«Осень 2024»

Колокола на Руси

Презентация помощь учителю на уроке. Используется на уроках колокольный звон на Руси.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Тема: Колокольные  звоны Руси

Тема:

Колокольные

звоны Руси

Колокольный звон – это

Колокольный звон – это "звучащая икона".

Когда ты слышишь звон колоколов,  Душа вдруг замирает бесконечно  И в этот миг о тяжести оков  Не думаешь, а думаешь о Вечном.

По капельке вливается в тебя  Душевная живительная влага  И хочется обнять весь мир, любя,  И раствориться в нем, другим во благо.

А сердце, окрыленное мечтой,  Вновь видит главную твою дорогу.  Знакомые слова молитвы той,  Наполненной любовью к людям, богу.

К колоколам на Руси было особое отношение: литьё их считалось делом богоугодным и очень уважаемым. Впервые они появились в XIII в. в Новгороде. В народе говорили, если икона - это молитва в красках, храм – молитва в камне, то колокол - это молитва в звуке.  

К колоколам на Руси было особое отношение: литьё их считалось делом богоугодным и очень уважаемым. Впервые они появились в XIII в. в Новгороде. В народе говорили, если икона - это молитва в красках, храм – молитва в камне, то колокол - это молитва в звуке.  

Первое упоминание в летописи о колокольном звоне относится к XI веку. Древний предок колокола – било – деревянный или железный брусок. Било В древности разные народы изготавливал бубенцы, колокольчики и небольшие колокола. Колокольчик из древнего Вавилона. IX-VIII. вв до н.э., высота 4,7 см. Скифский колокольчик Dotaku - древние ритуальные японские колокола

Первое упоминание в летописи о колокольном звоне относится к XI веку. Древний предок колокола – било – деревянный или железный брусок.

Било

В древности разные народы изготавливал бубенцы, колокольчики и небольшие колокола.

Колокольчик из древнего Вавилона.

IX-VIII. вв до н.э., высота 4,7 см.

Скифский колокольчик

Dotaku - древние ритуальные

японские колокола

Ко́локол — металлический инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, уда-ряющийся изнутри о стенки. Колокола используются:

Ко́локол — металлический инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, уда-ряющийся изнутри о стенки.

Колокола используются:

  • в религиозных целях – призыв на молитву, выра-жение торжественных моментов богослужения,
  • в музыке,
  • в общественно-полити-ческих целях (как набат),
  • в тройках лошадей для праздности.
Устройство типичного колокола: 1. хомут, 2. корона, 3. голова, 4. поясок, 5. талия, 6. звуковое кольцо, 7. губа, 8. устье,  9. язык, 10. заплечики.

Устройство типичного колокола:

1. хомут,

2. корона,

3. голова,

4. поясок,

5. талия,

6. звуковое кольцо,

7. губа,

8. устье,

9. язык,

10. заплечики.

Виды колоколов Большие Средние Малые Зазвонные Подзвонные для украшения звона Благовестник Воскресные Постные Полиелейные Будничные Часовые звучание выше, чем у «басовых» высокие, заливистые голоса «басовые» голоса

Виды колоколов

Большие

Средние

Малые

Зазвонные

Подзвонные

для украшения звона

Благовестник

Воскресные

Постные

Полиелейные

Будничные

Часовые

звучание выше, чем у «басовых»

высокие, заливистые голоса

«басовые» голоса

Большие колокола самостоятельно исполняют следующие звоны:

Большие колокола самостоятельно исполняют следующие звоны:

  • Благовест -  торжественный праздничный звон, ритмичные удары в один самый большой колокол.
  • Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием.
  • Мали́новый звон – красивый, переливающийся звон, «очень приятный, мягкий по тембру звон».
Благовест -  торжественный праздничный звон, ритмичные удары в один самый большой колокол

Благовест -  торжественный праздничный звон, ритмичные удары в один самый большой колокол

Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся более пронзительным звучанием. Набатные колокола ставили на окраине города, деревни, если до храма было далеко, а об опасности надо было предупредить быстро. Звуковой файл «Набат» звучит 13 сек начиная с этого слайда и заканчивается либо по истечении 13 сек, либо через слайд, в зависимости от скорости просмотра

Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся более пронзительным звучанием. Набатные колокола ставили на окраине города, деревни, если до храма было далеко, а об опасности надо было предупредить быстро.

Звуковой файл «Набат» звучит 13 сек начиная с этого слайда и заканчивается либо по истечении 13 сек, либо через слайд, в зависимости от скорости просмотра

Мали́новый звон – красивый, переливающийся звон, «очень приятный, мягкий по тембру звон».

Мали́новый звон – красивый, переливающийся звон, «очень приятный, мягкий по тембру звон».

Используя малые колокола совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения.  Трезвон -  один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в 3 приёма с паузами, происходит с участием благовестника. Трезвон к литургии

Используя малые колокола совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения.

Трезвон -  один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в 3 приёма с паузами, происходит с участием благовестника.

