«Осень 2024»

Авторская программа «Музыка 8-9 классы», авторы программы Алеев В. В., Науменко Т. П., Кичак Т. Н.

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе примерные программы по учебным предметам. Искусство, 8—9 классы: проект. — 2-е изд. —М.: Просвещение, 2011. — 176 с. — (Стандарты второго поколения), авторской программы «Музыка 8-9 классы», авторы программы Алеев В. В., Науменко Т. П., Кичак Т. Н. Искусство.

Цель программы — формирование основ художественной культуры школьника, как неотъемлемой части его общей духовной культуры.

- овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;

актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

— воспитание художественного вкуса;

— приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка.


Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе примерные программы по учебным предметам. Искусство, 8—9 классы: проект. — 2-е изд. —М.: Просвещение, 2011. — 176 с. — (Стандарты второго поколения), авторской программы «Музыка 8-9 классы», авторы программы Алеев В. В., Науменко Т. П., Кичак Т. Н. Искусство.


Цель программы — формирование основ художественной культуры школьника, как неотъемлемой части его общей духовной культуры.

- овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;

— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

— воспитание художественного вкуса;

— приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного са­мообразования.


Общая характеристика учебного предмета Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.


Место учебного предмета в учебном плане

Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета авторской программы «Музыка 8-9 классы», Алеев В. В., Науменко Т. П., Кичак Т. Н. Данная программа разработана на основе федеральных государ­ственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения — в 8 и 9 классах. В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Музыка»» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю на полугодие в 8 (9) классах).



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует формированию эстетического отношения к миру, любви к Отечеству и родной природе, сопричастности к явлениям искусства и жизни через постижение мирового художественного наследия на примере произведений различных видов искусств

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры способствует познавательному и социальному, духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, формированию чувства патриотизма и гражданской позиции, ориентации на успешную социализацию, становление активной жизненной позиции

Учебно-методическое обеспечение

Пособия для учащихся

Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник.

Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство. Музыка. Рабочая тетрадь ≪Дневник музыкальных размышлений≫.

Пособия для учителя

Примерные программы по учебным предметам. Искусство, 8—9 классы: проект. — 2-е изд. —М.: Просвещение, 2011. — 176 с. — (Стандарты второго поколения).

Авторская программа «Музыка 8-9 классы», авторы программы Алеев В. В., Науменко Т. П., Кичак Т. Н. Искусство

Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство. Музыка. Нотная хрестоматия.

Науменко Т. Н., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Фонохрестоматия.

Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 классов

По итогам освоению программы 8-9 классов обучающиеся


В области личностных результатов

Будут сформированы

- эмоционально-ценностное отношение к искусству на основе присвоения художественного опыта человечества;

- формирование культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа

- возможность реализовать свой творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

-музыкально-ценностное отношение к произведениям разных видов искусства, художественно-эстетический вкус, эмпатия, эмоциональноая отзывчивость и заинтересованность отношения к искусству;

—участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников

Получат возможность для формирования

—инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

—наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).




Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Будут сформированны

-понимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

-понимать позицию слушателя

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами

- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума

-представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

-развитие устойчивой потребности в общении с мировым искусством в собственной внеурочной и внешкольной деятельности

Получат возможность для формирования

-творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научиться

-осуществлять поиск нужной информации, используя дополнительный материал

-ориентироваться в способах решении исполнительской и творческой задачи

- проводить сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыкального и изобразительного искусства, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать связи и отношения между явлениями культуры

- работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

Получит возможность научиться

-соотносить различные произведения по настроению, формам, по средствам музыкальной выразительности (мелодия, ритм, динамика, темп)

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научиться

-учитывать настроения других людей, их эмоции от восприятия музыки

-принимать активное участие в коллективной музыкально-творческой деятельности

-Понимать важность исполнения и работы по группам

Получит возможность научиться

- культурно-познавательной, коммуникативной и соци­ально-эстетической компетентности

- контролировать свои действия в индивидуальной и коллективной работе

- проявлять инициативу в коллективной музыкально- творческой деятельности

- умение строить речевые высказывания для передачи своего впечатления от музыки;

- усвоить культурные традиции, нравственные эталоны и нормы социального поведения

Предметными результатами занятий по программе «Ис­кусство» являются:

-освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль­туры другого народа;

-знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;

- устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.

