Управление образования администрации г. Шахтерска Методический кабинет
ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ
составитель:
учитель начальных классов
Шахтерской общеобразовательной школы I-III
ступеней № 1
Луц О. Н.
Шахтерск – 2015
Свое название технология получила от того,
что в ней есть Мастер .
… Я не согласен принять
никакой истины иначе,
как от свободы
и через свободу.
Н. Бердяев
Технология мастерских разработана группой французских учителей «Французской группой нового воспитания ЖФЭН ( GFEN) »
Основана: - на идеях свободного воспитания
Ж.-Ж. Руссо Л. Толстой С. Френе
- на гуманистической психологии
Л. С. Выготский Ж. Пиаже К. Роджерс
- Л. С. Выготский Ж. Пиаже К. Роджерс
- Л. С. Выготский Ж. Пиаже К. Роджерс
Главное в технологии:
Не сообщить и освоить информацию,
а передать способы
работы
Результаты: - овладение творческими умениями участниками; - формирование личности, способной к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
Классификационная характеристика технологии:
Методологический подход: групповой, индивидуальный, коммуникативный
Уровень и характер применения: локальный и частнопредметный
Философская основа: гуманистическая
Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп и «репетитор»
Преобладающие методы: проблемно-поисковые и диалогические
Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, социализации, культурологическая
Организационные формы: альтернативные
Преобладающие средства: вербальные и наглядные
Подход к участникам и характер взаимодействий: свободного воспитания
Целевые ориентации:
- Познакомить и представить участникам психологические средства, позволяющие им лично саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих;
- Проделать с участниками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен);
- Научить мыслить раскованно, творчески.
Концептуальные соображения:
Гипотеза - культурные формы должны лишь предлагаться, но не навязываться
- Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства личности;
- Предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем;
- Материал существует в свободной стихии контрастов и противоречий;
- Процесс познания важнее самого знания;
- Знания не даются, а выстраиваются;
- Участник имеет право на ошибку. Она является закономерной ступенью процесса познания. Точные сведения следуют за ошибками;
- Творческая деятельность – безоценочная деятельность;
- Мастер – для участника, а не участник для мастера;
- Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Особенности организации:
Охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины
Состоит из заданий, направляющих в нужное русло, со свободой внутри каждого задания
Вынуждает осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы
Этапы работы:
- 1 этап – начинается с актуализации знаний каждого по этому вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе;
- 2 этап – коррекция знаний в разговоре с другой группой, объявление точки зрения группы классу.
Алгоритм – формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяющую общими для всех областей способами деятельности.
Алгоритм 1
Панель
Выделение проблемы
Работа с материалом, с литературой
Обсуждение в парах
Обсуждение в группах
Постановка вопросов в группах
Представление вопросов классу
Выбор проблемы для исследования
Алгоритм 2
Представление проблем
Объединения в группы для решения проблем
Каждый представляет группе свое понимание проблемы
Каждый формулирует гипотезу решения проблемы
Выбор в группе наиболее вероятной гипотезы
Планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы
Формулирование выводов
Алгоритм 3
Представление результатов работы групп
Составление и обмен вопросами по представленным результатам
Ответы на вопросы и корректировка результатов
Составление группами серий заданий на применение результатов их поиска
Обмен заданиями между группами
Знакомство групп с представленными другой группой решениями их задания
Панель – это этап актуализации знаний в данной области, дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская.
Особенности методики
Мастерская – оригинальный способ организации деятельности заинтересованных собеседников в составе малой группы (7-15 человек) при участии мастера, инициирующего
поисковый,
творческий характер
деятельности.
Основные элементы технологии – методические приемы:
- Индукция;
- самоконструкция;
- социализация;
- афиширование;
- разрыв;
- коррекция;
- творческое конструирование знания.
Индукция – системообразующий элемент мастерских – проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.
Вопрос должен волновать ум исследователя, быть в круге его интересов. Созданная проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором.
Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция – построение, создание результатов группой.
Социализация – всякое выступление в группе представляет сопоставление, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств.
Афиширование – вывешивание работ участников и мастера и ознакомление с ними.
Разрыв – внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, подвигающее к поиску ответа.
Рефлексия – обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников во время проведения мастерской.
Позиция мастера – позиция консультанта и советника,
помогающего организовать
учебную работу,
осмыслить продвижение
в освоении способов.
Мастер:
- Создает атмосферу открытости, сотворчества, доброжелательности в общении;
- включает эмоциональную сферу участника, будит личную заинтересованность;
- работает вместе с участником, равен с ним в поиске знания;
- не торопится отвечать на вопросы;
- необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней участников;
- дает возможность изменить самооценку участников.
Изучение предмета
с помощью мастерских –
это цепочка заданий, которая
продумана мастером так, чтобы
постоянно углублять
представления участников
об объекте исследования.
- 1 задание – процесс деконструкции имеющихся знаний, указание на их неполноту.
- 2 задание – процесс реконструкции (построение нового знания с учетом открытий, сделанных на первом этапе); далее – «разрушение» и построение более современного видения предмета исследования.
В цепочке заданий
мастер планирует «разрыв» –
уникальное явление,
ради которого создается мастерская.
Разрыв – озарение, новое видение предмета, явления, самого себя.
Переживание разрыва – переосмысление собственных личностных качеств с целью превзойти себя вчерашнего.
Мастерская – это психологический тренинг, помогающий добраться до самого тайного в человеке.
Миссия мастера – разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.
Мастер-классы – форма передачи опыта мастеров педагогического труда, новаторов небольшому кругу заинтересованных собеседников в непринужденной атмосфере творческой мыследеятельности и переживаний.
Литература
- Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску// Частная школа, 1997 г. № 1
- Окунев А. Как учить не уча. СПб.: Питер-Пресс, 1996 г.
- Педагогика наших дней/ Сост. Бедерханова В. П., Краснодар, 1989 г.
- Педмастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. СПб., 1995 г.
- Погружение – методика будущего. М.,1999 г.