Одним из важных направлений развития современной отечественной музыкальной культуры является сохранение и приумножение традиций музыкального исполнительства, в том числе хорового – это невозможно осуществить вне профессионального образования и воспитания будущих дирижеров-хормейстеров, руководителей творческих коллективов.
Дирижерская деятельность – одна из самых сложных среди музыкально-исполнительских профессий. Ее структура многокомпонентна, а проявления многогранны. Поэтому дирижеру предъявляются самые высокие профессиональные требования. Одним из важных компонентов, во многом определяющим творческий процесс создания художественного произведения, является целый комплекс психологических механизмов, лежащий в основе общения дирижера и музыкантов.
Профессиональная подготовка будущего руководителя творческого коллектива (народного хора) – процесс сложный и многосторонний, включающий в себя как обретение большого количества знаний, умений и навыков, так и личностное становление музыканта, призванного стать педагогом творческого коллектива, повести его за собой, открыть для участников хора значительные творческие перспективы, создать коллектив, объединенный общими творческими устремлениями.
Изучение дирижерской профессии развивается по нескольким направлениям. Ценнейшие идеи музыкально-эстетического, психолого-педагогического и музыковедческого характера содержатся в научно-литературном наследии выдающихся дирижеров. Исключительно содержательны авторские материалы отечественных и зарубежных дирижеров оркестров и хоров, таких, как К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, П. Г. Чесноков, С. А. Казачков, И. А. Мусин, Л. М. Андреева, Л. А. Безбородова, Э. Ансерме, Б. Вальтер, И. Маркевич, Ш. Мюнш и др.
На определенном этапе становления теории дирижирования появляются труды, в которых исследуются главным образом вопросы техники дирижирования и работы с оркестром или хором. Это преимущественно учебно-методическая литература, отражающая практический опыт выдающихся дирижеров-педагогов. Это, прежде всего, книги известного петербургского педагога-методиста И. А. Мусина – «Техника дирижирования» и «О воспитании дирижера», а также учебные пособия для дирижеров-хормейстеров, написанные С. А. Казачковым, К. А. Ольховым, К. Б. Птицей, и др.
Своеобразной хрестоматией по дирижерскому искусству стала ценнейшая книга известного московского дирижера и педагога Л. М. Гинзбурга «Дирижерское исполнительство». Его труд как составителя, автора вступительной и заключительной статей, комментариев к материалам, вошедшим в сборник – важный этап на пути к созданию современной теории дирижерско-исполнительского искусства. Заметными представителями научно-исследовательского направления в сфере дирижерского искусства являются также Л. С. Сидельников (исторический и эстетический аспекты), Г. Л. Ержемский и В. Г. Ражников (психологический аспект), И. С. Букреев (психолого-педагогический аспект), А. С Сивизьянов (искусствоведческий аспект) и др.
И все же, несмотря на относительно многочисленные публикации по вопросам дирижирования, его теоретическое освоение далеко не адекватно практическим достижениям. Как писал еще Б.Э. Хайкин: « ... ни одна область исполнительства не освещена в литературе столь скупо, как дирижирование» [20, с.116]. К. Л. Кондрашин отмечал: « ... Вероятно, нет другой музыкальной специальности, столь мало разработанной в научном отношении, как дирижирование» [12, с.56]. И. А. Мусин тоже констатировал отсутствие исчерпывающего определения существа, структуры и возможностей техники дирижирования. С этим можно согласиться и сегодня.
Позже появились новые труды, отражающие современные взгляды на проблемы дирижирования. Но и сегодня вопрос о теоретической разработанности дирижерско-исполнительского искусства остается весьма актуальным.
Таким образом, актуальность работы обусловлена потребностями современной исполнительской практики, необходимостью детальной разработке системы профессиональной подготовки дирижеров хора и необходимостью всестороннего критического освоения опыта прошлых поколений хормейстеров, что позволит пересмотреть некоторые содержательные аспекты, формы и методы, используемые сегодня, так как от первоначального этапа зависит дальнейшая деятельность, техника, специфика дирижирования учащегося.
Цель работы – обосновать формы, средства и методические приёмы в преподавании дисциплины «Дирижирование» в среднем учебном заведении (АККК) на начальном этапе.
Объектом исследования является дирижерская подготовка студентов.
Предмет: процесс обучения студентов дирижированию на начальном этапе.
База: Алтайский краевой колледж культуры.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
1) привести краткие сведения из истории отбивания такта;
2) рассмотреть специфику дирижерской деятельности;
3) раскрыть требования ФГОС СПО, рабочего учебного плана и учебной программы по дисциплине «Дирижирование»;
4) подготовить методическое обеспечение, с помощью которого будет осуществляться процесс обучения дирижированию студентов на начальном этапе.
В ходе написания работы были использованы следующие методы исследования:
теоретические:
- анализ специальной литературы, отражающей исторические сведения становления и развития дирижерско-хорового образования;
эмпирические:
- наблюдение за деятельностью преподавателей дирижирования и учащимися в педагогическом процессе;
- беседа с преподавателями дирижирования и студентами, также ведущими активную концертную хоровую деятельность.
В качестве гипотезы можно выдвинуть суждение о том, что знание преподавателем дирижирования, истории становления и развития дирижерско-хорового образования, теоретических основ дирижирования, требований ФГОС СПО, предъявляемых к подготовке руководителя творческого коллектива (народного хора), а также специфических методов обучения дирижированию на начальном этапе позволит направить учебный процесс в колледже на углубление, систематизацию знаний, умений и навыков, профессионализацию обучения студентов.
В статье рассматривается художественная интерпретация музыкального произведения как основа дирижерского исполнительства. Отмечается важность овладения многоэлементным специфическим комплексом дирижерской техники, включающим мануальную технику, технику контактности, технику концентрации внимания своего и коллективного, скорость реакции на игру оркестра, технику репетирования, а также технику чтения и внутреннего слышания партитур. Обосновывается необходимость яркого исполнительского дарования, которое является основой работы с оркестром. Констатируется преобладание в настоящее время объяснительно-иллюстративного метода освоения дирижерского искусства в учебном заведении, тяготение к формально-логическому способу постижения музыкального материала. Устанавливается связь способности управлять исполнением с активным музыкальным мышлением. Отмечается, что именно способность к художественной интерпретации цементирует исполнительскую деятельность как систему, являясь по своему существу творчеством. Рассматривается понятие «интерпретация» и факторы, определяющие создание исполнительской трактовки, устоявшиеся технологические этапы формирования у дирижера конкретных заданий-импульсов музыкальному коллективу, абсолютно адекватных тексту и личностному отношению дирижера к авторской партитуре. На основе высказываний ведущих дирижеров ХХ века делается вывод, что двигательный процесс дирижера не самостоятельный «технологический фактор», изолированный от всего комплекса его целенаправленной творческой деятельности, а взаимозависимый и определяемый ею компонент. Даются рекомендации по оптимизации профессиональной подготовки дирижера, в частности, корректировке учебных планов и программ с позиций целостного воспитания творческой личности, одним из элементов которого может быть включение в учебный процесс курса «Интерпретация музыкальных произведений».