СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 г. ТОМСКА
634526, г. Томск, д. Лоскутово, ул. Ленина, 27а, тел.(3822) 943-562, тел/факс 943-400
loskutovo@rambler.ru
«Формирование гуманитарной культуры обучающихся и роль индивидуально – личностного подхода в процессе обучения и воспитания»
Макарова Ольга Николаевна,
преподаватель английского языка
МБОУ СОШ №33 г. Томска.
2017
«Формирование гуманитарной культуры обучающихся и роль индивидуально – личностного подхода в процессе обучения и воспитания»
Что такое гуманитарная культура?
Гуманитарная культура - интегративное образование, которое включает в себя различные сферы культуры, объединенные понятием «бытие человека».
Это культура нравственная и правовая, социально-политическая, художественно-эстетическая, коммуникативная, психологическая, валеологическая, экологическая и др. В гуманитарной культуре все указанные сферы имеют общее основание - гуманистическую этику.
Гуманистическая этика - это философское учение о человеке как о главной земной ценности. При этом обосновывается, что смыслом жизни человека является
саморазвитие, раскрытие и реализация заложенных в нем творческих возможностей.
Как утверждал философ ХХ века Эрих Фромм, разрабатывавший проблемы гуманистической этики, «умение жить» - это умение творческой самореализации. Деятельно - практический компонент гуманитарной культуры проявляется как в гуманном отношении к людям во всех сферах жизнедеятельности (в бытовой, общественной, профессиональной), так и в специфических видах деятельности человека, называемых гуманитарными (обращенных к человеку, основанных на отношениях «человек - человек»).
Почему формирование гуманитарной культуры личности
можно рассматривать в качестве одной из ведущих целей
отечественного образования?
Сформированность у выпускников общеобразовательных учреждений гуманитарной культуры личности является необходимым условием успешной реализации социальной
функции образования - позитивной интеграции молодежи в современное общество и в современную культуру, становление у нее четких нравственных ориентиров и гражданско-правового самосознания, толерантности. Формирование у молодых людей гуманитарной культуры личности как приоритетная цель образования имеет важное
значение для обеспечения стабильности российского общества. Именно молодежь, обладающая гуманитарной культурой, будет внутренне защищена от таких отрицательных явлений жизни общества, как национализм, агрессия, преступность, наркомания,
социальная пассивность, и сможет противостоять им.
Напомним, что в Законе РФ «Об образовании» в качестве приоритетной цели образования выделено осуществление его в интересах человека.
Именно очеловечивание современного образования является сущностью процесса гуманизации школы.
Роль учителя в формировании гуманитарной культуры ученика
В то же время не подлежит сомнению, что успех формирования гуманитарной культуры учащихся будет зависеть от овладения гуманитарной культурой если не каждым, то
большинством учителей, чья деятельность и составляет основу образования и является условием для превращения отечественной школы в подлинно гуманную.
“Учитель сам должен быть тем, кем он хочет сделать ученика”
В.И.Даль
Что же такое «гуманитарная культура учителя»?
В первую очередь, обладающий гуманитарной культурой педагог не может относиться к ученику лишь функционально, он видит в каждом ребенке его уникальную, неповторимую человеческую сущность, прогнозирует свой вклад в становление и развитие личности ученика.
Проявлением гуманитарной культуры педагога является принятие и реализация идеи ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка, равенства, разумеется, не в смысле объема знаний или жизненного опыта, но в своем прирожденном человеческом праве неограниченного познания мира, причем в тех формах, которые органичны и комфортны на индивидуально-личностном уровне.
Гуманитарная культура учителя позволяет ему реализовать на практике принципы гуманистической этики. Такой учитель не только гуманно относится к детям, но и последовательно передает им «науку жить», формируя у них чувство собственного достоинства, веру в свои силы, стремление к самосовершенствованию, к самореализации и творчеству.
Обладающий гуманитарной культурой педагог не замыкается в рамках своего предмета и соответствующей научной дисциплины, но является носителем интегративного гуманитарного знания, умело используя возможности общения с
учащимися для расширения их гуманитарного кругозора и становления у них
гуманистических нравственных ориентиров.
Именно учитель, в процессе преподавания своего предмета и общаясь с учащимися во внеурочное время, сможет постепенно приобщать их:
– к человековедению - познанию человека в первую очередь как существа
духовного, обращению к внутреннему миру человека;
– к человекосозиданию - пробуждению человеческого в человеке путем создания
нравственных ориентиров, стимулирования у них процессов саморефлексии и
саморазвития
Обладающий гуманитарной культурой учитель вовлечет учащихся в культуротворчество, приобщая их к достижениям духовной и материальной культуры и стимулируя их творчествов сфере культуры.
Задача учителя - не «сформировать» ученика, а найти, поддержать, развить человека в человеке и помочь ему создать механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа, диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Роль учителя иностранного языка в формировании гуманитарной культуры обучающихся
Учитель иностранного языка помимо владения иностранным языком на достаточно высоком практическом и теоретическом уровне должен быть самостоятельным в выборе модели обучения; также он должен быть творческим в плане выработки стратегии обучения, определении содержания обучения; осведомленным и хорошо ориентирующимся в существующей учебной и методической литературе по специальности. В профессиональной деятельности учителю иностранного языка необходима еще и гибкость в использовании разных методических приемов с учетом условий обучения, целей и задач урока, психологических особенностей учащихся разных возрастных групп. Учитель должен быть готов повышать свой профессиональный уровень, любить детей, стремиться к самосовершенствованию и самообразовываться. Учитель, прежде всего сам должен быть личностью, обладать искусством владения голосом и формами речевого этикета.
Индивидуально-личностный подход и его роль в процессе воспитания и обучения школьников
Многие из педагогических идей по проблемам гуманизации образования получают практическое воплощение в педагогической практике путем реализации в процессе воспитания и обучения школьников индивидуально – личностного подхода, предусматривающего:
● принятие ребенка как данности, необходимость изучения психофизических особенностей детей; признание уникальности каждого человека, ценности индивидуальности, ее неповторимости; учет в образовании индивидуальности каждого ребенка, а значит, и принятие его непохожести, своеобразия, отличия от других; индивидуализацию обучения и воспитания;
● признание ценностно-смыслового равенства между взрослым и ребенком, между учителем и учеником, построение субъектно-субъектных отношений не по принципу «старший - младший» или «наставник - воспитанник», а по принципу «человек - человек»;
● на основе изучения внутреннего мира ребенка создание условий для его самоактуализации, необходимость раннего выявления и развития его творческого потенциала; развитие в органическом единстве ума, чувств и «рук» ребенка;
● отказ от насилия над природой ребенка, соответствие содержания образования и педагогических технологий возможностям, потребностям и интересам детей, особое
внимание следует уделять развитию их мотивационной сферы;
● щадящий характер образования, признание тех результатов деятельности ребенка, которые оказываются доступны для него на данный момент развития.
Осуществляя индивидуально-личностный подход в образовании, педагоги ориентируются на:
● создание условий для возникновения у учащихся в процессе образования «личностных смыслов», для превращения знания в «живое знание», развитие способности к диалогу у учителей и учащихся;
● признание права личности на свой жизненный выбор;
● ведущую роль воспитания по отношению к обучению, общая направленность которого - становление человеческого в человеке;
● человекообразующие функции образования: сохранение и восстановление экологии человека, культурная идентификация, социализация индивида; на последовательную реализацию при выполнении этих функций принципа культуросообразности как учет традиций и особенностей той культуры, на интеграцию личности в которую ориентирована система образования;
● деятельность и общение как универсальные средства воспитания личности, последовательное расширение воспитателем зоны актуального развития ребенка, введение личности во всеболее усложняющуюся систему отношений, которая требует проявления и закрепления социально значимых свойств личности.
Список литературы:
В.Н. Орлов, П.А. Сапронов «Гуманитарные основы культуры. Гуманитарное знание: сущность и функции» Санкт-Петербург, 1991, 29стр.
С.И. Ожегов «Словарь русского языка» Москва,1986, 128стр.
Д.С. Лихачев «О национальном характере русских»; «Вопросы философии» №6, 1989, 31 стр.
Монография «Гуманитарная культура личности – основа и цель современного образования», издательство «Союз», 2008, 114 стр.