МБОУ «Политотдельская сош»
Урок нравственности
в 6 классе
«Дорога добра»
©Учитель русского языка и литературы
Викулкина Ольга Александровна
2019г.
Урок нравственности в 6 классе
на тему
«Дорога добра»
(литература)
Цели:
Образовательные: пробуждение у учащихся интереса к нравственным вопросам, поднимающимся в литературе, искусстве; анализ прочитанных произведений.
Развивающие: знакомство с нравственными понятиями, выработка нравственных представлений о поведении человека.
Воспитывающие: воспитание нравственной личности, способной на добрые дела, способной отличать истинные ценности от мнимых через использование литературных произведений и образов.
Задачи:
1. Раскрыть основные направления духовно-нравственного воспитания на уроке литературы в контексте современных задач гражданского общества на основе анализа художественной литературы.
2. Совершенствовать навыки художественного анализа (осмысление) текста.
3. Воспитывать школьника-патриота своей страны.
Оборудование:
1. Портреты В. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, С. Ожегова, А. Сент-Экзюпери, И.А. Крылова, А.С. Пушкина, В. Железникова, М. Зощенко
2. Высказывания о нравственности на плакате.
(Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, – бережное отношение к миру: к обществу, к природе. Д. Лихачёв
Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Гегель
Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. (Апостол Павел)
3. Выставка книг по теме урока.
4. Лепестки для составления ромашки счастья.
Ход урока.
Класс разбит на 3 группы, представляющие разные качества человека:
1 группа – нравственный человек;
2 группа – ложь, бесчестие, зависть;
3 группа – алчность, жадность, лесть;
«Урок нравственности «Быть человеком»
Звучит отрывок из песни «Дорога добра.»
Вступительное слово учителя.
«Я – человек. Нельзя жить приятно, не живя вместе с тем нравственно.»
В природе много чудес, но главное чудо – это человек. Что значит быть человеком? Что значит жить нравственно? Об этом мы и будем говорить сегодня. Поговорим мы о взаимоотношениях между людьми. Мы находимся в постоянном общении друг с другом. С какими людьми вам хотелось бы общаться? Напишите, пожалуйста, качества личности людей, с которыми вы хотели бы общаться и дружить?
Дети работают в группах. Представители от каждой группы рассказывают о качествах личности, которые они ценят в людях.
Педагог обобщает все высказывания: приятно и комфортно общаться и дружить с доброжелательными, чуткими, тактичными, сочувствующими, понимающими, отзывчивыми, умеющими прощать, терпимыми людьми.
Вопрос педагога: что значит быть терпимым человеком? Учащиеся высказывают свои мнения, а педагог подводит итог обсуждению: терпимый человек уважает человеческое достоинство в каждом человеке, т. к. каждый человек - уникальная личность. Терпимый человек с уважением относится к окружающим, умеет найти компромисс по спорным вопросам, умеет понять и простить другого человека. «Терпимость – это старание понять других» - это высказывание известного чешского писателя Карела Чапека.
Послушайте притчу о терпимости, затем мы обсудим её.
ШРАМЫ НА ДУШЕ
Один мальчик часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то раз отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал:
— Каждый раз, когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора.
В первый же день мальчик вбил в столб 37 гвоздей. Но он учился сдерживаться и с каждым днем забивал гвоздей все меньше и меньше. Наконец наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответил:
— Каждый день, когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь.
Шло время, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
— Ты справился с заданием. Но смотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким, как прежде. Так и с человеком: когда ты говоришь злое слово, на его душе остается шрам, такой же, как эти дыры. Даже если ты потом извинишься, шрам все равно останется. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат.
Обсуждение притчи. Вопросы педагога:
1. Какой характер был у мальчика? (он был нетерпим к другим людям, часто злился на них и легко выходил из себя).
2. Что посоветовал ему отец, чтобы избавиться от нетерпимости к окружающим? (когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора, а когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь).
3. Что сказал отец мальчику, после того как тот выполнил его задание? (смотри сколько дыр осталось в столбе; так и с человеком: когда ты говоришь ему злое слово, на его душе остаётся шрам).
Педагог подводит итог обсуждению:
Вы согласны с тем, что нетерпимые, нетактичные люди обижают окружающих?
Все учащиеся отвечают утвердительно.
Педагог: Люди должны соблюдать определённые правила в общении друг с другом, и, в первую очередь, терпимость и уважение. «Уважение к людям есть уважение к самому себе», - это высказывание известного английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Джона Голсуорси. Уважать себя – значит считать себя личностью и принимать себя таким, какой ты есть. Человек, уважающий себя, доброжелательно относится к другим людям, уважает чужое мнение, но не поддаётся ему, если оно не соответствует его взглядам.
Так как же общаются друг с другом воспитанные и уважающие друг друга люди? «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы», - это слова известного писателя А.П. Чехова.
Педагог просит учащихся написать правила общения между людьми. Дети работают в группах, а затем представители от каждой группы читают правила, которые они выработали. Педагог обобщает все мнения.
Давайте с вами подведем итог, какими должны быть правила общения с людьми:
-ко всем относись с уважением;
- будь вежливым со всеми;
- слушай собеседника, не перебивая его;
- проявляй искренний интерес к людям;
- не допускай грубых и ироничных высказываний;
- говори доброжелательным тоном;
- будь терпимым к мировоззрению и образу жизни других людей;
- если ты поступил неправильно – извинись.
Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Это основное правило нравственного общения вошло в историю, как «золотое правило» нравственности.
Так что же значит быть человеком?
Отвечают ученики (быть человеком – это значит творить добро, совершать добрые дела и т.п.)
Ребята, мы с вами знаем, что за нарушением общественного порядка следят органы власти, за поведением в школе – учителя, дома – родители. А кто же следит за отношением к окружающему? (Наша совесть.)
Как же вести себя, чтобы не было стыдно перед своей совестью? Ещё в древнейшем памятнике литературы «Библии» прозвучали 10 заповедей, которые должен соблюдать каждый человек.
1. Да не будет у тебя других богов перед лицом моим
2. Не делай себе кумира.
3. Не произноси имя Господа твоего напрасно.
4. Шесть дней работай, а седьмой посвяти Господу Богу своему.
5. Почитай отца твоего и мать твою.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай ничего, что у ближнего твоего.
Вспомните, как звучит «золотое» правило нравственности?
Ответ учеников: «Не желай другому того, чего не желаешь себе»
Л.Н. Толстой писал, что простое правило нравственности состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе, и как можно больше самому служить другим.
В. Сухомлинский в рассказе «Самое важное – это заставить себя чувствовать» говорит о науке общения. Послушайте рассказ.
«Учился в одной школе в четвертом классе Генка. Какой бы вопрос ни поставила учительница, Генка сразу дает полный ответ и «пять» получает. Писал Генка лучше всех, решал задачи быстрее всех.
Но не любили товарищи Генку: слишком уж выставлял напоказ он свой ум. Ответит на вопрос учительницы и так посмотрит на класс, будто говорит: «Я самый умный».
Весною класс собрался в поход. Радовались дети: сколько удовольствия дает им путешествие и ночевка в лесу!
Думали-гадали, какие вещи в поход брить, как обед варить, как ночлег устроить. И решили: брать надо в лес на двух ребят одно одеяло, одну миску. Быстро разобрались по парам. А с Генкой никто не хочет ни одеяла одного брать, ни из одной миски обед есть.
Заплакал Генки, подошел к учительнице и говорит:
— Я же никому слова плохого не сказал... за что же меня невзлюбили? Учительница ответила:
— Нелегкое дело — заставить себя говорить. Еще труднее — заставить себя молчать. И еще труднее — заставить себя думать. Но самое трудное -- это заставить себя чувствовать.
