Нравственная идея трагедии
Цели:создание условий для проблемного анализа трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения;
развитие мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков;
формирование положительных нравственных ориентаций.
Методические приемы: работа с текстом художественного произведения, анализ текста художественного произведения, ролевая игра.
Организационные формы: индивидуальная (сообщения), групповая (анализ текста).
Материалы к уроку: текст трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», иллюстрации к трагедии,приложение 1: карточки с заданиями для работы в группах, приложение 2: работа в группах, фломастеры, листы
план урока | Работа учеников на уроке | Работа учителя |
Музыкальный эпиграф урока | Обсуждение музыкального отрывка, почему он выбран эпиграфом к уроку
| Организация работы учащихся, вступительное слово |
Проверка домашнего задания | Инсценировка. Выступления учеников (парная индивидуальная работа) | Организация работы учащихся |
Практическая работа | 1.Создание кластера, акростиха, синквейна, фишбоуна, вопросов 2. Защита и обсуждение работ | Консультирование |
Выводы по практической работе | Обобщения, выводы по теме урока. Работа в группах | Организация работы учащихся |
Итог урока | Самооценка, рефлексия | заключительное слово |
Ход урока
I. Орг. момент.
1. Музыкальный эпиграф урока)
2. Постановка цели и задач урока (обсуждение в группах).
II. Проверка домашнего задания. Инсценировка. Сцена первая
Выступления учеников (парная, индивидуальная работа)
Мои открытия после прочтения трагедии Пушкина
влияние музыки Моцарта на здоровье
история создания трагедии
Афоризмы трагедии Пушкина
III. Практическаяработа.
1 группа. Установить связи между характерами и поступкамигероев в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», используя метод «Тонких» и «толстых» вопросов.
2 группа. Установить связи между характерами и поступками героев в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», используя метод фишбоун и опираясь на слова из трагедии «гений и злодейство ».
3 группа. Установить связи между характерами и поступками героев в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», используя метод кластера и опираясь на понятие «нравственность».
4 группа. Установить связи между характерами и поступками героев в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», используя метод акростиха и опираясь на слово из трагедии «гений».
5 группа. Установить связи между характерами и поступками героев в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», используя метод синквейна и опираясь на слово из трагедии «злодейство ».
Защита и обсуждение работ групп
IV. Итоги урока.
Обобщения, выводы по теме урока. Идейный смысл трагедии А.С. Пушкина, в несовместимости гения и злодейства. Моцарт - гений. Совершивший убийство Сальери – злодей. Проблему зависти Сальери решает с помощью яда. Согласно Пушкину поступок Сальери — последний тест на гениальность. Не зависть, а убийство — главное доказательство его ущербности, его окончательного поражения. В мире пушкинской трагедии это — абсолютная истина. Гений и злодейство — две вещи несовместные. И чувства добрые лирой пробуждать может лишь художник, на совести которого нет зла
Самооценка, рефлексия
Пушкин обратился к вечным проблемам: дружба, счастье, успех, зависть, смерть. Об этой пушкинской трагедии можно сказать словами из неё же: “Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!”Однако, поставив “грозные вопросы морали”, пушкинский гений оставил в «Моцарте и Сальери» еще очень много вопросов, на которые нет одного окончательного ответа.
V. Домашнее задание
Ответ на вопрос: «Какие жизненные уроки дает нам изучение классики?» (на примере трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»)