ГУО «Гимназия №1 г. Жодино»
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русской литературы
Учитель начальных классов
Н. И. Карпович
2016/2017 учебный год
Заберите у меня все, чем я обладаю,
но оставьте мне мою речь,
и скоро я обрету все, что имел.
Д. Уэбстер.
Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта.
Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь детей изучением языка? Главная задача педагогов – научить детей мыслить, говорить, рассуждать.
Уроки литературного чтения в начальной школе призваны решать вопросы формирования у учащихся не только читательской самостоятельности, составляющей основу читательской деятельности, но и развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного. Органическая связь читательской и речевой деятельностей младших школьников обусловлена психологической природой чтения как вида речевой деятельности, направленного на восприятие слова, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к читаемому.
Обучение младших школьников умению выражать собственное отношение к прочитанному является одной из составных задач в процессе формирования полноценного восприятия художественного произведения, читательской самостоятельности и речевого развития. Высказать свое понимание и тем более отношение, безусловно, составляет большую сложность для ученика начальной школы.
С одной стороны, это трудность обусловлена состоянием его опыта читательской и речевой деятельности, с другой – наличие потребности в выражении своей позиции, а также сознанием на уроке условий, способствующих включению детей не только в чтении художественного произведения, его анализ, но и последующую интерпретацию прочитанного текста в речи.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений, которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, возникающие у него в процессе чтения. Литературное творение создается с помощью слова, языка. И образы, населяющие его, не вещественны – их нельзя потрогать, увидеть, услышать. Они оживают в нашем воображении в ходе чтения, а потом остаются в нашей памяти. Чтобы литературный образ обрел определенные очертания, какую-то плоть, необходима сосредоточенность читателя в процессе чтения, его нацеленность на активную работу воссоздающую и творческое воображение, на ассоциативное мышление.
Не научившись как следует читать, ни один человек в мире не стал творческой личностью! Личностью – самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам ее созидать.
Известно, что для детей начальной школы характерен «наивный реализм» - полное отождествление литературы и жизни, непонимание условного мира искусства. Дети с интересом читают, говорят о собственных переживаниях по поводу прочитанного, но не видят автора, его отношения к героям, событиям.
Задача учителя – совместно найти авторскую мысль, авторское «Я» в тексте, увидеть не только то, что хотел сказать автор, но и как он это сделал.
В первом классе ведется работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию:
- нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;
- формирование плавного слогового чтения.
Во втором классе:
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- уметь прогнозировать содержание читаемого (антиципация);
- определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- прогнозировать характер книги (тему, жанр) перед чтением по обложке, заглавию рисункам;
- характеристика персонажей, определение детьми собственного отношения к их поступкам;
- подбор эпизодов из текста к иллюстрациям.
В третьем классе:
- уметь читать «по догадке»;
- уметь делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаем на текст;
- уметь определить тему и главную мысль произведения;
- уметь соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором;
- уметь пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица, по измененному плану);
- выделение таких языковых средств, как сравнение, эпитеты, повтор;
- осознание художественных особенностей, их структуры (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексики;
Активное накопление видо-жанровых представлений в лирике (сказки, рассказы, легенды, басни…).
В 4 классе:
- выработка устойчивой потребности думать;
а) перед чтением (характер, жанр, тема)
б) в процессе чтения, прогнозируя содержание
в) по окончании чтения (перенос прочитанного на себя)
- полноценное восприятие и осмысление доступных возрасту литературных произведений разных жанров;
- умение ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру;
- практическое освоение особенностей лирики, эпоса, драмы.
Сказка-рассказ,
Басня-сказка,
Пьеса-рассказ,
Рассказ-повесть и т. д.
- классификация сказок;
- написание небольших сочинений разных типов (повествование, описание, рассуждение).
На уроках русской литературы можно использовать различные приемы:
1. Приемы постижения авторской позиции (работа над словом-образом, сопоставление частей или различных элементов художественного текста, рассмотрение связей пейзажа с текстом, наблюдение над языком произведения, составление плана, картин;
2. Приемы активизации сотворчества читателя, задачи которых связаны с пробуждением у школьников сопереживания, с активизацией воображения мыслительной деятельности, словарного запаса;
3. Приемы, как словесное рисование, прием цветовой гаммы, суть которого показать, что чувствуешь, показать построение при чтении;
4. Подбор музыкального произведения к тексту, чтения на фоне музыки, работа над графическими иллюстрациями в роли художника. («Если бы я был художником»);
5. Конкурс на лучшего чтеца, когда класс выступает в роли жюри;
6. Составление кроссвордов, викторин после изучения произведения или раздела;
7. Защита рисунков, тестирование, использование учителем изображений графической мимики;
8. Инсценировка фрагмента, сюжета средствами пантомимы, воспроизведение эпизода с составлением диалога между героями, интервью с главными героями.
• Дополни каждое предложение однородными членами и прочти новый текст.
• На карточке написана часть текста, но одно предложение пропущено. Догадайся, какое и где. Сверь по книге.
• Прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и выражения.
Подобные задания направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений.
Для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера.
• Почему это произведение можно отнести к сказке (стихотворению, рассказу и т. д.)?
• Какое настроение передает автор в первой части, во второй, в третьей? Какими средствами?
• Прочитай рассказ в играх.
• Прочитай отрывок, который помещен на карточке. Определи, к какой части композиции он относится. Почему?
• Сконцентрируй внимание на середине строки. Попытайся «за один взгляд» увидеть всю строку. Также вторую, третью и т. п. Читай, делая движения глазами только вниз.
• Почему текст так называется? Докажи.
• Какие сказочные элементы присутствуют в тексте?
• Подготовь сценарий данного текста
• Выбери группу исполнителей и создай по отрывку живую картинку. Докажи, почему именно так она должна выглядеть.
Для учащихся с низким уровнем интеллектуального развития можно подобрать задания репродуктивного характера:
• Прочитай текст
• Подчеркни непонятные слова
• Отметь трудные для чтения слова
• Прочитай и расставь ударения
• Выдели все гласные в слове и прочитай без ошибок
• Прочитай все восклицательные, вопросительные, повествовательные предложения
• Выполни задания, данные после текста
• Отметь главное слово в предложение (абзаце, тексте)
• Сосчитай, сколько раз встречается прямая речь
• Выдели однородные слова в тексте
• Какие антонимы использует автор к слову
Таким образом, эти задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащихся, создание ситуации успеха для слабочитающих детей.
Для учащихся среднего уровня можно предложить задания конструктивного характера
• Подбери однокоренные слова к заголовку рассказа
• На карточке напечатана часть текста, которую мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами. Впиши по памяти недостающие слова
• На карточке предложена часть текста. Измени время повествования. Прочитай текст со своими изменениями.
• На доске помещена часть текста. Найди лишнее предложение. Проверь по книге.
• На отдельных полосках бумаги написаны разрозненные предложения. Составь из них текст. Сверь со второй частью изучаемого текста.
По мере накопления читательского опыта ученики активнее вступают в диалог с учителем и друг с другом.
Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь с великим произведениям, школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к чтению – это начало развития своих литературных способностей.
Этому способствует свободная атмосфера в классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.
Интеллект и развитие речи неразрывны. Процесс обучения строится то, что у учащихся формируется не только способность к передаче текста по вопросам развития речевых умений и т. д., но и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, речь.
Развитие речи учащихся происходит параллельно с комплексным развитием их интеллекта, что обеспечивает высокую результативность на уроках литературного чтения.
Для таких уроков характерны творческий подход учителя и активное участие в них детей.
Детям передается часть функций учителя. Дети сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание учебной деятельности на различных структурных этапах, принимают активное участие в овладении новым материалов, в формулировке выводов.
Ребенок по своей природе – искатель, исследователь, открыватель мира. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество мы обязательно приблизимся к сердцу ребенка. Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создает потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям. Уроки чтения являются самыми благоприятными уроками, на которых можно существенно повысить уровень развития творческих способностей, если регулярно использовать упражнения творческого характера. Конечно, не у всех детей есть литературные способности, умение сочинять, воображать. Тем не менее, ребят нужно мотивировать и заинтересовывать.
Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. Через организацию креативной образовательной среды развивается культура учителя и детей, реализуется гуманистические идеи жизнетворчества как высшей формы существования человека. Я уверена, что человеку творческому в будущем будет легче адаптироваться в новых условиях, что жизнь его будет интереснее, он справится с любой сложной ситуацией и реализует себя как личность.