ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА»
Пояснительная записка
Направленность программы. Образовательная программа «Бумажная пластика» разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области “Технология”. Программы, соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту Т.М. Геронимус. - М.: Просвещение, 2001 г. и программы годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.) Она разработана в соответствии с «Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей», дополняет, и углубляет школьную программу « Художественный труд». «Бумажная пластика» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, соответствующий физическим возможностям обучающихся, по содержанию является модифицированной (адаптированной), по функциональному предназначению - развивающей, по времени реализации – кратковременной (1 год обучения), по уровню освоения содержания программы – стартовой.
Программа реализуется в творческом объединении «Город мастеров» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения начальной школы №30.
С целью реализации содержания учебной программы в полном объеме в дни отмены учебных занятий согласно распорядительных документов различного уровня, предусмотрены компенсационные занятия и самостоятельное выполнение работ учащимися, с последующей коррекцией знаний, использование иных форм учебной деятельности.
Новизна программы. Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создавать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка. Данная программа предназначена для обучения детей выполнению декоративных композиций из бумаги. Бумага первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажная пластика» предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Используемые, в процессе реализации программы, современные педагогические технологии, такие как учебно-исследовательская деятельность, интеллектуальная игра и метод проектов способствуют формированию у обучающихся инициативности, активности, заинтересованности в результатах деятельности.
Актуальность программы
Актуальность данного курса продиктована опытом работы в начальных классах, где особенно важно у детей развитие мелкой моторики, глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям, что и предполагает обучение по данной программе. Программа дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус. Система оценивания достижений обучающихся на основе портфолио позволяет обучающемуся приобретать опыт продуктивной творческой деятельности в процессе освоения программы. Кроме того сегодня бумажная пластика наиболее тесно связана с самым молодым видом искусства – дизайном.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Занятия бумажной пластикой помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыки и умения художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Цель настоящей программы: нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бумажной пластики, активизация познавательной и творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бумажной пластики, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение разных техник бумажной пластики (квиллинг, оригами, констуирование из бумаги, контурное вырезание, белорусская выцинанка), совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов, освоение различных способов творческой интерпретации сказочных и художественных текстов.
Воспитательные – привитие интереса к истокам народного творчества, к культуре своей Родины, и культуре разных народов, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса, развитие речи.
Возраст обучающихся. В объединение «Город мастеров» (Бумажная пластика) приглашаются дети в возрасте 7 -10 лет, желающие заниматься декоративно-прикладным творчеством, не проходящие специального отбора. Такие условия позволяют детям с различной степенью подготовки к творческой деятельности развить интерес, умения, а главное, организовать своё свободное время в полезном и интересном деле. В таком объединении каждый ребёнок ощутит себя нужным, востребованным, увидит хотя и небольшие, но приятные результаты своей работы.
Принцип построения программы. Программа основывается на принципах, коллективности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Структура программы базируется на демонстрации единства способов выразительности (речь, музыка, цвет и т. д.), что даёт возможность выстроить деятельность по нескольким направлениям: словесность, иллюстрация, ручной труд. Специфика курса в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить воспитанников видеть в сказке за фантазией и вымыслом реальную жизнь, действительные социальные отношения. Любая сказочная тема должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Программа подчёркивает важность вселить в воспитанников уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Изложение учебного материала имеет эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с инструментами и материалами на занятии по декоративно-прикладному творчеству.
Сама программа строится блоками соответственно освоению навыков и умений по бумагопластике и тематического материала выбранных сказок.
Блок I - Квиллинг. Стихотворные сказки.
Блок II - Оригами. Народные сказки.
Блок III - Конструирование из бумаги. Народные сказки.
Блок IV-Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка. Волшебные сказки.
В структуре программы каждый блок содержит несколько тем. Большие темы рассматриваются в течение нескольких занятий. При этом учитываются этапы рассмотрения тем с наиболее удобной точки зрения в каждом конкретном случае. На протяжении всего года обучения происходит постепенное усложнение материала. Последующие блоки изучения программы закрепляют знания, полученные на предыдущих блоках, и дают базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Изготовление изделий из бумаги по прослушанной сказке происходит на различных уровнях трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Отличительной особенностью данной программы является: комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей младшего школьного возраста (выше перечисленных в тексте), программа «Бумажная пластика» рассчитана на ознакомительный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся начальной школы, она включает в себя не только обучение оригами, бумагокручению, конструированию и вырезанию из бумаги, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в этих техниках. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа построена на постоянной смене видов деятельности в течение учебного года (квилинг,оригами, конструирование, белорусская выцинанка), чередование видов позволяет избежать потери интереса к данной деятельности, сохраняя эффект новизны и в то же время даёт возможность систематически работать над овладением материалами и техниками, постоянно переходить от простого к сложному. Программа включает в себя создание игровых ситуаций, которые расширяют коммуникативные способности детей. Также во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются записи звуков живой природы и музыки.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
-занятия в свободное время;
-обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
-обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Главное, что отличает программу дополнительного образования детей «Бумажная пластика» - это то, что она предоставляет ребенку условия и среду активного освоения деятельности, пробы себя и своих сил, поиска интересного творческого занятия и общения, выбора своего дела и достойного его завершения в виде реального, осязаемого результата, свободного проявления изобретательства, фантазии, конструирования, игры, и т. д.
Формы занятий
Программа предусматривает разнообразные формы работы, способствующие наиболее полному решению поставленных задач.
- Индивидуальная работа педагога с ребенком. Это основная и наиболее часто повторяющаяся работа, которая позволяет максимально учитывать особенности ребенка и его возможности, установить с ребенком глубокий контакт и взаимодействие.
- Работа двух детей в паре при участии педагога. Она приемлема, если дети подходят друг другу, совпадают темп их деятельности. Или когда один стимулирует другого, поскольку более умелый. Она востребована при условии, что дети могут получить полезный опыт через восприятие деятельности другого ребенка.
- Коллективная, совместная, работа под руководством педагога над одним общим заданием. Такая форма работы позволяет развивать коммуникацию детей между собой, чувство общности, понимание зависимости друг от друга, чувство взаимопомощи.
Применение названных форм работы невозможно без установления педагогом тесного эмоционального контакта с каждым из детей. При этом индивидуальная работа остается основной. Все иные формы ее дополняют и сочетаются с ней, в зависимости от поставленных задач и потребностей ребенка.
Методы. Применяются такие методы как:
- репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения).
Среди методов используются такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, праздники, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.
Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет поделку, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в декоративно - прикладном творчестве.
Режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю, 36 часов в год.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми на занятиях;
-термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение (аппликация, шаблон, овал, плоскость, симметричная деталь, разметка, гофрирование, сгибание, надрезание, композиция, орнамент, флористика, оригами);
-знание основ композиции и цветоведения;
-виды материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой художественной деятельности;
-основные приёмы бумагопластики (квиллинг, оригами, объёмное конструирование, художественное вырезание);
-знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
-правила планирования и организации труда;
-виды сказок (о животных, волшебные, бытовые).
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе инструментами и приспособлениями по всем видам художественного труда;
-организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
-выбирать для работы бумагу с различными свойствами: рисовальную, глянцевую, гладкую, шероховатую;
- размечать фигуры по шаблону;
-правильно наносить клей на бумагу;
- понимать значение смазывания клеем всей плоскости фигуры и выдержки ее перед наклеиванием; наклеивать фигуры на фон по разметке;
-самостоятельно выполнять работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;
-уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
-составлять композиции согласно правилам;
-владеть различным приемам работы с бумагой;
-свободно пользоваться описаниями и простейшими схемами из журналов и альбомов по оригами, квиллингу, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно;
-эстетично оформлять изделия;
-работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и бригадира;
-определять главную мысль прочитанного или прослушанного произведения (сказки) и выражать её своими словами;
-давать характеристику основным действующим лицам произведения.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. Хорошим средством подведения итогов деятельности является реализация различных коллективно-творческих проектов, где каждый воспитанник находит себе дело по душе.
Формы подведения итогов:
1. Составление альбома фотографий лучших работ.
2. Представление портфолио учащихся.
3. Участие детей в традиционных школьных мероприятиях в рамках плана воспитательной работы школы.
4. Участие в конкурсах различного уровня:
а) школьные;
б) муниципальные;
в) региональные;
г) федеральные и международные.
Способы фиксации результатов
Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года. Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов :
I. Промежуточный контроль.
Тестовый контроль, представляющий собой проверку уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
Фронтальная и индивидуальная беседа.
Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
Решение кроссвордов.
Игровые формы контроля.
II. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.
Точному и однозначно количественному измерению поддаются далеко не все знания и умения, не во всех областях общественной практики. Развитие эмоционально - ценностного восприятия или аффективной сферы личности можно определять только как рост личного отношения от эмоционального восприятия к интересу, готовности к реагированию, к усвоению ценностных ориентаций до уровня их активного выражения в поведенческих проявлениях личности в тех или иных ситуациях.
Оценка результатов освоения программы
№п/п | Оцениваемые показатели творческой деятельности обучающегося по программе «Город мастеров»(бумагопластика) | Высокий уровень 5 | Средний уровень 3 | Низкий уровень 1 | Всего баллов |
1 | Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами: умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги, умение сделать базовые формы оригами: «треугольник» «воздушный змей», «конверт». |
|
|
|
|
2 | Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами |
|
|
|
|
3 | Развитие мелкой моторики рук и глазомера - умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, звезду и др. |
|
|
|
|
4 | Создание композиций с изделиями, выполненными в технике квиллинг, оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы |
|
|
|
|
| Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков |
|
|
|
|
5 | Умение организовать свое рабочее место |
|
|
|
|
6 | Рациональное использование необходимых материалов |
|
|
|
|
7 | Аккуратность выполнения работы. |
|
|
|
|
Оценка результатов освоения программы
1.Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами: умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги, умение сделать базовые формы оригами: умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «конверт».
Высокий уровень – делает самостоятельно.
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей.
Низкий уровень – не может сделать.
2. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами
Высокий уровень – делает самостоятельно.
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей.
Низкий уровень – не может сделать.
3.Развитие мелкой моторики рук и глазомера (умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, звезду и др.)
Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями.
Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца.
Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
4.Создание композиций с изделиями, выполненными в технике квиллинг, оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью, ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы, ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне, ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
5.Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
Оцениваются умения:
- организовать свое рабочее место;
- рационально использовать необходимые материалы;
- аккуратность выполнения работы.
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ.
1.Мастерская
1. Учебный кабинет.
2. Шкафы для хранения оборудования и материала.
3. Рабочее место преподавателя.
2.Технические средства обучения.
1.Магнитофон.
2.Мультимедийный комплекс.
3.Инструменты и аксессуары.
Бумага, картон, ножницы, зубочистки, клей ПВА, клей карандаш, линейки, простой карандаш, трафареты.
4. Наглядные средства обучения.
1.Иллюстрации.
2.Образцы работ.
3.Таблички с терминами.
4.Дидактический раздаточный материал.
5.Самодельные схемы и рисунки.
5. Библиотека с периодическими изданиями.
6.Видеотека.
1. Материалы общешкольной видеотеки.
2. Кинофильмы по темам.
3.Сказки.
7.Фонотека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. Ростов на Дону : Феникс, 2006.332с.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. - «Аким», 1997.
Анисимова Т.Б., Дьяченко Л.П. Продленка. Игры и занятия для школьников. – Ростов – на-Дону.: Феникс , 2005. 256с.
Букина С.,Букин М. Квиллинг :волшебство бумажныхзавитков.-Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2016. 272с.
Геронимус, Т.М. Работаем с удовольствием. Уроки труда 1-4 классы. Метод. Рекомендации для учителя.- М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2002.- 144 с.
Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного конструирования.- Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. – 144 с.
Мейстер Н.Г. Лепим из бумаги, «Академия, Ко», Ярославль, 2002.
Моргунова К. Цветы в технике квиллинг. Издательство «Эксмо-пресс» Москва 2013 г.
Соколова С.В. Азбука оригами. – М.:Эксмо. 2007. – 64 с.
Соколова-Кубай Н.Н. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка.- Тверь.: «Культура и традиции»,2006.-77с.
Столярова С.В. Я машину смастерю – папе с мамой подарю. Моделирование автомобилей из бумаги и картона. – Ярославль, Академия развития, 2000. – 112 с.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Аникина В.П. Русский фольклор Москва «Художественная литература» 1985г.
Аникина В.П. «Русские народные сказки» Издательство «Правда», 1987г
Букина С.,Букин М. Квиллинг: практикум для начинающих.-Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2013.- 111 с.
Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты, «Мозаика-синтез», М, 1999.
Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев».
Столярова С.В. Я машину смастерю – папе с мамой подарю. Моделирование автомобилей из бумаги и картона. – Ярославль, Академия развития, 2000. – 112 с.
Петрова И.М.Театр на столе.-Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2008г.-32с.
