«Осень 2024»

Социальная компетентность подростков

Социальная компетентность подростков.

Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе школ, вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников, а также развитие социальной компетентности подростков.

Современное общество требует от подрастающего человека владения высокими знаниями, связанными с социальным взаимодействием. Дополнительное образование призвано создавать условия для раскрытия возможностей социального развития и сущности социальной компетентности подростков.

Социальная компетентность рассматривается неоднозначно в различных научных подходах - например, как толерантность, умение понимать людей, воспитанных в контексте другой культуры, или как способность управлять собой и другими людьми. С позиции дополнительного образования детей важно понять, способны ли учащиеся учреждений дополнительного образования осознанно, осмысленно выстраивать стратегии собственных действий, деятельности, взаимодействия с окружающими их людьми.

Важно отметить, что ключевым моментом в формировании социальной компетентности подростков является деятельность с осознанием ценностей и целей. Социальная компетентность подростка зависит от знания и понимания устройства общества, от восприятия собственной роли и роли других людей в этом обществе.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Социальная компетентность подростков.


Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе школ, вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников, а также развитие социальной компетентности подростков.

Современное общество требует от подрастающего человека владения высокими знаниями, связанными с социальным взаимодействием. Дополнительное образование призвано создавать условия для раскрытия возможностей социального развития и сущности социальной компетентности подростков.

Социальная компетентность рассматривается неоднозначно в различных научных подходах - например, как толерантность, умение понимать людей, воспитанных в контексте другой культуры, или как способность управлять собой и другими людьми. С позиции дополнительного образования детей важно понять, способны ли учащиеся учреждений дополнительного образования осознанно, осмысленно выстраивать стратегии собственных действий, деятельности, взаимодействия с окружающими их людьми.

Важно отметить, что ключевым моментом в формировании социальной компетентности подростков является деятельность с осознанием ценностей и целей. Социальная компетентность подростка зависит от знания и понимания устройства общества, от восприятия собственной роли и роли других людей в этом обществе.

Подростковый возраст – один из самых важных в становлении личности. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира, становление важнейших механизмов регуляции полноценной жизнедеятельности человека, и, прежде всего – становление самосознания, самооценки, нравственных норм и ценностей, идет активный поиск смысла жизни. Видимый мир, в котором подросток живет – целостный, яркий, событийный. Для развития личности, готовой пройти адаптацию к жизни, должны быть созданы условия. Важным моментом подросткового возраста, отмечаемым психологами, является необычайная пластичность личности подростка. Это возраст формирования самосознания, самооценки. Интересы, возможности и способности ребёнка в этом возрасте необычайно разнообразны и подвижны. Их конкретное содержание часто связано со случайными обстоятельствами - модой, престижностью в обществе, случайной встречей с интересным для подростка человеком. Подросток постоянно пытается испробовать, что он может делать. Это как своеобразные упражнения в познании своих возможностей, где каждый случай победы или поражения становится капиталом его самосознания. Постоянным сравнением себя с другими подросток создает свое «Я», сами начинают строить свою временную перспективу, планировать своё будущее, но часто эта деятельность носит несистематический характер и осуществляется неосознанно. Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем: оно ориентировано на будущее, оно заключается в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире, и, наконец, оно связано с выбором профессии, но не сводится к нему. Проблема совершения ответственного выбора заключается в том, что, у подростка, в силу возрастно-психологических особенностей, отсутствует психологическое будущее. Самоопределение личности является важнейшей задачей возраста. Исходя из этого, проецируется ряд педагогических задач направленных на овладение подростками социальными компетентностями, связанными с будущим самоопределением, в частности компетентность осознанного выбора и ответственности за этот выбор.

Наиболее приемлемая формулировка социальной компетентности подростков- совокупность умений, знаний и навыков, способствующих успешному сосуществованию личности в социальном пространстве; способность подростков действовать в социуме с учётом позиций других людей.

Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. В формировании социальной компетентности подростков современный педагог дополнительного образования ищет разнообразные формы проведения занятий, на которых используются игровые технологии, среди них особое значение принадлежит технологии деловой игры.

