Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 50 г. Томска
Театральная постановка
«У войны не женское лицо»
Автор разработки:
Ткачук Валентина Леонидовна,
заместитель директора по ВР
2017 год
«У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Действующие лица:
Ведущий: Артем Загребин
Лиза Бричкина: Ирина Еремина
Соня Гурвич: Валерия Налейкина
Галя Четвертак: Шайт Полина
Женя Комелькова: Ангелина Куприц
Рита Осянина: Алена Лунина
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Звуковое сопровождение: Скавронский Даниил
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На сцене спиной к зрительному залу стоят девушки. Звучит «Метроном».
На заднем плане появляется изображение Вечного огня.
Выходит ведущий с двумя гвоздиками в руках. Метроном затихает.
Ведущий: Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу ее знать! Но ведь ее не хотели и те, кто погибали, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. И те пять девчонок, тоже не хотели войны! Каждая из них могла бы быть моей девушкой, сестрой, мамой… могла рассказывать мне о прекрасном, учить жить… А я мог бы оказаться на месте любой из них, потому что мне тоже нравится вслушиваться в тишину и встречать такие вот «тихие-тихие зори»… Я даже не знаю, кто из них мне ближе. Они все такие разные, но такие похожие.
Ведущий спускается на ступеньку.
Ведущий: Лиза Бричкина хорошо знала лес, потому что выросла в нем. Кто бы мог подумать, что ее ожидает такая нелепая смерть: девушка, отправленная за помощью, так торопилась побыстрее выполнить задание, что потеряв осторожность при переправе через болото, утонула в трясине.
Лиза Бричкина поворачивается лицом к зрительному залу и начинает говорить.
Лиза Бричкина: Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и я, задыхаясь, извивалась в жидком месиве. А тропа была где-то совсем рядом: шаг, полшага от меня, но эти полшага уже невозможно было сделать. Я долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила… Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и я в последний раз увидела его свет - теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для меня…
На последних словах Лиза замирает.
Ведущий: Соня Гурвич, попавшая на фронт случайно, умная и талантливая девушка из хорошей семьи, читающая «нараспев, точно молитву» стихи Блока из томика, подаренного любимым парнем, который так недавно ушел на фронт добровольцем... О чем успела она подумать, напоровшись на немецкий нож?
Соня Гуревич поворачивается лицом к зрительному залу и начинает говорить.
Соня Гурвич: Ждали немцы меня или я случайно на них напоролась? Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на мои хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной, яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала. Высокая грудь была, тугая…
На последних словах Соня замирает.
Ведущий: Галя Четвертак тонкая и романтичная натура, которая всегда верила, что на войне-то люди и совершают подвиги, когда же еще? А попав на фронт, растерялась от суровой реальности военных будней, не сумела справиться с собственным страхом...
Галя Четвертак поворачивается лицом к зрительному залу и начинает говорить.
Галя Четвертак: Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и я с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик мой затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками моих сапог. Замерло все на поляне. На секунду какую-то замерло, и даже мои ноги дергались замедленно, точно во сне.
На последних словах Галя замирает.
Ведущий: Женя Комелькова. Женька, Женя, Женечка, веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюр, отчаянная и уставшая от войны, от боли, от любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Отчаянная и немного безрассудная, она могла бы спрятаться и остаться в живых, но не спряталась…
Женя Комелькова поворачивается лицом к зрительному залу и начинает говорить.
Женя Комелькова: И даже когда первая пуля ударила в бок, я просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет. А немцы ранили меня вслепую, сквозь листву, и я могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но я стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили меня в упор, а потом долго смотрели на моё гордое и прекрасное лицо…
На последних словах Женя замирает.
Ведущий: Рита Осянина - волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она - центр их мужества, она - цемент подвига, она - Мать! Смерть её была тяжёлой - усилие воли и выстрел в висок.
Рита Осянина поворачивается лицом к зрительному залу и начинает говорить.
Рита Осянина: - Чем? - только спросил Васков. - Граната…Он положил меня на спину, за руки взял - не хотела принимать, боли боялась. Отстранил мягко и понял, что все… Даже разглядеть было трудно, что там, потому что смешалось все - и кровь, и рваная гимнастерка, и вмятый туда, в живое, солдатский ремень… Я знала, что рана смертельна и что умирать я буду долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и я просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам… Я выстрелила в висок, и крови почти не было.
На последних словах Рита замирает.
Звучит проигрыш песни «Журавли». Во время речи ведущего, девушки по очереди подходят к ведущему и кладут ему свою руку на плечо.
Ведущий: Женщины, русские женщины, победившие войну и смерть! И каждая из них живет во мне и других ребятах и девчонках, просто мы не замечаем этого. Ходим по улицам, говорим, думаем, мечтаем, как они, но наступает миг, и мы ощущаем уверенность, их уверенность: «Смерти нет! Есть жизнь и борьба за Счастье и за Любовь!»
Начинается 1 куплет песни «Журавли». Все замирают. Взгляд вдаль. После 1 куплета, девушки уходят по одной. Следом уходит ведущий. Изображение Вечного огня исчезает.
Т