Информационная справка об особенностях реализации УТП
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) | 1 год |
Год обучения (первый, второй и т.д.) | первый |
Возраст обучающихся | 7-10 лет |
Количество обучающихся в группе | 15 |
Количество часов в неделю | 1 |
Общее количество часов в год | 36 |
Учебно-тематический план1
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | Всего часов | ||
1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности | 1 |
| 1 |
2. | Блок I. Квиллинг. Стихотворные сказки (9 часов) | |||
2.1
| Оформление бумагокручением композиции «Муха-цокотуха» | 1
| 4
| 5
|
| 1. Композиция «Муха-цокотуха». Из истории развития квиллинга. Знакомство с оборудованием и материалами 2.Композиция «Муха-цокотуха». Формирование навыков кручения роллов. 3. Изготовление бумажных роллов для композиции «Муха-цокотуха». 4.Окончательное оформление панно «Муха цокотуха» | 1/2
1/2
| 1/2
1/2
2
1
| 1
1
2
1 |
2.2
| Квиллинг цветочная поляна. Сказка «Теремок». | 1 | 3 | 4 |
| 1. Квиллинг цветочная поляна. Изготовление простых цветов. 2.Цветочная поляна. Изготовление бахромчатых цветов и кустиков в технике квиллинг. 3. Квиллинг цветочная поляна. Сказка «Теремок». Коллективная работа. | 1/2
1/2
| 1/2
1/2
2 | 1
1
2
|
3.
| Блок II. Оригами. Народные сказки (8 часов) | |||
3.1
| Оригами. Выполнение персонажей сказки «Репка» складыванием бумаги. | 1
| 3
| 4
|
| 1.История возникновения и развития оригами. Базовые формы. Складывание мышки из сказки «Репка». 2.Складывание кошки и собачки из сказки «Репка». 3.Складывание внучки, бабки, деда из сказки «Репка». 4.Окончательное оформление персонажей сказки. Ролевая игра по сказке «Репка». | 1/2
1/2
| 1/2
1 1
1
1/2
| 1/2
1 1
1
1/2
|
3.2 | Оригами. Оформление полянки в композиции «Гордый олень» | 1 | 3 | 4 |
| 1.Оригами. Оформление полянки в композиции «Гордый олень». Ёлочка. 2. Оформление полянки в композиции «Гордый олень». Бабочка. 3. Оформление полянки в композиции «Гордый олень». Цветы. | 1/2
1/2
| 1/2
1/2,1 | 1
1
2 |
4 | Блок III. Конструирование из бумаги. Театр на столе. Народные сказки (12 часов) | |||
4.1 | Конструирование из бумаги. Театр на столе. Сказка «Колобок». | 1 | 5 | 6 |
| 1.Порядок изготовления поделок. Подготовка шаблонов. Колобок. 2. Конструирование из бумаги. Заяц. 3. Конструирование из бумаги. Медведь. 4. Конструирование из бумаги. Лиса. 5. Конструирование из бумаги. Волк. 6. Ролевая игра сказка «Колобок». |
1/2
1/2 |
1/2 1 1 1 1 1/2 |
1 1 1 1 1 1 |
4.2 | Конструирование из бумаги. Театр на столе. Сказка «Кот и петух». | 1 | 5 | 6 |
| 1.Изготовление шаблонов персонажей к сказке «Кот и петух» 2. Конструирование из бумаги. Петух. 3. Конструирование из бумаги. Кот. 4.Оформление поляны цветами. 5.Ролевая игра сказка «Кот и петух». | 1/2
1/2 | 1/2
1 1 2 1/2 | 1
1 1 2 1 |
5 | Блок IV. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка. Волшебные сказки (5 часов) | |||
5.1 | Волшебная сказка. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка. | 1 | 4 | 5 |
| 1. Волшебная сказка. Узоры из бумаги. Что такое выцинанка. 2. Техника вырезания снежинок и звёздочек. 3. Дерево и птицы. 4. Цветы и папоротники. 5. Домик. | 1 |
1 1 1 1 | 1
1 1 1 1 |
6 | Итоговое занятие. Организация выставки лучших работ учащихся. Подведение итогов | 1 |
| 1 |
| ИТОГО: | 9 | 27 | 36 |
Содержание программы 1 года обучения
1.Вводное занятие (1час).
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Беседа «Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги». Краткие сведения из истории возникновения и развития бумажного производства, знакомство с видами бумаги; направлениями бумажной пластики. Демонстрация изделий, выполненных из бумаги и картона. Показ слайдов, видеофильмов: значение изделий из бумаги и картона в быту, в жизни современного человека, в интерьере.
2. Блок I. Квиллинг. Стихотворные сказки (9 часов).
2.1.Оформление бумагокручением композиции «Муха-цокотуха»(5 часов)
Теоретические сведения: Краткий историко-художественный обзор развития бумагокручения. Знакомство с традиционным оборудованием и материалами квиллинга. Общие понятия техники создания основных элементов. Знакомство с техникой кручения роллов из лент. Изучение составления схем в квиллинге. Зарисовка условных обозначений.
Практическая работа: Практика создания основных элементов (ромб, луна, лапка, стрела, капля, листик). Изготовление простых цветов. Окончательное оформление панно «Муха цокотуха».
2.2. Квиллинг цветочная поляна. Сказка «Теремок» (4 часа)
Теоретические сведения: Общие понятия техники создания основных элементов. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Знакомство с техникой кручения роллов из лент. Изучение составления схем в квиллинге. Зарисовка условных обозначений.
Практическая работа: Изготовление бахромчатых цветов и кустиков в технике квиллинг. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление бумажных роллов для коллективной работы. Коллективная работа: оформление цветочной поляны для композиции по сказке «Теремок».
3. Блок II. Оригами. Народные сказки. (8 часов)
3.1. Оригами. Выполнение персонажей сказки «Репка» складыванием бумаги (4 часа)
Теоретические сведения: Древняя японская техника «оригами» (искусство) складывания бумаги, характерные особенности оригами. История возникновения и развития оригами. Демонстрация изделий, выполненных в технике оригами (неизвестных и всем известных, так как: кораблик, самолетик, лягушка и т.д.). Знакомство с такими понятиями и операциями как: «складка», «линия сгиба», «перегнуть», «согнуть», «вогнуть», «отрезать», «надрезать», «вставить одну деталь в другую», «оторвать (надорвать)».
Практическая работа: Демонстрация базовых форм и знакомство с техникой их выполнения и техникой выполнения фигурок, основанных на этих базовых формах. Выполнение персонажей сказки «Репка» складыванием бумаги. Окончательное оформление персонажей сказки. Ролевая игра по сказке «Репка».
3.2. Оригами. Оформление полянки в композиции «Гордый олень» (4 часа)
Теоретические сведения: Базовые формы «Треугольник» («Косынка»), «Двойной треугольник», базовая форма «Рожок мороженого».
Практическая работа: выполнение поделки ёлочка на основе базовой формы «Треугольник» («Косынка»), выполнение поделки бабочка на основе базовой формы «Двойной треугольник», выполнение цветов на основе базовой формы «Рожок мороженого».
4. Блок III. Конструирование из бумаги. Театр на столе. Народные сказки (12 часов)
4.1. Конструирование из бумаги. Театр на столе. Сказка «Колобок» (6 часов)
Теоретические сведения: Приёмы обработки и способы соединения бумаги в конструировании. Способы складывания и сгибания при формообразовании. Знакомство с понятиями «конус» и «цилиндр» в конструировании из бумаги. Порядок изготовления поделок. Правила подготовки различных материалов для костюмов персонажей сказки «Колобок». Подготовка шаблонов.
Практическая работа: Вырезание шаблонов. Подготовка материалов для костюмов персонажей сказки. Изготовление персонажей сказки «Колобок». Ролевая игра по сказке «Колобок».
4.2. Конструирование из бумаги. Театр на столе. Сказка «Кот и петух» (6 часов)
Теоретические сведения: Приёмы обработки и способы соединения бумаги в конструировании. Способы складывания и сгибания при формообразовании. Порядок изготовления поделок. Правила подготовки различных материалов для костюмов персонажей сказки «Кот и петух». Подготовка шаблонов. Конструирование из бумаги объёмные цветы
Практическая работа: Вырезание шаблонов. Подготовка материалов для костюмов персонажей сказки. Изготовление персонажей сказки «Кот и петух». Изготовление объёмных цветов. Ролевая игра по сказке «Кот и петух».
5. Блок IV. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка. Волшебные сказки (7 часов)
5.1.Волшебная сказка. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка (5часов).
Теоретические сведения: Из истории белорусской выцинанки. Приёмы вырезания и наклеивания узоров из бумаги. Правила контурного и силуэтного вырезания. Понятие «симметрия». Ленточная и круговая композиция.
Практическая работа: вырезание снежинок, звёздочек дерева, птиц, домика в технике белорусской выцинанки.
6. Итоговое занятие.
Организация выставки лучших работ учащихся. Подведение итогов.
11 УТП для данного года обучения.
17