В деловых играх моделируются жизненные ситуации: игра предоставляет участнику возможность побывать в роли судьи, экскурсовода, учителя, полицейского и т.п. Использование деловых игр раскрывает творческий потенциал каждого подростка. В процессе деловой игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу. Функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении социальный контекст будущей социальной и профессиональной деятельности. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение подростков в деловой игре - это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но и общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.

В работе можно использовать методику «Шкала социальной компетентности» (автор Анна Михайловна Прихожан). Она направлена на изучение уровня развития социальной компетентности подростков. По данной методике изучаются такие компетентности как самостоятельность, уверенность в себе, отношение к своим обязанностям, развитие общения, организованность, интерес к социальной жизни в соответствии с возрастными нормами.

Разработка сценария деловой игры должна проходить с активным участием подростков творческого объединения. Задача - максимально обогатить сценарий игры реальностью.

По результатам систематического проведения игр, можно сделать вывод, что деловая игра - вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение социальных отношений, в котором формируется и совершенствуется социально активная индивидуальность подростка. Для подростков необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы они могли бы со сверстниками и близкими взрослыми активно усваивать знания, нормы, правила общества. Таким образом, деловая игра помогает сблизить подростков, объединить их общей интересной для всех деятельностью, содержание и ход игры способствуют формированию социальной компетентности подростков в учреждениях дополнительного образования.

Деловая направленность игры определяется её ориентацией на результативность в отношении поставленных практикоориентированных задач. Деловые задачи игры могут быть направлены на приобретение участниками профессиональных знаний, умений, навыков; на разработку какого-либо творческого продукта (в виде проекта, модели, рекомендаций и т. п.); на оценку профессиональной компетентности, на решение конкретных проблем коллектива (выработка правил поведения в коллективе, выбор представителя от группы, формирование административной команды, проектирование модели психологической службы образовательного учреждения, определение конкретных путей разрешения группового конфликта и т.д.). Регулярное проведение совместных деловых игр позволяет обогатить подростков новыми впечатлениями, способствует формированию нового социального опыта, который так важен для развития их личности.


Деловая игра «Наши правила».

Цель: групповая разработка комплекса правил поведения, соблюдение которых будет способствовать сплоченности группы.

Задачи:

-познакомить подростков друг с другом, раскрепостить, снять барьеры общения;

-развить навыки группового обсуждения и активного слушанья, готовности к сотрудничеству;

-расширить понимания себя и других;

-создать атмосферу открытости и доверия.

Методы: частично-поисковый. 

Формы организации познавательной деятельности: групповая проблемная работа. Возраст обучающихся: подростки 12-14 лет (группа 10 человек)

Необходимое оборудование: маркеры, ватман, индивидуальный листок - памятка.

Деятельность педагога:

Познакомиться, настроить детей на работу. Введение в тему. Постановка целей. Создание проблемной ситуации. Поиск решений. Выявить степень удовлетворенности и заинтересованности детей занятием.

Деятельность детей:

Знакомятся друг с другом. Снимают напряжение. Погружаются в игровую ситуацию. Участвуют в деловой игре, выполняют предложенные задания.

Поиск решения проблемы. Получают листки- памятки «Наши правила» в подарок. Обобщают полученные знания.

Ход занятия.

Разминка.

Педагог:

Здравствуйте! Давайте с вами познакомимся. Поиграем в игру «Сосед справа, сосед слева». Участник, в руках у которого находится мяч (шар), называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее.

Предлагаю поиграть ещё в одну игру «Вертушка общения».

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, садясь, лицом друг к другу. По сигналу ведущего участники, сидящие во внешнем кругу, делают предположение о партнере напротив, затем – наоборот, и, наконец, - обмен впечатлениями.

Задания:

-описать внешность партнера;

-настроение партнера.

Основной этап. Ребята! Мне приятно с вами познакомиться, а ещё приятнее будет потрудиться. Сегодня мы с вами разработаем правила поведения в нашей группе самых творческих и инициативных ребят.

Группа делится на микрогруппы по 4-5 человек в каждой. В каждую микрогруппу раздаются маркеры, ватман и листочки- памятки.

Педагог предлагает каждой микрогруппе, путем обсуждения, записать 6-7 правил поведения в группе, которые бы, по их мнению, способствовали сплочённости и срабатываемости всех членов творческого объединения. При этом, педагог обращает внимание подростков на то, чтобы правила формулировались через действия, а не через реализацию каких-то личностных качеств. Например, правило «Будь внимателен к товарищу» нельзя считать конструктивным, ибо каждый человек вкладывает свой смысл в слово «внимательный». В результате это правило становится неопределенным и может быть реализовано через множество поступков. В связи с этим, оно изначально трудновыполнимо. Альтернативой этому правилу может стать более конструктивное правило: «Предложи помощь, если видишь, что товарищ нуждается в ней». На работу в микрогруппах отводится 10-12 минут.

Педагог предлагает представителю от каждой микрогруппы назвать выработанные в результате обсуждения правила поведения. Записывает их на доске. Повторяющиеся правила не записываются. В результате, в среднем, фиксируется 13-20 правил.

Педагог предлагает каждому участнику игры выбрать из полученного списка правил 4 таких правила, которые, по их мнению, в наибольшей степени способствуют сплоченности и срабатываемости группы.

Затем педагог ранжирует выработанный группой список правил, используя следующий приём: просит поднять руки тем учащимся, кто выбрал первое правило – и ставит на доске рядом с формулировкой этого правила соответствующее количество голосов, затем - кто выбрал второе правило - и рядом соответствующее количество голосов и т.д. В результате на доске рядом с формулировкой каждого правила будет стоять число, характеризующее количество выборов этого правила.

Далее педагог при поддержке всех участников выбирает из списка правил 6-8, набравших наибольшее количество голосов, а остальные правила просто стирает с доски.

Предлагает на вписать «правила-победители» на свой индивидуальный листок- памятку, а затем заключает, что эти правила поведения выработали сами ребята и тем самым они взяли на себя ответственность за их соблюдение. Теперь каждый участник, по общему согласию, должен учиться жить по этим правилам, поддерживая друг друга.

В заключение основного этапа можно предложить совершить некое ритуальное действие: вслух хором «поклясться» выполнять эти правила, наглядно их оформить (можно с иллюстрациями) и разместить в кабинете.

Рефлексивный этап.

Педагог предлагает каждому участнику игры «поработать» с личными листками- памятками правил следующим образом:

-поставить «восклицательный знак» около тех правил, выполнение которых не составит труда;

-поставить «вопросительный знак» около тех правил, соблюдение которых

будет требовать определенных усилий и, возможно, внутренней работы над собой;

-записать около «вопросительных знаков» фамилии или имена тех людей (товарищей, родителей и др.), которые могут стать «учителями» в выполнении этих правил.

После того, как предложенная ведущим работа с памятками правил закончилась, каждый участник игры озвучивает свои ответы. В общем виде выступление каждого школьника может выглядеть следующим образом: «Проще всего мне будет соблюдать ……… правила. Затруднения могут вызвать …….. правила. Но я буду учиться первому правилу у тебя, Алёна, потому что... А третьему правилу мне легче будет поучиться у отца, так как … .»

Педагог, заканчивая ведение игры, напоминает школьникам о том, что выработанный список правил нельзя считать окончательным. Через месяц необходимо собраться снова и обсудить действенность этих правил и степень их влияния на психологический климат группы.

Деловая игра «Сундучок лидера».

Цель: развитие лидерских качеств подростков.

Задачи:

-познакомить подростков друг с другом, раскрепостить, снять барьеры общения;

-научить подростка реализовать свои лидерские и организаторские способности;

-создать условия для проявления лидерских качеств «Лидера-организатора»;

-создать атмосферу открытости и доверия.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый. 

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Возраст обучающихся: подростки 12-14 лет (группа 10 человек)

Необходимое оборудование: визитки, маркеры, ватман, стол, стулья (11 штук).

Деятельность педагога:

Познакомиться, настроить детей на работу. Введение в тему. Постановка целей. Создание проблемной ситуации. Поиск решений. Выявить степень удовлетворенности и заинтересованности детей занятием.

Деятельность детей:

Знакомятся друг с другом. Снимают напряжение. Погружаются в игровую ситуацию. Участвуют в деловой игре, выполняют предложенные задания.

