Особенности проектной деятельности на уроке музыки
Музыкально-проектная деятельность стала результатом активного поиска и внедрения в музыкально-образовательный процесс педагогических инноваций. Сегодня она рассматривается как универсальная педагогическая технология, основанная на идеях личностно ориентированного, гуманного подхода к учащимся, а метод проектов, реализующийся в музыкально-проектной деятельности, – как действенное средство их музыкально-творческого развития и самоопределения.
В настоящее время используются следующие виды учебных проектов: игровые – ролевые проекты, например, драматизация песен, постановка детских опер. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности. Информативно-исследовательские проекты /рефераты, презентации/ например, «Виды русских народных песен», «Жизнь и творчество композитора», «История одного музыкального инструмента». Сценарные проекты – внеклассное мероприятие для школы или отдельного класса (подготовка и проведение концертов, смотров-конкурсов, классных часов, фестивалей и т. д.). Творческие работы – свободное сочинение по прослушанному музыкальному произведению, литературный перевод текстов песен зарубежной эстрады. Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов. Авторские проекты – сочинение песни, романса.
Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
1. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.
2. Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов, становлению опыта творческого самоопределения.
Если говорить о структуре музыкально-проектной деятельности, то ее можно сравнить с огромным панно, созданным по принципу мозаики. Учащиеся самостоятельно добывают информацию, вырабатывают необходимые для осуществления музыкально-проектной деятельности умения и навыки. Отдельные знания, способы деятельности, полученные в разных предметных областях, «складываются» в целостную картину. Детали этой картины, объединенные в единой структуре проекта, получают новое смысловое наполнение. В процессе реализации музыкально-проектной деятельности учащимися выявляются связи между предметами, которые по своему содержанию, на первый взгляд, кажутся далекими друг от друга. Результатом музыкально-проектной деятельности учащихся в данных условиях является музыкально-художественный проект, или творческий продукт, который носит образовательный характер.
Опыт показывает, что музыкально-проектная деятельность способствует интеграции не только внутри одной образовательной структуры, но и на уровне взаимодействия базового и дополнительного образований: когда осуществляется взаимосвязь между предметами общеобразовательного цикла и дисциплинами различных творческих направлений сферы дополнительного образования (музыкально-хоровое, хореографическое, театральное и др.). В условиях интеграции базового и дополнительного образования музыкально-проектная деятельность становится эффективным средством и мощным катализатором на пути создания единой модели комплексного развития учащихся.
Получение знаний, выработка умений и навыков не являются конечной целью обучения, а становятся лишь средством, которым ученик должен овладеть для осуществления самостоятельной музыкально-художественной и учебно-исследовательской деятельности, составляющей основу их опыта творческого самоопределения.
Использование проектной деятельности позволяет полнее постичь природу музыкального искусства, законы его функционирования, а также помогает обеспечить взаимопроникновение музыкально-художественной и учебно-исследовательской деятельности.
Технологии проектного обучения ориентируют деятельность учащихся на результат при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Современные педагогические концепции ориентированы на системный подход, на создание единого образовательного пространства. Последнее предполагает тесное взаимодействие различных образовательных сфер и структур. Именно в таком направлении позволяет двигаться проектная технология.
Метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная не только на обобщение фактических знаний учащихся, но и на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Активное включение школьников в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.
Учебный проект рассматривается как средство активизации познавательной деятельности, развития креативности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни.
Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения учебных проектов развивались познавательные интересы, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценка выполненного проекта, накапливался опыт творческого самоопределения учащихся. Учитель не столько учит, сколько помогает школьникам учиться, направляет его познавательную деятельность, подсказывает пути добывания информации, присвоения знаний и опыта, выступает в роли независимого консультанта. Учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Они - активные участники процесса, а не пассивные статисты. Происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной урочной форме обучения.
Защита проекта может проходить как индивидуально, так и в форме коллективного творческого дела: соревнования команд, музыкального ринга, всеобуча для родителей, музыкального спектакля (театрализации), представления, фестиваля искусств и др.
Основными критериями оценки ученического проекта могут быть следующие:
- актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;
- полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;
- умения делать выводы и обобщения;
- самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, подходов, решений;
- умение аргументировать собственную точку зрения;
- художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя музыки. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Таким образом, музыкально-проектная деятельность как универсальная педагогическая технология способствует повышению качества не только музыкально-художественного образования, но также служит эффективным средством освоения содержания различных областей образования в их тесной взаимосвязи и фактором творческого самоопределения школьников; усиливает интегративные тенденции музыкально-педагогического процесса в школьном образовании, способствует преодолению его чрезмерной вербализации, формализации и тем самым вносит новый импульс в развитие системы.
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:
Творческие проекты, предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: театрализации, музыкальные игры, произведения музыкального искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) являются: выставки рисунков, газеты, шумовые инструменты, праздники, музыкальные иллюстрации, сказки. Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.
Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Пример: на этапе разучивания «Весёлый музыкант» к содержанию песенки дети создают свой проект «Мультипликационный фильм». Детям дается задание нарисовать к определенному куплету песенки рисунок, в классе дети обсуждают, кто, что будет рисовать, чтобы рисунки не повторялись. (На диске презентация песни). Результатом является исполнение песенки во время демонстрации презентации.
Тема: «Музыкальные инструменты». Проект «Экскурсия – путешествие в страну музыкальных инструментов», где группа детей готовят небольшие сообщения об инструментах и выступают в роли экскурсоводов с показом иллюстраций. Другая группа выступают в роли музыкантов и исполняют небольшую импровизацию на шумовых инструментах (дети изготовляют инструменты сами).
В результате дети знакомятся с инструментами не пассивно, а активно: учатся находить нужную и интересную информацию, выбирают самого лучшего экскурсовода, а также играют на шумовых инструментах, которые делают сами дома. Также на уроке дети сами изготавливают из подручного материала простейшие шумовые инструменты. Используются: баночки, коробочки, фасоль, рис, горох, различные бусинки и т.д.
В процессе обучения игре на шумовых инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Шумовые инструменты – это игра в оркестр, где есть место фантазии, импровизации, творчеству. Игра в оркестр активизирует восприятие детей, помогает им почувствовать себя причастными к процессу творчества и вызывает у школьников живой интерес. Наблюдая, что такой вид деятельности вызывает восторг, радость у моих учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность для общего музыкального и творческого развития.
Перед темой «Инструменты симфонического оркестра» мы предлагали учащимся проект «Симфонический оркестр».
Краткое содержание проекта:
1. Закрепить понятия «вокальная» и «инструментальная» музыка.
2. Дать определение оркестр.
3. Обогащать знания детей о свойствах и особенностях групп симфонического оркестра.
4. Рассказать легенды о происхождении музыкальных инструментов.
5. Обогатить словарь детей музыкальными терминами.
6. Познакомить с расположением симфонического оркестра.
7. Расширять музыкальные впечатления детей.
8.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Результаты проекта:
1. Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке.
2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической музыки.
3. Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
4. Вовлечение детей каждого ребенка в творческую деятельность.
5. Формирование у детей представления о разнообразии музыкальных инструментов.
Главным результатом всех проектов является: развитие музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной, владеющей музыкальными навыками, не растерявшей доброты и сострадания.
Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно-исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке музыки в начальной школе посредством проектной деятельности
Важнейшими условиями для формирования познавательных универсальных учебных действий школьников на уроке музыки, создания атмосферы творчества и возможности «определения себя» как «творца» идеи, замысла, проекта служит музыкально-проектная деятельность.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. стать эдаким «малюсеньким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать, прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Главнейший основополагающий принцип метода проектов – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.
Какую же ценность представляет этот метод, каковы пределы его применения в школе? В педагогической практике доминируют два пути подготовки детей к жизни: косвенный, через познание основ наук в школе, со всеми ее атрибутами (режимом, воспитательными и образовательными средствами и т.п.) и другой– прямой путь, путь непосредственного участия в решении жизненных проблем.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Организация проектной деятельности школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских ситуаций.
Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Предположим весь класс выполняет один проект. Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее нуждаются в помощи учителя во время выполнения проекта.
Итак, благодаря использованию метода проектов в образовательной области повышается вероятность формирования познавательных универсальных учебных действий школьников на уроке музыки, творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в личностное становление ученика он сможет внести. Необходимо приблизиться к творчеству, наполнить им общение по поводу музыки. Педагог является в креативной практике сценаристом, режиссером и актером – исполнителем, а не «летчиком – испытателем » в проблемной или деструктивной ситуации. Работа педагога – мастера специфична в виду индивидуальности ее реализации и импровизированности. Такой квалифицированный специалист видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать в креативной и музыкальной практике.
Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного «выращивания» и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации. Особую важность приобретает достижение коммуникативной гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий.
Для предмета «музыка»общение – одно из центральных понятий. Это, прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально – содержательную окраску. Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней.
В процессе взаимодействия педагога и обучающегося прослеживается закономерная связь между творческим общением при косвенном управлении в процессе сотворческой деятельности и творческим отношением личности к ее направленности и эффективности протекания, а также между воспитательным, сотворческим взаимодействием творческой активности.
Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы позволило выделить следующий ряд важнейших тенденций художественно-творческого и личностного развития учащихся, прошедших обучение по технологии творческого самоопределения:
– перенос учащимися устойчиво проявляющегося опыта творческого самоопределения в учебные дисциплины других образовательных областей (гуманитарного, естественнонаучного цикла),
– интерес к искусству, творчеству становится определяющим при выборе досуговой деятельности (занятия в кружках, студиях художественно-эстетического направления),
– личностно-смысловое отношение к искусству, творчеству, выходя за рамки учебных занятий, становится стабильной качественной характеристикой
личности школьников,
– формирование устойчивых увлечений, интересов, стремлений учащихся, значительное повышение уровня их общей культуры, реализующееся в специфическом пространстве школьной культурно-художественной среды,
– стремление учащихся к самоорганизации в творческие объединения дополнительного образования художественно-педагогического профиля,
– у отдельных учащихся область музыкального искусства становится осознанно-доминирующей в процессе профессионального самоопределения.
Как сделать так, чтобы работа учащихся была действительно проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Полная технология проектирования предполагает опору на принципы, нормы и правила проектирования, совокупность которых позволяет создать самоорганизующуюся систему школьной жизни, организовать деятельность школьников от идеи до ее практического воплощения. Принцип абсолютной добровольности участия – предоставление возможности любому субъекту образовательного процесса принять участие в проектировании. Принцип личностного развития – проекты должны предусматривать возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализации. При этом важной частью проектирования становится преобразование самого субъекта проектирования. Принцип управляемости – подразумевает четкую организацию, технологичность и подконтрольность процесса проектирования, требует понимания структуры процесса проектирования, выделения его этапов, отслеживания переходов с этапа на этап. Этот принцип позволяет педагогу научиться отличать мифы от реальности, выделять сущностные, объективные стороны процесса проектирования. Принцип целостности – установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы педагога и этапами проектирования. Учебная техника направляется не столько на обеспечение способов трансляции знаний, сколько на создание условий для самостоятельной работы субъекта проектирования. Гарантия реализации проекта – владение психолого-педагогическими знаниями о творческом характере человеческой индивидуальности, запрет на вмешательство в психику, непосредственное изменение ее природой заданных качеств. Жесткое управление здесь неуместно и малоэффективно. Гораздо важнее создать условия для проявления каждым познавательной и творческой активности на основе технически обеспеченных возможностей и саморегуляции деятельности, которые запускают механизмы самообразования и самовоспитания. Принцип культуросообразности – проявляется через нацеленность учебной техники на удовлетворение гуманистических, базовых потребностей человека в познании, общении, самореализации. Принцип мультикультурности – проектирование должно содержать возможности формирования культуры познания, досуга, изобретательства, эксплуатации технических средств, обращения с информацией. Принцип сочетания исследовательской, проектировочной и педагогической деятельности – подразумевает, что проектировочная и исследовательская деятельность едины по отношению к субъекту. Принцип основывается на концепции Ю. П. Дубенского [33] о единстве исследования, проектирования и организации педагогического процесса. Требуется согласование исследовательской и проектной деятельности по всем параметрам. Качество исследовательской деятельности по изучению объекта в значительной степени определяет качество проекта [33]. Принцип продуктивности – подразумевает полноценность участия обучающихся во всех жизненных процессах, интеграцию процессов овладения и применения знаний во всех сферах жизнедеятельности. Продуктивные проекты помогают раскрыть учащимся современную реальность и использовать в ней социокультурный опыт. Принцип завершенности – доведение проекта до логического завершения. Принцип открытости – понимается как принципиальная незавершенность проекта, составляющая простор для «до» или «пере»-оформления проекта (предлагаемых объектов). Здесь проявляется феноменологическая сущность современной проектировочной процедуры, когда проект выступает как «текст, картина, требующая понимания, сопереживания Автора и его последователей».
Методика организации проектирования, предложенная С. Дворецким [30, c. 17] в соответствии с вышеизложенными принципами, базируется на учете психологических особенностей современной проектной деятельности.
Она предусматривает:
1. Разделение процесса выполнения учебного проекта на отдельные этапы и нацеленность каждого из них на формирование мотивационного, когнитивного, операционального, эмоционально-волевого и информационного компонентов готовности к проектной деятельности;
2. Выявление психолого-педагогических условий активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в соответствии с целями и особенностями каждого этапа проектирования;
3. Определение комплекса учебно-методических и программно-техничес-
ких средств для проектирования.
При организации уроков музыки особого внимания учителя должны быть удостоены следующие основополагающие принципы:
– принципы педагогики сотрудничества: взаимопонимание, учение без принуждения, уважительное отношение, поощрение, индивидуально-личностностный подход и др.;
– принципы организации творческой атмосферы урока музыки: отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении; максимальное вовлечение учащихся класса в активную поисковую и творческую деятельность на уроке; не развлекательность, а занимательность и увлеченность; поддержка множественности мнений; творческое общение как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения; «скрытая (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям; использование оценки в качестве формирующего (а не только результативного) инструмента.
Таблица 15
Для четкой организации проектной работы школьников, с целью ее управляемости и подконтрольности руководителем, опишем организационно-методические условия проектирования, разбив их в соответствии со структурой процесса проектирования.
Организационно-методические условия проектирования
Инициирующий этап
1. Установочное занятие: цели и задачи проектной деятельности, проектная тематика и жанры будущих проектов, мотивирование учащихся на проектную деятельность.
2. Стендовая информация о проектной работе.
3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультаций и пр.).
4. Проведение консультаций по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Формулирование основных идей и замыслов.
5. Формирование проектных групп, оформление заявок на осуществление проекта, распределение задач (обязанностей) между членами группы.
6. Обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации.
7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы. Установление процедур и критериев оценки проектов.
Результат: Обоснование необходимости проектирования, создание условий информационно- материального ресурсного обеспечения.
Основополагающий этап
1. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром проекта, подбор иллюстраций.
2. Организационно-консультационное занятие: промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проектов.
3. Индивидуальные и групповые консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления. Помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта.
4. Регулярные консультации по содержанию учебных проектов, помощь в систематизации и обобщении материалов, формулирование выводов.
Результат: Создание плана (программы) работы над проектом, включая сроки, ответственных, форму представления результата.
Прагматический этап
1. Оформление результатов проектной деятельности.
2. Репетиционно-консультационное занятие: предзащита проекта.
3. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
4. Формирование групп оппонентов, рецензентов и «внешних» экспертов.
5. Подготовка к публичной защите проектов:
• Определение даты и места;
• Выпуск распоряжения о порядке защиты и составе аудитории (включая независимую экспертную комиссию);
• Определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий временным творческим группам (медиа-поддержка, подготовка аудитории, фото-,видеосъемка и пр.);
• Определение списка гостей, приглашаемых на защиту;
• Составление аннотаций на проекты и выпуск программы их публичной защиты;
• Оформление пригласительных билетов;
• Подготовка аудитории;
• Приглашение гостей;
• Стендовая информация о мероприятии;
• Подготовка раздаточных материалов и бланков оценки проектных работ.
6. Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Утверждение порядка мероприятия.
7. Координационное совещание лиц, ответственных за защиту проектов.
Результат: Подготовка проекта, продукта, материалов презентации: тезисов доклада, приложений.
Заключительный этап
1. Публичная защита проектов.
2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
3. Фуршет для участников.
Результат: Презентация проектов.
Итоговый этап
1. Распоряжение по результатам проектной деятельности (благодарности участникам, назначение ответственных за обобщение материалов).
2. Обобщение материалов. Оформление отчетов о выполненной работе и стендовой информации по итогам защиты проектов. Архивирование проектов.
Результат: Рефлексия выполненной работы.
Приведенная последовательность действий соответствует понятию процесса, адекватна логике учебного проектирования, обеспечивает достижение необходимого результата на каждом выделенном этапе, позволяет педагогу выделить сущностные, объективные стороны процесса проектирования, научиться отличать мифы от реальной проектной работы школьников.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат. К сожалению захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, в последние годы их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)». В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.
Грамотно сформулировать цели – особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.
Формулировке целей стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим.