Единые требования в вокальном воспитании на уроках дирижирования, постановки голоса, чтения хоровых партитур, в самостоятельной работе учащихся специализации «Хоровое дирижирование» музыкальных училищ и колледжей культуры и искусств
Хоровое пение — одно из могучих средств формирования личности учащихся, развития их творческих способностей и музыкального вкуса — требует высокого уровня исполнения. Художественное исполнение зависит от воспитания способности тонкого переживания, живого восприятия окружающей действительности, осмысливания художественных образов произведения, умелого использования средств музыкально-вокальной выразительности, для чего, в свою очередь, необходимы технические умения и навыки.
Вокальные навыки приобретаются постепенно и последовательно в процессе обучения учащихся всем предметам дирижерско-хорового цикла: постановка голоса, дирижирование, хоровой класс, чтение хоровых партитур, хороведение, где на качество пения каждого учащегося, на развитие его голоса (а на хороведении — изучение теоретических знаний по постановке голоса и строении голосового аппарата) должно быть обращено большое внимание.
Поступая в колледж на специализацию «Хоровое дирижирование» студенты, как правило, не имеют вокальной подготовки. В основном, это люди, пришедшие из самодеятельности, общеобразовательной или музыкальной школы, где они получили лишь приблизительное понятие о постановке голоса, а иногда и просто неверное. За 4 года обучения в колледже они должны овладеть вокальными навыками, уметь управлять своим голосом и получить достаточные теоретические знания в области вокала, чтоб в дальнейшее своей работе их применять. Сфера деятельности хормейстера, окончившего колледж обширна: это работа с солистами из самодеятельности, вокальными ансамблями, хоровыми коллективами. В основном, большая часть выпускников сталкивается в своей практической работе с детскими голосами. За годы обучения в колледже по всем перечисленным выше предметам, а также в практической работе с детскими хорами и на уроках музыки в общеобразовательной школе у студента-хормейстера последовательно идет процесс накопления определенных вокальных навыков. Только тесное взаимодействие, совместные единые требования всех преподавателей, ведущие перечисленные предметы, чтение методической литературы и самостоятельные занятия студентов по постановке голоса могут в конечном итоге дать специалиста, способного с успехом применить полученные знания в самостоятельной работе.
Следует, однако, сказать, что 4 года — срок явно недостаточный, чтобы овладеть вокальными навыками. Лишь дальнейшие занятия в ВУЗе, а также практическая работа с непрерывными поисками, с перениманием опыта работы лучших педагогов по постановке голоса, лучших руководителей хоровых коллективов, постоянное повышение своего мастерства — могут дать хорошие результаты.
С первых занятий по постановке голоса, в классе по дирижированию, в хоровом классе и до конца обучения в колледже студента учат правильному певческому дыханию. В пении используется смешанный вид дыхания. Этому виду дыхания учащихся обучают с первых уроков по постановке голоса, в хоровом классе и на уроках дирижирования, т.к. правильно взятое певческое дыхание помогает студенту в выработке правильного дирижерского жеста, обозначающего «дыхание». Характер дыхания зависит от характера и стиля произведения. Различные по характеру произведения требуют или более скорого вдоха или медленного; легкий звук требует минимального расходования воздуха, массивное звучание — более интенсивного напора дыхания.
На 1 курсе студенты в классе по дирижированию, в хоровом классе знакомятся с произведениями различными по характеру. Следовательно, уже к окончанию 1-го курса они должны овладеть элементарными навыками различного характера дыхания. Главная задача при пении — умение экономно расходовать дыхание, оно появляется у певца в результате целенаправленной систематической работы над специальными упражнениями. Эти упражнения описаны в методической литературе, у каждого педагога есть свои — и надо научить этим упражнениям студента. На уроках дирижирования, чтения партитур нужно следить, чтобы студент дышал только после окончания фразы или предложения, и пресекать каждую попытку разорвать слово. При анализе партитуры педагог должен сам проставить дыхание, объяснив, почему именно в данном месте надо дышать, а в дальнейшем поручать это делать студенту и проверять его.
Итак, к концу 1 курса студент должен постигнуть примерные навыки смешанного дыхания, умение правильно расходовать дыхание на требуемую фразу, пользоваться различными видами дыхания в зависимости от темпа и характера произведения. В дальнейшем процессе обучения эти навыки совершенствуются и закрепляются.
На хоре студенты приучаются к цепному дыханию. Основные условия цепного дыхания: не одновременность дыхания, не заметный быстрый вдох (даже посредине слова), умение осторожно влиться в звучание после очередного вдоха. От певца требуется хорошее чувство ансамбля, слушать себя и соседа по партии, почувствовать, когда можно взять дыхание не одновременно с другими певцами.
Работа над правильным звукообразованием очень трудоемкая, длительная и начинается она также с первых уроков по постановке голоса, дирижированию, в хоровом классе и продолжается все время обучения в колледже. Все педагоги, ведущие эти предметы, в равной степени должны обучать правильному звукообразованию, должны объяснять, показывать, рекомендовать изучать методическую литературу.
За один год обучения в училище студент должен уметь правильно открывать рот, не поднимая подбородок, иметь понятие о роли мягкого неба, пения на «зевке», петь ровно, ненапряженно, звонко, пользоваться головным регистром, применять мягкую атаку звука, петь в различных нюансах. Основная же задачей является воспитание вокального слуха.
