “самый умышленный и отвлеченный город в мире”. Наверное, вам известен тот факт, что Достоевский написал больше 30 произведений и в 20 из них присутствует Петербург. Иногда как фон, чаще как действующее лицо. Прозаическое, реальное у Достоевского всегда граничит с фантастическим.
Петербург предстает перед Достоевским прекрасным, романтическим городом. Но, как все романтики, Достоевский чувствует в нем оборотную, трагическую суть. Белые ночи добавляли к мистическому образу Петербурга дополнительные романтические краски. Ощущение Петербурга как города-фантома, города-призрака сохранится у Достоевского на всю жизнь.
Отправляемся вместе с Достоевским – по «срединным» улицам Петербурга XIX века.
(Слайд 5)
С января 1838 года, после поступления в Инженерное училище, Достоевский три года прожил в Михайловском замке, одном из самых угрюмых и мрачных из всех Петербургских зданий. В эти годы он пишет брату: “Мне кажется, мир принял значение отрицательное”.
(Слайд 6)
Еще не окончив училища, Достоевский поселился в доме Пряничникова на Владимирском проспекте. Здесь были написаны “Бедные люди”.
В это время писатель окончательно ощущает двойственность петербургского бытия. Город-мечта превратился город-призрак.
Достоевский в это время пишет: “Что, не приходило вам в голову, что в Петербурге угрюмые улицы? Мне кажется, это самый угрюмый город, какой только может быть на свете”.
Именно таким чаще всего мы видим Петербург в “Преступлении и наказании”.
(Слайд 7)
Вопрос. Что мы знаем об этой площади из романа “Преступление и наказание”?
Ученик. По Вознесенскому проспекту, через Исаакиевскую площадь и через Неву по Николаевскому мосту (ныне мост лейтенанта Шмидта) проходит путь Раскольникова на Васильевский остров. А также на Сенную площадь. Здесь в XVIII веке находился только сенной ряд. Затем был оборудован из деревянных бараков продовольственный рынок.
Для описания этих мест Достоевский не жалеет мрачных красок в своем романе:
“Совсем уже стемнело и погода переменилась, было сухо, но подымался скверный петербургский ветер, язвительный и острый, мне в спину, и взвивая кругом пыль и песок. Сколько угрюмых лиц простонародья, торопливо возвращавшихся в углы свои с работы и промыслов. У всякого своя угрюмая забота на лице и ни одной-то, может быть, воссоединяющей мысли в толпе!.. все врозь…”
И даже в описании самых красивых мест сквозит неприязнь: “Необъяснимым холодом веяло… всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была… эта пышная картина…”
(Слайд 8)
Часто переезжая, Достоевский предпочитает в основном два района – вокруг Владимирской площади и рядом с Сенной. Своих героев он расселяет поблизости.
Не исключение еще одна квартира Достоевского. Она располагается в доме Шиля на Вознесенском проспекте.
В этом доме были написаны “Белые ночи”, “Неточка Незванова”.
Его Раскольников сообщает: “Я живу в доме Шиля”. Но домов Шиля несколько. Условно принято считать домом Раскольникова тот, что под номером пять (это угол Гражданской и Пржевальского).
Но так как в XIX веке все доходные дома были похожи, домом Раскольникова можно считать любой из них.
Вопрос. Чем еще этот дом знаменателен?
Ученик. Именно здесь Федор Михайлович был арестован по делу петрашевцев. Из этого дома его увозят в Петропавловскую крепость.
(Слайд 9)
Здесь Достоевский провел целых восемь месяцев в одиночной камере. Отсюда он напишет брату: “… вечное думанье и одно только думанье, безо всяких внешних впечатлений, чтоб возрождать и поддерживать думу, - тяжело! Я весь как будто под воздушным насосом, из которого воздух вытягивают…”
Петербург у Достоевского приобретает все большую раздвоенность, единство города рассыпается, раздваивается, как сознание у его героя Раскольникова.
(Слайд 10)
В дом Алонкина Достоевский переехал после трагических событий в своей жизни: он потерял жену, брата, близкого друга – А. Григорьева.
Этот дом находится на Мещанской улице. Именно здесь Достоевский работал над романом “Преступление и наказание”, именно в этот дом к нему впервые пришла стенографистка Анна Григорьевна Сниткина, ставшая впоследствии его женой и верным другом на всю жизнь.
Основным населением Малой Мещанской были люди, принадлежавшие к мещанскому сословию: ремесленники, мелкие торговцы, бедные чиновники.
(Слайд 11)
Вернемся на Сенную площадь. Ее пересекает Садовая улица. Именно через Садовую шел Раскольников, отправляясь на преступление, когда решил пойти не обычным, высчитанным путем, а в обход. Он идет по Екатерининскому каналу (ныне канал Грибоедова), недалеко отсюда расположен и дом Алены Ивановны (№ 15 по Средней Подьяческой улице).
(Слайд 12)
Вопрос. Как представлен в творчестве Достоевского Вознесенский мост?
Ученик. Вознесенский мост соединяет Вознесенский проспект, который запечатлен почти во всех петербургских произведениях Достоевского. В маршруты Раскольникова Вознесенский проспект попадает часто. Именно здесь ему удается избавиться от украденных у старухи вещей.
Учитель. Но в романе встречаются и топографические несоответствия. Так сцена сумасшествия Екатерины Ивановны происходит недалеко от Вознесенского моста, а Достоевский пишет, что это рядом с домом Сони Мармеладовой. А ведь известно, что дом Сони был рядом с Екатерининским каналом.
Не случайно исследователи К.А. Кумпан и А.М. Конечный пишут: “Сложная картина нарушения реальной топографии Петербурга создает специфический образ города в романе: с одной стороны – город-двойник, отраженный как бы в кривом зеркале, где улицы и расстояния не соответствуют реальным, а дома героев и их местонахождение подвижны и неуловимы”.
Таким образом, Петербург у Достоевского уже никогда не бывает единым, гармоничным.
(Слайд 13)
В Кузнечном переулке под номером пять располагается дом Клинкострема. Здесь в квартире №10 Достоевский прожил последние годы жизни.
(Слайд 14)
А.Г. Достоевская так и осталась до конца своих дней хранительницей музея своего мужа, хранительницей его Петербурга.
(Слайд 15)
“Мне сто раз среди этого тумана задавалась странная, но навязчивая греза: “А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник…” (Ф.М. Достоевский “Подросток”)
И тем не менее Достоевский-реалист был мечтателем. Однажды он напишет: “Есть у меня в Петербурге несколько мест счастливых, где я почему-нибудь бывал когда-нибудь счастлив, и что же – я берегу эти места и не захожу в них как можно дольше нарочно, чтобы потом, когда буду совсем один и счастлив, зайти, погрустить и припомнить…” Но что это за места – Достоевский не открывает нам эту тайну.
(Слайды 16 - 40)
Давайте ещё раз пройдем по улицам Петербурга, полюбуемся его достопримечательностями, ещё раз восхитимся мастерством его создателей…