Имена числительные в произведениях А.Е. Кулаковского
Корякина Ульяна, 10 класс
МБОУ «Диринская средняя общеобразовательная АГРО школа»
им. И.Е. Федосеева – Доосо, Чурапчинского улуса, Республики Саха (Якутия)
Руководитель: учитель якутского языка, литературы Далбаева М.Н
Произведения первого якутского писателя Алексея Елисеевича Кулаковского близки к народному творчеству по стилю и содержанию. И это побудило меня к исследованию произведений поэта, в частности, к изучению имен числительных в произведениях А.Е. Кулаковского.
Актуальность исследования: А.Е. Кулаковский как основоположник якутской литературы еще при жизни был духовным средоточием народов Якутии, символом своего народа. Сегодня изучение национальной литературы становится одной из ключевых вопросов, поэтому интерес к творчеству и личности основоположника якутской литературы с каждым годом возрастает.
Объект исследования: поэтические произведения А.Е. Кулаковского.
Предмет исследования: имена числительные в произведениях А.Е. Кулаковского.
Цель исследования: изучение и анализ имен числительных в произведениях А.Е.Кулаковского.
Для достижения цели были поставлены задачи:
Изучение произведений А.Е.Кулаковского.
Ознакомление с критической литературой о писателе.
Изучение имени числительного в морфологии якутского языка.
Анализ имен числительных в произведениях А.Е.Кулаковского.
Новизна работы: анализ и классификация имен числительных в произведениях А.Е. Кулаковского.
Метод исследования: метод статистического анализа.
Практическая значимость работы:результаты исследования могут быть использованы на уроках гуманитарных предметов, на занятиях по изучению творчества первого писателя.
Кулаковский Алексей Елисеевич –Өксөкүлээх Өлөксөй – основоположник якутской литературы, просветитель, философ-гуманист, первый исследователь истории и культуры Якутии. Литературная, научная и общественная деятельность относится к концу 19в. и к первой четверти 20 столетия.
А.Е. Кулаковский по праву считается основоположником якутской литературы. Его поэтическое творчество явилось связующим звеном между устной народной поэзией и собственно якутской литературной традицией.
Сборник произведений А.Е.Кулаковского «Стихи и песни» был издан пять раз. Первый сборник был издан в 1924-25 году под редакцией самого поэта, второй в 1946 году, третий в 1957 году, четвертый в 1978 году. Новое издание было опубликовано в 2012 году.
Мы исследовали всего 49 произведений поэта, которые вошли в эти сборника. В итоге в 24 произведениях поэта присутствуют имена числительные, всего встречается 185 случаев имен числительных.
Из таблицы видно, что размер стихотворений поэта в основном состоит из 100-500 строк, что свидетельствует о большом объеме произведений.
Большое количество имен числительных посчитали в произведениях «Ойуун түүлэ» ( Сон шамана), «Ыһыах», «Өрүс бэлэхтэрэ»( Дары реки), «Сүүһүн туолбут эмээхсин ырыата»( Песня столетней старухи). Но по соотношению количества строк большой процент числительных находится в стихотворениях «Байанай алгыһа»( Заклинание Байаная), «Кыыс оҕо сүктэр түбүгэ», «Кырасыабай кыыс”( Красивая девушка).
Всего посчитали 145 простых и 34 составных числительных, где преобладают числительные «два», «три», «семь», «восемь», «девять». Как мы отметили, поэзия Кулаковсого исходит из якутского фольклора, имеет связь с народным творчеством. А числа 3, 7,8,9 имеют особое значение в эпическом мире. В эпических числительных 3,7,8,9 заложена сакральная символика, основанная на мифологических воззрениях древнего якута.
Из составных ,числа 70,80,90 встречаются по 4-5 раз, а остальные числа 50, 500 и другие по одному или два раза. Также нас интересовали числа 77, 88, 99.
Выявили только три вида имени числительного. В основном все числительные –количественные. Три разряда дробных числительных использованы в стихотворении «Кырасыабай кыыс».
Поэт использует числительные в описании природы, природных явлений, пространства и времени, при характеристике героев, а также при определении возраста. Числительные часто встречаются при описании традиции, обряда, истории, культуры народов саха.
Исследовав имена числительные в произведениях А.Е. Кулаковского, мы сделали следующие выводы:
Половина произведений А.Е. Кулаковского содержат имена числительные, тем самым подчеркивают уникальность стиля поэта. Имена числительные больше встречаются в произведениях близких по содержанию и стилю к фольклору и устному народному творчеству. Например, в стихотворениях содержащих алгыс, благословение.
В произведениях поэта преобладают числительные 3,7,8,9, которые имеют особое значение в эпическом мире народа саха. В них заложена сакральная символика , основанная на мифологических воззрениях древнего якута.
Наличие имен числительных в произведениях А.Е. Кулаковского зарождает самобытный поэтический прием якутской национальной поэтики. Имена числительные наглядно демонстрируют богатство, звучность якутского языка.