Трезвон к литургии

Рядом с храмами часто есть пристройка для размещения колоколов – колокольня или звонница. Иногда колокола размещались на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы». Музыканты, владеющие искусством звона – звонари. Колокольня Свято-Троицкого монастыря в г.Алатырь. XI-XII вв.  Звонарь на колокольне

Рядом с храмами часто есть пристройка для размещения колоколов – колокольня или звонница. Иногда колокола размещались на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы».

Музыканты, владеющие искусством звона – звонари.

Колокольня Свято-Троицкого монастыря в г.Алатырь. XI-XII вв. 

Звонарь на колокольне

В европейских странах сам колокол качался и бил в неподвижный

В европейских странах сам колокол качался и бил в неподвижный "язык". Русские же мастера звона управляли "языками" висящих колоколов. Они могли звонить одновременно в три или четыре колокола и выработали свой трехголосный стиль — "трезвон".

Отливка колоколов трудное дело и почётное. Имена мастеров заносили в летописи и исторические хроники. Борис – Москва. Иван и Михаил Моторины – Москва. Флор Терентьев – Ростов Великий. Микула Кречетников – Тверь. Изготовление формы для колокола. Отливка колокола. Иллюстрации к «Энциклопедии» Ж.Л.Даламбера и Д.Дидро. Вторая половина XVIII в.

Отливка колоколов трудное дело и почётное. Имена мастеров заносили в летописи и исторические хроники.

  • Борис – Москва.
  • Иван и Михаил Моторины – Москва.
  • Флор Терентьев – Ростов Великий.
  • Микула Кречетников – Тверь.

Изготовление формы для колокола. Отливка колокола. Иллюстрации к «Энциклопедии» Ж.Л.Даламбера и Д.Дидро.

Вторая половина XVIII в.

В Ростове Великом сохранились древние колокола Успенского Собора XVII века. Самый большой колокол отлит в 1688 году мастером Флором Терентьевым – Большой Сысой. Он весит 32 тонны. Звук этого колокола узнавали за 20 км от города Сысой Звонница Успенского собора. Ростов. 1682-1687 гг. 

В Ростове Великом сохранились древние колокола Успенского Собора XVII века. Самый большой колокол отлит в 1688 году мастером Флором Терентьевым – Большой Сысой. Он весит 32 тонны. Звук этого колокола узнавали за 20 км от города

Сысой

Звонница Успенского собора. Ростов. 1682-1687 гг. 

Звон в Московском Кремле был необыкновенно художественным. «Красный звон» – когда звонили во все колокола, в самые большие праздники. Призывный звон начинался с колокольни Ивана Великого в Кремле, в ней насчитывается 37 колоколов, вес которых от 320 кг до 32 тонн. Колоко́льня «Ива́на Вели́кого» Москва, Кремль, Соборная площадь 1505-1600 г.

Звон в Московском Кремле был необыкновенно художественным. «Красный звон» – когда звонили во все колокола, в самые большие праздники. Призывный звон начинался с колокольни Ивана Великого в Кремле, в ней насчитывается 37 колоколов, вес которых от 320 кг до 32 тонн.

Колоко́льня

«Ива́на Вели́кого» Москва, Кремль,

Соборная площадь

1505-1600 г.

Самый большой колокол -

Самый большой колокол - "Царь-колокол": вес 200 т, высота - 6, 24 м, диаметр - 6, 60 м. Он отлит по приказу царя Алексея Михайловича в 1654г, действовал около 50 лет, был поврежден пожаром. В 1836 г. колокол подняли и установили у колокольни "Ивана Великого" в качестве памятника.

Царь-ко́локол — памят-ник русского литейного искусства XVIII века.

Язык

Царь-Колокола

Царь-колокол в литейной яме

Куранты (фр. – бегущий, текущий) – башенные или большие комнатные часы с набором настроенных колоколов. Куранты применялись в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. Колокольня и куранты Петропавловского собора Башенные часы изнутри. Гамбург (Германия)

Куранты (фр. – бегущий, текущий) – башенные или большие комнатные часы с набором настроенных колоколов.

Куранты применялись в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты.

Колокольня и куранты

Петропавловского собора

Башенные часы изнутри. Гамбург (Германия)

Есть колокола, которые используют для игры в симфоническом оркестре. Но бывают такие ситуации, когда колокола нет, и композитор передает звучание колокольного звона своей музыкой. Вслушайтесь в произведение. Определите и инструменты, которые звучат, и настроение этой музыки. Оркестровые и «плоские» колокола.

Есть колокола, которые используют для игры в симфоническом оркестре. Но бывают такие ситуации, когда колокола нет, и композитор передает звучание колокольного звона своей музыкой.

Вслушайтесь в произведение. Определите и инструменты, которые звучат, и настроение этой музыки.

Оркестровые и «плоские» колокола.

Картина И.Левитана называется

Картина И.Левитана называется "Вечерний звон". Так- же есть известная русская народная песня "Вечерний звон", в которой хор без инструмента смог показать звучание колоколов. Художник красками, а хор голосами смогли выразить одно и то же явление.

И.И.Левитан. Вечерний звон. 1892г.

Колокола в России издревне пользовались особым почитанием. Колокол для русского человека был голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства. Ростовский Красный колокольный звон.

Колокола в России издревне пользовались особым почитанием. Колокол для русского человека был голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства.

Ростовский Красный колокольный звон.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее