Игровые приёмы деятельности.
Игровой стиль обучения предполагает изобретательность учителя. Но отнюдь не все педагоги готовы к этому. Чем старше ученики, тем более скромное место игра занимает среди других традиционных форм обучения.
Игра - 1. Один из лучших способов мотивации.
2.Механизм, развивающий творческие способности учащихся.
Механизм обучения детей выполнять действия по алгоритму.
Механизм обучения работе в малых и больших группах
Механизм определения рейтинга учащихся.
Механизм осуществления мягкого контроля и т. д.
Нет мотива - нет деятельности. Но надо уметь грамотно играть!
Глупое заигрывание ■—► пустая трата времени;
— методическая ошибка;
— разложение дисциплины.
Круговое соответствие.
Цель общая Цель игры
Тип урока Тип игры
Цели обучения и воспитания в школе.
О. Психическое здоровье. 8. Интеллектуальные умения
Физическое здоровье. 9.Развитие эмоциональной сферы.
Читать 10. Развитие мотивационной сферы.
2.Писать. 11. Развитие волевой сферы.
3.Считать. 12. Формирование положительных эмоций.
4.Говорить. 13. Сотрудничество.
5.Общаться 14. Законопослушание.
б.Общеучебные умения.
7.Предметные знания и умения.
Технология игровой деятельности.
Цель игры.
Тип игры.
Инструкция и материал.
Форма проведения, игровое пространство.
Ход игры.
Критерии оценивания результатов игры.
Подведение итогов.
Анализ игры.
Перспективные цели.
Технология работы в группах.
Определить цель работы.
Количественный состав.
Качественный состав.
Путь группировки.
Мизансцена.
Порядок распределения обязанностей.
Правила работы в группе.
Получаемый продукт. Вид работы.
Формы сохранения дисциплины. Стереотип поведения.
Критерии оценивании работы, продукта.
Тип игры.
Игры - задания (социоигровое приобщение к делу)
Игры- разминки (ситуация успеха).
Игры - упражнения (художественно - исполнительский результат).
Игры - задания.
В ходе игры выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом и учеников друг с другом. Каждый в своё время, каждый на своём месте, каждый после кого - то или перед кем — то. Эти «нехитрые» игровые правила, заимствованные из театральной педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются с работой над любым учебным материалом. Помогают в постановке учебной задачи, решению проблемной ситуации, организации работы в малых и больших группах. Экономичны, продуктивны, работают на достижение основных образовательных целей.
Игры - разминки.
Всеобще - доступны, азартны, порой смешны, несерьёзны. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Помогают избавиться от формалистики, скуки и горьких минут усталости и отчаяния. Работают мостиком от одного вида деятельности к другому, помогают в дозировке трудоёмкой работы, в снятии ситуации затянувшегося ожидания, создают ситуацию успеха, физической разгрузки и снятия психической напряжённости.
Игры — упражнения.
Подразумевают художественно- исполнительский результат. Обладают большой практической значимостью, позволяют добиваться высокого темпоритма и большой насыщенности урока. Участник игры получает возможность применять полученные ранее знания и выходить на результат, который является стимулом для индивидуального и общего развития и участника и наблюдателя. Такие игры можно легко модифицировать и приспосабливать к различным условиям. Требуют физической и умственной активности.
Игры - задания.
1) «Видимо - невидимо» (Игровая форма проведения словарной или терминологической работы по любой теме).
Технология.
1. Ученики разбиваются на несколько команд по 5-6 человек.
2. Учитель вывешивает или дают на стол плакат, на котором разными цветами, крупными и мелкими буквами, «вдоль» и «поперек» написано 15-20 слов. По истечении времени (40 сек., 1мин.) плакат снимается, а команды записывают все запомнившиеся слова
3. Взаимообмен и сверка. Исправление ошибок. Устранение недоразумений,
защита записи и т.д. (плакаты могут быть изготовлены детьми дома).
Примеры: русский язык - непроизносимые согласные; безударные гласные;
парные согласные;
литература - имена героев рассказа, имена и фамилии писателей, пословицы и поговорки;
природоведение - растения и животные природных зон;
название рек, озер, населенных пунктов;
2) «Волшебная палочка» (Форма проведения опроса по правилам или по восстановлению алгоритма действия).
Технология.
1. Ученики сидят на своих местах или стоят по кругу. Это может быть группа учеников, выбранная по жребию или другим способом.
2. Учитель начинает говорить фразу и передает палочку следующему ученику. Ученик продолжает и передает палочку дальше.
3. Палочка передается до тех пор, пока не будет восстановлено правило или алгоритм.
4. Палочка может передаваться и в вопросно-ответном варианте игры.
3) «Шапка» вопросов. (Вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом).
Технология.
1. Ученики бросают в «шапку» записки с вопросами (вопрос, проверяющий знания текста; вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать;
вопрос, по выяснению мнения в сравнение со своим).
2. Смысл игры: участники ставятся в позиции проверяющего, советующего,
не знающего.
3. Ученики подходят к «шапке» и вынимают вопрос. Отвечают.
4. Идет обсуждение - интересный, не интересный вопрос (ответ).
5. Может быть поставлено условие - выходят только 5 учеников, но они могут пригласить суфлера, если не смогут ответить сами - отвечают через суфлера.
4) «Разрезанная открытка» (Ненавязанная жеребьевка, объединение в группы)
Технология.
1. Учитель берет открытку, картинку или карточку с заданием. Разрезает на 5-6 частей и дети выбирают себе часть (открыток должно быть по количеству команд, части перемешиваются).
2. Дети в ходе перемещения и общения находят детей с соответствующими частями и объединяются для решения проблемы, указанной в карточке или садятся друг с другом, чтобы получить задание для совместной деятельности.
5) «План – карта», «Слепой капитан»
Технология.
1. Учитель дает детям план-карту в которой указан порядок выполнения заданий, действий, входе которых найдется или откроется нечто важное.
2. Такие план-карты дети в последствии могут составлять сами.
6) «Пишущая машинка» (Диктант в группе)
Технология.
1. Учитель диктует текст или слова. Дети записывают для листочке по
очереди слово за словом или фразу за фразой, передовая листочек по кругу.
2. Взаимообмен листочками. Проверка. Оценивание. Выводы. Устранение недоразумений.
7) «Ключ» (Один из видов шпаргалок )
Технология.
1. На карточке дается набор ключевых слов (термины по одной теме, слова с определенной орфограммой, ключевые слова или обороты из текста и т.п.)
2. Ученики соединяют, сопоставляют, добавляют и получают в результате продукт целостный и обоснованный. Доказывают правильность выбора.
8) «Слухач» (Словарный диктант)
Технология.
1. Цветовые карточки (слово или предложение разрезается на слоги, слова и отмечается одним цветом).
2. Выходят дети «слухачи» по одному от каждой команды.
3. Каждая команда получает по одной части карточки и проговаривает в слух - вместе эту часть (слово или слог).
4. «Слухач» обходит все группы. Слушает. Воссоздает услышанное, доносит до своей команды и диктует. Дети записывают.
5. Взаимопроверка, обсуждение, оценивание.
9) Все деловые игры: «Компетентность», «Учебно-мозговой штурм», «Научно-исследовательская лаборатория», «133 зайца».
Игры-разминки.
1. «Руки-ноги» (Развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции.
Преимущество: крупная смена поз).
Инструкция.
1) Один хлопок - команда рукам ( их надо поднять или опустить). Два хлопка - команда ногам (нужно сесть или встать)
2) Сигналы подаются сначала в медленном темпе, а потом в быстром. Задание уясняется на ходу, идёт моментальное включение.
2. «Японская машинка
Инструкция
1) 2хлопка в ладоши,
2хлопка перекрест по плечам 2 хлопка перекрест по коленям 2 перешагивания, поворот в прыжке (убыстряя темп)
2) Произносится задание учителя, называется номер ученика (каждый заранее знает свой номер). Ученик выполняет задание и называет другой номер. Пример: одушевлённые существительные №16.
3. «Встать по пальцам»
Инструкция.
1) Исходное положение - все сидят. Учитель, отвернувшись, поднимает над головой пальцы.
2) Дети на каждом ряду должны посчитать, сколько человек должны встать. И молча встают.
3) Учитель считает: «Раз, два, три, замри». Поворачивается. На каждом ряду должны стоять показанное количество человек.
4. «Заводные человечки»
Инструкция.
Это заводные человечки. Они делают зарядку. Каждая поза имеет свой номер. Ученики, глядя на схему, повторяют позы несколько раз по порядку номеров. Потом учитель называет номера вразброс, а дети повторяют позы по названным схемам.
5. « Эхо»
Инструкция.
1) Учитель говорит фразу, строку из стихотворения, строку из правила, делая хлопки в определённом темпе.
2) Дети по рядам или всем классом повторяют в том же темпе, с той же интонацией, с теми же логическими ударениями.
Одновременность - высокий показатель согласованности действий в классе.
Совместная работа часто требует умения быть самостоятельным и уменияподчиняться. Это важный навык — подчинение общему ритму.
Поддержание дисциплины.
Игра немыслима без правил, а их выполнение есть дисциплина. При грамотном осуществлении традиционных форм они практически становятся игровыми.
Пример: групповая работа. Подходит время сдачи продукта. Шум, перекричать невозможно.
Бубня под нос: кто меня слышит, поднимите правую руку, кто меня слышит поднимите левую руку ,кто меня видит — встаньте и т. д. по 2 раза каждую фразу.
Игры - упражнения.
1. Загадки (придумывание загадок на определённую тему, по определённому типу, алгоритму).
2. Творческие задачи (по теме урока даётся задача, выходящая за рамки учебного материала, решается группой.)
3. Сценки с пропусками (Сценка на листе. Учитель читает, а дети воспроизводят действия, которые пропущены или должны соответствовать теме урока - пропущены глаголы или существительные или числа и т.п. Одни дети называю их, другие записывают).
4. 3амри, запомни, повтори (3апоминастся рад слов, понятий, отличий, особенностей, воспроизводится через некоторое время с записью или без записи).
5. Повтори, дополни, отличись ( Один говорит, другой дополняет, добавляет нечто интересное, чего не знает никто).
6. Так и не так ( Ученики анализируют два продукта противоположных по изображению, объяснению, написанию и определяют « так или не так». Или сами создают два продукта, которые противоположны и можно сказать «так или не так»).
7. «Спецы» ( Вариант усложнённого коллективного сочинения).1) Учитель рассказывает историю, только делает пропуски. В эти пропуски дети должны вставить слова на заданную тему (только глаголы, существительные, прилагательные, словарные слова и т.д.).
2) Главное не ошибаться.
8. «Федот, да не тот»
1) Учитель кладет в «шапку» записки с названием предмета, понятия.
2) Один ученик тянет записку и опрашивает 3-х по желанию. «На что похоже?»
3) После того, как все скажут свою гипотезу. Читается слово в записке. Каждый из 3-х доказывает, что действительно похоже на то, что он сказал.
4) Кто не может ответить - Федот, да не тот ищет признак, на что похоже и водит в игру.
9. «Растеряхи»
1) Одна группа готовит текст или правило, или алгоритм с пропущенными элементами по теме или свободные пропуски.
2) Другая группа восстанавливает пропуски и возвращает на проверку.
10. Все виды тематических пауз: «Летает, не летает»
«Хлопни, если услышишь» «Не подведи»