Внеклассное мероприятие
«Воронеж, расскажи свои легенды!»
Класс: 7
Возраст: 12-13 лет
Цель: формирование интереса к истории родного города, развитие чувства гражданственности и патриотизма через социализацию личности, воспитание любви к Родине, Отечеству, своему краю, родному городу.
Задачи:
- обратить внимание школьников на важность изучения истории родного города;
- вызвать интерес к памятникам архитектуры, акцентировать внимание на бережном отношении к ним;
- пробудить интерес к изучению краеведения;
- развить патриотические и гражданские чувства;
- выделить понятия «малая родина», «памятник архитектуры», «зодчество»;
- познакомить с создателями и известными жителями этих сооружений.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход мероприятия
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Мы живём в славном городе Воронеже, который является небольшой частью нашей большой Родины – Российской Федерации. А знаем ли мы историю своего края? Сегодняшнее мероприятие, как можно было понять по теме на слайде, посвящено нашему родному городу. Думаю, у вас возник вопрос, о каких же легендах будет идти речь. Есть предположения? (ученики высказываются).
- На ваших столах лежат листы с цитатами, прочитайте их и попробуйте догадаться, какое слово в тексте пропущено, это слово и будет для вас подсказкой.
Николай Васильевич Гоголь
«____________тоже «летопись мира»: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и преданья».
Фридрих Шеллинг
«_________– застывшая музыка».
Иоганн Вольфганг фон Гёте
«__________– отзвучавшая музыка».
Коко Шанель
«Мода, как и __________, – вопрос пропорций».
Ханс -Георг Гадамер
«Величайшие произведения ___________ стоят как живые свидетели прошлого в жизни современности»
Ученики: Пропущено слово «архитектура».
Учитель: Верно, мы поговорим сегодня о старинных, красивейших памятниках архитектуры Воронежа, познакомимся с их историей и попробуем разобраться, почему они считаются легендарными. Говоря о памятниках архитектуры, важно помнить, что это не просто здания, а хранители наследия предков. Они составляют часть культурного достояния страны, народа, человечества.
Запишите, пожалуйста, последнее высказывание в тетрадь. Это будет эпиграф нашего мероприятия:
«Величайшие произведения архитектуры стоят как живые свидетели прошлого в жизни современности»
Ханс- Георг Гадамер
Учитель: Как вы понимаете это высказывание? (Учащиеся делятся своим мнением).
Учитель: Вы каждый день выходите на улицы родного города, и некоторые из вас, наверное, не глядя, могут сказать, где какое здание расположено. Закройте на минуту глаза и вообразите, что шагаете по своей любимой улице в городе (опрос):
-Вспомните, какие здания встречаются на вашем пути? Есть ли здание, которое вам особенно нравится? Чем оно вас привлекает? (ответы учеников)
-Как называется страна, в которой родился человек? (Родина)
-Но каждый из нас рождается в определенном городе, селе, деревне и т.д. Как это место принято называть? (Малая родина)
Учитель: Человек может родиться в одном месте, а потом переехать в другое, но его малая родина останется с ним навсегда. Каждый город имеет свой неповторимый облик и часто это связано именно со зданиями, которые там построены.
-Назовите профессии людей, которые оставили нам в наследство памятники архитектуры. (Архитекторы, строители)
-Профессия «архитектор» имеет ещё другое название. Вспомните его? (зодчий)
-Верно, старину это слово даже было более популярным. В переводе с греческого языка слово «зодчий» означает «главный строитель», т. е. – автор проекта, по которому проводится строительство. От этого слова произошло другое - «зодчество», что означает науку и искусство созидать здания.
Таким образом, зодчий – автор проекта, по которому ведётся строительство.
Зодчество – наука и искусство создавать здания.
Когда рассказывают о старинных постройках, о зданиях, которые являются памятниками архитектуры, то чаще используют слово «зодчий».
К памятникам архитектуры, несомненно, надо относиться бережно, потому что это здания, которые имеют историческую ценность.