Первым штрихом, которому обучают в классе вокала и на уроках дирижирования является штрих легато, на хоре также желательно подбирать вначале произведения небольшие по диапазону и звучащие на легато. Изучая произведения в классе по дирижированию в штрихе нон легато, педагог должен показать учащемуся не только дирижерский жест, но и научить петь этим штрихом хоровые партия. На уроке по вокалу на 1 курсе осваивается лишь штрих легато.
На 2 курсе и по дирижированию и по вокалу изучается штрих стаккато. В хоровом классе, в зависимости от программы, с 1 курса могут встречаться произведения на стаккато. В этом случае, руководитель хора работает над этим штрихом в распевках и отдельно с 1 курсом.
Если вначале обучения пению на всех предметах необходимо вырабатывать у студентов легкое, звонкое, полетное звучание, высокую певческую позицию, то в дальнейшем, на 2-3-х курсах, в зависимости от характера, стиля произведения вырабатывается различная тембровая окраска, а также умение пользоваться грудным резонатором.
Усложняются изучаемые произведения по вокалу, дирижированию и другим предметам дирижерско-хорового цикла, увеличивается диапазон хоровых партий, появляются скачки в голосоведении, мелкие длительности, различные акценты, сфорцандо, субито пиано, глиссандо, портаменто. Эти приемы учащийся осваивает в классе под руководством преподавателя, тренирует в самостоятельных занятиях на различных упражнениях.
Начиная с 1 курса и до последнего на уроках, зачетах, академических концертах, экзаменах необходимо приучать, а затем и требовать осмысленного, эмоционального, выразительного пения.
Часто мы удовлетворены тем, что студент интонационно чисто поет хоровые партии, верно сольфеджирует, но мало обращает внимания на выразительность, нюансировку, выполнение штрихов. Приучать к выполнению всех указаний композитора следует потому, что в дальнейшем, работая с хором или ансамблем, студент мог показать голосом и жестом данный прием.
На 4 курсе, когда студент выходит к хору, становится я ясно, как он усвоил вокальные навыки за прошедшее время обучения. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что студент не слышит вокальные дефекты хора: безопорное пение, пение в низкой позиции, отсутствие штрихов и т.д., или слышит, но не может правильно изобразить данный прием голосом, подсказать соответствующий «рецепт». Чтоб воспитать у студента вокальный слух надо в классах сочетать практическое и теоретическое обучение, фиксировать внимание на недостатках и достоинствах звучания той или иной партии, отдельных исполнителей.
Особое значение имеет привитие правильных вокальных навыков у детей. Детский голос отличается от голоса взрослого человека своей хрупкостью и ранимостью. Детское пение — сложный психофизиологический процесс. Выполнить художественные задачи на должном уровне каждый поющий в детском хоре ребенок может при правильном функционировании голосового аппарата. Поэтому для педагога и руководителя детского хорового коллектива необходимо изучение отдельных сторон процесса голосообразования, знание законов развития детского голоса. Изучая методику работы с детским хором, читая методическую литературу по вопросам охраны и воспитания детского голоса, проходя практику на 3-м и 4-м курсах в общеобразовательной и музыкальной школе, студент приобретает знания, необходимые ему в дальнейшей самостоятельной работе.
Несколько слов о самостоятельной работе студентов при обучении сольному пению. Эта форма работы все более и более входит в педагогический процесс. О самостоятельной работе студента говорится в программах по сольному пению для вокальных и дирижерско-хоровых факультетов. О необходимости самостоятельной работы пишут известные педагоги-вокалисты, о ней говорят на конференциях по вокальному образованию.
Мы должны готовить учащегося к его будущей профессиональной деятельности. И готовить так, чтоб он, выйдя из стен учебного заведения, успешно справлялся с задачами, которые встанут перед ним.
Наиболее благоприятной почвой для воспитания самостоятельности студента является внеаудиторная домашняя работа. Во время нее студенту приходится без посторонней помощи анализировать, сопоставлять и обобщать явления, активно мыслить на основе уже имеющегося небольшого певческого опыта работы в классе.
В условиях домашней работы студент воспроизводит звук и тут же самостоятельно анализирует и качество звучания и правильность совершённых движений (рот, губы, язык). Припоминание и воспроизведение того, что осуществлялось на занятиях с педагогом, развивает и дисплинирует память на движения и ощущения (мышечные, слуховые, резонаторные и другие). Самостоятельная работа студента над тембровым качеством своего голоса в связи с профессиональным звучанием и эмоционально-смысловым содержанием художественного произведения усиливает инициативу студента, дает широкий простор для воображения, без которого немыслимо творческое начало. В процессе самостоятельного достижения нужных результатов студент, сталкиваясь с трудностями, а иногда я с неудачами не только выявляет их причины, но и стремится приобрести знания и навыки для их преодоления. Эта черта вместе с пытливостью, любознательностью и другими познавательными способностями создает психологическую основу для стойкого стремления к самообразованию, к повышению вокального мастерства. Таким образом, студент овладевает навыками организованного, и продуманного труда, точностью и аккуратностью в работе, ответственным отношением к ней, самодисциплиной, что, в конечном счете, определяет культуру практической деятельности.