«Осень 2024»

"Игра- как метод воспитания"

В данной статье собраны теоретические основы проведения обучения в игровой форме, а также практические рекомендации.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Содержание



Введение………………………………………………………...............................3

Глава 1. Теоретические аспекты игры.............................................................5

    1. Происхождение и социально-педагогическое значение игры. ……………5

1.2 Возрастные особенности младших школьников и игра……………………9

Глава II. Практика использования игровых технологий …………………16

2.1. Опыт педагогов-новаторов по применению игровых технологий ……...16

2.2. Личный опыт………………………………………………............................19

Заключение ………………………………………………………………………25

Библиография ……………………………………………………………………27

Приложения ………………………………………………...................................29
















Введение


Использование игры как метода и средства обучения в педагогической практике не ново, и поэтому опыт работы с играми в школьных учреждениях достаточно широк.

Образовательные и воспитательные возможности игры многообразны. Средствами игры формируют любовь к народному творчеству, родному языку; игра служит эффективным средством патриотического воспитания.

Особое место игра занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет» уму ребенка полезное упражнение. Задание игры является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы выполнить задание, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделяя нужные стороны, объединить, синтезировать найденное.

С помощью игры у детей развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции, умственная активность, самостоятельность, привычка более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Игры полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа игр содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать игры для развития наблюдательности детей, закрепления знаний.

Детям нравится играть. Она вызывает у них радость и процесс и результат этого своеобразного умственного состязания. Игра оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Также игра развивает способность к анализу, обобщению, формирует умения самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Объектом исследования в курсовой работе является использование игры в учебно-воспитательном процессе.

Предметом исследования является содержание работы педагога по воспитанию учащихся с помощью игры.

Цель курсовой работы – исследовать особенности игровых технологий.

Исходя из цели, нами определены следующие задачи:

- Изучение теоретических основ игры, как средства воспитания.

- Выявление условий, обеспечивающих эффективность игры.

- Изучение и анализ передового педагогического опыта в использовании игры в учебно-воспитательном процессе.

Методологической основой нашего исследования является теория познания и учение о социальной активности личности.

Методы научно-педагогического исследования:

- Изучение и анализ педагогической литературы.

- Изучение и анализ работы учителей.

База исследования – Заураловская средняя школа.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Во введении обосновывается актуальность, определены цель и задачи, методы научно-педагогического исследования.

В первой главе раскрываются роль игры, история игры, рассматриваются различные виды игр и их особенности, а также сущность дидактических игр как средства обучения.

Во второй главе описывается опыт учителей и содержание деятельности игр в обучении и воспитании младших школьников.

В заключении сделаны выводы и даны рекомендации в использовании игр в учебно-воспитательном процессе.
















Глава 1. Теоретические аспекты игр


    1. Происхождение и социально-педагогическое значение игры

Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.

Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.

В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).

Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна, что делает ее незаменимым элементом обучения. В процессе игры:

- осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса (минимодели общества), переносимые затем в «большую жизнь»

- рассматриваются возможности самих групп, коллективов — аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;

- приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

- накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Л. С. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе манимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

Д. Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни. Это прекрасно, но серьезный дефект теории состоит в том, что она рассматривает игру как действия изнутри созревших функций, как отправление организма, а не деятельность, рождающаяся во взаимоотношениях с окружающим миром. Игра превращается таким образом, в формальную активность, не связанную с тем реальным содержанием, которым она как-то внешне наполняется. Такое объяснение «сущности» игры не может объяснить реальной игры в ее конкретных проявлениях.

Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

По мнению Н.К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Ш.А. Амонашвили сказал: «Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Большое значение игре придавал и видный казахский педагог Ыбрай Алтынсарин. В свое педагогической практике он использовал казахские народные игры и считал, что они приобщают детей к национальной культуре своего народа.


1.2. Возрастные особенности младших школьников и игра

Для того, чтобы определить готовность ребенка к восприятию дидактических игр на уроках в начальной школе, необходимо выявить возрастные, психолого – физиологические особенности младшего школьника.

К 6 годам ребенок в основном уже готов к систематическому школьному обучению. О нем надобно говорить уже как о личности, поскольку он осознает свое поведение, может сравнивать себя с другими. К концу дошкольного периода формируется ряд новых психических образований:

- стремление к общественно значимой деятельности;

- способность управлять своим поведением;

- умение делать простые обобщения;

- практическое овладение речью;

- умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.
В 6—7-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями него деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Особенность современных первоклассников — «демократичность» в общении с учителями непроизвольность поведения, неумение регулировать свои действия в соответствии с нормами школьной жизни. Это неумение естественно для новичков, но, как отмечают учителя, даже к концу 1-го класса у нынешних детей наблюдаются некоторое противодействие требованиям. «Необходимо», «нельзя», «выполни до конца» — воспринимаются и выполняются лишь при большой настойчивости взрослых. Не сигнал ли это, что уже давно пора менять тон в общении с ними, переходить на более мягкие, гуманные отношения?

Современные первоклассники, по свидетельствам учителей, очень отличаются от своих сверстников, которые садились за парты десять лет назад. Выросшие в условиях обострения социальных противоречий, тотального недетского телевидения, падения нравов, вседозволенности, они аккумулировали в себе все хорошее и плохое, что скрывается в этих процессах. Дети, напичканные сверх всякой меры непонятной и ненужной информацией, безусловно, стали более развитыми, свободными в выражении своих чувств. Произошло существенное расслоение людей. Дети это уже понимают. Школе стало очень трудно удовлетворять их возросшие запросы. Воспитание должно успевать за этими переменами и вовремя перестраиваться.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно увеличивается сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения - младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% (А. Н. Леонтьев).

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно находит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой, но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть развивают наблюдательность. К концу первой ступени школы восприятие ребенка усложняется и углубляется, становится более лидирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво ограничено по объему. Поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания.

Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего — мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от рациональнообразного к абстрактологическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени — развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). Именно в школе интеллект ребенка развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса при изменении содержания и методов обучения методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с речью. Активный словарный запас нынешних третьеклассников насчитывает примерно 3500—4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса ребенка, но, прежде всего, в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3—5, а младший школьник — 6—8. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений у детей самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное огромный авторитет, которым пользуется учитель. Роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна.

Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий. В одном из экспериментов ученикам пообещали дать интересную игрушку за выполнение очень трудного задания и менее интересную — легкого задания. Почти все ученики не только 1-го, но даже 4-го класса не задумываясь, выбрали трудное задание. Они не выполнили его и не получили никакой награды. На вопрос — о чем же вы думали? — ответили: «Ни о чем, хотелось получить конструктор». Так отвечают даже подростки: очень хотелось, а о последствиях никто не думал. Следовательно, в случае возникновения у ребенка очень сильного желания следует помочь ему сделать правильный выбор.

Большие проблемы в гуманистическом воспитании связаны с положительной самооценкой школьника. Весьма существенно на ее формирование влияет переход ребенка из семьи в школу. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и реальная оценка его в школе, которая складывается в сравнении с другими детьми, естественно, не совпадают или совпадают редко. Двойное давление трудно выдержать, а поэтому ребенок, спасаясь, пристает к одному берегу, и это чаще всего заниженный уровень оценки. Когда взгляды семьи и школы расходятся - это всегда создает дополнительную нагрузку на психику ребенка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дискомфортом. Прекрасно понял это и выразил Ж. Ж. Руссо: «гармоничная личность воспитания возможна лишь в том случае, когда ребенок свободно делает то, что хочет, а хотеть он будет того, что хочет его воспитатель». Ребенок упрям. До тех пор, пока он сам не захочет освободиться от той или иной особенности своего поведения, почти невозможно достичь его перевоспитания. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы должны быть направлены на то, чтобы у ребенка постепенно вырабатывалась самостоятельность.

Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире. Не имея возможности влиять на этот мир непосредственно важно учить ребенка в трудных случаях не опускать голову, прямо смотреть в глаза, вести себя спокойно и сдержанно. Сознательно сберегать спокойствие есть проявление силы духа. Чем раньше начнутся подобные упражнения, тем больше от них пользы. Стремление «опротестовывать» любые замечания, не соглашаться даже с очевидным прямиком ведет ребенка к склочно-вздорному мелочному взрослому. Поэтому в начальной школе так важно учить детей признавать ошибки.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой; здесь максимально проявляются инициативность самодеятельность соревновательность самих ребят.

Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир, проявить двигательную активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре.

Развитие младшего школьника очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни.































Глава II Практика использования игровых технологий


2.1. Опыт педагогов-новаторов по применению игровых технологий


Богат и разнообразен опыт учителей в использовании игры в учебно-воспитательном процессе.

Вот, что советует учитель средней школы № 1 п.Бишкуль, Северо-Казахстанской области Ольга Петровна Якушевская.

На протяжении многих лет ее работы в начальных классах она наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Она задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к занятиям, как повысить грамотность письма в результате изучения лингвистической и методической литературы, наблюдая опыт учителей и анализируя его пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика.

В начальных классах дети любят играть и поэтому, при обучении грамоте в первом классе рекомендуют в основном использовать игры, активизирующие учащихся, причем учитываться должны методически оправданные цели, задачи и средства обучения.

Она предлагает следующие игры: «Эко», «Легкая задача», «Вкусные слова», «Чудо дерево», «Я тучка, тучка, тучка…»

Игра «Эхо» помогает детям запомнить и прочувствовать мягкость и твердость согласных букв. Обогащает словарный запас учащихся, а также развивает у детей речь, воображение. Положительной стороной данной игры является то, что в игре задействован весь класс одновременно.

Игра «Легкая задача». Целью данной игры является научить детей гласной. Это игра легко помогает детям в каждом слове гласной. Эта игра легко помогает детям увидеть как образуются новые слова, т.е. словообразование, развивает речь учащихся, находчивость, сообразительность.

Игра «Вкусные слова». В этой игре необходимо учащимся собрать слова из слогов. В результате проведения таких игр учащиеся закрепляют умения делить слова на слоги повторяют правописание слов, а также одновременно развивают навык находить ударный слог.

Игра «Чудо дерево». Цель игры – подобрать и надписать слова, в которых есть слог на. Этот слог может стоять в любом месте, то есть в начале слова, в середине, в конце. В результате этой игры у учащихся развивается сообразительность, находчивость, развивается речь, обогащается словарный запас, а также учащиеся закрепляют знания деление слов на слоги, и развивают умение находить ударный слог.

Игра «Поле чудес». Здесь необходимо учащимся подобрать подходящие слово к данной схеме, отвечая на вопрос учителя. В результате у учащихся совершенствуются навыки звукового анализа, синтеза; происходит активизация мыслительных процессов, а также уточнение и обобщение словаря. Эффект данной игры усиливается, когда предлагается еще дополнительные задания, стимулирующие активность мыслительного процесса, подводящие учащихся к определенным выводам.

А использовать дидактические игры на уроках математики советует Л. Г. Бабинова, учитель начальных классов школы № 18, города Алматы.

В своей работе на уроках математики Любовь Григорьевна широко применяет дидактические игры. Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму.

Она уверенно говорит о том, что в игре ребенок не замечая для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур.

Она рекомендует следующие игры: «Вырасти цветик семицветик» «Загадочные треугольники», «Загадочный пример» и другие.

Игра «Вырасти цветик семицветик». В этой игре учащимся необходимо решить примеры на каждом лепестке цветка, а на обратной стороне лепестка.

Данные ответы с буквой того слова, которое зашифровано.

Цель игры: закрепить темы «Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах ста», развитие логического мышления, произвольного внимания, корректирование недостатков в познавательной сфере.

Игра «Загадочный треугольник». Здесь необходимо учащимся расшифровать слово, но при этом выполнить задание: каждое число на треугольнике уменьшить на 7.

Цель игры: закрепление умении навыков в решении примеров на вычитание с переходом через разряд 1000, развитие логического мышления, познавательного интереса, произвольного внимания.

Игра «Загадочный пример». В этой игре учащимся необходимо подумать и назвать недостающую цифру в примере.

Цель игры: закрепление умений и навыков в решение примеров столбиком на сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 1000, развитие логического мышление, познавательного интереса, произвольного внимания, а также закрепление связей между компонентами.

Также Любовь Григорьевна рекомендует следующие игры, используемые ей в первом классе.

В первом классе она проводит дидактические игры и занимательные задачи, имеющие цель помочь детям в усвоении таких базисных вопросов программы, как:

- сравнение предметов по цвету, размеру, форме;

- пространственные и временные представления;

- направления движения;

- отношения «больше», «меньше», «столько же» между группами предметов;

- название и последовательность чисел;

- счет предметов, сравнение чисел;

- прием сложения и вычитания;

- состав чисел в пределах 20.

Игра «Что случилось?». Учащимся нужно назвать предмет, который исчез из числа других предметов.

Цель игры: научить сравнивать предметы, называть их отличительные признаки, связанные со сравнением предметов по размеру.

Игра «Курица и цыплята». В этой игре дети должны откликнуться столько раз, сколько курочка склюет зерен.

Цель игры: формирование навыков счета. А также развитие умения работать коллективно.

Рекомендует использовать игры на уроке иностранного языка, то есть английского Г.Т.Зипарова, учитель английского языка средней школы №1 села Чунджи Уйгурского района.

Она считает что, одним из эффективных средств создания коммуникативной направленности на уроке иностранного языка является игра.

На младшей ступени обучения занимательность служит необходимым компонентом урока.

Игровая обстановка создает естественную ситуацию речевого общения и значительно интенсифицирует учебный процесс.

Игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры, и тогда, даже самое скучное содержание приобретает увлекательную форму.

В данном случае она предлагает несколько игр, проводимых на уроках английского языка с учащимися начальных классов.

Игра “Calendar”. Задача учащихся: встать перед той цифрой, которая соответствует дню недели на его карточке. В результате данной игры ребята легко и быстро запоминают дни недели, т.е. их названия на английском языке.

Игра «Отгадай». Здесь учащимся необходимо как можно быстрее найти того учащегося – роль которого записана у него на карточке.

Цель игры: изучить названия близких людей (мама, папа, дядя и т.д.), а также развивать речь учащихся и обогащение словарного запаса.

Игра «Будь вежлив». В этой игре дети должны подать учителю игрушку в том случае, если учитель или другой ученик произнесет слово «пожалуйста». Данная игра учит учащихся быть внимательными, т.е. внимательно слушать речь другого человека, а также учит быть вежливым.

Игра «Подбери рифму». Задача учащихся подобрать слово в рифму к названному слову.

Цель игры: развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

Игра «Да или Нет». Здесь детям, поймавшим мяч необходимо ответить «Да или Нет» на заданный вопрос.

Цель игры: активизировать в речи детей знакомые лексические единицы, развивать быстроту реакции на звучащее слово.

Раиса Александровна Пушкарева учитель начальных классов школы № 4 города Кемерово рекомендует проводить сюжетные игры в период обучения грамоте.

За время своей работы она заметила, что первоклассники впервые переступили порог класса абсолютно все родные. И каждый переступает со своими радостями и печалями, умением и способностями, особыми чертами характера. Одному достаточно сказать слово, другому нужно повторить десять раз, чтобы он запомнил. И в таких условиях учителю, удается совершить чудо – научить всех, научить каждого.

У первоклассников преобладают непроизвольное внимание и память. Эта особенность определяет частую смену видов деятельности и включение игры в учебный процесс.

По мере овладения детьми приемами чтения и письма она чередует односюжетные уроки с обычными, на которых игра используется только при изучении самого трудного материала. В том случае произвольное внимание и волевая регуляция деятельности у первоклассников получат благоприятные условия для своего развития.

Здесь же она приводит конспект одного из уроков обучения чтению, где уместно проводит такие игры как «Посади пассажира в вагон и отправь в путь» и «Прочти остановку».

Цель игр: продолжить работу по формированию фонетического слуха, осознанного чтения и развитию речи. Учить детей применять знания и умения, полученные на уроке, в процессе коллективного чтения.

В использовании игровых ситуаций в формировании экономических знаний учащихся начальных классов опытом делится Шамшия Сырбаева, старший преподаватель кафедры ПиМНО города Атырау.

Она считает, что в свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить ребенка самостоятельно мыслить, познавать мир, особое значение приобретает вопрос о формировании его познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу.

Одним из средств реализации этих задач является деловая игра.

Также она считает, что особенности деловой игры заключаются, во-первых, в наличии ролей, в их взаимодействии. Принципиальное отличие деловой игры от ролевой заключается в том, что ее основой служит модель формирования экономических знаний в целом, и эта система рассматривается как динамическая, которая в игре проявляется в виде так называемой «цепочки решений».

В своей работе она для формирования умений, практического применения знаний, навыков делового общения использует виды деловых игр, разработанные А.С. Прутничевым.

А во время проведения уроков математики использует игры с элементами экономики следующих видов:

- игры, непосредственно отвечающие теме урока (например: экономическая грамотность);

- игры закрепляющие пройденный материал и изучающие новый ( например: лучшая реклама);

- игры, которые не имеют ничего общего с темой урока, но при этом помогают детям отдохнуть (загадки, пословицы, физ. Минутки);

- игры, задачи и примеры, устанавливающие связь математики и элементарных основ экономики с другими предметами (задания на сообразительность, размышление, задачи, отвечающие на вопрос: «сколько?»).

Она предлагает следующие игры :

Игра «Экономическая грамотность». Задача учащихся состоит как можно больше фраз с экономическим смыслом, начинающихся ключевого слова экономического содержания. Игра проводится с целью развития у детей представлений об экономических взаимосвязях, наблюдающихся в этих процессах. Игра носит групповой характер. Между командами происходит соревнование в ходе которого каждая из них стремится показать более высокий уровень знаний по экономическим вопросами экономической грамотности.

Игра «Дополни фразу». Задача каждого учащегося дополнить начатую учителем фразу словом экономического содержания.

Цель игры; развивать речь учащихся в экономическом содержании, а также развивать мышление, память.

Игра «Отдай слово». Учащимся необходимо отдать ключевое слово только при помощи 10 вопросов, ответами на которые являются только слово «Да» или «Нет».

Цель игры состоит в развитии у детей навыков раскрытия сущности и природы разных вещей, отыскания их названия по отдельным сведеньям об этих веща. Предлагаемый вариант игры отличается лишь тем, что в нем надо отгадать не просто слово, а слово с экономическим содержанием или имеющее отношение к экономике.

А вот учитель Нина Николаевна Ярошенко– учитель начальных классов школы № 9 города Омск, рекомендует игровую методику технологии проблемного урока в структуре знаний по этикету.

Она уверенно говорит о том, что младший школьный возраст – это тот период в жизни ребенка, когда еще возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение норм и правил, когда формируется самоуважение и развивается творческие способности.

Ввести ребенка в мир культуры в этот период можно без наставлений и перечислений, что хорошо и что плохо, а увлекательно и с фантазией. Используя игру и технологию проблемного урока, можно вовлечь учащихся в деятельность, в процессе которой у них возникает стойкое отношение к изучаемому материалу, приобретаются поведенческие навыки, пробуждается интерес к тому, что чувствуют другие люди, а также вырабатывается умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, как задачу, предлагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения. Ею предложено занятие. Занятие она организовывает в форме игры-путешествия, объединив их единым сюжетом (например, воображаемым путешествием по океану хороших Манер).

Методическая разработка занятия дает представление о том, как учитель решает вышеозначенные задачи, и может быть использована для проведения классного часа.

Поскольку мир ребенка неразрывно связан с эмоциями, занятие на разных этапах включает в себя разнообразные положительные эмоциональные компоненты, направленные на внутреннюю активизацию способностей к учебной деятельности.

Итак, возможности для активизации познавательной деятельности младших школьников в условиях современной школы неисчерпаемы. Так как каждый творчески работающий учитель находит все новые формы стимулирования познавательной активности учащихся и применяет их на любом уроке как в учебной, так и внеучебной деятельности, углубления их знаний об окружающем мире, проявления интереса к ним и творческого поиска.



2.2. Личный опыт


Проходя преддипломную практику в Зауровловской средней школе четвертом классе, изучали вопрос о воспитательном значении игры. Проводилась работа с целью закрепления воспитательного эффекта учащихся класса. Проводили уроки в нестандартной форме с использованием игровых ситуаций, игры-путешествия, дидактические игры предшествующие новой теме, дидактические игры раскрывающие новую тему, игры закрепляющие материал изученной темы, игры-физ.минутки, которые не только несут в себе эмоциональный заряд, но и забавляя учат.

Расскажем как применили в работе игру «Мой, моя, мое» на уроках русского языка, предшествующую изучению новой темы: «Род имен прилагательных». Эта игра не только закрепляет пройденный материал – род имен существительных, но и является подготовительной работой к изучению новой темы – род имен прилагательных. В этой игре задача учащихся назвать имя существительное, произнести вслух задаваемый при определении рода вопрос и записать это имя существительное в определенный столбец таблицы: «Род имен существительных». Способ организации игры поточно-письменный, в то время как остальные учащиеся следят за правильностью выполнения, т.е. в этой игре задействованы все. В результате этой игры учащиеся автоматизируют умение определять род имен существительных, учатся задавать правильно вопрос, а при записи этого слова повторяют его правописание.

Дидактическая цель игры: закрепление умения определять род имен существительных.

После данной игры мы объяснили учащимся новую тему, что род имен прилагательных зависит от рода имен существительных, т.е. необходимо и достаточно определить род имен существительных с которым оно согласуется

Также проводился факультатив по русскому языку, темой которого была: «Тематические группы слов». Факультатив проводился в нестандартной форме, с использованием игр. В начале урока мы рассказали учащимся сказку «Страна Лексика», в которой идет подробное, доступное объяснение о разделе русского языка - лексике и новой темы «Тематические группы слов».

После сказки, герой урока Буратино задает им вопросы по сказке, принес он их с собой в конверте. Задача учащихся достать из конверта вопрос, прочитать его вслух и ответить на него полным ответом, тем самым анализируется полученный новый материал.

Затем провели блок игр, направленных на закрепление новой темы. Это игры: «Продолжи цепочку», «Соберем лепестки и составим цветок», «Чудо-дерево», «Найди лишнее».

Игра «Продолжи цепочку». Дидактическая цель игры: развивать форму мышления – обобщение, а также умение обосновывать свой ответ. Задача учащихся продолжить цепочку названных слов и назвать к какой тематической группе слов они относятся, при этом обосновывая свой ответ. В итоге у учащихся развивается умение обобщать, умение обосновывать свой ответ, в результате чего развивается речь, обогащается словарный запас. Организуется игра на местах, что дает возможность поразмышлять в спокойной обстановке.

Игра «Соберем лепестки и составим цветок». Дидактическая цель игры; развивать у учащихся умение обобщать. Организуется игра у магнитной доски поточно – посменным способом, что не создает шума. Задача учащимся взять лепесток, написать на нем название любого цветка и закрепить его на доске и так каждый учащийся. В итоге учащиеся должны ответить к какой тематической группе слов, относятся записанные или слова на лепестках. В результате у учащихся, развивается умение обобщать и обогащать словарный запас.

Игра «Чудо дерево». Дидактическая цель игры; развивать у учащихся умение обобщать. Организуется игра у доски, где прикреплено, чудо дерево. Способ организации игры поточно -посменный, что не создает шум , нарушение дисциплины на уроке. Здесь учащиеся должны сорвать с дерева и отгадать загадку на обратной стороне плода, если учащийся не справляется, то ему помогает весь класс, а отгадку они записывают на доске и тетрадях. И так до последнего плода на дереве. В итоге прочитав все отгадки, должны ответить на вопрос, какой тематической игре слов относятся все отгадки. В результате у учащихся развивается логическое мышление при отгадывании загадок, а также развивается умение обобщать слова в тематические группы слов.

Игра «Найди лишнее». Дидактическая цель игры; развивать у учащихся умение обобщать, находить лишнее слово, и умение обосновывать свой ответ. Организуется игра на местах, что обеспечивает спокойную обстановку для размышления и не нарушение дисциплины. Задача учащихся прослушать список слов и назвать них лишнее, обосновывая при этом свои ответы а также ответить на вопрос к какой группе слов относятся все остальные слова списка. В результате у учащихся развивается логическое мышление, речь, память, а также развивается умение обобщать.

А в заключительной части урока, герой Буратино снова задает им свои вопросы.

На уроках математики часто применяли веселые задачи – шутки. Организуются эти игры вместе с физ. минутками, или в начале урока на устный счет. Дети с большим удовольствием решают задачи, преподнесенные в игровой форме. Этот прием удачно разнообразит устный счет, вносит в урок оживление, эмоциональную разрядку, а также способствует снятию физического напряжения. Учащимся необходимо прослушать задачу в стихотворной форме на слух и устно решить ее, обосновывая свой ответ. В результате у учащихся развивается воображение, память, мышление, а также повышается интерес к учебной деятельности. Задания для такого типа задач, должны быть не сложными, так как они решаются устно.

Наиболее естественное состояние ребенка – движение. Это выражается в игровой деятельности, которая как правило стоит их подвижных игр.

Это не просто подвижные игры, это игры еще и дидактической направленности. Такие игры, наиболее часто проводимые нами на уроках физической культуры, на переменах и на уроках обще образовательных предметов. Почему? Потому что одним из приоритетных направлений учебно – воспитательного процесса является охрана здоровья школьников. Используя в нашей работе здоровье – сберегающие технологии, мы ставим следующие задачи:

- обеспечить ученику возможность сохранения здоровья;

- сформировать у него необходимые знания в повседневной жизни;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- укреплять здоровье детей во время учебного процесса.

Одним из методов, укрепления здоровья детей во время уроков, является использование подвижных игр дидактической направленности на общеобразовательных дисциплинах которые:

- сочетают двигательное и интеллектуальное начало;

- увеличивают время организованной двигательной активности детей;

- создают положительные эмоции.

Методика проведения подобных подвижных игр, способствующая повышению эффективности воспитательного процесса и основанная на положениях психологической теории поэтапного формирования умственных действий, заключается в следующем: игру целесообразно использовать на том этапе урока, когда применение традиционных форм не приносит желаемого результата; игры включаются в ходе уроков систематически, при закреплении темы либо всего курса.

Игры такого типа рекомендуются проводить на предметах общеобразовательного цикла, которые требуют от детей напряжения, и наконец доля которых в учебном плане занимает большую часть.

Предлагаем следующие подвижные игры дидактической направленности: «Змейка», «Не скажу», «Цепочка».

Игра «Цепочка». Цель: отработка и закрепление полученных знаний, формирование собранности и ученической ответственности. Класс делится на команды. Задача учащихся по сигналу учителя выйти к доске и решить пример. И так до команды – победителя. В результате игра помимо непосредственной реализации учебной задачи формирует у учащихся умение мыслить на фоне эмоционального возбуждения. Наблюдения показали, что учащиеся очень редко допускают ошибки, чувствуя индивидуальную ответственность за успех команды.

Данную игру можно проводить практически на каждом уроке и по любому предмету, меняя при этом задание. Учащиеся на фоне положительных эмоций и радости движений закрепляют полученные знания.

Игра «Не скажу». Цель игры: практическое овладение знаниями и выполнение простейших видов анализа и синтеза. Игра проводится без разделения на команды. Игроки образуют круг и перебрасывают друг другу мяч. Задача учащихся при этом называть по порядку числа, но вместо нечетных чисел говорить: «Не скажу!». В результате такой игры у учащихся развивается внимание, память.

Игра «Змейка». Цель игры: усвоение полученных знаний, активизация внимания, совершенствование интеллектуальных умений. Игра организуется на местах, но с небольшим продвижением, тем самым в классе не нарушается дисциплина и создаются все условия для выполнения заданий. Задача учащихся выполнить задание на карточке у себя на парте, а потом по сигналу учителя пересесть на место соседа и решить задание на его карточке. И так учащиеся перемещаются на место друг друга. Главное достоинство игры в том, что, преодолевая в ходе игры трудности, учащиеся получают удовольствие от процесса и результата своей деятельности.

А в завершении хотелось бы отметить, что современная теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают ее чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Во многих случаях, а также в нашем, проверено и убедительно показано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включаются в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность познавательной деятельности заметно повышается.






Заключение


Анализ игры как метода воспитания в данной курсовой работе позволяет нам сделать следующие выводы: Детство — время игр, поэтому процесс физического воспитания детей и подростков неотделим от игры. Игровой метод в этот период занимает ведущее место и приобретает характер универсального метода физического воспитания. Чем младше возраст, тем сильнее влияние и больше значение игры.

Исходя из всего выше сказанного, хотелось бы выделить, что вся жизнь детей связана с игрой.

Освоение окружающих их вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится играя, воображая себя. Отсюда следует вывод, если мы хотим опираться в обучении и воспитании младших школьников на их природу, на их возрастные возможности, если мы хотим двигаться от близкого, понятного, доступного к более сложному и абстрактному, если хотим, чтобы дети были активны, энергичны, короче, если хотим, чтобы они оставались детьми, а не автоматами по приемке информации, мы должны чаще применять игру – этот удивительный феномен детства. Тогда игра станет тем самым ключом, с помощью которого откроются двери в мир познания.

И думается, будет полезным дать несколько рекомендаций.

1. Собирайте как особую ценность любимые игры детей. Они могут сопровождать их в течение четырех классов. И в первом, и в четвертом классе вы найдете охотников играть в них. Ни учебная деятельность, ни праздник, ни поход, ни день рождения не обойдутся без любимых игр.

2. Новая хорошая игра – лучший подарок детям. Готовясь к учебному дню, педагог должен открыть свой «Сборник игр» и приготовить детям новую игру, которая точно так же принесет им новые знания, а вместе с тем и радостные минуты.

3. Не навязывайте детям игру, которая вам кажется полезной, игра дело – добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от участия в игре, если она им не нравится.

4. Игра – не урок. Это не значит, что можно и не играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое – это не только методическое богатство педагога, но и общая, богатая впечатлениями работа учащихся на уроке.

5. Эмоциональное состояние педагога должно всегда соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. В этом смысле играет не только ребенок, но и взрослый.

6. Игра- средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших и не лучших качествах. Наблюдайте за этими проявлениями, размышляйте о них но не используйте полученную информацию во вред ребенку.

7. несмотря на то, что младшие школьники более самостоятельны, их игры требуют внимательного руководства со стороны педагога. Педагог должен уметь управлять игрой детей, использовать ее в педагогической работе.

Руководство игрой есть использование педагогом с наибольшей полнотой тех огромных образовательно – воспитательных возможностей, которые присущи этой удивительной деятельности ребенка.

Мы надеемся, что эти рекомендации помогут так организовать игровую деятельность учащихся, чтобы сделать ее обучающей, познавательной, и естественно радостной.

















Библиография

1. Бабанский П. В. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1982.

2. Бордовская И.В. Реан А.А. Педагогка.2000.

3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.

4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

5. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: Феникс,2003..

6. Михелькевич В. Н. и др. Справочник по педагогическим инновациям. — Самара, 1998.

7. Педагогика / Под ред. С. П. Баранова и В. А. Сластенина. — М., 1986.
8. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: РПА, 1996.

9. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под. Ред. С.А. Смирнова., М.2001.

10. Педагогические технологии / Под ред. В. С. Кукушина. Ростов н/д: МарТ, 2002.

11. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении. — М.: Просвещение, 1992.

12 Подласый И. П. Педагогика. — М., 1999.

13. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – Гумм. Изд. Центр «Владос», 2001.

14. Полат Е. С. Новые педагогические технологии: Пособие для учителей. — М., 1997.

15. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.
16. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов В.Н. Общая педагогика. М., 2002.

17. Харламов И.Ф. Педагогика., М. 2000.








Приложение №1

Тема: «Умножение».

Урок-загадка по математике в 2-м классе

Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех — пересчитайте!»
Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла.
Разделила на троих —
Сколько каждому из них?
Таблица умножения
достойна уважения,
Она всегда во всем права:
Что б ни случилось в мире
Все так же будет: дважды два?
Дважды два — четыре.
Принесла коза для деток
Со двора 16 веток.
Положила на пол их.
Как делить на четверых?
Три подружки, три сестрицы
Заплели по две косицы,
Задаю я вам вопрос:
Сколько кос?

К трем зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?

— Бабушка, милая, хочу пирожок!
— Хорошо, испеку. Сколько надо, дружок?
— Два для мамы, два для папы,
Для сестренки тоже два,
Нам с тобой по два испечь.
— Ох, мне всех не перечесть
Кто малышу помочь готов?
Сколько надо пирожков?

От Федоры сбежала посуда:
Три стакана, три чашки, три блюда.
Кто сказать готов,
Сколько всего беглецов?

Взял Антон лукошко,
В лес пошел Антон,
Набрал грибов немножко
И их считает он:
Три лисички, три волнушки,
Три груздя и три чернушки.
Сколько же грибов в лукошко
Положить успел Антошка?

Паслись на лугу семь телят,
Семь овец, семь коров, семь ягнят.
Сосчитать никак не могу
Сколько животных всего на лугу?

Если знаешь ты таблицу,
На вопрос ответишь смело:

— Сколько птичек-невеличек
На кормушку прилетело?
Воробьев драчливых пара
И синичек тоже пара,
Пара сизых голубей
И две пары снегирей.



Приложение №2

Казахские подвижные игры


Белая кость

Участники игры становятся в шеренгу. Ведущий берет белую кость (можно использовать резиновый мяч, деревянный ключ, резные палочки и т. д.) и напевает:


Белая кость — знак счастья.

Ключ, Лети до луны,

до белых снежных вершин!

Находчив и счастлив тот,

Кто тебя в миг найдет!

После чего ведущий бросает кость за шеренгу играющих. В этот момент никто не должен оглядываться назад, чтобы не видеть, в какую сторону летит кость. Когда кость упадет, ведущий объявляет:


Ищите кость

Найдете счастье скорей!

А найдет его тот,

Кто быстрей и ловчей!

Цель действий—быстро найти кость и незаметно для остальных принести ее ведущему. Если дети заметят ее, они преследуют игрока и, слегка ударив по плечу, обирают кость, затем тоже бегут к ведущему.

Для того чтобы быть незаметным и без препятствий донести кость до ведущего, можно проявить хитрость, находчивость. Иной игрок под предлогом того, что он не может найти кость, идет к ведущему шагом, отвлекает внимание соперников различными способами (например, громко говорит, указывая на другого, и утверждает, что кость якобы у него и т. д.). Если игрок нашел кость, т. е. оказался счастливцем, то вся группа или один из группы исполняют его желание: поют, читают стихи, подражают голосам животных.

Правила игры. Осаленный, преследуемый игроком, обязан сразу же передать белую кость. Оглядываться во время полета кости нельзя. Искать ее разрешается только после сигнала ведущего. Тот, кто нарушает правила игры, несет наказание по велению победителя.

Платок с узелком

Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок. Участники становятся в круг вокруг водящего. По команде водящего «Раз, два, три!» все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и взять платок. В момент преследования игрок с платком может передать его товарищу, тот—следующему и т. д. Если водящий поймает игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, прочитать стихотворение и т. д. После этого он становится водящим.
Правила игры. Игра начинается по сигналу водящего. Отдавать и передавать платок надо быстро, в беге. Нельзя отказываться от исполнения желания.


33



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее