Тема урока. Абстракционизм
Форма: урок-образ.
Тип: комбинированный.
Цель урока: формирование у учащихся художественной компетентности зрителя на
основе усвоения ими знаний теории изобразительного искусства и опыта собственной
художественно-творческой деятельности.
Задачи:
расширение знаний о направлениях авангардного искусства XX в.;
развитие умения использовать выразительные средства изобразительного
искусства (линия, пятно, цвет, тон, ритм) в работе над композицией;развитие умения применять современные технические средства для собственного
творчества.
Зрительный ряд: репродукции: К.Малевич "Черный квадрат", "Белое на белом"; В. Кандинский "Вверх", "Пересекающиеся линии", "Точка на дуге", "Вибрация", "Только
лиловый", "Красный узел", "Небесно-голубое".
Литературный ряд: цитата из книги В.Кандинского "О духовном в искусстве".
Музыкальный ряд: Flavio D`addato "Solar wind", "Mission impossible theme".
План урока
№ | Этап урока | Время, мин |
1 | Организационный момент | 1—2 |
2 | Мотивационный момент | 1—3 |
3 | Диалоги об искусстве: "Абстрактное искусство"; "Азбука искусства" | 10 |
4 | Выполнение творческого задания (создание двух абстрактных композиций) | 20-25 |
5 | Подведение итогов урока: мини-выставка - обсуждение работ | 3 — 5 |
6 | Домашнее задание | 1 —2 |
Ход урока
Мультимедийная презентация
№ слайда | Cодержание | Действия |
1 | титул | Диалоги об искусстве. Абстракционизм — одно из авангардных направлений в искусстве начала 20 века. Художники-абстракционисты открыли путь новому стилю, пытаясь через предельное упрощение или вымышленные формы передать смысл. Вы не увидите на их картинах людей, животных или предметы. |
2 | Репродукция с картины К.Малевича "Черный квадрат" | Мотивационный момент. Давайте рассмотрим репродукцию наиболее знаменитой картины Казимира Малевича — художника- абстракциониста - "Черный квадрат". Что вы думаете о ней? (ответы детей) Возможные ответы: "Это может каждый". Многие судят о произведении искусства по очевидному техническому мастерству художника. Они отыскивают характерные признаки, например, перспективу, тщательную проработку и т. д. Но говорит ли это об оригинальности мышления? А ведь оно и является важным элементом творчества. "Я не понимаю этого". Произведения искусства можно интерпретировать по- разному. Ваше личное мнение имеет такое же право на существование, как и мнение критика, особенно если вы внимательно рассматриваете работу и размышляете над тем, что видите. Сведения о художнике и времени, когда была написана картина, помогут вам лучше понять произведение (домашнее задание). |
3 | Репродукция с картины К.Малевича "Белое на белом" | Эта работа не дает нам почти никакого ключа к пониманию ее возможного смысла. Остается лишь один способ, с помощью которого мы можем отреагировать — инстинктивный. Именно это и подразумевал Малевич. В каталоге выставки, где была представлена картина, художник писал: "Я хочу вас погрузить в белизну ... и заставить плавать в ней бесконечно". Казимир Малевич считал, что искусство должно быть выше природы и совершенно отделено от нее. Он |
|
| использовал в своем творчестве геометрические формы, поскольку в природе их не существует. | ||
4 | Репродукция с картины В.Кандинского "Вверх" | Еще одна значимая величина в абстракционизме — Василий Кандинский. В период работы в Баухаузе — в школе искусства, в Германии, в творчестве Кандинского преобладали строгие геометрические фигуры. Но даже тогда художник добивался того, чтобы его абстрактные изображения были понятны зрителю. "Вверх" - образец такой живописи — геометрические тела складываются в очертания человеческого торса. | ||
5 | Репродукции с картин В.Кандинского: "Пересекающиеся линии" | "Пересекающиеся линии", "Точка на дуге", "Вибрация" - типичные работы Кандинского "баухаузовского" периода. | ||
6 | "Точка на дуге" | |||
7 | "Вибрация" | |||
8 | "Только лиловый" | С 1933 года, когда Кандинский перебрался в Париж, начался новый период в его творчестве. Теперь он отдавал предпочтение изоморфным формам, которые называл "биоморфными абстракциями". Примеры работ этого периода: "Только лиловый", "Красный узел", "Небесно-голубое". Книги Кандинского стали манифестом абстракционизма. Давайте попробуем создать свой манифест, свои правила абстракционизма (учитель после небольшого обсуждения делает записи и зарисовки на доске: слева — статика, справа — динамика). | ||
9 | "Красный узел" | |||
10 | "Небесно-голубое" | |||
11 | Правила: геометрические фигуры | Азбука искусства. Какие из геометрических фигур более устойчивы, статичны, а какие — неустойчивы, динамичны? (квадрат, прямоугольник — треугольник, круг) | ||
12 | 2. линии | Какие линии более статичны, какие — динамичны? (прямые, горизонтальные — ломаные или волнистые, наклонные, диагональные) | ||
13 | 3. цвет | Какие цвета более статичны, какие динамичны? (светлые, холодные — темные, теплые) | ||
14 | Примеры детских работ: 1.Петрова К.., 7Б | Давайте рассмотрим композиции, составленные учащимися в прошлом году. | ||
15 | 2.Сасин В.., 7Б | |||
16 | З.Ковалев В.., 7Б | |||
17 | 4. Чубенко В.7А |
18
| цитата | Творческое задание: создать две абстрактные композиции (статичную и динамичную) в компьютерной программе Кolour Раint (II вариант - в технике аппликации), дать им названия. Кандинский напрямую связал цвет с музыкой, поэтому ваши беспредметные композиции будут иллюстрациями к музыкальным произведениям, которые прозвучат на уроке: статика-№7 Flavio D`addato "Solar wind" 4.12 динамика - №5 Flavio D`addato "Mission impossible theme" 4.10 *DJ Dado (Flavio D`addato), итальянец, известность принес ремикс трека из телесериала "Секретные материалы". Сольный альбом (единственный) - "Тhe Аlbum". |
|
Подведение итогов урока
мини-выставка;
обсуждение работ (связь замысла композиции и средств художественной
выразительности, применяемых автором).
Домашнее задание
Подготовить сообщение на тему "История одного шедевра. К.Малевич "Черный квадрат" следующему плану:
Краткие сведения о произведении (Название, автор, дата создания, вид искусства,
материал, формат).Сведения об авторе (дата и место рождения, образование, творческие принципы,
особенности изобразительных средств, дата и место смерти).История создания произведения (рождение и процесс воплощения замысла).
Судьба произведения (место, где впервые экспонировалось; выставки, в которых
принимало участие; восприятие современниками; место, где хранится сегодня;
восприятие произведения сегодняшним зрителем).Личное отношение к произведению.