Поиск решения проблемы. Отвечают на вопросы «Что значит «Сундучок лидера»? Получают «Сундучок лидера» в подарок. Обобщают полученные знания.

Ход занятия.

Каждый участник, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек Цветика. Пишет на нем свое имя, листочки приклеиваются на «Цветик знакомства» на доске.

Педагог:

Здравствуйте! Давайте с вами познакомимся. Поиграем в «Снежный ком». Правила игры такие: я называю своё имя и имя соседа, следующий называет своё имя, моё имя и имя соседа и так далее.

Ребята! Мне приятно с вами познакомиться, а ещё приятнее будет поработать. А разговор пойдет о лидерах. Вы знаете, кто такие лидеры?

(Ответы детей). Давайте поговорим о том, какими качествами должен обладать лидер. Каким он должен быть, чтобы стать востребованным, нравиться окружающим, вести за собой. Я поделюсь с вами интересными наработками по этой теме. Сегодня вы унесёте с собой багаж знаний и настоящий «Сундучок лидера», в котором вы найдете игры, тренинги, упражнения для себя и для своих друзей.

Посмотрите, на нашем «Цветике знакомства» разные листочки. Они такие же не похожие друг на друга, как все мы. И внешне, и внутренне, но объединяет нас одно: интерес к организаторской работе, к лидерству, к активной жизни.

Настроение у всех разное, но в основном весёлое и задорное. Желаю Вам сохранить его до конца занятия!

А сейчас я хочу познакомить вас с легендой древних Кельтов.

По легенде древних Кельтов, особенности людей определяются сторонами света.

Люди с Севера – люди действия, лидеры, которые делают дело, идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг.

Люди с Запада – это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности.

Люди с Востока – это люди творчества, много идей, но при этом, они не занимаются их реализацией.

Люди с Юга обеспечивают теплые отношения и комфорт в коллективе. Атмосфера для них важнее поставленной цели, движения вперед.

Скажите, ребята, вы себя к каким бы сторонам света отнесли? (ответы подростков).

А по легенде древних Кельтов, для достижения гармонии в каждом человеке должны присутствовать все стороны света. И мы с вами должны стремиться к гармонии.

Послушав легенду, вы можете сказать, что главное в каждом человеке? Правильно, его качества. Назовите эти качества. Вы назвали качества «Взаимопонимание и взаимодействие». Кто может ответить, ребята, что значит взаимодействие? (ответы детей). Вы правы: вместе работать на результат. Я хотела бы вас познакомить с интересным методом. Называется он «Метод взаимодействия». Включает в себя три последовательных стадии, состоящие, в свою очередь, из этапов. Во время стадии «Открытие» группой предлагается максимально возможное количество идей по решению поставленной перед ней задачи. Стадия включает этапы: «Мозговой штурм» и «Прояснение». Вторая стадия «Сужение» позволяет систематизировать предложенные идеи и включает этапы «Объединение схожих идей» и «Определение приоритетов». В ходе стадии «Закрытие» группа приходит к согласию и принимает решение. Ознакомившись с задачей и планом работы, группа определяет время мозгового штурма (не более 10 минут, затем, по мере необходимости, группа может ещё добавить время для «мозгового штурма»).

Цель: собрать и записать максимум идей по решению поставленной задачи.

Правила:

-все предлагаемые идеи записываются (даже если они не совсем реальны);

-идеи не критикуются и не обсуждаются.

«Прояснение»

По окончании мозгового штурма ведущий зачитывает записанные идеи. Участник, которому не ясен смысл какой-либо идеи, сигнализирует об этом ведущему. Ведущий просит автора идеи прояснить её.

Цель: добиться того, чтобы все участники понимали смысл каждой идеи. При этом важно не допустить активного обсуждения идей, их критики и спора.

«Сужение», «Объединение схожих идей»

После прояснения можно объединить тождественные или схожие по смыслу идей, но только с согласия их авторов. Объединённые идеи помечаются одинаковыми символами (знаками) и далее рассматриваются как одна идея.

Цель: исключить повторения идей.

«Определение приоритетов»

Цель: определить приоритетные идеи.

Общее количество идей делится на 3. Получившееся число представляет собой количество голосов, имеющихся у каждого участника.

Правила голосования:

-участник может отдать за одну идею только один свой голос;

-участник может использовать не все имеющиеся у него голоса.

Участники в течение 1-2 минут выбирают идеи, после чего происходит голосование. Ведущий зачитывает идею, выбравшие её участники поднимают руки. Ведущий подсчитывает количество поднятых рук, записывает его справа от идеи маркером яркого цвета. Идеи, не набравшие голосов, не вычеркиваются, а отмечаются нулем.

После голосования, по результатам, группа определяет приоритетные идеи, набравшие наибольшее количество сторонников. Число приоритетных идей в зависимости от задачи может быть различным, но, как правило, это 2-3 идеи, максимум 5.

«Закрытие»

«Принятие решения»

Группа обсуждает приоритетные идеи, при необходимости уточняет детали каждой из них. Для принятия решения группа может использовать один из следующих способов:

работать дальше с несколькими идеями одновременно, попробовав объединить их;

принять несколько идей и, разбившись на микрогруппы, разработать каждую из них;

провести определение приоритетов или простое голосование среди приоритетных идей.

Если согласие не достигнуто, группа с помощью обратной связи анализирует процесс подготовки и проведения собрания и принимает решение по дальнейшей работе.

А теперь предлагаю поработать в группах по теме: «Какими качествами должен обладать лидер?». Работаем, используя метод взаимодействия. (Ребята работают 3-5 минут, затем каждая группа высказывает свое мнение).

Вы поняли, что эта методика позволяет вместе в группе найти оптимальные пути решения.

Говоря о работе сообща, мы можем сделать вывод о том, что взаимопонимание нам помогает в работе. А как добиться взаимопонимания? Я предлагаю вам упражнение «Научись понимать, научись объяснять»

Прошу выйти ко мне одного желающего. Задание: посмотри внимательно на карточку и запомни информацию, затем, передай информацию слушателям, не используя жесты. Участник выполняет задание.

На карточке нарисованы три прямоугольника, они соединены углами между собой.

Слушатели должны изобразить информацию со слов говорящего. Затем вызываю ещё желающего, он повторяет задание. Слушатели записывают с его слов информацию. А теперь пройдите по аудитории и посмотрите, как справились с заданием слушатели. Сколько человек вас поняли. Результаты у каждого разные. А теперь давайте обсудим, почему кто-то вас понял, а кто-то нет.

Это упражнение даёт нам понять, что мы все с вами разные. Даже объясняем, запоминаем и говорим по-разному. А зависит это от наших качеств, способностей, которые заложены в нас. Мы должны развивать в себе умение слушать и слышать, понимать.

А сейчас попрошу вас активно поработать в группах. Время для обсуждения 3-5 минут. Используя метод взаимодействия, поработаем с конкретной ситуацией.

Послушаете ситуацию деловой игры:

Представьте, что вы бригада врачей кардиоцентра. У вас в операционной четверо пациентов, нуждающихся в пересадке сердца. К сожалению, у вас только одно донорское сердце, и вы можете спасти только одного больного из четырех. Вы собрались на совещание, чтобы решить, кому же из больных отдать донорское сердце. Больные следующие:

-старенький профессор, заканчивающий работу над вакциной против гриппа;

-молодая одинокая женщина, мать двоих маленьких детей;

-коллега кардиохирург, мужчина средних лет;

-девочка-сирота 16 лет.

Необходимо соблюсти все моральные, юридические правила и нормы, попытаться отвлечься от эмоций, формальной логики и принять ответственное единственно-верное групповое решение. Все участники должны быть согласны с общим решением.

Затем группа представляет своё решение, доказывает его.

(Верный ответ состоит в следующем: донорское сердце получит больной, который был первым по очереди.)

Рефлексия

Сегодня мы попробовали все вместе разобраться в том, что же нужно молодому человеку, чтобы стать лидером. Оказывается, нужно постоянно работать над собой, учиться слушать и слышать, работать сообща, а самое главное - иметь огромное желание - быть им. Удачи вам!

А сейчас отразите своё мнение о нашей с вами работе на листе ватмана. Что получилось хорошо, отмечаем «+». Над чем нам еще надо поработать - «+ +».

Благодарю за сотрудничество! Надеюсь, что «Сундучок лидера» поможет вам стать хорошим организатором в своём объединении, классе и пригодиться в будущем во взрослой жизни.

Деловая игра «Наш лидер».

Данная игра схожа по алгоритму с одной из ранее представленной игрой «Наши правила», измененным является лишь разминка и рефлексивный этап. Эта игра может быть использована как средство демократического выбора представителя в Совет творческого объединения, на представительное мероприятие, и т.д. Подобная игра может быть использована многократно в зависимости от целей представительства. Это позволяет «открыть» в группе много позитивных лидеров, которые смогут реализовывать свои способности в сфере своей компетенции. Подобная игра обогащает образ «Я» подростков, наполняя его обратной связью товарищей, которые, благодаря организованному рефлексивному пространству, не только констатируют наличие известных личности качеств, но и «открывают» в ней новые.

Цель: выбор лидера, соответствующего целям представительства:

Задачи:

-расширить у участников представлений о себе;

-научить презентации собственных лидерских качеств;

-развивать позитивную установку на партнера;

Количество участников: 6 – 24 человека.

Возраст участников: 12-14 лет.

Ход занятия.

Разминка.

Цель:

- снятие эмоциональной напряженности;

-развитие способности в позитивной заинтересованности в партнере;

-расширение представлений о себе, о товарищах;

Основной этап: выбор представителя от группы.

Цель:

- разработка комплекса личностных качеств, соответствующих лидеру-представителю;

- развитие навыков группового обсуждения и активного слушанья;

Средства: - групповая проблемная работа;

ранжирование результатов групповой работы;

Ожидаемый результат: - выработка комплекса личностных качеств лидера- представителя от группы, позитивное отношение каждого к полученному перечню качеств;

Рефлексивный этап.

Цель:

- расширение образа «Я» участников;

- развитие рефлексивного сознания;

- соотнесение своего представления о себе с идеальным образом лидера-представителя;

-развитие образа «Мы».

Средства: - самооценка и взаимооценка;

личностно-перспективная рефлексия.

Ожидаемый результат: - единодушное согласие группы в выборе позитивного лидера по выработанным ранее личностным качествам;

готовность доверять решениям лидера и делегировать ему ответственность в рамках поставленной цели;

расширение понимания себя и других

развитие готовности к сотрудничеству.

Разминка. Упражнение «Чем мы похожи».

Процедура проведения: подростки сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Алёна, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители г. Мариинска, или мы одного роста и т. п.)». Алёна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом, предлагая свой вариант сходства с собой. Игра продолжается до тех пор, пока все участники, группы не окажутся в кругу. 

Упражнение «Комплименты».

Процедура проведения: ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Кирилл, ты очень справедливый человек» или «Татьяна, у тебя очаровательная улыбка». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Основной этап: выбор представителя от группы.

Группа делится на микрогруппы по 4-5 человек в каждой. В каждую микрогруппу раздаются листы и ручки.

Педагог предлагает каждой микрогруппе (путем обсуждения) записать 3 черты характера и 3 умения, которыми должен обладать человек, в наибольшей степени достойный быть представителем группы. Целесообразно заранее разделить листы, раздаваемые в микрогруппы, на две части: «Черты характера» и «Умения». На работу в микрогруппах отводится 10-12 минут.

Далее педагог предлагает представителю от каждой микрогруппы назвать выработанные в результате обсуждения черты характера и умения будущего лидера. Ведущий записывает их на доске, разделив отдельно в два столбца. В результате на доске, в среднем, фиксируется 10 черт характера и 10 умений, свойственных, по мнению группы, будущему лидеру.

Затем предлагает каждому участнику игры выбрать из полученного списка 3 черты характера и 3 умения, которые, по их мнению, в наибольшей степени соответствуют их представлению об идеальном представителе.

После этого педагог ранжирует выработанный группой список, используя следующий приём: просит поднять руки тем подросткам, которые выбрали первую по списку черту характера - и ставит на доске рядом с ней соответствующее количество голосов, затем - кто выбрал вторую черту - и рядом соответствующее количество голосов и т.д. В результате на доске рядом с каждой чертой характера и с каждым умением будет стоять число, характеризующее количество выборов.

Педагог при поддержке группы выбирает из списка 3 черты характера и 3 умения , набравших наибольшее количество голосов, а остальные - просто стирает с доски.

В заключение основного этапа, используя окончательно выделенные характеристики будущего представителя, синтезирует их в эмоционально окрашенный психологический портрет, обращая внимание при этом на то, что данный психологический портрет является идеалом именно для этой группы и для заданных целей.

Рефлексивный этап.

Группа разбита на микрогруппы. Предлагается всем участникам игры записать в своих тетрадях следующую таблицу:

Черты характера

и умения избираемого лидера

Самооценка

0-7 баллов

Оценка других

0-7 баллов

Итог

Черты характера

1.

2.

3.

Умения

1.

2.

3.

Итого



В крайний левый столбец таблицы участники игры переписывают с доски составленный группой список 3 черт характера и 3 умений лидера-представителя.

Затем каждый подросток оценивает выраженность этих качеств у себя по 7-бальной шкале и записывает результаты во 2 столбец (самооценка). После этого в микрогруппе обсуждается и записывается в 3 столбец выраженность каждого качества у представителя микрогруппы с точки зрения товарищей (по 7-бальной шкале)- Оценка других.

Таким образом, заполняются второй и третий столбцы таблицы. Затем каждый участник суммирует общее число баллов по каждому качеству и умению и делит на 2, получая итоговое значение (4 столбец). По существу, итоговое значение по каждому качеству является средним арифметическим самооценки подростка, выраженной в баллах и оценки этого качества со стороны товарищей. Таким образом, заполняется четвертый итоговый столбец.

После того, как получены итоговые оценки по каждому качеству, участники суммируют их по вертикали. Обобщенный результат записывается в строке «Итого». Максимальное итоговое значение, демонстрирующее выраженность выбранных качеств, должно составлять 6*7 = 42 балла. Предлагается выйти к доске пятерым участникам, набравшим наибольшее число итоговых баллов. Педагог отмечает, что вышедшие участники объективно в максимальной степени соответствуют роли лидера - представителя (по баллам), однако, чтобы выбрать из них лучшего, им необходимо произвести положительное впечатление на окружающих, реально проявить выделенные группой качества. Для этого каждый претендент должен в течение одной минуты произнести речь, в которой он убеждает окружающих в том, почему следует выбрать именно его. После того, как речи всех кандидатов прослушаны, группа голосует за одного из них. Таким образом, группа выбирает своего лидера-представителя.


Деловая игра «Журналист»

Игровая задача:

Впервые встретившись, посетив несколько новых для них мест города, ребята должны были за один день сделать газету. Самостоятельно - от момента первого впечатления до редакторской работы над оригинал-макетом - и все это за семь часов. Отметим сразу: с игровой задачей общими усилиями мы справились - ребята расходились по домам уставшие и довольные, со «свежеотпечатанной» газетой в руках.

Ход игры:

Участники побывали в качестве журналистов-исследователей в следующих местах: детская библиотека, кинотеатр, институт, детские игровые площадки, музей, кинотеатр и т. д. По итогам этих посещений каждая группа подготовила собственную страницу газеты.

Также по ходу игры ребята пробуют себя в жанре авторов устного выпуска журнала/газеты и работают журналистами на пресс-конференции.

В результате участники игры в ходе продуктивного взаимодействия со сверстниками получают опыт работы «плечом к плечу» с профессионалами. Ребята с интересом проникают в проблемы и достижения родного города; проявляют творчество в журналистской работе; пробуют себя в роли корреспондента, корректора, редактора, аналитика...


Список литературы

  1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.- М.: Владос-пресс, 2000.

  2. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

  3. Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

  4. Деловая игра как средство формирования компетенций [Электронный ресурс] /  informio.ru - Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id744/Delovaja-igra-kak-sredstvo-formirovanija-professionalnyh-kompetencii, свободный.

  5. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с.

  6. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее