Игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у дошкольников.
Игра «Сундучки»
Цель: Закрепить умение дифференцировать существительные единственного и множественного числа в именительном падеже.
Логопед предлагает ребенку два сундучка. В одном лежат игрушки-киндеры (или картинки) в единственном числе, а в другом точно такие же игрушки, но во множественном числе. Ребенок выбирает сундучок, другой остается у логопеда. Логопед достает игрушку и говорит: «У меня волк. А у тебя?» Ребенок называет предмет во множественном числе.
Данную игру можно использовать:
При обучении правильному согласованию существительных с числительными, прилагательными.
Логопед: У меня один желтый шарик. А у тебя?
Ребенок: У меня пять желтых шариков.
При закреплении умения образовывать прилагательные от существительных.
Логопед: У меня пластмассовая машинка, потому что она сделана из пластмассы. А у тебя?
Ребенок: А у меня металлическая машинка, потому что она из металла.
На развитие зрительной памяти, объема и концентрации внимания.
Логопед выставляет несколько предметов, дети запоминают, в течение какого то времени. Затем логопед накрывает салфеткой игрушки. Ребенок называет спрятанные игрушки (2 зайца, 6 машин). Во втором варианте дети закрывают глаза, логопед прячет, добавляет, меняет местами предметы. Дети отгадывают, что изменилось.
Игра «Теремок»
Цель: Закрепление формы винительного (родительного) падежа, единственного числа. Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.
Ребенку предлагается альбомный лист с изображением теремка (дома) на фоне которого контурное изображение героев сказки. Ребенок должен обвести по контуру и сказать, кого он нарисовал, правильно употребляя падеж.
Второй вариант:
Ребенку предлагается изображение теремка, на фоне которого наклеены половинки животных, насекомых, птиц. Ребенок должен найти вторую часть и сказать, кого он поселил в теремке.
Ребенок: «Я поселил волка, зайца, кузнечика, воробья и т д.
Игра «Собери картинку».
Цель: Закрепление умения дифференцировать единственное и множественное число существительных. Образовывать форму множественного числа в И и В падежах. Развитие зрительного восприятия, воображения, мышления, памяти.
Каждому ребенку предлагается набор из разрезанных картинок в единственном и множественном числе. Дети собирают, а затем перечисляют, кто или что у них получилось.
Эту игру можно использовать при развитии мышления – функции обобщения.
При развитии памяти. Логопед называет предметы по порядку, начиная с трех, постепенно увеличивая количество. Дети должны повторить в этом же порядке.
Игра «Пройди по дорожке».
Цель: Закрепление формы винительного падежа, единственного и множественного числа. Развитие внимания (концентрации, переключаемости).
Перед детьми выставляется панно с разноцветными дорожками. В начале первой дорожки приклеена на липучку деревянная дощечка. Второй – кусочек меха, третьей – бумага, четвертой – шерстяная ткань. Начало дорожки можно изменять. В конце дорожки картинки с различными предметами.
Логопед: «Проследи глазами от начала дорожки к концу, и ты узнаешь, что можно сделать из меха и т д.» Если задание вызывает трудности, ребенок может провести указкой по дорожке.
Можно использовать для закрепления умения образовывать относительные прилагательные.
«Кому нужна эта одежда?»
Цель: Закрепление формы дательного падежа существительных в единственном и множественном числе. Закрепление лексической темы «Профессии».
Логопед выставляет на панно разные виды одежды мужскую, женскую, детскую, рабочую, специальную. Затем предлагает классифицировать её.
Белый колпак, белый фартук нужны – повару; белый халат – врачу; ползунки, распашонка – ребенку; спортивный костюм – спортсмену и т д.
«Кому для работы нужны эти предметы?»
Цель: Закрепление формы дательного падежа существительных в единственном и множественном числе. Согласование существительных с числительными. Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики. Закрепление лексической темы «Профессии».
Ребенку предлагается обвести по контуру различные предметы, назвать их, сосчитать. Рассказать кому и для чего нужны изображенные предметы.