«Осень 2024»

Доклад"Мелкая моторика на уроках музыки и ритмики"

Что же такое “моторика”? от лат. Motor – приводящий в движение. Моторика – развитие движения мелких мышц пальцев, приводящих в движение импульсы, повышающие работоспособность головного мозга. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Развивать мелкую моторику – это развивать движения пальцев рук. Данное сообщение предназначено для педагогов коррекционных школ.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

  Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Пролетарская специальная школа-интернат»

(ГКОУ РО Пролетарская школа-интернат)






Выступление на МО учителей начальных классов: Мелкая моторика на уроках музыки и ритмики.













Учитель: Долот Е.А.


2019 г.


Умственная отсталость- это поражение интеллектуальной деятельности глобального или парциального характера, при котором субъект не осознает своего дефекта. Поэтому, естественно, он не мобилизует все возможности для преодоления дефекта, для компенсации его в целях наилучшего приспособления. Как  известно,  большинство у/о довольны собой и своими успехами,  особенно  в  раннем  школьном  возрасте они не  осознают  своей неполноценности.  Ребенку не хватает нужных усилий для преодоления дефекта  (как указывал Э. Сеген еще сто лет назад, у/о  ребенок  прежде всего безвольный). Воздействие на органы чувств ребенка, на весь его сенсорный и моторный аппарат разными средствами и является стимулирующей силой всей его психической деятельности. А.Н.Грабаров говорит, что каждое свое   учебно-воспитательное  мероприятие учитель коррекционной школы должен рассматривать и организовать под углом зрения  задач коррекции. Известно, что у/о  ребенок отличается пониженной деятельностью органов чувств.

Цель– показать необходимость развития мелкой моторики.

Задачи – сформировать и отработать моторные навыки, которые создают хорошие предпосылки для развития умения играть на музыкальном инструменте, на раннем этапе обучения детей в возрасте 5-6 лет.

Что же такое “моторика”? от лат. Motor – приводящий в движение. Моторика – развитие движения мелких мышц пальцев, приводящих в движение импульсы, повышающие работоспособность головного мозга. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Развивать мелкую моторику – это развивать движения пальцев рук. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координированных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, заниматься на музыкальных инструментах. А также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развивая мелкую моторику занимаясь пальчиковой гимнастикой, мы укрепляем пальцы ребенка, они становятся более крепкими и цепкими, это важно при игре на музыкальном инструменте. Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что ребенок, при игре на инструменте использует две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки. Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам.

Мелкую моторику рук развивают:

  • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или

иные движения в определенной последовательности (пальчиковая гимнастика);

  • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку.

Выдающийся отечественный педагог В.А.Сухомлинский считал, что “ум ребенка находится на кончиках его пальцев”. Дело в том, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади, к тому же она близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Каждый палец руки имеет свое “представительство” в коре больших полушарий мозга, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга и предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Талантом нашей народной педагогики созданы игры “Ладушки”, “Сорока белобока”, “Коза рогатая” и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоровительное воздействие. Исследование отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием головного мозга. Работа В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Ребенок, впервые приходящий в класс музыкальной школы обладает определенным комплексом двигательных навыков. Из них важными для обучения на музыкальном инструменте являются, в первую очередь, скоординированные движения плеча, предплечья и, кистевого сустава. Движения же пальцев в жизни ребенка почти всегда связаны только с хватанием и удержанием. Для того чтобы научить ребенка играть на инструменте необходимо в первую очередь научить его контролировать движения пальцев сформировать у ребенка интерес и устойчивое положительное отношение к нему;

  1. занятие должно восприниматься ребенком как игра;

  2. все упражнения на занятии должны выполняться в медленном темпе;

  3. указания должны быть спокойными, доброжелательными;

  4. постараться каждый раз найти, за что похвалить ребенка;

  5. усложнять задания постепенно от одного занятия к другому;

  6. после каждого упражнения пальчиковой гимнастики необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями);

  7. каждое упражнение желательно сопровождать веселыми стихами, которые помогают снять моральное напряжение и напряжение с губ, а также формировать и совершенствовать чувство ритма;

  8. учитывать эмоциональный настрой ребенка;

  9. не забывать о своем настроении, выразительности, интонации и мимике.

Если все это учитывать при подготовке и проведении занятий, то успех обязательно придет, пусть не сразу, а постепенно, даже если ребенок не сразу включается в работу, а будет первое время пассивным слушателем.

Все задания должны быть сформированы таким образом, чтобы вызвать у ребенка интерес. Такие занятия должны помочь детям осваивать новые формы, способы, материалы и инструменты и развивать моторные навыки. Во время уроков с детьми важно чередовать пальчиковую гимнастику и практические занятия на инструменте.

Разминка. Разминка помогает, и разогреть руки ребенка перед занятием на инструменте, и ввести его в игровую ситуацию, и подвести к теме занятия. Надо только “связать” конец разминки с последующим занятием. Важно умело чередовать разминку с практической частью занятий на инструменте. Сама разминка включает в себя:

  • пальчиковую гимнастику;

  • упражнения на ритмичность;

  • гимнастику на кисти рук;

  • физкультминутки;

Практическая часть занятия способствует развитию основных движений, навыков игры на инструменте. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, песен, хороводов, упражнений. Особое значение в развитии моторики, ритма, внимания и слуха уделяется игровым песням, так как они являются одним из основных видов деятельности детей и важным средством их воспитания.

Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их «заимствуют» из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца.

В методике обучения ритмике и пению много общего. Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала). Во-вторых, в пении и ритмике применяются последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Однако есть и отличия, которые свойственны только этому виду музыкальной деятельности. Музыкальное произведение для успешности ритмической требует полного целостного восприятия. Они ярки по характеру, но имеют определенное содержание, но невелики по объему, в обучении ритмике всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музыкальной игры - целостное восприятие единства музыки и движения. Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, следует выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки» и передать его в движениях. Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей. Например, послушав «Песенку Красной Шапочки», можно с детьми придумывать, как показать крокодила, обезьяну, попугая, используя танцевальные движения . Другой пример, учитель исполняет танец «Стирка», но не говорит название танца. Предлагает детям угадать, что изображал и как можно назвать танец? И предлагает самим придумать движения для танца при этом, помогая, наводящими вопросами, что изображаем «стирку», «полоскание», «отжимание», «встряхивание», «развешивание белья» и т.д. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений.

Как уже указывалось, для учащихся с особыми образовательными потребностями здоровья характерны различные нарушения, как познавательных процессов, так и сенсорного и моторного развития. Таким образом, на уроках актуально применять разработки новых, наиболее оптимальных форм и методов обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта с целью всестороннего коррекционного развития.

Педагог в процессе наблюдений определяет уровень индивидуального развития своих воспитанников и на этом основании подбирает специальный, индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, «высветить» наилучшим образом его умения и скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный вместе с ребенком) репертуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению композиции.

Активные занятия музыкой, в частности игра в оркестре, способствует развитию музыкального слуха и чувства ритма. Коллективная игра в оркестре очень организует учащихся. Выступление оркестра имеет большое воспитательное и педагогическое значение. Учащиеся знают названия музыкальных инструментов: деревянные ложки, треугольники, трещотки, бубны, маракасы, румбы. Знают, как на них играть.















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее