Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
ОБУХОВСКАЯ детская школа искусств
Методическая разработка
« Фридерик Шопен. трагедия романтика.»
Преподаватель теоретических дисциплин
Корякина Н. И.
Цель урока: Познакомить учащихся с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями великого польского композитора Фридерика Шопена.
Задачи урока:
Образовательные:
- Обращение к известным фортепианным произведениям Ф.Шопена с целью повторения;
- Расширение программных знаний по предмету «Музыкальная литература»;
- Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена, создателем гениальных произведений камерных жанров;
Воспитательные:
- Приобщение детей к сокровищам мировой музыкальной классики;
- Создание эмоционально-положительной атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала обучающихся.
Развивающие:
- Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности;
- Расширение кругозора обучающихся через знакомство с новым репертуаром.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
- Повторение пройденного методом устного опроса;
- Словесный (рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: просмотр слайдов, слушание музыки);
- Анализ музыкальных произведений, формулирование выводов в ходе беседы;
Оборудование:
- ноутбук;
- мульти-медиа проектор;
- экран;
- звукоусиливающая аппаратура (колонки);
- фортепиано, рояль.
Материалы:
- презентация;
- музыкальные произведения Ф. Шопена;
- попурри на пройденные ранее произведения, сделанное в программе Audacity;
- нотный материал;
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд 1
Звучит «Полонез ля-мажор» Ф. Шопена. Приветствие.
Слайд 2 (Тема урока)
II. Работа по теме урока.
1. Беседа по теме урока.
- Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной фортепианной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка? (Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.)
- А кто назовёт жанры, которые относятся к камерной музыке? ( Баркарола, серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс…)
- Молодцы!
Слайд 3-определение
- Камерная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов, также для пения, предназначенная для исполнения в небольшом помещении.
- А вот о каком композиторе сегодня пойдёт речь, ответите мне Вы, после музыкальной иллюстрации.
Слайд 4 (во время иллюстрации фрагментов звучит попурри из произведений Ф. Шопена, сделанного в программе Audacity: Полонез ля-мажор, Прелюдия № 7 ля-мажор, Вальс № 2 си-минор, Мазурка № 1 си-бемоль мажор).
- Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной –
Все это … Фридерик Шопен.
- Поэт Владимир Ефремович Шостак сказал о Фридерике Шопене: «…Поэт мелодии народной…». Какие жанры польской народной музыки сейчас прозвучали? ( Мазурка, полонез).
- Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом.
Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды, которые, как показало время, он оправдал. Его учителя всегда восторженно о нём отзывались. Так, пианист Войцех Живный, который начал заниматься с 9-летним мальчиком отмечал, что исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. В итоге, Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.
В 16 лет Шопен был принят в Варшавскую консерваторию, по окончании которой, в 1829 году директор консерватории и педагог Шопена Юзеф Эльснер сделал следующую запись: «Удивительные способности. Музыкальный гений».
Слайд 5
Стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем начал собираться в поездку по Западной Европе.
Казалось бы, что всё в творческой карьере молодого композитора и пианиста складывается как нельзя лучше, но, что мы читаем в его так называемом «Штутгартском дневнике»?
Слайд 6
«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».
- Как вы думаете, почему Шопена одолевают такие мрачные мысли? ( Может быть, он не хочет расставаться со своими родными. А, возможно, его интуиция подсказывала ему, что в этом путешествии его ожидает что-то трагическое).
- Какое же решение принимает Шопен? Шопен всё-таки поехал в Западную Европу.
Дата отъезда была назначена. Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.
Слайд 7
- Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши (перевод с армянского В. Звягинцевой).
Горсть земли.
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.
Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.
- Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении русским царским правительством польского восстания и взятии Варшавы. Тогда в Штутгарте, Шопен ничего не знал о судьбе своих родных.
Слайд 8
- Только в Париже Шопену стало известно, что его семья и друзья не пострадали при взятии Варшавы. Но Польша… Фридерик решил вернуться на родину, но отец Шопена настоял на том, чтобы сын оставался за границей и не возвращался в Варшаву. Патриотическому делу он будет служить своим искусством. Шопен в отчаянии. И вновь обратимся к записям в его дневнике.
Слайд 9
«Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».
2. Слушание и анализ муз. произведения.
Слайд 10
Звучит: Этюд № 12 «Революционный» без каких-либо комментариев.
- Какое название бы Вы дали, только что прозвучавшему произведению?
( - «Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»…)
- Уже в тех названиях, которые Вы предложили, раскрывается тот образ, который композитор стремился передать средствами музыкальной выразительности. А какие особенности музыкального языка Вы хотели бы подчеркнуть особенно? ( - Быстрый, стремительный темп, пассажи нисходящих звуков, призывные интонации в верхнем регистре, …)
- Несмотря на то, что музыка сама говорит за себя, Шопен счёл нужным пояснить свои намерения выразительными ремарками: «Быстро, с огнём», и далее «страстно», «с силой», «сжато» или вдруг после громкой призывной фразы её повторение, как бы слышимое издалека «вполголоса» и вновь «со страстью».
Ну, а теперь пришло время сказать Вам, как же называется это произведение:
(На слайде 10 выводится Этюд № 12 «Революционный»)
Слайд 11
- Один музыковед, Асафьев Борис Владимирович, характеризуя образный строй прелюдий Шопена сказал следующее: «… сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет. Озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвётся и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали».
Б.Асафьев.
- Как Вы думаете, можем ли мы найти в этом высказывании эпитеты соответствующие образному строю этюда?
3. Творческая работа. Синквейн.
Слайд 12
- Я прошу Вас объединиться и сделать творческую работу, а именно написать синквейн – (пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии), отображающий суть музыкального образа. Думаю, что высказывание Б.Асафьева Вам поможет.
- Сформулировать тему синквейна одним существительным.
- Двумя глаголами дополнить характеристику музыки.
- Охарактеризовать произведение с помощью трёх прилагательных.
- Одним предложением из 4 слов выразить собственное отношение к музыке.
- Слово – резюме, характеризующее суть.
(Ученики читают сочинённый синквейн).
4. Заключение
- Я хочу поблагодарить Вас за творчество и задать ещё один вопрос: а что же такое этюд? Что это за жанр камерной музыки? ( -Это произведение, для отработки технических навыков).
- Технические навыки исполнителя оттачиваются, благодаря неоднократному повторению одного и того же приёма, а как же быть с этюдом Шопена? В этом произведении один и тот же технический приём повторяется неоднократно, а именно нисходящая последовательность звуков в быстром темпе? Причём этот приём, назовём его «рокочущий пассаж», исполняется левой рукой, что делает это произведением одним из самых сложных в фортепианной литературе.
Итак, Шопен виртуозно соединил…? Может быть, в классе есть желающие подвести итог всему сказанному?
- Он соединил технические задачи с воплощением музыкального образа.
Слайд 13 (Определение этюда)
- В продолжение разговора о творчестве Фридерика Шопена, послушайте Прелюдию № 24 и ответьте на вопрос: Что вам напоминает Прелюдия 24 Шопена:
- эпическое повествование;
- взволнованный рассказ;
- драматическую декламацию?
Можем ли мы сказать, что музыкальный образ, созданный композитором в прелюдии созвучен музыкальному образу этюда?
Слайд 14-16 (слушание Прелюдии 24)
( Ответы детей). Выводы.
III. Заключение.
Исполнение преподавателем Ноктюрн до-диез минор.
Слова благодарности за работу на уроке. Прощание.
Список сайтов
Стихотворение А. Граши «Горсть земли» www.muz-urok.ru/shopen.htm
www.musicschool2.ru/shopen/page/6/
muz-strana.narod.ru/index.files/Page864.htm
www.maykapar.ru/articles/revolut.shtml
Нотная библиотека Ф. Шопена www.royalpiano.ru/notes/chopin.html
Информация о синквейне ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн
Музыкальные файлы classic.chubrik.ru/Chopin/