— Как же мне заставить себя чувствовать? — спросил Генка.
— Надо видеть людей другими глазами. Ты радуешься, что 'ты умнее всех, а надо горевать, что нет умнее тебя. Потому что каждый, считающий себя самым-самым, становится, в конце концов, одиноким.
— Спасибо за науку, -- сказал Генка. — А в лес мне как же — идти с товарищами? — Иди. Бери своё одеяло, свою миску и начинай свою новую жизнь. Открывай глаза на людей и учись видеть их по – другому».
- В чём же суть науки общения? (Зачитать)
Чтобы избавиться от недостатков, надо постоянно работать над собой.
Самое главное быть честным человеком. Кто такой честный человек?
Вспомните пословицы о правде. Ученики называют пословицы.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Правда светлее солнца.
Правду, что шило в мешке, не утаишь.
Не ищи правды в других, коли в тебе её нет.
Неправда наружу выйдет.
Враньё не приведёт в добро.
Лжецу и в правде не верят.
- А почему люди лгут?
Ложь бывает двух видов: из лучших побуждений и из худших побуждений. В первом случае люди стремятся защитить близких от горькой правды, не огорчать их. А во втором случае много причин: трусость, корысть, хвастовство, ложное понимание чувства товарищества. Приведите примеры из литературных произведений.
(В. Железников «Чучело», Л.Н. Толстой «Косточка», М. Зощенко «Не надо врать»)
К сожалению, много у людей безнравственных качеств. Одно из них жадность – недоброе качество. Давайте вспомним пословицы о жадности.
У скупого зимой снега не выпросишь.
Добрый хозяин – господин деньгам, а плохой – слуга.
Скупой богач беднее нищего.
Убогого одна нужда гнетёт, скупого – две (убожество и жадность).
Лучше своё поберечь, чем чужое прожить.
- Кого из литературных героев вы можете назвать жадным?
- Слушание русской народной сказки «Клад». (Читать не до конца).
- Продолжите повествование сказки.
- Красит ли жадность человека? Как окружающие относятся к жадным людям?
Какое ещё недоброе качество вы знаете? Ученики читают вслух высказывание:
«Зависть – яд для души».
Педагог:
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
*** В кухне злится повариха,
Злится у станка ткачиха…
- Продолжите следующую строку. (И завидуют оне государевой жене»).
- Что такое зависть?
В «Словаре русского языка» С. Ожегова есть объяснение, давайте вместе его прочитаем: «Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого». С. Ожегов
Другими словами, когда кому-то хорошо, а у нас от этого портится настроение, значит, мы завидуем. А это плохо. Вспомним главу из Библии «Каин и Авель». Что породило зависть в этой истории? (Зло.)
- Приведите примеры из литературы, где встречается зависть. (Ответы учеников).
Педагог. Зависть может быть чёрной – самой опасной. Человек, ею обладающей может причинить вред другому. Пример чёрной зависти - трагедия А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». К чему привела зависть в ней?
Зависть «белая». В этом случае человек не желает зла тому, кому завидует, а радуется за него и старается сам добиться таких же успехов.
- Подумайте, когда вы позавидовали и дайте себе оценку.
Педагог. Благородный человек не будет завидовать, он всегда честный. «Благородной душе противна лесть». Эти слова принадлежат древнегреческому драматургу Еврипиду.
- Кто скажет, что такое лесть? Посмотрите ответ. (Лесть – лицемерие, угодливое восхваление).
(Инсценирование басни И.А. Крылова «Кукушка и Петух»)
- Можно ли героев басни считать честными? (Неблаговидно и смешно хвалить друг друга, когда это незаслуженно).
- Вспомните мораль к другой басне Крылова, где баснописец описывает, что такое лесть. («Ворона и Лисица»).
Уж сколько раз твердили миру,
что лесть гнусна, вредна;
но только всё не впрок,
И в сердце льстец
всегда отыщет уголок.
Лесть некрасива, но некоторым людям она приятна. Каким людям? (Тщеславным, т.е. тем, кто стремится к славе, к почёту, кто преувеличивает свои достоинства, считает себя лучше других. Такие люди вызывают, как правило, нелюбовь окружающих).
- Прочитаем отрывок по ролям из сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
На второй планете жил честолюбец.
- О, вот и почитатель явился, - воскликнул он, еще издали завидев Маленького принца.
Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.
— Добрый день, — сказал Маленький принц.
— Какая у вас забавная шляпа.
Это чтобы раскланиваться, — объяснил честолюбец. — Чтобы раскланиваться, когда меня приветствуют. К несчастью, сюда никто не заглядывает.
— Вот как? — промолвил Маленький принц: он ничего не понял.
— Похлопай-ка в ладоши, — сказал ему честолюбец. Маленький принц захлопал в ладоши. Честолюбец снял шляпу и скромно раскланялся,
«Здесь веселее, чем у старого короля», — подумал Маленький принц.
И опять стал хлопать в ладоши. А честолюбец опять стал раскланиваться, снимая шляпу.
Так минут пять подряд повторялось, одно и то же, и Маленькому принцу это наскучило.
— А что надо сделать, чтобы шляпа упала? — спросил он.
Но честолюбец не слышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.
— Ты и в самом деле мой восторженный почитатель? — спросил он Маленького принца.
— А как это — почитать?
— Почитать — значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.
— Да ведь на твоей планете больше и нет никого!
— Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!
— Я восхищаюсь, — сказал Маленький принц, слегка пожав плечами, — но что тебе от этого за радость? И он сбежал от честолюбца.
- Приятен ли Маленькому принцу человек со второй планеты? Почему?
Скромность – главное украшение человека. Прочитаем высказывания о скромности. (Ученики читают вслух.)
Чем человек умнее, тем он скромнее.
Античный афоризм.
Скромность – украшение мудрости.
Японская пословица.
Скромность каждому к лицу.
Русская пословица.
2.Заключительный этап урока. Выводы.
Сегодня мы заострили внимание на тех качествах, которые прижились в нашем обществе. А оценку им и другим, характерным для человека чертам, вы сейчас дадите, выбрав, на ваш взгляд, положительные и отрицательные качества из предложенного списка.
«Качества характера человека». Гордость, подвижность, трудолюбие, зависть, медлительность, леность, мечтательность, вежливость, наглость, сдержанность, рассудительность, тщеславие, аккуратность, решительность, скромность, откровенность, вдумчивость, верность, искренность, заботливость, глупость, капризность, злопамятность, жадность, упрямство, нерешительность, равнодушие, развязность, трусость, доброта, холодность, мудрость, умение дружить, грубость, застенчивость, патриотизм, лживость, уступчивость, предательство, упорство, смелость, старательность, обидчивость, правдивость, ответственность.
- Каждая группа «рисует» портрет положительного героя и героя с «плохими» чертами. (Зачитывают).
- А теперь каждый составит свой цветок счастья, где напишет лучшие, по его мнению, качества, в сердцевине же – самое главное для человека.
(Ромашка доброго человека)
3.Выставление отметок.
4.Домашнее задание.
Написать сочинение – миниатюру «Какой человек способен на добрые дела?».
Список используемой литературы
Детская Библия. – М., 1986
Ожегов С. Словарь русского языка. М., 1983
Журнал «Школьная библиотека». №3 март 2006.
Крылов И.А. Басни. М: Дет. лит. 1984
Народные русские сказки.- Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984.
Пушкин А.С. Маленькие трагедии. – М.: Худ. лит., 1974.
Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М.: Политиздат, 1989.
Сент-Экзюпери А. Маленький принц. – М.: Худ. лит., 1992.
Старинные русские пословицы и поговорки. – М: Дет. лит. 1984
Сухомлинский В. Хрестоматия по этике. – М: Педагогика, 1990.