Взаимосвязь видов искусств на уроке музыки
«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой!»
В. Сухомлинский
Эти слова крупнейшего педагога современности, как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие школьников. Для меня урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на уроке: характер моего общения с учениками, методы и приемы донесения музыкального материала, логику организации урока. В работе обратила внимание, что школьники обладают значительными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Опираясь на темы программы по музыке Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой и Т.С.Шмагиной, урок строю через синтез искусств. В качестве синтезирующего начала, обеспечивающего внутреннее проникновение языка одного искусства в язык другого, выделена музыка, природа которой состоит в познании внутреннего изнутри, в движении чувств, мыслей, настроений, переживаний. Использование на уроках синтеза разных видов искусств: музыки, живописи, литературы, истории, театральной деятельности (пластические этюды, игра на музыкальных инструментах), позволяет объединить и отразить общие идеи и чувства людей, общечеловеческие ценности, представления о красоте, добре, истине. Это способствует воспитанию эмоций, что играет огромную роль для становления личности школьника, формированию и раскрытию его творческих способностей, фантазии и воображения. Постижение ассоциативно-образной связи языка художественной выразительности в разных видах искусства обогащает и развивает мышление учеников. Возникает необходимость синтезировать различные области искусства на уроках музыки, где происходит слияние искусств, их взаимодополнение, что способствует более глубокому эмоциональному раскрытию: так в 5 классе, 3 четверть, тема урока: «Взаимосвязь литературы и музыки, как прекрасное начало обогащения души слушателя и исполнителя», при разучивании песни делаю акцент на стихотворении или содержании текста. Правильный разбор стиха помогает при разучивании песенного репертуара, в создании образа и к более легкому осмыслению, как нужно спеть:
-Почему долгий звук у композитора, о чем он хотел сказать?
-Почему композитор пишет в верхнем или нижнем регистре мелодию? От чего это зависит?
-Какими красками можно передать строки этой песни или мелодии?
Даже в самих вопросах прослеживается взаимосвязь искусств.
2 класс, 3 четверть, тема: «Развитие музыки»
Стихотворение И. Бунина «Утро» помогает лучше представить и почувствовать музыкальный фрагмент Э. Грига «Утро»,
- Какие чувства у вас возникают?
-Какими красками можно передать эти чувства?
Чтобы избежать формального, механического иллюстрирование одного искусства другим, к литературному тексту или музыкальному произведению подбираю не одну картину, а обширный зрительный ряд из произведений разного эмоционально-смыслового содержания на один сюжет, либо разные сюжеты, но схожие внутренним наполнением. При этом обязательно наличие двух-трех картин, явно выбивающихся из общего фона. Каждый ребенок выбирает для себя ту картину, которая резонирует с его внутренним видением и слышанием. Музыка выступает здесь, как способ оживления живописи или текста, как символ их одухотворенности, эмоционально-смысловой наполненности. Применение этого метода стимулирует ассоциативные впечатления и интуицию детей. Из этих впечатлений и складывается целостная художественно-образная картина живого мира.
Обращение к картинам природы, живописным образам, сопоставление их с музыкальными произведениями, формирует умение чувствовать, мыслить, рассуждать, глубже понимать музыку, живопись.
Объединяя все виды искусств, мы развиваем в детях не только любовь к прекрасному, умение его понять, но и все психические процессы: память, мышление, воображение.