Автор: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лцей№5» г. Уфа
Казанцева Ольга Александровна
ПЕТР ПЕТРОВИЧ
КОНЧАЛОВСКИЙ
(1876-1956)
российский живописец,
народный художник России (1946), действительный член АХ СССР (1947).
Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.
П.П. Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.
Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др.
"Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… В цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными... Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца".
- Один из жанров живописи.
- В натюрморте изображаются только обиходные, т. е. повседневные, обыденные вещи , неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т. е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п.
- Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц. "натуре морте" — букв. "мертвая натура") и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы — убиты, рыбы, морские животные — выловлены, цветы — срезаны.
- Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком.
- Художник не изображает вещи "с натуры", как они расположены в интерьере, а предварительно компонует их в соответствии со смысловой и художественной задачей.
Натюрморт с рябиной
Натюрморт с фруктами
Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал цветы так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. П.П. Кончаловский говорил, что в “цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще ”.
Цветы
Сирень в банке
Сирень в корзине
- Какие чувства вызвала у вас картина П.П. Кончаловского?
- Созвучно ли настроение музыки и картины?
- Художник передает красоту цветов красками, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой при помощи звуков.
- Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?
- Какого цвета, каких оттенков сирень?
- С чем можно сравнить цветы?
Звездочки, звоночки.
- Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. Запишите в тетрадь.
Душистая, пахучая, благоухающая.
- Опишите грозди сирени.
Гордые, мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые.
- Листочки какие?
Зеленые с тоненькими прожилками.
- С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? Запишите в тетрадь.
Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.
- Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? Запишите в тетрадь.
Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.
Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.
- Богатый, обильный, щедрый, бордовый, розовый, фиолетовый, изумрудный, светло – зелёный, светло – фиолетовый.
- Пахнуло весной, богатый букет сирени, благоухает свежестью, удивительным цветочным ароматом, веточки сирени залиты утренним солнцем, изумрудные листочки, оттеняют, каждый лепесточек выделен талантливой рукой художника, восхищение, щедрая, богатая природа, прелесть.
I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.
II. Чудесный букет сирени.
1.Цвет
2.Гроздья.
3.Листья
4.Корзина
III. “В букете все живет, цветет и радуется”.
Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Сравнение — фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.
Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным.
Олицетворе́ние — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
- Передо мной картина П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». Наверное, никто из художников не написал столько полотен с изображением цветов, сколько создал их П. П. Кончаловский. Самым любимым его цветком была сирень. На картине изображен свежесрезанный роскошный букет сирени. Видно, что грозди у сирени тяжёлые, душистые, от них идёт ароматный запах. Автор на своей картине изобразил сирень разных цветов и оттенков: лиловую, тёмно-красную, белую, розоватую. В центре
букета - большая ветка белой жемчужной сирени. Рядом с ней
грозди бледно - розового и лилового цвета. Верхушку букета обрамляют пышные тёмно - красные грозди. Они как веер, а между ними виднеются белые, голубоватые фиолетовые ветки. Листья на ветках выглядят по - разному. Внизу и вверху слева они тёмно - зелёные; в середине и справа - светло - зелёные с золотистым оттенком. Корзина сплетена из ивовых прутьев. Она как будто обнимает и поддерживает ветки сирени. На заднем плане картины серо-коричневый с желтоватым оттенком фон. На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им. Такую прекрасную картину не мог написать равнодушный к природе человек. Видно, что художник очень любит родную природу, восхищается её щедростью и красотой.
Сирень.
Вставал обыкновенный вешний день,
Парил туман, заря траву косила,
И вспыхнула лиловая сирень
С какой-то неосознанною силой.
Она раскрылась робко, не спеша,
Застенчиво и неохотно вроде,
И вдруг пошла, пошла, пошла
Смеяться и бурлить, как в половодье.
М. Бекетова
- Что общего вы найдете в изображении сирени на картине и в стихотворениях?
Написать сочинение по картине.
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98706797