МБОУ «Сюрногуртская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока в 6 классе
«Музыкальные иллюстрации к повести «Метель»»
Учитель музыки: Королёва Вера Владимировна
д. Сюрногурт, 2019 г.
6 класс 3 четверть, 8 - 9 уроки
Тема раздела: Образы симфонической музыки
Тема урока: «Музыкальные иллюстрации к повести «Метель»».
Тип урока: введение и углубление темы.
Цель: Озвучивание повести А.С. Пушкина «Метель» для более глубокого понимания смысла основной идеи произведения, как литературного, так и музыкального.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с музыкальными иллюстрациями Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».
Развивающие:
Развивать музыкальное мышление, память, музыкальное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к творчеству русского композитора Г.В. Свиридова и творчеству русского поэта и писателя А.С. Пушкина.
Музыкальный материал:
«Музыкальные иллюстрации к повести «Метель»:
А) «Тройка»
Б) «Вальс»
В) «Весна и осень»
Г) «Романс»
Д) «Пастораль»
Е) «Военный марш»
Ж) «Венчание»
Видеоматериал:
Тройка
Романс
Весна и осень
Вальс
Методы:
Метод музыкального обобщения (ММО) (проблемно-поисковая ситуация (ппс) на примере слушания «Тройки» из «Музыкальных иллюстраций к повести «Метель», Метод «возвращения к прошлому» (образы в литературных произведениях А. Пушкина) и метод «забегания вперед» («Симфоническая музыка»).
Метод эмоциональной драматургии (на примере исполнения «Военного марша» из «Музыкальных иллюстраций к повести «Метель» Г.В. Свиридова).
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, диски с фоно-, и видео-записями; портреты А.С. Пушкина, Г.В. Свиридова.
ХОД УРОКА
№ пункта | Основное содержание. | примечание | ||||||||||
1 | Организационный момент. Учитель: Здравствуйте ребята! Дети: Здравствуйте, учитель! | Музыкальное приветствие. | ||||||||||
2 | Повторение пройденного материала. У: Ребята, вы знаете, кто такой А.С. Пушкин? Д: Да, это русский писатель и поэт. У.: Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете? Д.: Сказка о царе Салтане, сказка о рыбаке и рыбке, сказка о мертвой царевне и 7 богатырях, сказка о попе и его работнике Балде, стихотворение «Зимняя дорога», «Зимний вечер», поэма «Руслан и Людмила» и др. У.: А знаете ли вы, произведение «Метель? Д.: да, это произведение об отношениях людей в эпоху жизни А.С. Пушкина. У.: А знаете ли вы, кто такой Г.В. Свиридов? Д.: нет. У.: А хотите узнать? Д.: Да. У.: Давайте мы с ним познакомимся. |
| ||||||||||
3. | Изучение нового материала. Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеж, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте —балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. По совету последнего в 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо и по классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году. С 1936 по 1941 год Свиридов учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича (с 1937 года). В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР. Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья. До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он писал военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы. C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962—1974 годах секретарь, в 1968—1973 — первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов» В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. Г.В. Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище. Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на слова Пушкина – «Музыкальные иллюстрации к повести «Метель». Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936—1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных (1940). Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита. Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания. Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность. | Презентация, слайды 2-4 | ||||||||||
4 | Постановка проблемы У.: как вы думаете, что может связывать Г.В. Свиридова и А.С. Пушкина? Д.: какое-то произведение. У.: Проанализируете информацию, которую вам предоставили и назовите конкретное произведение. Д.: повесть «Метель». У.: назовите тему сегодняшнего урока. Д.: Музыкальные иллюстрации к повести «Метель» |
| ||||||||||
5 | Изучение нового материала У.: Музыкальные иллюстрации Георгия Васильевича Свиридова к повети А.С. Пушкина «Метель» широко известные слушателям не только в России, но и во всём мире. Эти два шедевра русской культуры отделены друг от друга промежутком времени, который измеряется почти ста пятьюдесятью годами. События в повести Пушкина происходят в начале XIX века, в 1811-1812 гг., в период войны русского народа с Наполеоном, а музыкальные иллюстрации Г. Свиридова - это взгляд нашего современника на Россию XIX века. Музыка семи пьес для симфонического оркестра впитала в себя разнообразные интонации и ритмы пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы («Тройка», «Весна и осень», «Пастораль»), бытовых танцах («Вальс»), романсах («Романс»), маршах («Военный марш»), сцены из действующих лиц повести («Венчание»). | Презентация, слайд 5-6 | ||||||||||
| «Тройка» Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса «Тройка». Прочитайте 2 эпизода из повести. Рассказ автора: … Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёй. Владимир очутился в поле напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала на удачу т поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались… Владимир ехал полем, пересеченными глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Рассказ Бурмина: Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел скорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою… Берега были занесены… Буря не утихала… Вопросы перед слушанием: У.: как вы думаете, каково содержание данного произведения? Д.: о тройке лошадей, о тройке бегущих лошадей. У.: Почему композитор открывает цикл именно этим произведением? Д.: для того, чтобы показать бурную жизнь пушкинских времен. У.: Давайте посмотрим и послушаем это произведение. Вопросы после слушания на слайде №7. У.: Как вы думаете, чем вступление по своему характеру отличается от темы? Д.: вступление – драматичное, тема – лиричная. У.: Что хотел передать композитор в этой музыке? Д.: Непрерывность, движение, взволнованность «Музыкальных иллюстраций», что в них каждый номер будет оригинален. У.: Какое известное тебе стихотворение А.Пушкина может служить аналогом этой пьесы? Д.: «Зимний вечер». | Презентация слайд №7
Просмотр видео-фрагмента «Тройка» | ||||||||||
| «Вальс» «Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезала. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они : ура!... Кто их тогдашних офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей, драгоценнейшей наградою?.. Но в уездах и деревнях общий восторг, может быть, был ещё сильнее. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством…», - пишет А.Пушкин в повести «Метель». Вопросы перед слушанием. У.: Какие картины рисует твоё воображение? Д.: бал, музыка играет, пары танцуют. У. Давайте послушаем. Вопросы после слушания. У.: А теперь какие картины нарисовали? Д.: красивые залы, большие зеркала, дамы в пышных платьях, мужчины- офицеры, с медалями. У.: Представь себя дирижёром оркестра, который играет на балу, и продирижируй началом «Вальса».