- иметь представление о значении искусства в жизни человека;

- понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

- рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

- размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориетирующей);

- иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино;

- использовать опыт художественно- творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности;

- ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения;

- уметь анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства, применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Выпускники основной школы научатся:

- воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;

- понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, пред­ставленных в произведениях искусства, делать выводы и умо­заключения;

- описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;

- структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности; ре­шать творческие проблемы.

Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.


Контроль осуществляется в следующих видах:

текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- собеседование;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- исследовательский и творческий проект;

- синквейн;

- музыкальная викторина;

- тестирование;

- письменная работа

Основные виды учебной деятельности учащихся:

Учебная деятельность направлена на интегрированный характер данного курса, на художественное восприятие, познание и творчество, по форме: от бесед по поводу искусства, подбора художественного материала по заданным направлениям до индивидуальной или проектной деятельности, подготовки презентаций на различные темы. Постижение многообразия искусств на основе единых видов учебной деятельности способствуют формированию у школьников целостного представления об изучаемой области, содержательному общению учащихся с мировым культурным наследием, полноценному духовному и разностороннему развитию личности.

Художественное восприятие. Общее представление о природе искусства. Специфика восприятия различных видов искусства, эстетическое воспроизведение окружающего мира в слове, музыкальной интонации, рисунке, цвете, пластике, мизансцене. Эмоциональное восприятие видов искусства, одухотворенный диалог автора (художника, композитора, поэта и др.) слушателя, зрителя. Эстетическая оценка произведений искусства.

Художественное познание. Музыкально-художественное мышление, эмоциональное отношение к искусству, размышление об искусстве ( рассуждение, обоснование собственного мнения, аргументация выводов, доказательность воззрений и т.д.) Проблематизация содержания образования как источник развития художественного мышления. Открытие новых знаний в процессе исследовательской деятельности.

Художественное творчество. Освоение духовного опыта человечества через самовыражение в различных видах деятельности. Воплощение художественных образов с помощью выразительных средств различных видов искусства: импровизация, художественно-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий.


Содержание программы

Тема года: «Традиция и современность в музыке» (17 часов)

Раздел

Искусство как духовный опыт человечества

Музыка ≪старая≫ и ≪новая≫ (вместо введения) (2 часа)

Настоящая музыка не бывает старой.

О традиции в музыке (1 час)

Живая сила традиции.

Вечные темы в музыке

Сказочно-мифологические темы ( 2часа)

Искусство начинается с мифа.

Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова

≪Снегурочка≫.

Языческая Русь в ≪Весне священной≫ И. Стравинского

≪Благословляю вас, леса...≫.

Мир человеческих чувств (6 часов)

Образы радости в музыке.

≪Мелодией одной звучат печаль и радость≫.

≪Слезы людские, о слезы людские...≫

Бессмертные звуки ≪Лунной≫ сонаты.

Два пушкинских образа в музыке.

Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. ≪Ромео и

Джульетта≫.

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра ≪Эгмонт≫.

Мотивы пути и дороги в русском искусстве.

В поисках истины и красоты ( 2 часа)

Мир духовной музыки.

Колокольный звон на Руси.

Православная музыка сегодня.

Раздел

«Современные технологии в искусстве»

О современности в музыке ( 4часа)

Как мы понимаем современность.

Вечные сюжеты.

Философские образы XX века: ≪Турангалила-симфония≫

О. Мессиана.

Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных сов-

ременных композиторов.

Новые области в музыке ХХ века (джазовая музыка).

Лирические страницы советской музыки.

Диалог времен в музыке А. Шнитке.

≪Любовь никогда не перестанет≫.

Подводим итог











Учебно-тематический план предмета «Искусство»

8- 9 класс

урока

Кол-во

часов

Тема урока

8-9 класс

Тема года: ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ

Раздел «Мир человеческих чувств» (3ч)

1

1

Трагедия любви в музыке

2

1

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

3

1

Мотивы пути- дороги в русском искусстве

Раздел «В поисках истины и красоты» (5ч)

4

1

Мир духовной музыки

5

1

Колокольный звон на Руси

6

1

Православные праздники на Руси

7

1


8

2

Православные праздники на Руси. От Рож­дества до Крещения

9

10

1

«Светлый праздник». Православная музыка сего­дня

11

1

Как мы понимаем современность


12

1

Вечные сюжеты

13

1

Колокольный звон на Руси


14-15

2




17

2

Традиции и современ­ность в музы­ке (заключи­тельный урок по курсу)


Всего: 17 ч








































Календарно-тематическое планирование


8-9 КЛАСС (17 Ч)

Тема года: «Традиция и современность в музыке»

Дата

по факту

Дата

по плану


Раздел программы


Тема


Содержание


Основные виды учебной деятельности

I четверть



Искусство как духовный опыт человечества

1. Музыка «старая» и «новая»

(1 ч)


Главная тема года — ≪Традиция и современность в музыке≫; ее осмысление сквозь призму вечных тем. Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств

и взаимоотношениями.

Понимание ≪старой≫ и ≪новой≫ музыки

с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех времен и поколений.

Музыкальный материал:

А. Островский, стихи О. Острового.

Песня остается с человеком (пение)

Размышлять о значении

музыкального искусства в жизни

современного человека (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества

в музыкальном искусстве (с учетом

критериев, представленных в учебнике)




2. Настоящая музыка не бывает «старой» (1 ч)

Традиции и новаторство в деятельности человека. Относительность понятий ≪старое≫ и ≪новое≫ применительно к искусству (на примере сравнения музыкальных произведений — пьесы X. Родриго ≪Пастораль≫ и финала Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена).

Музыкальный материал:

Х. Родриго. Пастораль (слушание);

Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с ор-

кестром. III часть. Фрагмент (слушание);

Т. Хренников, стихи М. Матусовского.

Московские окна (пение)

1. Осваивать отдельные образцы,

характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.

2. Сравнивать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку отдельных композиторов прошлого и современности (с учетом критериев,

представленных в учебнике).

3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

4. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника




О традиции в музыке (1 час)



Искусство как духовный опыт человечества

3. Живая сила

традиции (1 ч)

Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания ≪старинных≫ людей. Образ летописца Пимена в опере М.Мусоргского ≪Борис Годунов≫.

Художественный материал:

Л и т е р а т у р а А. Пушкин. Борис Годунов.

Фрагмент.

Ж и в о п и с ь

И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре.

Эскиз декорации к первой картине I действия оперы М.Мусоргского ≪Борис Годунов≫.

М у з ы к а

М. М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы ≪Борис Годунов≫. I действие (слушание);

Ю. Чичков, стихи К. Ибряева. Наша школьная страна (пение)

1. Рассуждать о роли и значении

художественно-исторических традиций в произведениях искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

3. Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства и средств выражения.

4. Наблюдать за развитием одного

образа в музыке




Вечные темы в искусстве СКАЗОЧНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ (2 ч)



Искусство как духовный опыт человечества

4. Искусство начинается с мифа

(1 ч)

Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках.

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня

Садко ≪Ой ты, темная дубравушка≫.

Из оперы ≪Садко≫ (слушание);

1. Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культуры народов.

2. Воспринимать и выявлять внешние связи между музыкой и окружающим миром

природы.




5 Языческая Русь

в «Весне священ-

ной» И. Стравин-

ского (1 ч)


Особенности тем и образов в музыке начала XX века. Воплощение образа языческой Руси в балете И. Стравинского ≪Весна священная≫ (синтез прошлого и настоящего, культ танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма).

Музыкальный материал:

И. Стравинский. Весенние гадания,

Пляски щеголих. Из балета ≪Весна священная≫ (слушание);


1. Исследовать разнообразие музы-

ки XX века.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев,представленных в учебнике).

3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.




МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ (6 ч)



Искусство как духовный опыт человечества

6. Образы радости в музыке (1 ч)

Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная

радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова ≪Садко≫).

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня

Садко. Из оперы ≪Садко≫ (слушание);

В. А.Моцарт, русский текст А. Мурина.

Слава солнцу, слава миру (пение)

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки




7. Бессмертные звуки «Лунной» сонаты (1 ч)


Чувства одиночества, неразделенной любви, воплощенные в музыке ≪Лунной≫ сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры

≪Экология человеческой души≫.

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано.

I часть (слушание);

А. Рыбников, стихи А. Вознесенского.

Я тебя никогда не забуду. Из рок-оперы

≪Юнона и Авось≫ (пение)

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознавать интонационно-образные основы музыки.

5. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховен)




8 – 9

Два пушкин-

ских образа

в музыке (2 ч)


1 час

Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского ≪Евгений Онегин≫.

Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Сцена письма. Из оперы

≪Евгений Онегин≫. Фрагмент (слушание);

А. Макаревич. Пока горит свеча (пение)

1. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

4. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия музыкальных тем.

5. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

6. Сравнивать музыкальный язык в произведениях (фрагментах произведения) разного эмоционального содержания.

7. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов: отстаивать собственную точку зрения; учитывать мнения товарищей





2-й час

Радостный порыв, воодушевление в романсе Пушкина — Глинки ≪В крови горит огонь желанья...≫. Сравнение двух пушкинских образов, воплощенных в произведениях Глинки и Чайковского.

Музыкальный материал:

М. Глинка, стихи А. Пушкина. В крови го-

рит огонь желанья... (слушание);

Н. Леви, стихи А. Олицкого. В пушкинском

парке (пение)

1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

2. Воспринимать и сравнивать музыкальные образы в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

3. Понимать стилевые черты русской

классической музыкальной школы (с учетом критериев, представленных в учебнике)




10. Трагедия любви в музыке.

П. Чайковский.

«Ромео и Джульетта» (1 ч)

Традиция в искусстве. Смысл изречения

Ф. Шатобриана: ≪Счастье можно найти только на исхоженных дорогах≫. Тема нарушенного запрета в произведениях искусства.

Воплощение коллизии в увертюре -фантазии

П. Чайковского ≪Ромео и Джульетта≫

(конфликт между силой вековых законов

и силой любви). Реализация содержания

трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Увертюра-фантазия

≪Ромео и Джульетта≫ (слушание);

Ю. Визбор. Ты у меня одна (пение)

1. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном произведении.

4. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

5. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

6. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма).

7. Понимать характерные особенности музыкального языка.

8. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, фактуре, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (П. Чайковского)




11. Мотивы пути

и дороги в русском искусстве

(1 ч)

Понятия путь и дорога. как символы жизни и судьбы. Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как характерная примета русского искусства. Множественность смыслов музыкального образа в пьесе ≪Тройка≫ из оркестровой сюиты Г. Свиридова ≪Метель≫.

Музыкальный материал:

Г. Свиридов. Тройка. Из оркестровой сюиты ≪Метель≫ (слушание);

А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя до-

рога (пение);

К. Кельми, стихи А. Пушкиной. Замыкая

круг (пение)

1. Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для

воплощения музыкальных образов.

4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыка отдельных выдающихся композиторов (Г. Свиридова).

5. Самостоятельно подбирать музыкальные, литературные, живописные произведения к изучаемой теме.

6. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений


В ПОИСКАХ ИСТИНЫ И КРАСОТЫ (2 ч)



Искусство как духовный опыт человечества

12. Мир духовной

музыки (1 ч)

Мир красоты и гармонии1 в духовной музыке. Великие композиторы — авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры в создании художественного образа хора М. Глинки ≪Херувимская песнь≫.

1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

2. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки.

5. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети

Интернет




13. Колокольный

звон на Руси (1 ч)

Роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой Москвы в описании М. Лермонтова. Музыка утренних колоколов во Вступлении к опере ≪Хованщина≫ М. Мусоргского. Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера М. Мусоргского ≪Борис Годунов≫). Радостный перезвон в музыкальной поэме ≪Колокола≫ С. Рахманинова.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.

Вступление к опере ≪Хованщина≫

(слушание);

М. Мусоргский. Пролог. Из оперы

≪Борис Годунов≫. Фрагмент (слушание);

С. Рахманинов. Колокола. № 1. Из поэмыдля солистов, хора и симфонического оркестра. Фрагмент (слушание);

С. Филатов, стихи О. Хабарова. Церквушки

России (пение);

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Колокола

(пение)

1. Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного звона.

2. Понимать характерные особенности музыкального языка.

3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

4. Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке




О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ (4 ч)



Современные технологии в искусстве

14-15 ур

Как мы понимаем современ-

ность (1 ч)

Трактовка понятия музыке. Новые темы

в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера ≪Пасифик 231≫. Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова≪Песнь о железе≫).

Художественный материал:

П о э з и я

М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты музыки

А. Онеггер. Пасифик 231. Фрагмент

(слушание);

М. Глинка, стихи Н. Кукольника.

Попутная песня (пение)

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

3. Воспринимать и анализировать

особенности языка в музыке XX века

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

4. Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме.

5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений




16 -17 ур

Вечные

сюжеты (1 ч)


Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века. Балет А. Хачатуряна ≪Спартак≫: содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.

Музыкальный материал:

А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета ≪Спартак≫

(слушание);

М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева.

Песня о дружбе. Из кинофильма ≪Три мушкетера≫ (пение)

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Понимать характерные особенности музыкального языка.

3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового содержания.

4. Самостоятельно подбирать историко-литературные произведения

к изучаемой теме.

5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных источников.

6. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов

(А. Хачатуряна)




Список научно-методического обеспечения.


MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  20. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  23. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  9. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  10. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  11. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  12. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  13. Песенные сборники.

  14. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

  15. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

  16. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее