Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэт»
- План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.
- 1. Автор и название стихотворения.
- 2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
- 3. Жанр стихотворения.
- 4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
- 5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
- 6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
- 7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
- 8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
- 9. Моё восприятие стихотворения.
- 10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
- 1. История создания
- Автограф к стихотворению «Поэту», имевшего подзаголовок «Сонет», был датирован 7-м июля 1830 года.
- Изначально его текст отличался от ныне существующего варианта. В своём окончательном виде оно появилось в печати в декабре 1830 года в журнале «Северные цветы», что позволяет сделать вывод о доработке произведения автором в период «болдинской осени» (с 4 сентября по 5 ноября 1830 года).
- В этот период Пушкин сталкивается с непониманием собственных творческих замыслов широкой публикой. Разгромные рецензии Ф. Булгарина в журнале «Северная пчела» вызывают злость и досаду поэта.
- Пушкин тратит немало душевных сил на эту полемику, отвечает Булгарину едкими эпиграммами, но, осознав, что для свободы творчества необходимо абстрагироваться от мелких нападок, создаёт программное стихотворение о самодостаточности художника.
Литературное направление
Стихотворение принадлежит к реалистическому направлению. В нём раскрывается конфликт отдельного человека и общества.
Род
По роду литературы текст относится к лирике и имеет все отличительные черты лирического текста.
Пафос
Эмоциональным фоном стихотворения становится отрицание сиюминутного мирского успеха, снижение важности «толпы» относительно величавого замысла поэта и призыв следовать в своём творчестве «дорогою свободной».
Стихотворение А.С.Пушкина
«Поэт»
Стихотворение «Поэту» изначально имело подзаголовок «Сонет», которое указывало на его жанровую принадлежность. В данном случае мы имеет дело с итальянским сонетом, состоящим из двух катренов и двух терцетов.
Тематика
В стихотворении звучит тема личностной самодостаточности поэта, его свободы от общественного мнения.
проблема отношения поэта и общества
проблема самооценки художника
Проблематика
проблема творческой свободы
- Идея
- Идея стихотворения состоит в том, что, служа народу, поэт должен быть свободен от его переменчивой любви. Он обязан служить высокой идее («Иди, куда влечёт тебя свободный ум…»), а не искать бесконечного одобрения публики.
- Мерило состоятельности произведения – совесть самого художника: «Ты сам свой высший суд». Свой нелёгкий труд он выполняет бескорыстно («Не требуя наград за подвиг благородный»).
- Система образов
- Структуру стихотворения образует противопоставление образов «поэта» и «толпы».
- Публика характеризуется через такие образы, как «суд глупца», «смех толпы холодной», уничижительные глагольные метафоры «плюет на алтарь» и « в детской резвости колеблет твой треножник».
- Величие и цельность образа поэта подчёркивают эпитеты «твёрд, спокоен и угрюм», метафорические конструкции «плоды любимых дум», «подвиг благородный», «высший суд», «взыскательный художник».
- Для понимания идеи стихотворения проводится сравнение поэта с царём, подчёркивающее особый статус и предназначение стихотворца в мире.
- Центральные персонажи
- Центральными персонажами стихотворения выступают поэт и толпа.
- Поэт угрюм, сосредоточен и погружён в мысли о собственном творении, а толпа переменчива, легкомысленна, склонна к осуждению.
- Действия стихотворца противопоставляются нелепому и неразумному поведению толпы, которая «плюет на алтарь, где твой огонь горит» и «в детской резвости колеблет твой треножник».
- Лирический герой
- Можно говорить о том, что лирическое «я» Пушкин преобразует в поэтическое «ты». То есть образы автора и поэта, к которому этот автор обращаются, сливаются в единого лирического героя.
- В стихотворении он обращается не только к отвлечённому «Поэту», но и прежде всего к самому себе. Он утверждает ценности свободного творчества и независимость творца.
- Сюжет
- В первом четверостишии Пушкин обращается к поэту, призывая его «не дорожить любовию народной».
- Во втором четверостишии содержится призыв следовать собственной художественной правде.
- В третьей строфе (первом трёхстишии) автор напоминает, что «поэт» — «сам свой высший суд».
- В четвёртой строфе (втором трёхстишии) содержится вывод: если ты доволен произведением, тебе должно быть безразлично поведение толпы.
- Композиция
- Стихотворению присуща линейная композиция. Четыре части композиции распределены по двум катренам и двум терцетам.
- В первом катрене намечена завязка «Поэт! не дорожи любовию народной…». Далее следует расшифровка данного послания.
- Во втором катрене развитие сюжета обретает форму напутствия поэту.
- В двух терцетах содержится вывод (он же развязка) о том, что оценить произведение по достоинству может лишь сам автор («взыскательный художник»).
Оно сочетает разные виды рифмовки:
1 строфа — перекрёстная,
Схематически это
2 строфа — кольцевая,
выглядит так: АБАБ ВГГВ ДДЕ ЖЖЕ.
Стихотворение «Поэту» написано четырёхстопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм.
3 и 4 строфы — параллельная с взаимной рифмовкой последней строки каждой из терцин.
Звукопись стихотворения настраивает на возвышенный лад. Используются ассонансы («о», «э», «у»), которые подчёркивают силу и непреклонность поэта перед лицом толпы.
Синтаксически текст представляет собой развёрнутое обращение к поэту, побуждение к действию выражено с помощью обращения «Поэт!», простых и осложнённых предложений с однородными сказуемыми.
Пушкин употребляет высокую книжную лексику, намеренно смешивая её с просторечными словами. Так выражается контраст в отношении толпы и поэта: «И плюет на алтарь, где твой огонь горит».
Художественное своеобразие произведения
Эпитеты («взыскательный художник», «толпы холодной»)
Метафоры («алтарь, где твой огонь горит», «треножник»)
Средства художественной выразительности
Сравнения («ты – царь»)
- Значение произведения
- Данное произведение стало хрестоматийным, благодаря утверждению Пушкиным принципов творческой свободы поэта от суда публики. В некотором смысле оно стало революционным для самосознания художников той эпохи.
- При этом поэт не призывает относиться к читателям с презрением, он лишь напоминает, что мирское признание временно, а писать нужно для вечности.
- Актуальность
- Стихотворение Пушкина продолжает быть актуальным для современных поэтов.
- Сейчас роль писателя в жизни общества не так велика, как в пушкинскую эпоху, но к его мнению продолжают прислушиваться. В ситуации бездуховности оно становится особенно важным.
- Нередко художники, пытающиеся образумить современное общество призывами к добру и красоте, подвергаются насмешкам. Но это не должно смущать настоящего творца, ведь его удел – служить прекрасному, несмотря ни на что.
- Моё отношение
- Пушкинское стихотворение вызывает во мне чувство благодарности, ведь в нём выражена правда о творчестве.
- Нельзя сворачивать с выбранной дороги и отступать от идеалов в угоду мнению того или иного критика. Лишь оставаясь верным себе, художник может убедить в чём-то других людей.
- Чему учит
- Данное произведение учит бережно и внимательно относиться ко всем явлениям искусства. Чтобы научиться понимать поэта, нужно и самому быть творцом. Не стоит спешить с оценкой творения, если ты в нём не разобрался.
- Быть может, лучше подумать, какая идея стоит за тем или иным образом, внимательно вчитаться в текст, попробовать сделать маленькое личное открытие вместе с поэтом. Тогда мы не будем плевать на его алтарь, а благоговейно сохраним для всего мира чистый огонь творчества.