Работа со слайдами
Учитель: Сейчас на слайдах будут появляться старые фотографии зданий Воронежа, но я уверена, что эти места вам знакомы. Попробуйте догадаться, какое сооружение на фото, где оно расположено и что в нем сейчас находится. (ответы учеников и рассказ учителя)
1.Театр кукол «Шут»
Здание Воронежского государственного театра кукол на проспекте Революции, 50 носит имя В.А. Вольховского.
Валерий Абрамович (Аркадьевич) Вольховский (16 декабря 1938— 19 сентября 2003) — советский и российский актёр и режиссёр кукольного театра, театральный деятель. С 1987 года был художественным руководителем Воронежского театра кукол «Шут». Умер 19 сентября 2003 года в Воронеже, похоронен на Коминтерновском кладбище.
Здание театра возводили ударными темпами. Сооружение построено в духе эклектики, с вытянутыми арочными окошками, в которых многие видят влияние венецианского стиля. Но стоит обойти театр, как обнажаются отголоски сталинского ампира, с портиком и колоннами.
Дело в том, что постройка скрывает внутри себя послевоенное здание – Дом культуры работников просвещения, возведенный в 1940-х годах на фундаменте дореволюционной гимназии.
До войны на проспекте Революции не было привычной воронежцам площади у Театра кукол – здесь стояли жилые дома. Но бомбардировка 13 июня 1942 года разрушила их и оголила здание, которое до этого было скрыто, – бывший корпус дореволюционной Второй мужской гимназии.
После Октябрьской революции в здании гимназии разместилась Третья советская трудовая школа. При восстановлении бывшего гимназического корпуса сохранили его стены, объем которых был надстроен. Так вырос двухэтажный корпус, где организовали Клуб студентов, позже – Дом работников просвещения. В 1950-евсе хотели жить активной жизнью. Здесь был знаменитый ансамбль «Юность».
В процессе строительства Кукольного объединили два здания – Дом профсоюзов (стоявший на фундаменте старинной гимназии) и жилой дом по соседству с ним. Жильцов, многие из которых были высокопоставленными горожанами, пришлось выселить.
В жилом доме расположилась техническая часть театра. Стены дома остались, но перекрытия разобрали.
Из наследия советского и частично дореволюционного прошлого в Театре кукол остались фойе на первом этаже (вход в него закрыт витражом, который выполнила Татьяна Никитина) и четыре колонны. Наследие Дома профсоюзов – зрительный зал.
Влияние средневековой Франции
Проект Театра кукол был коллективным. В его создании приняла участие группа воронежских архитекторов и художников во главе с Николаем Топоевым. Он вдохновлялся образцами старинных французских замков и аббатств.
Здание театра облицовано известняком, а вот для внутреннего оформления использовали мрамор. В остальном Кукольный возводили фактически из подручных материалов. Например, задуманные по проекту колонны, поддерживающие полукруглую ротонду у входа в театр, изготовили из обычных асбестовых труб, покрашенных белой краской.
Часы, фонтан, сказочные скульптуры на полукруглой ротонде над входом в театр и во дворике создали скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак. При создании фигур на крыше, поддерживающих светильники, скульпторы вдохновлялись старинными настольными торшерами.
Свое помещение у театра кукол появилось в 1984 году. Архитекторы и скульпторы были удостоены Государственной премии РФ за проект Воронежского театра кукол.
Учитель: Кому посвящен памятник, находящийся на площади перед театром? (Белый Бим)
- Кто автор произведения о преданной собаке? (Г. Троепольский)
-Какая примета связаны с этим памятником у жителей города? (потереть ушко на счастье)
-Нравится ли вам это здание? Часто ли вы бываете около него?
(ответы учащихся)
2.Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Данный музей также известен в истории как Дом губернатора Ивана Потапова. Сейчас в нем находится областной художественный музей имени Крамского (проспект Революции, 18). Краеведы называют этот памятник «воронежским дворцом» – за сходство с величественными петербургскими строениями в стиле барокко. Дом Потапова – объект искусства, федеральный памятник архитектуры. На втором этаже музея сохранился тот самый зал, бал в котором, как предполагают сотрудники музея, описывал Лев Толстой в романе «Война и мир».
Такие пышные дома в стиле барокко получили название «дом-дворец».
Изначально дворец был не изумрудного, как сейчас, цвета, а розового. Это видно на акварели художника Салтыкова, который в 1911 году запечатлел усадьбу с фасада.
В то время он назывался «цветом утренней зари». Это цвет XVIII века – розовато-оранжевый.
Легенды дома
Сходство Дома Потапова с петербургскими дворцами породило легенды, которые надолго укоренились в краеведческой литературе. Они приписывают авторство дворца то законодателю русского барокко Франческо Растрелли (он создал Зимний дворец в Петербурге и Большой дворец в Царском Селе), то зодчему Джакомо Кваренги (одно из его творений – Смольный институт).
Но историк Александр Акиньшин утверждает, что обе версии не выдерживают критики. Он предполагает, что здание строили с 1777 по 1779 год. Однако со времен строительства здания до нас не дошло никаких документов.
Истинным хозяином здания был воронежский губернатор, генерал-майор Иван Потапов, который прибыл в Воронеж в 1775 году. В должности губернатора он прослужил дольше всех своих предшественников – 16 лет.
Хотя писком моды в столичной архитектуре тогда был стиль неоклассицизм, хозяин заказал зодчему построить пышный дом в стиле барокко. Очевидно, все дело было во вкусе 55-летнего губернатора.
После смерти Ивана Потапова в 1791 году его вдова Елена Крожановская продала усадьбу государству. С тех пор дом несколько раз менял владельцев. Почти весь XIX век дворец находился в ведении военного ведомства – Комиссариатской комиссии, которая занималась снабжением войск.
В начале XX века, когда здание решили передать под губернский музей, дворец нуждался в реставрации. Она продолжалась с 1912 по 1914 год.
Закончить реставрацию помешала Первая мировая война. Губернаторский дом заняли медико-санитарные и хозяйственные военные учреждения.
Окончательно здание отдали под музей только в середине 1920-х годов, но основан Воронежский музей изобразительных искусств был позже, в 1933 году. Его основу составили коллекция художественного отдела Воронежского областного краеведческого музея и собрание Музея древностей и изящных искусств Воронежского университета.
Во время Великой Отечественной войны дом-дворец пострадал. Часть музейного собрания – 1,2 тыс. работ – погибла. Но большинство экспонатов удалось спасти благодаря эвакуации в Омск. В настоящее время музей функционирует, там сохранились старинные подвалы, которые между собой не сообщаются. Были ли они связаны между собой раньше, неизвестно – чертежей не сохранилось. Основной подвал проходит под экспозицией Древней Греции и Египта.
Учитель: Приходилось ли вам быть в этом музее?
- Подозревали ли, что здание имеет такую долгую историю? Слышали вы что-нибудь о музее раньше? (ответы учащихся)
- Музей носит имя И.Н. Крамского, знакомы ли вы с его творчеством? (ответы учащихся)
3. Дом Тулиновых
Дом фабриканта Василия Тулинова, визитная карточка стиля ампир в Воронеже. Памятник истории и архитектуры находится в самом центре города, по адресу: проспект Революции, 30. В XIX веке роскошный особняк Тулиновых принимал императоров Николая I, Александра I и будущего царя-освободителя Александра II.
В 1811 году на Большой Дворянской началось строительство новой городской усадьбы, владельцем которой был зажиточный фабрикант и дворянин Василий Тулинов. Среди горожан Василий Тулинов был известен не только как владелец мануфактуры, но и как бывший городской глава, который руководил Воронежем с 1787 по 1792 год. Построить особняк для своей семьи он поручил первому городскому архитектору Тимофею Кондратьеву.
Настоящую историческую и архитектурную ценность представляет черная веерная лестница, по которой в дом поднималась прислуга. Она подлинная и пережила войну. Лестница ведет во все помещения дома, на второй и третий этажи.
Александр I останавливался у гостеприимных Тулиновых в мае 1818 года, когда был в Воронеже проездом с юга, а затем в июле 1820 года. В 1832 году в особняке ночевал Николай I, который прибыл в Воронеж на открытие мощей святителя Митрофана.
Учитель: Как думаете, почему особняк выбирали члены царской семьи?
(У него было удобное расположение – самый центр города. Кроме того, дом отличался красотой, просторными помещениями и роскошными интерьерами...)
Именно в дом Тулиновых Василий Жуковский пригласил на встречу воронежского поэта, купеческого сына Алексея Кольцова. Этому событию посвящена мемориальная доска, которая размещена на доме.
Учитель: Вспомните произведения В. Жуковского. («Светлана», «Море Элегия», «Людмила», «Лесной царь», «Невыразимое»)
- Назовите известные вам стихотворения А. Кольцова. («Глаза», «Горькая доля», «Два прощания», «Две жизни», «Деревенская беда»)
Благодаря Василию Тулинову в 1864 году в Воронеже открылась первая публичная библиотека. Она разместилась в одноэтажном флигеле, который Тулинов накануне пожертвовал городу.
В конце своей жизни Василий Тулинов уехал в Санкт-Петербург, а особняк продал братьям-купцам Александру и Митрофану Веретенниковым. В 1909 году усадьбу купил дворянин Бабанин и распродал ее по частям. Так на бывшей территории владений Тулиновых появились новые хозяева.
В 1912 году на территории бывшей усадьбы выросло здание гимназии имени Морозовой (теперь там школа №28).
После 1917 года дом Тулиновых национализировали, а в ноябре 1927 года здесь открылся музей революции.
Перед войной на первом этаже особняка расположилась редакция газеты «Молодой коммунар». При редакции работал литературный кружок, которым руководил журналист Филипп Тулинов.
Во время войны особняк Тулиновых разрушили – остался только каркас. Крыша сгорела, фронтон с портиком рухнул. По сравнению с другими воронежскими памятниками этот пострадал не так сильно. В 1951 году его по старым фотографиям восстановил инженер Владимир Глотов.
На здании установлены мемориальные доски, посвященные В.А. Жуковскому и А.В. Кольцову (1969), А.С. Суворину (2003), памятная доска династии Романовых (2014), а также охранная чугунная доска, отлитая в начале 1950-х гг.
Учитель: Как раньше называлась самая главная улица Воронежа, нынешний проспект Революции? (Большая Дворянская)
- Часто ли вы обращаете внимание на памятные знаки, мемориальные доски, установленные на зданиях? (ответы учащихся)
Рефлексия. Подведение итогов.
Наше путешествие в историю подходит на сегодня к концу, но я надеюсь, что у вас появился интерес к сооружениям родного города. Мы с вами убедились, что легендами могут быть не только люди, внесшие вклад в жизнь города и страны, и их именами сейчас названы улицы, школы, музей, но и здания могут быть легендами. Некоторые из них пережили войны, революции, множественные реставрации и сейчас носят гордое звание объекта искусства и федерального памятника архитектуры.
Какой вывод вы можете сделать из нашей сегодняшней встречи? Историю каких зданий Воронежа вам еще захотелось узнать?
Прошу каждого на листочке написать мини-эссе (4-5 предложений) о том, почему, на ваш взгляд, важно сохранять памятники архитектуры.
(Учитель зачитывает несколько работ, после чего ребята делятся своими впечатлениями).
Учитель: Для каждого человека важно знать историю своего края, ведь как гласит известное высказывание «Кто не знает своего прошлого – у того нет будущего». Мы должны хранить память о своей малой родине, помнить и чтить ее историю, ведь это значимо и для следующих поколений! Спасибо за внимание!