Урок в 11 классе «Подготовка к ЕГЭ. Работа с текстом»
Тема
Нравственные уроки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
Тип урока и его структура:
Урок-размышление на нравственную тему с элементами подготовки к ЕГЭ.
Структура урока.
Этап: Просмотр м/ф «Про совесть».
Поставлен проблемный вопрос, который надо решить.
Этап: Работа с текстом сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
(работа по 2 критерию оценивания сочинения)
Этап:
Цели.
Образовательные.
Познакомиться со сказкой М. Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть».
Совершенствовать навыки анализа текста при подготовке к сочинению ЕГЭ.
Закрепить знания по написанию сочинения ЕГЭ.
Развивающие.
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
Давать характеристику литературному герою.
Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.
Воспитательные.
Воспитать нравственные качества, умение оценивать свои поступки, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию, заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.
ХОД урока:
Оргмомент
Просмотр м/ф «Пропала совесть». Беседа
- О чем м/ф? Почему назван «Для самых мудрых»?
-Как думаете, какой текст для анализа я вам сегодня предложу?
- О чем он будет?
3. Введение в тему:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из сказки известного русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедина «Пропала совесть» и поработаем с этим текстом для написания сочинения.
(слово о писателе, презентация о юбиляре)
-27 января исполнилось 195 лет со дня рождения знаменитого русского писателя, журналиста, автора острых сатирических произведений Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Родился в 1826 году в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Учился Михаил в Царскосельском лицее и Московском дворянском институте. Начинал с сочинения стихов, затем целиком и полностью перешел на прозу.Творчество Михаила Евграфовича разнообразно. Он писал романы драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи и сказки. Среди наиболее известных произведений следует отметить «История одного города», «Господа Головлевы» и сказки «Как мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь». В своих сказках писатель высмеивает русское дворянство: чиновников, помещиков. Все его произведения проникнуты любовью к народу, желанием сделать жизнь лучше.
-Эпиграфом к уроку будут слова писателя:
«Совесть- это не только нравственная категория, но и…
М. Е. Салтыков- Щедрин.
-Вы обратили внимание, что цитата не закончена, попробуйте закончить.
- Что такое совесть? (качество человека, чувство моральной ответственности, контроль поступков, внутренний голос, который не позволяет делать плохое, вызывает чувство стыда от содеянного)
- Давайте посмотрим на это слово и разобьём его на части.
(На доске. СО + ВЕСТЬ → СОВЕСТЬ).
-Продолжим работу со словом, попробуем «дойти до самой сути». Чтобы понять значение приставки СО, подберём слова с аналогичной приставкой. (Сочувствие, сострадание, соединение, согласие, сотрудничество, совместно, сосед…)
-Что эти слова обозначают? (Совместное действие).
С кем совместно? (Совместно с другими людьми, с Богом)
-А слово ВЕСТЬ? О чём весть? (О мире, добре, благих делах, честной жизни).
-Обратите внимание, какое толкование понятия совести дается в разных источниках: в словаре В. И. Даля такое определение совести:
«Нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке, внутреннее осознание
добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка,
чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру
и к истине, прирождённая правда».
-Во многих литературных произведениях героя мучила совесть.
(Пушкин "Маленькие трагедии", Достоевский "Преступление и наказание",
Л. Толстой "Война и мир", Паустовский "Телеграмма", Астафьев, Распутин и т.д.)
4. Чтение отрывка из сказки. Комментированный анализ текста
Итак, начинается путешествие совести. Хотя я назову другое слово - мытарства. Какое из них
сильнее? Мытарства, т.к. это не просто путешествие, это бедствия, страдания, скитания.
-Салтыков-Щедрин воспользовался аллегорией и показал человеческое качество в виде тряпки, которая переходит из рук в руки. На протяжении всей книги каждый герой пытается избавиться от нее. Жалкий пропойца, хозяин питейного дома, надзиратель: они не могут принять тяжкий груз, муки и истязания души. Они всегда жили без совести, поэтому им легче будет без нее, без «надоедливой приживалки».
-Еще какие наименования совести встречаются совести? (обличительница, иго, негодная ветошь, вопиющее безобразие, негодная тряпица и т. д.).
- Люди освободились от совести, и она стала ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают, подбрасывают друг другу.
-Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? (Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их…» они стали свободными)
-Как автор называет их (людей)? («Счастливцами», «мудрыми мира).
-Какой приём при этом используется? (Ирония).
(А ведь настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени).
-Грустное начало сказки. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки.
-Давайте проследим ее путь
Анализ эпизода: "И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.""прежде, нежели Прохорыч успевает опомниться, ужасная находка уже лежит у него в руке."
-Какой порок у пропойцы? Это порок только XIX века? Что делает совесть с пропойцей? "Пронизала электрическая струя", "голова освобождается от винных паров", "возвращается сознание действительности, страх, память, стыд"
-Самый ли это страшный порок? Нет, потому что пропойца отвечает только за себя и губит только себя.
Анализ эпизода: "Некоторое время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами; потом вдруг весь вспотел." "Она во весь дух побежала за ним, и едва успела поравняться, как сейчас же, с изумительною ловкостью, сунула потихоньку совесть в карман его пальто."
-Какое открытие делает Прохорыч для себя? "Легко тому человеку, у кого совесть в глазах есть".
-Почему пропойца чувствует страх, а Прохорыч – вспотел, чувствут себя скверно, когда к ним в руки попадает совесть? Порок Прохорыча тяжелее: он губит не только себя.
Анализ эпизода: "Ловец был малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно.""- Ну, теперь можешь, друг мой, смело идти на базар, - сказала она мужу, воротившись домой."
-С какой буквы написано имя героя: с большой или с маленькой? Что это - имя или прозвище? Прозвище, отражающее самую суть человека.
-Какой он? "Бесстыжий", "устремительный", "лихоимец порядочный".
-Это без совести. А с совестью в кармане? "Пришел он на базарную площадь, и кажется ему, что всё, что там ни наставлено, и на возах, и на рундуках, и в лавках, - всё это не его, а чужое. Никогда прежде этого с ним не бывало."
-В чем же его порок? Мздоимство, взяточничество, грех еще более тяжкий.
Анализ эпизода:"И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей."
-Вернемся к определениям, с которыми мы работали в начале урока. "Негодной тряпицей" была совесть для кого: Для героев
(Ответы учащихся)
-Прочитайте еще одно определение из "Толкового словаря живого великорусского языка" В.И. Даля: "Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, чувство, побуждающее к истине и добру".
-Согласны ли вы с таким определением?
-Так где же пристанище совести? Впервые мы слышим ее голос, ее просьбу. О чем она просит? "Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!"
-Почему именно в сердце дитя?
-Итак, Салтыков-Щедрин возлагает на совесть надежды, ибо она для него - хранительница человеческого в человеке, госпожа будущего состояния мира.
- И если вернуться к просмотренному м/ф, какой вывод можно сделать: пороки убивают совесть!
-И если вернуться к эпиграфу урока….
5.Работа с текстом по критериям написания сочинения
К1. Формулировка проблем исходного текста – 1 б
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная проблема прокомментирована верно, приведено не менее 2-х примеров – иллюстраций Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. |
6 баллов |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. |
5 баллов |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. | 4 балла |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. | 3 балла |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерами-иллюстрациям не даны. Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснений к примерами-иллюстрациям нет. | 2 балла |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Пояснений к примеру-иллюстрации нет. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. | 1 балл |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, не приведены. ИЛИ В комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста. ИЛИ Прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста | 0 баллов |
- Попробуем выстроить план сочинения в соответствии с формулировкой проблемы К1 и комментарием К2
-Какая проблема поднимается в тексте?
-В этой сказке поднимается проблема утраты совести.
- В сказке «Пропала совесть» совесть является ненужным героем. Её просто истерзали, оплевали, затоптали пешеходы. Её швыряли, как ненужную вещь. Людям от этого стало даже лучше. Люди расценивают пропажу совести как благо: столпотворение людей на улицах и в театрах; догонялки; суета. Люди почувствовали бодрость и свободу. Клевета и обман – в порядке вещей людей. Такие люди не думают о настоящем и будущем с моральной точки зрения.
В чьих только руках не была совесть: пьяницы и хозяина кабака, вора и финансиста. Но никому она не понравилась. Поэтому каждый швыряет её к другому.
А в финале сказки один мещанин наградил совестью маленького ребёнка. Такой ребёнок вырастет настоящим человеком, который не будет сеять неправду, коварство и насилие.
Для человека совесть – мерило в жизни. Если человек переступит свою совесть, он переступит самого себя. Если нет, если он не обидит ближнего, не нарушит общепринятые человеческие законы, и жить ему будет намного легче и проще. Автор бессмертного произведения хотел подчеркнуть важность совести в жизни человека, показать читателю совесть как хранительницу всех тех человеческих качеств, на которых была построена лучшая часть цивилизации.
- Я призываю вас, ребята, никогда не терять совесть.