Урок изобразительного искусства в 4 классе.
Провела учитель ИЗО Осмоловская Юлия Петровна
Тема : «Народная одежда, украшения, предметы быта»
Цель: знакомство с русской народной одеждой.
Задачи:
- формировать знания о русской народной одежде, её роль в жизни человека;
- показать прием украшения одежды;
- развивать творческую активность;
- воспитать уважение к русской народной культуре.
развитие учебно-познавательной и информационно- коммуникативной компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей.
способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Оборудование: для учителя - методические таблицы, детские работы, компьютер, презентация «Русский народный костюм».
Для учащихся: графические материалы, гуашь, тушь, акварельные краски.
Зрительный ряд: репродукции В,Васнецова «Аленушка»,»Три девицы подземного царства», Ф.Малявин «Вихрь», Ф.Левицкий «Портрет Агаши в русском костюме», А.Венецианов «Весна. На пашне», В.Суриков «Боярыня Морозова», «Сибирская красавица».
Литературный ряд: фольклор, загадки.
Музыкальный ряд :русская народная музыка
Ход урока
1. Приветствие и проверка готовности к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
“Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо”
- О каком образе говорится в этой песне?
Дети: В этой песне говорится о русской девушке.
Учитель: С кем автор сравнивает русскую девушку? И почему?
Ученик: Он сравнивает её с “павушкой”, которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”, молодая девушка выставляла всегда косу на показ: “коса - девичья краса” говорили в старину.
Учитель: Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве , фольклоре, и часто он не отделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утушка”, “голубка” - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы. (слайд2)
- А что делает людей красивыми? (одежда, дела, труд, душа).
- Правильно. Не зря люди придумали пословицу «По одёжке встречают, по уму провожают». Посмотрите друг на друга, какие вы все нарядные, красивые, а какие вы умные мы узнаем в конце занятия. И говорить мы будем с вами сегодня о русской народной одежде.
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
Отгадать загадки.
Пляшу по горнице
С работою моей,
Чем больше верчусь.
Тем больше толстею
(Веретено)
Носик стальной,
Хвостик льняной,
Сквозь полотно проходит.
Конец себе находит.
(Иголка и нитка)
Без рук без ног
Под лавку скок.
(Клубок ниток)
Дуйся не дуйся,
Через голову суйся,
Попляши день-деньской
И пойдёшь на покой.
(Рубаха)
С одного бока - лес,
С другог о - поле.
( Шуба)
Надену - ободом сведёт,
Сойму – змей упадёт.
Тепла не даёт.
А без него холодно.
(Пояс)
Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу , привечу.
(Шапка)
Два Котика,
А четыре хвостика.
(Лапти)
3. Осознание новой темы
(Учащиеся получают первоначальные знания, происходит осознание темы через слово учителя, диалог, дискуссию, объяснительно -иллюстративный материал, презентацию “Русский народный костюм ”
А знаете ли вы, что такое одежда? (отв.)
-Для чего она предназначена? (отв.)
Одежда служила для защиты человеческого тела: она оберегала человека от дурного глаза, нечистой силы, болезни, холода. По одежде можно было определить пол человека, возраст, семейное положение, национальность, местность, в которой проживает человек.
- Какой бывает одежда? (отв.)
Одежда бывает повседневная и праздничная. Повседневную одежду носили в будни, каждый день. Праздничную одежду носили только в праздники.
- А всегда ли ходили в такой, как у нас, одежде? (отв.)
Давным- давно бабушки наших бабушек ходили в другой одежде. Долгими зимними вечерами при свете лучины шили они себе одежду, украшали её вышивкой, лентами, бисером. Когда они были молодыми девушками, в праздник доставали из сундука свой праздничный наряд собирались на вечерки, пели песни, плясали, водили хороводы.
- Вот и мы будем одевать на гулянье нашу с вами подругу, одевать и внимательно рассматривать, как же украшали одежду русские мастерицы, и воспользуемся для этого «Бабушкином сундуком».
- Изготовлением одежды испокон веков занимались крестьянки, в её изготовление они вкладывали весь свой талант, желание её сделать удобной и красивой.
Нам , россиянам , русского костюма историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовёт подумать,
О быте, нравах может рассказать.
Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов .Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.
Красота русской одежды запечатлена и в полотнах известных художников XIX веке. Можете назвать эти произведения и их автора?
(слайды 3,4,5, 6)
Учитель рассказывает как развивался, изменялся и совершенствовался костюм Древней Руси: Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма. (слайд 7)Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком — гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние — из более плотного(суконные).
Рубаха имела туникообразный покрой, с круглым или прямоугольным вырезом для шеи и разрезом посередине груди или на груди слева (рубаха-косоворотка). Бока и рукава рубахи соединялись тканевой вставкой — прямоугольной ластовицей, которая, как правило, отличалась по цвету. Благодаря этой вставке рукава становились шире, что позволяло человеку свободно двигаться.(слайд 8) Кроме того, она продлевала жизнь рубахе, так как когда ластовица портилась от пота, ее можно было заменить на новую. Обычно рубахи были длиной до колен и носились навыпуск, подпоясанные кушаком. В былые времена кушак (пояс) выполнял не только утилитарную функцию, но и служил оберегами. Скрепляя два конца оборачиваемой вокруг талии полосы, человек замыкал своеобразный круг, служивший преградой для злых духов. Действие оберега усиливалось орнаментом, в котором не было ни одной детали, выполненной просто так. Каждый стежок имел своё значение, наделялся определённой силой воздействия.(слайд9)
Изначально у мужчины рубаха была единственной и выполняла функции нижней (нательной) и верхней. Но постепенно, к XVI веку, рубахи уже были двух видов: нижние и верхние. Верхние рубахи более богато украшались. Чаще всего украшались вышивкой или аппликацией ворот, обшлага и подол. Это было связано с тем, что в этих местах обнажалось тело человека, что, по представлению древних, делало его уязвимым перед нечистой силой, и чтобы защитить его от злых духов, края одежды покрывали “символической” вышивкой. Выходная рубаха отличалась богатой вышивкой, украшалась кружевом, к праздничной рубахе молодые парни носили пояса из переборного тканья или из шерсти. Вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от “дурного глаза”.
Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке — белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны — павы, и мать-земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом.(слайд11)
Учитель:
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для неё.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной
Или повойник - оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы –
Детали поясню вам в двух словах.
А может вы сами ответите на эти вопросы?
Ответы учеников :
Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.
Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.
Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком. Повойник – головной убор типа чепца.
Учитель: Костюм крестьянки – он традиционно
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканной.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала –
Для свадьбы, сельских праздников, труда
Так же как и у мужчин, у женщин были нижняя (нательная) рубаха (сорочка) и верхняя. Сорочка была длиной до пола, и в отличие от мужской в ней не было подоплеки. Ее шили из тонкой льняной ткани прямой и свободной с круглым вырезом. По сравнению с мужской сорочкой ворот, рукава и подол женской украшались вышивкой гораздо богаче. Праздничный вариант рубахи с длинными рукавами назывался долгорукавкой (иногда длина рукава могла достигать 4 м)..
(слайд 10)Рубаха являлась основой для женского костюма: поверх нее надевали понёву, сарафан, андарак, плечевую одежду и др. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафанам (род платья без рукавов (показ слайдов) Одним из древнейших видов женской одежды является понева, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани в клетку и собранная гашником. Она могла быть распашной (с разрезом спереди или сбоку) и глухой (полностью сшитой). В случае глухой поневы к трем полотнищам добавлялась четвертая, которая называлась прошвой. Прошва отличалась по цвету и ткани. В основном поневу носили замужние женщины, а также ее надевали девушки по достижении половой зрелости.
Нарядом женским, Девушки носили
По верх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы.
И так, что же такое кика, армяк, кокошник?
Ответы детей: Кика- головной убор
Кокошник – головной убор
Армяк –фартук, украшенный узором.
Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было судить о возрасте, семейном положении женщин. Только молодая незамужняя девушка могла ходить с косой. Замужняя женщина убирала волосы. По поверьям . женский волос приносил несчастье. Позорно было появляться замужней женщине без головного убора. Даже сейчас. Когда говорят “опростоволосилась”, мы подразумеваем – опозорилась. (слайд 18,19)
4. Практическая работа.
Задание первого урока: выполнить эскиз русского народного костюма, желательно парный - мужской и женский. При рисовании можно использовать шаблоны - силуэты. Фигуры должны быть крупными, во весь лист, располагаться по центру листа, вертикальное положение. На этом уроке определяется цветовое решение костюма.
(Показ работ учащихся)
5. Закрепление изученного материала.
Итог занятия.
- Сейчас постарайтесь объяснить смысл пословицы: «По одежке встречают, по уму провожают».
- Молодцы! А как вы справитесь со старинными загадками об одежде:
1. У бедного толстая, у богатого тонкая, всегда при себе. (рубаха).
2. Днем как обруч, ночью как уж, кто отгадает, будет мой муж. (пояс).
3. Пустое стоит, полное- ходит. (обувь).
4. Шел по дороге, нашел две дороги и по обоим пошел. (штаны).
5. Спина есть, брюха нет, голова пуста, сзади два хвоста. (лапти).
6.Итог первого урока. Экспресс – просмотр завершенных работ. Уборка рабочих мест.
Литература
Горяева Н.А.,. Островская О.В Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, / – М.: Просвещение 2003.
Зотова И. П.Белгородский народный костюм/издательство “Истоки”2005.
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. - М.: Дрофа , 2006.
КаминскаяМ. Н. История костюма. М.:Легкая индустрия, 1997.
Семёнова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука – классика, 2005.
Шпикалова Т.Я, Сокольникова Н.М и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства рекомендациями / — М.: Мозаика-Синтез, 1997.