«Осень 2024»

Слушание музыки как один из основных видов деятельности

Восприимчивость к музыкальному искусству обогащает внутренний мир ребёнка. Но человек не рождается с этим чувством, его нужно развивать, воспитывать. Музыка является благодатной почвой для этого. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Слушание (восприятие) музыки как один из основных видов деятельности на уроках музыки.

Слушание музыки как вид деятельности в обязательном порядке входит в содержание каждого урока. Следует заметить, что восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связано с жизнью и «Слушание музыки» является не только отдельным разделом урока, но и является ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Поэтому музыкальное развитие детей должно проводиться комплексно.

Восприимчивость к музыкальному искусству обогащает внутренний мир ребёнка. Но человек не рождается с этим чувством, его нужно развивать, воспитывать. Музыка является благодатной почвой для этого. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.

Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, активизирует эмоции, приучает сосредотачиваться в ответ на её звучание, учит узнавать и запоминать знакомые мелодии. Оно способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях. Звучание музыки оказывает и терапевтическое воздействие: дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Музыка сопровождала человека с древнейших времен. В процессе становления и развития основных музыкальных жанров и направлений стало очевидно, что музыкальная культура несет в себе важнейшие функции: социальную, психологическую, физиологическую, познавательную, воспитательную, эстетическую и др. Музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека, активизирует его жизненный тонус, представление о действительности и отношения к ней, участвует в формировании духовного мира человека, его мыслей и чувств. Именно поэтому важное значение приобретает музыкальное образование детей с самого раннего возраста. Цель музыкального образования сформулировал Д. Б. Кабалевский – автор программы по музыке, на основе которой строятся многие образовательные программы сегодняшнего времени. Основная цель уроков музыки в школе состоит в воспитании музыкальной культуры школьника как необходимой части его общей духовной культуры. Цель достигается решением следующих задач: формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия, формирование осознанного отношения к музыке, формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения. Системно - деятельностный подход к обучению на уроках музыки осуществляется при помощи использования различных видов деятельности: слушание музыки, исполнение музыки (пение, элементарное музицирование, музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах). Организация работы на уроке должна быть направлена на то, чтобы ученик прикладывал усилие к поиску нового знания, умел размышлять и обсуждать.

Слушание музыки – один из основных видов деятельности на уроках музыки. В. Н. Шацкая так определила роль этого вида деятельности: «Изучение музыкального произведения предусматривает его целостное, эмоциональное восприятие, раскрытие единства содержания и выразительных средств, которые особенно ярко характеризуют образ».

Процесс восприятия рассматривается психологами как активный творческий процесс. Важно правильно организовать этот процесс на уроке, чтобы каждый ученик включился в работу и был активен и заинтересован в процессе слушания. Работу над восприятием музыкального произведения условно можно разделить на четыре этапа.

Первый этап – подготовительный. Учителем создает эмоциональный настрой, необходимый для восприятия образного содержания произведения. Для реализации этой цели можно использовать литературный эпиграф к произведению. Также на этом этапе необходимо подготовить учащихся к активному восприятию музыки. Разнообразные задания на слушание активизируют мыслительную деятельность: определить композитора (век, страна), характер произведения, жанровую принадлежность, основные средства выразительности, особенности музыкального образа, форму произведения (если оно небольшое по продолжительности) и др. Таких заданий должно быть немного, чтобы за небольшой промежуток времени учащиеся смогли найти ответ.

Второй этап – слушание музыкального произведения. Первичное прослушивание музыкального произведения позволяет почувствовать и увидеть в музыке только основные особенности. Первое прослушивание произведения обычно дает лишь общее эмоциональное впечатление, многие тонкости звучания остаются неуслышанными за исключение особо яркого и необычного (быстрый темп, особый ритм или музыкальные инструменты). Б.П. Теплов считал музыку средством эмоционального познания мира, поэтому, отмечая особую роль эмоций в процессе восприятия он пишет: “С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно. Но чувством художественное восприятие, конечно, не ограничивается. Это – восприятие, сначала “чувствующее”, а затем, как следствие, “думающее”. Но при этом происходит и оценка музыкального произведения (характер, содержание и образ произведения). Именно первое знакомство с произведением во многом определяет его последующее осознание и понимание.

Третий этап – анализ образного содержания и музыкального языка. Учитель обращается к заданиям, которые давались учащимся перед слушанием. Ученики высказывают свое мнение по поводу прослушанного произведения, развернуто обосновывают свое высказывание. При этом важно не только отстаивать свою точку зрения, но и выслушать мнения других и прийти к общему мнению. В процессе обсуждения выделяются характерные особенности звучания, художественно-интонационные образы, которые создаются при помощи средств музыкальной выразительности. Учащиеся должны показать способность переживать настроения и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, понимание особенностей строения различных музыкальных произведений и выразительные средства музыкального языка.

Примерный план анализа музыкального произведения:

  1. Сведения о композиторе;

  2. Жанр произведения;

  3. Характер произведения;

  4. Основная идея произведения;

  5. Средства музыкальной выразительности (темп, динамика, лад, мелодия, гармония, фактура и др.);

  6. Сколько основных действующих лиц;

  7. Какие средства использовал композитор для их характеристики;

  8. Форма произведения (1-, 2-, 3-, 4-х частная, рондо, вариации, сонатное аллегро и др.);

  9. Развитие художественного образа (завязка, развитие, кульминация, кода);

  10. Постижение главной идеи произведения (что вдохновило автора на создание произведения, что он хотел сказать людям своей музыкой);

  11. Личностная характеристика (какие события из твоей жизни напоминает тебе эта музыка, какие воспоминания она пробуждает, что бы тебе захотелось сделать, прослушав эту музыку).

Четвертый (заключительный) этап – повторное прослушивание произведения. Предполагает более глубокое и осмысленное восприятие музыкального языка произведения, его образного содержания. Учащиеся внимательно слушают произведение, которое проанализировали. На этом этапе слушания важное значение имеют психологические особенности учащегося, его темперамент, жизненный опыт.

Восприятие музыкального произведения – это процесс духовного чувственного сопереживания, поэтому от того, как проходит процесс слушания музыки и ее анализ, во многом зависит и то, оставит ли след в душе ученика прозвучавшая музыка и возникнет ли у него желание вновь обратиться к ней.



Список литературы:

  1. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990 – 207 с.

  2. Вендрова Т. Е., Пигарева И.В. Воспитание музыкой: из опыта работы / Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. – М.: Просвещение, 1991 – 205 с.

  3. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия / Е. Назайкинский. – Москва : Музыка, 1972

  4. Овсянкина Г. П. Музыкальная психология / Г. П. Овсянкина. – Москва : Союз художников, 2007. – 240 с.

  5. Теплов Б. Психологические вопросы художественного воспитания / Б. Теплов. – М.: Известия АПН РСФСР, 1947



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее