«Зима 2025»

Тема по саморазвитию " Толерантность"

Тема по самообразованию. Толерантность, ее влияние на подростков.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом Детского творчества п. Беркакит, Нерюнгринского района













Тема по самообразованию

«Толерантность, как основа воспитания современного ребенка»













Выполнила

Педагог дополнительного образования :

Саенко В.С.







Беркакит 2015 г.



Теперь, когда мы умеем летать по небу,

как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам

осталось одно – научиться жить на земле,

как люди.

Бернард Шоу

Содержание

  1. Введение__________________________________________3 -5 стр.

  2. Понятие и виды толерантности._______________________5-8 стр.

  3. Основные психологические основы толераньности_______9-12 стр.

  4. Формы толерантности_______________________________12 -13 стр.

  5. Функции толерантности._____________________________13- 14 стр.

  6. Формирование толерантности_________________________14-16 стр.

  7. Методы диагностики толерантности.___________________19- 24 стр.

7.1 Специфические методы исследования уровня толерантности

____________________________________________________24 – 25 стр.

7.2Неспецифические методы исследования уровня толерантности

____________________________________________________ 25 – 27 стр.

7.3 Актуальный набор методик для определения уровня толерантности

_____________________________________________________28 стр.

8. Вывод ______________________________________________29 стр

9. Заключение _________________________________________30 –31 стр.

10.Список использованной литературы____________________32 – 33 стр.

11. Приложение _______________________________________34 – 80 стр.





Введение

Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с отношением к «другому», «иному», «чужому». Сосуществование государств с разными политическими системами и разным уровнем экономического развития, с разными национально-культурными традициями, обострение религиозных противоречий выдвигают проблему толерантности как центральную на рубеже третьего тысячелетия. Все эти процессы в полной мере обнаруживаются в новой России в условиях после распада СССР. Специфические характеристики здесь имеют миграционные процессы, связанные не только с передвижениями русских из бывших национальных республик, но и с «великими перенаселениями» людей других национальностей. Сложно происходит и формирование новых и утверждение старых этноструктур в автономных республиках, областях, сопровождающееся порой межэтническими конфликтами, ростом сепаратизма и другими явлениями, угрожающими безопасности страны. Именно в связи со всем этим установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в России особую важность и смысл. И особенно актуальна эта проблема в организации воспитания молодого поколения. Это обусловлено не только общей остротой реального положения этой проблемы в стране, не только необходимостью сохранения жизненно важных позиций, но и тем, что новые поколения не имеют той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая имела место в жизни старшего поколения, получившего опыт содружества во время войны и других тяжелых периодов в истории Родины. Главное же заключается в том, что в силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них.Мы должны понимать, что современные дети живут в новых условиях: в новых условиях существования этноса, к которому они принадлежат (в частности, нередко в отрыве от территории, на которой сформировался этнос), в условиях не двуязычия, а многоязычия информационного пространства, в которое они включены, в ситуации пересечения многих культурных каналов, в которые они включаются через СМИ и которые далеко не всегда регулируются родителями и школой, обществом (в малой степени государством), в условиях контактов с разноязычными сверстниками и т.д. Нельзя не учитывать также новые темпы взросления детей и более выраженное их стремление к самоутверждению, когда этнический компонент становится одним из наиболее действенных средств такого самоутверждения, с одной стороны, а с другой – четко проявляется потребность в приобщении к большому новому пространству, миру, где существует огромное количество притягательных объектов. Одним словом, реальное положение в стране, значимость задач, ответственность за будущее делают проблему формирования толерантного сознания и развертывания межкультурных, межэтнических отношений остроактуальной и значимой, хотя и чрезвычайно сложной, особенно в связи с предъявлением высоких требований к способам и уровням её решения.

В последние годы проблеме формирования гражданской позиции, воспитания толерантности, противодействия экстремизма в молодежной среде уделяется особенно пристальное внимание. В школах сложилась система работы, в основе которой - обучение учащихся практическому праву и гражданскому воспитанию, нацеленному на формирование нравственных качеств личности, таких как гуманность, доброжелательность, милосердие, взаимоуважение, на воспитание у учащихся основ толерантности, мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Настоящие рекомендации содержат краткую теорию, правовую базу по проблеме потребности развития культуры толерантных отношений, способствующих формированию у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании. Материалы и рекомендации адресованы участникам районных (городских) родительских собраний, а также Управляющим и Попечительским советам, родительским комитетам. В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание открытости к добру и умения противостоять злу. Решение задачи воспитания - это один из приоритетов общества и государства. Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то можно услышать: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно, страшно потерять сознание на улице, опасно идти вечером домой, открывать дверь незнакомцу и лететь на самолете. Но еще тяжелее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. В последние двадцать лет актуальной является надежда на толерантный мир, то есть мир без насилия и жестокости; мир, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Толерантность выражается в человеческом стремлении достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные возможности - диалог, разъяснение, сотрудничество.

Понятие и виды толерантности.

В качестве рабочего определения толерантности будем использовать определение толерантности, которое дает С.К. Бондырева: «Толерантность– это особое отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще – другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом».Н.М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной». В начале обратимся к истории понятия «толерантность». Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия возникает в либеральном сознании эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII-XVIII веков: Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступали против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. В «Философских письмах» (1733), «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер утверждал, что верхом безумия следует считать убеждение, будто все люди должны думать одинаково. Любое верование, считал ученый, имеет право на существование. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами. В 1789 году – через 11 лет после смерти Вольтера – во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами. (4, с. 14). В России понятие толерантности связано с именем Л.Н. Толстого, который сформулировал основанную на примере ненасилия программу духовного обновления человечества. Анализ основных теоретических произведений мыслителя и научных положений, содержащихся в работах современных исследователей его творчества (Б.С. Братусь, Т.Т. Бурлакова, В.И. Слободчиков и др.), позволяет выделить следующие основные философско-педагогические идеи Л. Толстого, значимые для воспитания толерантности: духовность, любовь, непротивление злу насилием, свобода, самосовершенствование, движение. В русской культуре XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.А. Ухтомский) возникла традиция трактовки терпимости как понимания. Эта традиция получила развитие в работах М.М. Бахтина и его последователей. (4, с. 14). В последние годы в обществе и сфере образования ведется активная работа по культивированию толерантности. Принят соответствующий закон, утверждена и действует Федеральная целевая программа (ФЦП) «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и ряд других мер в духе Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Появились весьма интересные научно-публицистические работы (Асмолов А.Г., Бондырева С.К., Собкин В.С., Солдатова Г.У), ряд статей в периодической печати (Багреева Е.Г., Волков Г.Н., Глебкин В.В.), посвященные проблеме толерантности. Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolerаre (переносить, выдерживать, терпеть). Однако свое широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance – где наряду с терпимостью он означает также «допускать».

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантность имеет довольно широкий диапазон интерпретаций. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке проявлять толерантность – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям». В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». (7, с. 22-23). По мнению Е.С. Смирновой, «понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренно-выносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а напротив, расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе». В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения.

В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Н.А. Асташова рассматривает толерантность в разных аспектах. Толерантность может рассматриваться как ценность социокультурной системы, своего рода внутренний стержень социально-психологического бытия. Это комплексный феномен, определяющий отношение человека как к себе, так и к окружающему миру. Вне отношения к человеку нельзя говорить о толерантности-ценности. Следовательно, толерантность-ценность выступает как некий поведенческий ориентир.

Толерантность может функционировать как принцип. Этот вариант связан с переводом толерантности в статус руководящей идеи, основного положения, внутреннего убеждения, определяющего деятельность человека. Толерантность как норма позволяет усилить упорядоченность социальных взаимодействий, точно обрисовать выполнение выработанных человечеством правил. На этом уровне толерантность отражает позицию личности в данной ситуации, ориентированную на конкретные образцы поведения, обобщенные принципы деятельности.

Основные психологические составляющие толерантности.

Эмпатия (от греч. etmpatheia - сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека, то есть понимание человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. (5, с. 39).

Эмпатия и коммуникативная толерантность являются отличительными признаками толерантного человека.

Образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений:

·  Гуманность, предполагающая внимание к самобытному внутреннему миру человека, человечность межличностных отношений;

·  Рефлексивность – глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию;

·  Гибкость – умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией;

·  Уверенность в себе – адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия;

·  Самообладание – владение собой, управление эмоциями, поступками;

·  Вариативность – многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений;

·  Перцепция – умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир;

·  Чувство юмора – ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой.(2, с. 77-79).

Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности – интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.

Толерантность и интолерантность – это особые отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще – другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом. Следовательно, здесь справедлива формула: связь – оценка - отношение - поведение (намерение), толерантное или интолерантное.

В иерархии отношений толерантность и интолерантность играют роль базисных. Толерантность как отношение порождает отношение доверия, готовность (установку) к компромиссу и сотрудничеству, а так же радость, общительность, дружелюбие.

Соответственно интолерантность как отношение порождает негативизм, недоброжелательность, тенденцию «возникать» по поводу и без повода, а также негативные эмоции – гнев, досаду, злобу, злость.

По мнению С.К. Бондыревой, толерантность как отношение – это «способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов». (1, с. 4-5).

Понимание толерантности как терпимости, доверия, согласия и т.д. связано с определенными целями и задачами политического, экономического, культурного характера. Мы также рассматриваем её как структурообразующий компонент в организации общества вообще. Толерантность не только норма гуманных отношений, важный момент их установления, но и реально постоянно, многопланово действующая «организующая сила» в развитии общества.

Как известно, наиболее острая проблема – толерантность в сфере межэтнических отношений. В разные эпохи она приобретала специфические особенности, в разных регионах принимала разные оттенки. Права на сохранение своего языка, своих культурных ценностей, традиций, имен предъявлялись как фундаментальные требования и защищались этносами на разных уровнях. И всегда задачи мирного сосуществования, а тем более активного взаимодействия этносов были чрезвычайно сложными для практического решения на достойном уровне. Очевидно, что толерантность, понимается сегодня как объективно возникший феномен, как инструмент регулирования межэтнических отношений. В данном случае толерантность понимается как терпимость к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию, доверительность. Н.М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной». (5). Такое понимание базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствии в этом плане преимущества одной культуры перед другой. Дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы, основанная на убеждении в превосходстве одних культур над другими (этноцентризм) и мнение, что одна нация превосходит в правах другую (агрессивный национализм) являются крайними проявлениями межнациональной интолерантности. Согласно, «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) толерантность означает «уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире».

Формы толерантности.

  1. Политическая толерантность - отношение к деятельности различных партий и объединений.

  2. Межнациональная толерантность - отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные поступки отдельных представителей национальности на других людей.

  3. Расовая толерантность - отсутствие предубеждений к представителям другой расы.

  4. Религиозная толерантность - признание религиозных особенностей различных концессий.

  5. Гендерная толерантность - непредвзятое отношение к представителям другого пола.

  6. Возрастная толерантность - непредвзятость в отношении людей разных возрастов.

  7. Физиологическая толерантность - отношение к больным, инвалидам, людям с внешними недостатками.

  8. Образовательная толерантность - терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с низким образовательным уровнем со стороны более образованных слоев населения.

  9. Географическая толерантность - непредвзятость к жителям небольших городов, сел, других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.

  10. Межклассовая толерантность - терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев - богатых к бедным, бедных к богатым.

  11. Сексуально-ориентационная толерантность - терпимое отношение к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

  12. Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргинальным представителям общества) - отношение к нищим, бомжам, заключенным и т.д.

Функции толерантности.

  1. Креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; создает условия для творческого самоутверждения.

  2. Регулирующая - позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

  3. Воспитательная - обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию; развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

  4. Культуросохраняющая - обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.

  5. Мирообеспечивающая - определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.

  6. Психологическая — служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает этническое самосознание; обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; поддерживает и развивает самооценку личности, группы; снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.

  7. Коммуникативная - развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

Формирование толерантного отношения

Одним из важнейших этапов формирования терпимости является формирование доминанты двухэтапного анализа (всесторонней оценки) объекта, сначала – объекта как такового, а затем уже его связей и отношений.

Характер оценки имеет прямое отношение к толерантности или интолерантности. Естественно, что мы толерантны к тому, что оцениваем положительно.

Отрицательная оценка может содержать в себе предрассудки и предубеждения. Предрассудок по своему смыслу – это не учитывающая доводов разума оценка то ли по причине отсутствия таких доводов, то ли по причине их слабости, то ли по причине наличия установки – определять для себя все заранее, не вдаваясь в конкретные детали. Предубеждение – это настроенность заранее «против» на основании какого-либо прошедшего события, и имеет оно избирательный характер. Предрассудки и предубеждения характеризуют некачественное (негибкое) стереотипное поведение. Рассмотрим теперь роль предвзятости для формирования толерантности/интолерантности. Предвзятость препятствует процессу оценивания. Чаще предвзятость порождает необоснованно негативные оценки и отношения и, следовательно, лежит в основе интолерантности. Но в некоторых случаях может быть предвзято-положительное отношение (некритическое следование моде). (1, с. 79-80).

С.К. Бондырева, Д.В. Колесов предлагают следующую схему формирования толерантности (см. Схему 1), при этом делают акцент на том, что именно оценка определяет характер наших отношений к объектам, процессам, явлениям окружающего. А толерантность и интолерантность, как мы уже говорили, - это не что иное, как отношение.Итак, все начинается с восприятия индивидом объекта. После этого между ними формируется связь в форме знания индивидом о существовании и свойствах этого объекта. Следующим этапом является формирование оценки. Если оценка объекта положительна, возникает (формируется, складывается) положительное отношение к нему, которое открывает дорогу положительным побуждениям в отношении этого объекта. И в результате мы имеем естественную толерантность. Отметим, что к числу положительных оценок относится и оценка нами человека или его поведения как подобного себе. Это – толерантность идентичности (ТИ на нашей схеме). Она вполне четко выражается следующим высказыванием индивида: «Как я могу критиковать вас за это, если я сам такой же!» При этом оценка факта идентичности относиться к числу именно положительных оценок, поскольку всегда индивид оценивает (и должен оценивать) себя (в целом) положительно, а самокритично относится только к деталям своей внешности и (или) поведения. Негативное отношение к себе самому – психическая патология (самоотрицание, самообвинение; самоповреждение, суицид).

Возникновение конструктивной толерантности связано с действием этих дополнительных факторов (в том числе, установки) на пути между оценкой и формированием отношения (КТ на схеме). Характерной фазой, выражающей сущность конструктивной толерантности, является следующая: «Ну, что же, постараемся извлечь пользу из наших разногласий!». Возникновение адаптивной толерантности (АТ на схеме) связано с воздействием определенных факторов на пути между отрицательным отношением и отрицательными побуждениями: у индивида просто может не оказаться энергии для действий в соответствии со своим отрицательным отношением. Весьма четко этот вид толерантности выражается следующим высказыванием: «Я от вас устал – делайте что хотите!»

Схема 1 Схема формирования толерантности

Наконец, возникновение снисходительной толерантности ( СТ на схеме) связано с воздействием определенных факторов на этапе между отрицательными побуждениями и действиями. Четко сущность снисходительной толерантности выражается следующим высказыванием: «Это для меня мелочь – не хочу вникать в ваши дела!» Суть этого вида толерантности в том, что нечто, к чему у индивида в принципе отрицательное отношение, не затрагивает его личностно: в противном случае толерантности он бы не проявил. (1, с. 47- 51).

Воспитание толерантности в семье, школе, обществе.

С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперёд. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее... но имеет место рост различного рода экстремизма, агрессивности, недоброжелательности, озлобленности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Поэтому сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребёнка.

Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Школа, как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Толерантность является сегодня одной из ключевых компетентностей современного человека, поскольку от его готовности и способности жить и конструктивно действовать в многообразном мире зависит будущее, как отдельного человека, так и всего человечества в целом.

Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность, милосердие). С сентября 2012 года в школах вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Комплексный учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Таким образом, государство через школу стремится поддержать усилия родителей по духовно-нравственному развитию детей, согласовать воспитание в семье и воспитание в школе.

Российское образование всегда подразумевало органичное и неразделимое единство семьи, школы, социума. В настоящее время они, прежде всего, должны помогать осознанию подростком своего места в современном обществе, собственного культурного мировоззрения, учить жить и адаптироваться в мультикультурном пространстве. Родителям требуется большая внимательность, чуткость и ясное понимание всех деталей, которые влияют на психическое, эмоциональное и нравственное развитие их детей. Воспитывая в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира. Невозможно ожидать, что наши дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий. По этой причине родителям следует активно участвовать в творчестве своих детей с самого раннего детства, чтобы воспитать толерантную личность. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.



Методы диагностики толерантности

Исследование толерантности является непростой задачей, т.к. в значительной степени имеет дело с изучением установок личности, связанных с представлениями о социальной желательности. С нашей точки зрения, необходимо не только совершенствование и расширение имеющегося методического обеспечения исследования, но также создание и апробация проективного инструментария, существенно увеличивающего возможности исследователя и дающего богатый материал для интерпретации и понимания установок толерантного сознания. В самое последнее время в российской психолого-педагогической литературе появилось большое число работ, в которых предлагаются более или менее целостные диагностические комплексы. В качестве такого примера можно назвать «Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности» группы авторов. Предлагается такая дефиниция: «толерантность - это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» (Солдатова Г.У., 2003). Данная трактовка вполне может служить в качестве одной из отправных точек для разработки некоторых разделов психодиагностического комплекса. В данном случае авторы предлагают такой набор методик:

1.Опросник определения нервно-психической устойчивости;

2. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Х. Холмс, Р.Х. Раге);

3. Миссисипская шкала ПТСР (Т.М.Кеан, Дж.М. Кэддел, К.Л. Тэйлор);

4. Опросник выраженности симптомов ПТСР (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, П.А. Черкасов);

5. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);

6. Вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М. С.Жамкочъян, М.М.Магура);

7. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко);

8. Шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман);

9. Опросник для диагностики способности к эмпатии (А Мехрабиан, Н. Эпштейн);

10. Томский опросник ригидности (Г.В. Залевский);

11. Методика определения толерантности к неопределенности (С. Баднер);

12. Методика ТАТ;

13. Шкала социальной дистанции (Э. Богардус);

14. Шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд);

15. Методика для измерения степени предубежденности (Г. Олпорт, Б. Крамер);

16. Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик);

17. Диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова);

18. Опросник "Типы этнической идентичности" (Т.У. Солдатова, С.В. Рыжова);

19. Социологические индикаторы социальной и этнической толерантности;

«Евробарометр».

Итак, толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе и при этом - именно система образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе. Для того чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, школа должна придерживаться определенных принципов.

Ниже приведен список «компонентов» и принципов антирасистского воспитания, разработанный Фондом Анны Франк (Нидерланды).

  • Ответственность школы за воспитание толерантности.

  • Позитивное отношение к национальному своеобразию.

  • Развитие понимания другого.

  • Поликультурное образование.

  • Внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей.

  • Последовательное противостояние проявлениям расизма.

  • Создание позитивной атмосферы в школе.

Одним из методов для подобной работы может быть избрана дискуссия, которая потребует согласования позиций. Как концепцию толерантности можно применить к конкретным условиям вашего сообщества или группы?

Какие в коллективе существуют возможности для развития конфликтной компетентности, изучения путей и способов разрешения конфликтов, для практического применения этих знаний и умений? Обучали ли методам разрешения конфликтов?

Какие вопросы и проблемы в сфере прав человека являются для вашего сообщества наиболее важными? Как ваша группа оценивает свою готовность к теоретическому и практическому освоению направлений ориентированного на культуру мира учебного процесса? Каким образом вы можете расширить учебный и практический процесс по освоению культуры мира, не ограничиваясь исходной ценностью толерантности?

На сегодня в психолого-педагогических исследованиях нет единого взгляда на само понятие «толерантность»; различия носят не принципиальный характер, но часто весьма существенны, что означает необходимость осуществления выбора исходных концептуальных оснований до того, как приступить к разработке прикладных аспектов концепции гуманитарной экспертизы толерантности в образовании. В исследовательской литературе выделение признаков и проявлений толерантности происходит по разным основаниям и относятся они к различным предметным областям: наиболее подробно операционализированы те из них, которые раскрывают сущность понимания и особенности построения индивидом взаимоотношений с Другими. С нашей точки зрения, необходимо уделить большее внимание личностным основаниям проявления толерантности.

Несмотря на имеющиеся многочисленный диагностический инструментарий, не все методы адекватны целям гуманитарной экспертизы толерантности в образовании, поэтому есть потребность в создании надежного и апробированного методического комплекса как для диагностики, так и для формирования и развития толерантности. Для исследования толерантности используется очень большое число самых разных методик, построенных на разных концептуальных основах. Однако, нет оснований считать, что каждый метод может быть использован только в контексте "породившей" его специфической теоретической концепции - возможен и необходим поиск адаптации и интеграции различных методик и методических комплексов. В отношении сферы образования проблема толерантности и развития толерантного сознания становится все более актуальной и требует существенного пересмотра сложившейся образовательной теории и практики. Концепция толерантности и культуры мира выдвинула задачу кардинального обновления

а) содержания образования;

б) методов и технологий обучения;

в) сложившихся принципов взаимоотношений «учитель — ученик»,

г) всей атмосферы школьной жизни.

В основном, как мы видим, диагностика толерантности осуществляется посредством измерения уровня развития качеств и характеристик, присущих интолерантной личности. Как пишет Г.У. Солдатова, «в психологии чаще принято диагностировать и исследовать негативные проявления и негативный полюс личности, поэтому и аспекты толерантности исследуются, как правило, через обратную сторону толерантности – интолерантность» (Практикум по психодиагностике…, 2003, с.30). Таким образом, для исследования толерантности используется очень большое число самых разных методик, построенных на разных концептуальных основах. Однако, нет оснований считать, что каждый метод может быть использован только в контексте одной специфической теоретической концепции - возможен и необходим поиск адаптации и интеграции различных методик и методических комплексов.

В настоящее время толерантность стала предметом изучения педагогов, философов, психиатров, политологов, психологов и специалистов других областей науки. Современная проблематика толерантности многообразна: толерантность в архаических сообществах (Э. В. Сандагийн), толерантность в онтологии общественного сознания и самосознания (В. М. Золотухин, А. М. Кондаков, В. И. Красиков), толерантность в процессе обретения целостности (А. Г. Асмолов, Е. Ф. Казаков, В. А. Тишков), психосемантическое исследование этнических стереотипов (В. Ф. Петренко, О. В. Митина, К. В. Бердников, А. Р. Кравцова, В. С. Осипова), ментальная толерантность между людьми разных культур (А. В. Перцев), проблемы межэтнической толерантности (А. В. Петрицкий, Г. У. Солдатова), границы толерантности (П. М. Колычев, Д. В. Сухушин) и многие другие. Однако, несмотря на все многообразие работ, раскрывающих явление толерантности, еще остается некоторая неопределенность значения этого понятия, ощущается недостаточная исследовательность структуры толерантности, ее сущностных характеристик и компонентов, которые проявляются в эмциональной, поведенческой и когнитивной сфере.

Следует отметить, что проблема толерантности изучается неоднозначно в современной психологической литературе. Одним из наиболее анализированных определений является рассмотрение ее как интегральной характеристики индивида, определяющей его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром.

В соответствии с неоднозначностью выделения признаков и проявлений толерантности для ее изучения применяются и существенно различные методы. Как показывает научно-методическая литература, методы исследования толерантности можно поделить на специфические, т.е. те, которые направлены на выявление установок толерантного сознания, и неспецифические, которые описывают универсальные характеристики личности и межличностного общения, являющиеся в свою очередь признаками проявления толерантности (интолерантности).

Специфические методы исследования толерантности :

  1. Методика измерения уровня толерантности у подростков (В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура) ;

  2. Индекс толерантности (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова);

  3. Диагностический тест отношения (Г.У. Солдатова);

  4. Культурно-ценностный дифференциал (Г.У. Солдатова);

  5. Типы этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова);

  6. Этническая аффилиация (Г.У. Солдатова);

  7. Этническая толерантность личности (Г.У. Солдатова);

  8. Тест личностных конструктов Дж.Келли (модификация);

  9. Метод измерения социального расстояния (см. 5,6);

  10. Метод приписывания качеств (см. 5,6);

  11. Психосемантика (описание этнических авто- и гетеростереотипов) (см. 5,6);

  12. Техника построения семантических пространства на базе фразеологизмов (см. 5,6);

  13. Диагностика общей коммуникативной толерантности (В.В.Бойко).

Неспецифические методы диагностики, используемые при исследовании толерантности, направлены на изучение личностных особенностей людей, отнесенных к «типам» толерантной (интолерантной) личности, к таким можно отнести следующие:

  1. Направленность личности в общении (см. 5,6);

  2. Стиль педагогического общения (см. 5,6);

  3. Методика на выявление авторитарности - F-шкала (Р.Н. Сэнфорд, Т.В. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Дж. Левинсон);

  4. Тесты на ассертивность (см. 5,6);

  5. Интерперсональная диагностика (Т. Лири в модификации С.А. Шеина);

  6. Методика биоценочной поляризации (модификация методики Ф. Фидлера);

  7. Тест эмпатических тенденций (А. Мехрабиана);

  8. Метод рисуночной фрустрации C. Розенцвейга;

  9. Тест поведения в конфликте К.Томаса;

  10. Типы реагирования в конфликтной ситуации (Э.И.Киршбаум)

  11. MUST-test (П. Иванов и Е. Колобова).

Исследование толерантности является достаточно сложной задачей, т.к. в значительной степени имеет дело с изучением установок личности, связанных с представлениями о социальной желательности. С нашей точки зрения, необходимо не только совершенствование и расширение имеющегося методического обеспечения исследования, но также создание и апробация проективного инструментария, существенно увеличивающего возможности исследователя и дающего богатый материал для интерпретации и понимания установок толерантного сознания.

Другие авторы (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова) предлагают такой набор методик:

  1. Опросник определения нервно-психической устойчивости (см. 5,6);

  2. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации .(Т.Х. Холмс, Р.Х. Раге);

  3. Миссисипская шкала ПТСР (Т.М.Кеан, Дж.М. Кэддел, К.Л. Тэйлор);

  4. Опросник выраженности симптомов ПТСР (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, П.А. Черкасов);

  5. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);

  6. Вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М. С.Жамкочъян, М.М.Магура);

  7. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко);

  8. Шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман);

  9. Опросник для диагностики способности к эмпатии (А Мехрабиан, Н. Эпштейн);

  10. Томский опросник ригидности (Г.В. Залевский);

  11. Методика определения толерантности к неопределенности (С. Баднер);

  12. Методика ТАТ (Мюррей Г.);

  13. Шкала социальной дистанции (Э. Богардус);

  14. Шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд);

  15. Методика для измерения степени предубежденности (Г. Олпорт, Б. Крамер);

  16. Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик);

  17. Диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова);

  18. Опросник "Типы этнической идентичности" (Т.У. Солдатова, С.В. Рыжова);

  19. Социологические индикаторы социальной и этнической толерантности (см. 5,6);

  20. «Евробарометр» (см. 5,6).

Как мы видим, проблема изучения и исследования толерантности является неоднозначной, несмотря на большое количество проводимых исследований, не выработано единых подходов к измерению.

Актуальный набор методик для определения уровня толерантности:

1. Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова);

2. Вопросник для измерения толерантности (В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура);

3. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В.Бойко);

4. Шкала базовых убеждений (Р.Янов-Бульман);

5. Шкала социальной дистанции (Э.Богардус),

6. Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э.Френкель-Брунсвик);

7. Диагностический тест отношений (Г.Солдатова);

8.Типы этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова).

Данный выбор можно объяснить тем, что с помощью этих методик вскрываются культурные, социальные, экономические, этнические источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Таким образом, для исследования толерантности используется очень большое число разных методик, построенных на разных концептуальных основах. Однако, нет оснований считать, что каждый метод может быть использован только в контексте одной специфической теоретической концепции - возможен и необходим поиск адаптации и интеграции различных методик и методических комплексов.























Выводы

1.  Толерантность – это уважение и признание равенства, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения отказ от доминирования и насилия.

2.  Толерантность – это особое отношение, которое формируется на основе оценки некоего объекта благодаря взаимодействию с ним.

3.  Есть два главных вида толерантности: естественная и проблемная. Естественная толерантность возникает в случае положительной оценки нами объекта, а так же в случае, если между ним и собой мы не находим особых различий. Это – толерантность идентичности. Проблемная толерантность возникает, несмотря на отрицательную оценку нами объекта, но при наличии установки на сотрудничество (конструктивная толерантность), адаптации (индивид свыкся, притерпелся, наконец, устал «от этого»). Снисходительная толерантность оцениваемого индивида глубоко не затрагивает нередко именно потому, что он «так воспитан».

4.  Любая оценка базируется на сравнении оцениваемого объекта с неким образом (эталоном). Чем больше эталонных образов запечатлено в психике индивида, тем выше его способность к оценке новых для него объектов, способность принимать разнообразие окружающего мира.











Заключение

Актуальность вопросов толерантности приобрела в на­стоящее время небывалую остроту.

В последние годы со­циальные, политические и экономические потрясения мирового масш­таба привели к небывалой миграции народов, их переселению, рассе­лению, столкновению, смешению, что, разумеется, приводит к конфликту культур.

В то же время научно-технический прогресс и усилия разумной и миролюбивой части человечества открывают все новые возможности, виды и формы общения, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, диа­лог культур, терпимость и уваже­ние к культуре партнеров по ком­муникации.

Все это вместе взятое — и тре­вожное, и обнадеживающее — и привело к особенно пристальному вниманию к вопросам межкуль­турного общения. Впрочем, во­просы эти вечные, они волновали человечество с незапамятных вре­мен. В качестве доказательства вспомним одну пословицу. По­словицы справедливо считают сгустками народной мудрости, то есть тем самым народным куль­турным опытом, который хранится в языке и передается из поколения в поколение.

Русская пословица, живая, употребительная, не утратившая, в отли­чие от многих других, своей актуальности, учит: В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Ее аналог в английском языке выражает ту же мысль другими словами: When in Rome, do as Romans do [Приехав в Рим, делай, как римляне]. Так в каждом из этих языков народная мудрость старается предостеречь от того, что теперь принято называть термином конфликт культур. Словосочетание это, к сожалению, сейчас «в моде» по уже упомяну­тым грустным причинам: в условиях социальных, политических и эко­номических конфликтов многочисленные беженцы, иммигранты, репат­рианты страдают от конфликтов с «чужим уставом» даже в благополуч­ной экономической ситуации. Поэтому в конце, хочется отметить цитатой из книги Тер-Минасовой:

«Люди! Будьте терпеливы, уважайте «чужие», не свои культуры, и жить станет легче и спокойнее. Три «Т» — Терпение, Терпимость, Толерант­ность — вот формула межкультурной коммуникации.»































Список литературы

  1. Андрияхина Н.В. Семинар-тренинг «Толерантность учителя»//Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 20-34 (инет)

  2. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.

  3. Битянова М., Вачков И. Встречи во Вселенной. Игра на развитие толерантности
    старшеклассников // Школьный психолог. - 2002, №4.

  4. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. – 168 с.

  5. Гришаева Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений / Л.И.Гришаева, Л.В. Цурикова. 3-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.

  6. Губогло М.Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 106-133.

  7. Драганова О.А. Психофизиологические маркеры личностной толерантности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук. – СПб., 2007.

  8. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении//Вопр. психол. - 2006. - №2. – С.3-12

  9. Лебедева Н.М. Методология этнопсихологического исследования этнической толерантности в поликультурных регионах России // (http://ppf.uni.udm.ru/conf_2002/etnos/lebedeva.html).

  10. Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников. Дис. … канд. психол. наук – М., 2005. – 189 с.

  11. Панина В.А. Развитие толерантной позиции студентов в процессе профессиональной подготовки в университете: Дис… канд. психол. наук. - Краснодар, 2005. – 131 с.

  12. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа// интернет // http://www.lseptember.ru/ru/his/2002/l l/2.htm

  13. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности/Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 112 с.

  14. Степанов П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. – М., 2002.

  15. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика .- М., 2003.

  16. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие) — М.: Слово/Slovo, 2000. — 624 с.

  17. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368 с.

  18. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006. – 336 с.

  19. Цуканова А.П. Толерантность в структуре социально-психологической адаптации личности (на примере студентов): Автореф. канд. психол. наук. – Хабаровск, 2006. – 23 с.







33



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее