«Театр радости»
Пояснительная записка
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.
Дополнительная образовательная программа «Театр радости» относится к программам художественно-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Театр радости»» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. Приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.
Программа «Театр радости» помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Специфичность программы проявляется:
в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.
в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы.
в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с младшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность-основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.
В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.
Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.
Цель первого года обучения: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.
Задачи:
. развивать интерес к сценическому искусству;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· снимать зажатость и скованность;
· активизировать познавательный интерес;
· развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
· воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
· развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
· развивать чувство ритма и координацию движения;
· развивать речевое дыхание и артикуляцию;
· развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
· пополнять словарный запас;
· учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
· научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
· познакомить детей с театральной терминологией;
· познакомить детей с видами театрального искусства;
· познакомить с устройством зрительного зала и сцены;
· воспитывать культуру поведения в театре;
По целевой направленности программа является развивающей
( направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности, к ослаблению характерологических конфликтов средствами смежных видов искусств) и
социально-адаптивной
(развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, реставрация и коррекция чувства достоинства, объективная самооценка, укрепление адаптивности;
отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии;
отношение к реальности – приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизация и самоорганизация, обретение оптимизма в отношения к реальности)
По сложности, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является интегрированной (объединяет знания из разных областей: литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танец перерабатывает их с учетом восприятия одного ребенка на основе театротерапевтических технологий. Внутри каждого года элементы содержания расположены по спиральной системе, т.е. тематические разделы обучения повторяются из года в год на более высоком качественном уровне, расширяя и углубляя при этом материал из различных видов искусств).
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
педагогические технологии на основе личностной ориентации
- образовательного процесса:
- педагогика сотрудничества;
педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации образовательного процесса:
- групповые технологии;
- технологии индивидуального обучения;
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся:
- игровые технологии ;
- проблемное обучение
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
Для успешной реализации программы предусматриваются также проведение сводных занятий. Сводные занятия преследуют своей целью объединение в совместной деятельности групп разного года обучения.
Учебно-тематический план.
N п\п | Содержание программы | Всего часов |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие | 2 |
2. | Театральная игра | 8 |
3. | Культура и техника речи | 8 |
4. | Ритмопластика | 6 |
5. | Основы театральной культуры | 4 |
6. | Просмотрово-информационный раздел | 2 |
| Итого: | 32 |
Характеристика разделов.
1. Вводное занятие, заключительное занятие
решение организационных вопросов;
подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;
2. Театральная игра
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников.
Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.
Ритмопластика
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
Основы театральной культуры
Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре
Просмотрово-информационный
Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.
Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности программы
К концу первого года занятий ребёнок:
Знает:
что такое театр;
чем отличается театр от других видов искусств
с чего зародился театр
какие виды театров существуют
кто создаёт театральные полотна (спектакли)
Имеет понятия:
об элементарных технических средствах сцены
об оформлении сцены
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умеет:
направлять свою фантазию по заданному руслу
образно мыслить
концентрировать внимание
ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретает навыки:
общения с партнером
элементарного актёрского мастерства
образного восприятия окружающего мира
адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Методические условия реализации программы
Типы занятий:
комбинированный;
первичного ознакомления материала;
усвоение новых знаний;
применение полученных знаний на практике;
закрепления, повторения;
итоговое.
Формы организации учебного занятия:
кружковые занятия;
соревнование
концерт;
экскурсия;
диспут;
творческий отчет;
круглый стол;
урок-лекция;
урок-репортаж;
урок-путешествие;
заочная экскурсия;
творческая мастерская;
урок-игра
Формы работы с родителями.
совместные праздники, творческие конкурсы;
родительские собрания;
консультации;
беседы;
открытые занятия.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения);
и воспитания:
убеждения,
упражнения,
личный пример;
поощрения.
Все методы обучения реализуются различными средствами:
предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;
- практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание,
интеллектуальными - логика, воображение, интуиция, мыщечная память, внимание
эмоциональными - переживание, представление, интерес.
Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер.
Календарно-тематический план
«Театр радости»
2014-2015учебный год
№ | Тема занятий | Всего часов | Дата | |
план | факт. | |||
1 | Вводное занятие. Мир вокруг нас | 1 |
|
|
2 | Театрализованная игра «Вместе весело играть» | 1 |
|
|
3 | В гостях у сказки | 1 |
|
|
4 | Культура и техника речи. Упражнения-тренинги. | 1 |
|
|
5 | Театральная игра. Игры-драматизации. | 1 |
|
|
6 | Ритмопластика. Пантомимические этюды и упражнения. | 1 |
|
|
7 | Просмотрово-информационный раздел «В гостях у сказки», «Делаем декорации». | 1 |
|
|
8 | Волшебный мир театра «Что такое театр» | 1 |
|
|
9 | Театральная игра. Творческие игры со словами. | 1 |
|
|
10 | Театральная игра. Упражнения и эпизоды на создание игрового образа. | 1 |
|
|
11 | Театральная игра. Музыкальные игры и упражнения. | 1 |
|
|
12 | Просмотрово-информационный раздел. «Играем в театр с режиссером Актеркиным» | 1 |
|
|
13 | Игры драматизации | 1 |
|
|
14 | Сценки «Живые картинки» | 1 |
|
|
15 | Индивидуальная работа. | 1 |
|
|
16 | Театральная игра. Инсценировка эпизодов | 1 |
|
|
17 | История кукольного театра | 1 |
|
|
18 | Упражнения и эпизоды на создания игрового образа | 1 |
|
|
19 | Ритмопластика. Чувство ритма и координация движений. | 1 |
|
|
20 | Кукольный театр «Теремок» | 1 |
|
|
21 | Музыкальные игры | 1 |
|
|
22 | Игры и упражнения на расширения словаря | 1 |
|
|
23 | Игры драматизации | 1 |
|
|
24 | Мастерская Деда Мороза | 1 |
|
|
25 | Ритмопластика. Движение и музыка | 1 |
|
|
2627 | Культура и техника речи. Упражнения на развития голоса | 2 |
|
|
28 | Ритмопластика. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений | 1 |
|
|
29 | Театральная игра. Музыкальные игры и упражнения. | 1 |
|
|
30 | Творческие игры, слова помощники | 1 |
|
|
31 | Театральная игра. Музыкальные игры-импровизации. Наша мастерская | 1 |
|
|
32 | Заключительное занятие | 1 |
|
|
| Итого: | 32 |
|
|