| Презентация, слайд №8
Дирижирование началом «Вальса». | ||||||||||
| «Весна и осень», «Пастораль» В повести А.Пушкина читатели смогут найти лишь несколько фрагментов, в которых писатель рисует природу во время метели. Образы полей, реки, дороги, рощи, родных русских пейзажей, занесенных снегом, усиливают эмоциональное состояние героев – безысходность и тоску Владимира, тревожное ожидание Марьи Гавриловны, безрассудство Бурмина. Г. Свиридов вносит в свои музыкальные иллюстрации к повести одухотворённые зарисовки природы: «Весна и осень», «Пастораль», которые не только вносят в развитие действия лирический оттенок, покой, но и усиливают драматизм чувств и переживаний действующих лиц. Вопросы перед слушанием: У.: Как вы думаете, чем будут отличаться эти пьесы друг от друга? Д.: Настроением, весеннее – светлое, веселое, осеннее – грустное, тусклое. У.: давайте посмотрим выступление симфонического оркестра, вам нужно назвать инструменты, исполняющие главные партии. Вопросы после слушания: У.: какие инструменты исполняли? Д.: весна – флейта, валторна; осень – скрипка, кларнет. У.: давайте сыграем на этих воображаемых инструментах. «Пастораль» В «Метели» на фоне природы происходит объяснение между Марьей Гавриловной и Бурминым. Но Г.Свиридов расширил значение этого жанра, он наполнил пьесу трепетным человеческим чувством. У.: Давайте ребята послушаем и попробуем передать в цветовой гамме настроение «пасторали». | Презентация Слайд №9
Просмотр видео-фрагмента «Весна и осень»
Презентация, слайд №10
Рисуем «пастораль» | ||||||||||
| «Романс» Вопросы перед слушанием: (презентация , слайд №11).
У.: Давайте посмотрим, как музыку «Романса» передают с помощью пластики. 1. Это будущая жизнь Марьи Гавриловны. 2. форма вариаций. 3. Труба – как крик души. | Презентация, слайд №11
Просмотр видео-фрагмента «Романс» | ||||||||||
| «Военный марш» В двух пьесах – «Военный марш» и «Вальс» ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России. Вопросы перед слушанием: У.: Как вы думаете, какая музыка будет звучать? Д.: торжественная, яркая, праздничная, громкая. У. Давайте послушаем. Вопросы после слушания: У.: Какими интонациями насыщена эта музыка? Д.: интонации подъёма, радости, торжества. У.: Давайте мы сейчас попросим мальчиков промаршировать под этот марш, а девочки приветствуют победителей. | Презентация, слайд №12
Маршировка под «Военный марш» | ||||||||||
« | «Венчание» Слушание пьесы «Венчание». Вопросы после слушания: У.: Какой образ создаёт эта музыка? Д.: Драматичный У.: Почему композитор заканчивает цикл именной этой иллюстрацией? Д.: Для того чтобы показать, что в жизни все происходит только для лучшего. У. А теперь представим себя дирижёрами оркестра и сделаем в нотах пометки, которые помогут управлять оркестром. | Презентация, слайд №13
Слайд №14 | ||||||||||
4 | Обобщение изученного материала. У. Давайте сейчас все музыкальные иллюстрации разделим на 2 части: лирический образ и драматический образ
Таким образом, «Музыкальные иллюстрации» - это не просто сопровождение, а история современника о жизни во времена войны 1812 года. Мы не просто омузыкалили ту эпоху, но и сумели увидетьи услышать её. | Презентация, слайд 15 |
Список литературы
Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка 6 класс», М.: Просвещение, 2009.
Сергеева Г.П. Музыка 6 класс, М.: Просвещение, 2009, С. 120 – 131.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Творческая тетрадь для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007, С.46-47.
Интеренет-ресурсы:
http://www.youtube.com/?hl=ru&gl=RU – видеоматериалы
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 – биография Г.В. Свиридова