класс. История России. 08.11.2017 г.
Тема: «Власть и церковь. Церковный раскол»
Цель образовательная: раскрыть причины и последствия церковного раскола,
Цель воспитательная: сформировать у учащихся представление о религиозной нетерпимости.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
План урока:
Роль церкви в период Смуты. Патриарх Филарет.
Реформа патриарха Никона.
Церковный Собор 1666 - 1667 гг.
Протопоп Аввакум. Старообрядцы.
Организационный момент
Вводное слово учителя
Проблемный вопрос
Повествование
Работа с портретом Филарета
Работа с документом
Здравствуйте ребята, я рада видеть вас, надеюсь, что наш урок пройдет успешно. Проверьте, у каждого на парте должен быть учебник, ручка, линейка и карандаш. А теперь прошу внимания.
На предыдущем уроке мы с вами проходили тему : «Политическое развитие страны»
Проведем небольшую проверку ваших знаний:
С чем связано падение роли Земских соборов и Боярской Думы в 17веке?
В каком году было принято Соборное уложение?
Почему стало необходимым принятие Соборного уложения?
Молодцы ребята! Мы с вами повторили особенности политического развития страны в 17 веке.
А теперь давайте перейдем к теме нашего урока.
Открываем тетради, записываем тему урока: «Власть и церковь. Церковный раскол»
А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание:§7
Итак, план нашей работы на урок:
Роль церкви в период Смуты. Патриарх Филарет.
Реформа патриарха Никона.
Церковный Собор 1666 - 1667 гг.
Протопоп Аввакум. Старообрядцы.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, запишите вопрос, на который вы должны будете ответить в конце нашего урока «Какие изменения произошли в православной церкви в 17веке?»
Для ответа на этот вопрос мы с вами составим в тетради схему.
Начнем наше знакомство с темой урока.
Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей поддержала Лжедмитрия1(а сам патриарх короновал его на царство). Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.
Патриарх Филарет. После 8-летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву.
Ребята!
Посмотрите на портрет: какое выражение лица у Филарета?
Действительно, Филарет являлся слугой Бога и воплощал в себе умиротворение и служение, как и подобает церковным служителям.
После приезда в Москву участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно выросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.
Давайте прочитаем отрывок из воспоминаний Маржерет о религии и вере в России на стр60. Но прежде чем прочитать прослушайте вопрос и попытайтесь ответить на него: «Как иностранцы оценивали роль патриарха?
Какие вопросы были в его компетенции?»
Верно ребята! Патриарх устраивает, учреждает и упраздняет, предоставляя князю исполнение. К тому же никто не смеет противоречить ему.
Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при патриархе Филарете. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
Как вы думаете, почему именно этот вопрос считался главным?
Правильно ребята! Исправление ошибок в церковных книгах имело большое значение.
Еще в 16 веке было замечено множество расхождений и недосмотров в церковных книгах. Много сложностей было и с переводами богослужебных текстов: одни переводчики плохо знали греческий язык, другие – русский.
В первой четверти 16 в исправление книг было поручено Максиму Греку. Он нашел большое количество ошибок, но плохо зная русский язык, допустил много неточностей, которые стали основанием для обвинения его в порче книг и ссылки в отдаленный монастырь.
Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы.(когда и священник, и сами верующие одновременно молились, используя порой разные молитвы), крещения двумя пальцами.
По отношению к этому вопросы мнения верующих разделились. Одни(в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить церковные книги и обряды. Другие(к числу которых относился царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение) считали, что следует обратиться не к книгам, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.
После смерти патриарха Иосифв новым главой Русской православной церкви был избран Никон митрополит новгородский.
Перед тем как ознакомить вас с биографией Никона прослушайте вопрос: какими личностными качествами обладал Никон?
Родился Никон (Никита Минов) в семье мордовского крестьянина. Интерес к религии привел к тому, что уже в 19 лет он стал сельским священником, а в тридцатилетнем возрасте - монахом Соловецкого монастыря. Будучи архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, он познакомился с молодым царевичем Алексеем Михайловичем. Никон был не только умным, но и властным человеком. Отличала его и жестокость. В 1650 г, будучи новгородским митрополитом, он возглавил подавление восстания горожан и благословил жестокие расправы над ними.
Напомню вопрос: Какими личностными качествами обладал Никон?
Верно ребята! Никон был умным и властным человеком, но его отличала жестокость
Посмотрите на картину и скажите, какие качества художник подчеркнул, изображая Никона?.
Верно ребята! Никон был Сильным властным человеком.
Ему было поручено провести церковную реформу.
В 1653-1655 гг началось осуществление церковной реформы. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и греческие книги.
Ребята! Что изменилось внутри церкви?
Правильно! Была проведена реформа. Запишите пожалуйста это в тетрадь.
Эти изменения вызвали протест. К тому же началась война с Речью Посполитой и все это простые люди расценивали как кару Божью.
Новый патриарх , как мы уже сказали ,был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Он предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру Филарета и Михаила Федоровича. Он говорил «Как месяц имеет свет от солнца, так и царь получает власть от патриарха»такие заявления не понравились царю он перестал ходить на патриаршие богослужения ,приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха.В это время Алексей Михайлович стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.
Для суда над Никоном в 1666году был созван церковный собор
Запишите дату церковного собора 1666-1667гг.
Выступивший царь заявил , что «Никон самовольно и без нашего царского повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся.»Тем самым царь дал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит власть в стране. Никона лишили сана патриарха и обрекли на вечное заточение в монастырь.
Одновременно собор вновь подтвердил все прежние постановления церковной реформы и всех, кто не признал их, Собор назвал расколоучителями и еретиками и предписал: «если кто не послушает нашего повеления и всему освященному собору или начнет прекословить или противиться нам мы такого противника, если будет от священного чина-извержем и предадим проклятию, а если будет он мирского чина - от церкви отсекаем.
Противников реформы стали именовать старообрядцами.
В 1685 г был принят государственный указ , в соответствии с которым предписывалось жечь староверов в срубах, казнить смертию перекрещивающихся в старую веру, бить кнутом и ссылать тайных сторонников древних обрядов а также их укрывателей.
Собор 1666-1667 углубил раскол в русской православной церкви
Охарактеризуйте отношение между церковной и светской властью.
Правильно ребята церковь стала подчиняться царю.
Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум (Аввакум Петров) 1620-1682гг. с юных лет, посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.
Он вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. За свой отказ на церковном соборе 1666-1667гг Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. Он написал знаменитое литературное произведение «Житие» и десятки других работ. 11 апреля 1682 г «неистовый протопоп»(так его назвали) и его сподвижники были сожжены заживо.
Одной из сподвижниц Аввакума была боярыня Морозова.
Феодо́сия ( Феодо́ра) Проко́пьевна Моро́зова, в девичестве Соковнина́ - верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая.
Посмотрите на картину Сурикова «боярыня Морозова»
Как она держит руки?
Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Пальцы поднятой руки она сложила двоеперстием, чтобы показать всему народу, что она не отступает от своей веры. Боярыня Морозова не сдаётся даже в последние минуты жизни и верна своей вере.
Вернемся к вопросу, который был озвучен в начале урока: «Какие изменения произошли в православной церкви в 17веке?» Вы смело можете ответить на него, пользуясь схемой в тетради
Абсолютно верно ребята! внутри церкви была проведена реформа, а церковная власть стала подчиняться светской
Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту церковной и светской власти.