36
Сюжетно-ролевая игра «Освоение Сибири»
Сюжетно-ролевая игра «Освоение Сибири» создана на основе описанных в исторических летописях фактов.
Возраст участников игры от 9 до 16 лет. Именно на этой возрастной группе игра была неоднократно и успешно апробирована, с учётом возрастных особенностей.
Цель игры: закрепление материала по истории освоения Сибири XVI–XVII веков.
Закрепление материала происходит не только на когнитивном, но и на эмоциональном и деятельностном уровне. Эмоциональном — за счет самоотождествления с действующими персонажами; деятельностном — за счет того, что в ходе игры каждый участник должен самостоятельно спланировать и осуществить деятельность по достижению определенных, заданных сюжетно, целей.
Место проведения: Игру проводиться на территории школы течение одного дня. Для подготовительного этапа возможно использование класса, которое ребята под руководством педагога могут оформить в стиле той роли, которую они будут представлять. Активный этап проводится по всей пришкольной территории с соблюдением условия равной удалённости баз каждой роли друг от друга.
Реквизит:
Повязки разного цвета по количеству участников и ролей (у каждой группы свой дизайн, соответствующий роли)
Медальон с надписью или изображением той роли, которую представляют участники;
Веревка, широкая лента или скотч, для связывания участников при формировании обозов;
Плотные повязки на глаза;
Комплект изображений мечей и щитов;
Мячи волейбольные – 4 шт.;
Мячи пластмассовые маленькие – 3 шт.;
Лыжи – 2 пары;
Канцелярия;
Ракетки для бадминтона и волан – 4 компл.;
Монеты – по 50 шт. каждому купцу и 200 шт. Строганову.
Роли: Количество ролей в игре ограничено пятью, но возможен вариант, когда ребята старших классов самостоятельно продумывают роль с описанием её истории, которая не будет противоречить историко-этнографическим источникам.
Предварительная загрузка: проводится в день, предшествующий началу игры.
Ход игры: Классным руководителям выдаётся информация о роли, которую в ходе игры будет представлять класс, заблаговременно до начала игры для более детального ознакомления. Пришкольная территория на один день становится пространством развертывания исторических событий.
Игра состоит из трех этапов:
Подготовительный этап – в ходе этого этапа «проводники» (вожатые) знакомят ребят с историей освоения Сибири, а также с той ролью, которую они будут представлять, хронологией исторических событий (приложение 1); костюмировано перевоплощаются, готовят художественное представление своей роли (рисунок, 1-2 ярких представителей), образа жизни (рассказ о себе) и необходимый в игре инвентарь (модели оружия, рыбы, пушнины, товаров).
Активный этап – в ходе данного этапа происходит торговля между купцами и местным населением (вогулами и остяками), защита острога от нападения Кучума, поимка контрабандистов и др. предусмотренные ролями действия.
Итоговый этап – проводится интеллектуальная игра «Открытие земли Сибирской».
Обсуждение игры (рефлексия): после окончания игры, примерно через 20 минут, начинается ее обсуждение, которое проходит примерно по такой схеме:
педагог предлагает вспомнить основные игровые моменты – какие важные события произошли.
происходит оценка того, что происходило – поведение
отдельных игроков, обмен мнениями.
Игровое пространство: территория школы делится на две части: освоенная и не освоенная. Проводится граница и посредине границы ставится пограничный острог. На равном удалении от границы и пограничного острога в не освоенной части размещаются поселения местных жителей (вогулов и остяков). В глубине данной территории на максимальном удалении от границы располагается становище войска Кучума. На освоенной части на расстоянии равном удаленности поселений местных жителей от границы размещается Строгановское городище (см. рисунок).
Роли:
Строганов.
Цель: организация торговли купцов с вогулами и остяками.
Место положение: Строгановское городище.
Строганов осуществляет скупку доставленных купцами товаров по высоким ценам (+10 - 15 от закупочной стоимости), а также оценку произведенных для обмена товаров (лодка 5 – 10 монет, холст 3 – 7 монет) и его маркировку на обратной стороне макета.
Купец.
Цель: заработать как можно больше денег.
Каждый купец в начале игры получает по 50 монет, также возможность изготовить из подручного материала товар на продажу (лодки, холст) оценка товара проводиться Строгановым (лодка 5 – 10 монет, холст 3 – 7 монет). Самостоятельно (в одиночку), вместе казаками (1 купец + 1 стрелец, 1 купец + 2 казака или 3 купца + 2 казака) или с проводником (купец + проводник) двигается через границу в становища вогулов или остяков. Прибыв к местным жителям, купец закупает товар (натуральный обмен, торговля) и возвращается в Строгановское городище, где продает доставленный товар Строганову.
Купец может пересечь границу двумя способами:
через пограничную заставу, при этом он обязан заплатить таможенный сбор в размере 10 монет (по 3 монеты за каждого казака-охранника);
тайными тропами – только в сопровождении проводника заплатив ему 2 монеты за проход в одну сторону, при этом через границу (от городища до становища местных жителей или обратно) его ведут с завязанными глазами.
Казаки следят за тем, чтобы купцы пересекали границу только через пограничный острог и платили пошлину. Заметив купца двигающегося через границу вместе с проводником, казаки должны поймать (осалить) нарушителей и доставить на пограничную заставу, где с купца-нарушителя взимается штраф 20 монет. Если купец или проводник отказывается или не имеет средств для оплаты штрафа, то его конвоируют в острог Строгановского городища (передвигается на лыжах). По прибытии в Строгановское городище с купца взимается штраф – 10 монет.
Возможно, сформировать обозы трех видов:
состоящий из двух человек (1 купец + 1 казак-стрелец) – нога привязана к ноге напарника;
состоящий из трех человек (1 купец + 2 казака) – руки находящегося в центре привязаны к рукам напарников;
состоящий из 5-ти человек (3 купца + 2 казака) – идущих в колонну друг за другом, положив руки на плечи участника идущего впереди. Во главе и в хвосте колонны идут казаки.
При нападении на обоз каждый из его участников обязан использовать свои мечи и щиты. Казак, следующий с обозом, обязан защищать купца. Побежденный купец обязан отдать победителю все монеты и товар.
Дружина Ермака.
Место положение: Строгановское городище.
Цель: обеспечить безопасную торговлю для купцов, путем предоставления 1 – 2 казаков для защиты обоза за небольшую плату (3 монеты за каждого), а также оказание помощи дружине пограничной заставы при осаде.
Возможно, сформировать обозы трех видов:
состоящий из двух человек (1 купец + 1 казак-стрелец) – нога привязана к ноге напарника;
состоящий из трех человек (1 купец + 2 казака) – руки находящегося в центре привязаны к рукам напарников;
состоящий из 5-ти человек (3 купца + 2 казака) – идущих в колонну друг за другом, положив руки на плечи участника идущего впереди. Во главе и в хвосте колонны идут казаки.
При нападении на обоз каждый из его участников обязан использовать свои мечи и щиты. Казак, следующий с обозом, обязан защищать купца. Побежденный купец обязан отдать победителю все монеты и товар.
Ермак снаряжает и отправляет конные разъезды, казаков и стрельцов для патрулирования неосвоенной территории Сибири, для помощи пограничной заставе.
Ермак может снаряжать 3 вида боевых единиц:
казаки – передвигаются по одному;
стрельцы – передвигаются по одному;
конные:
состоящие из двух человек – нога привязана к ноге напарника;
состоящие из трех человек – руки, находящегося в центре, привязаны к рукам напарников.
Все боевые единицы могут нападать на войска Кучума. При этом, чтобы начать бой нужно поймать (осалить) атакуемого и применяя мечи и щиты (один меч – один щит) добиться ситуации, когда у атакуемого не будет больше щитов, а атакующий применяет меч. При этом побежденный обязан сдать медальон и вернуться в свое становище, где, оформив новый медальон, может продолжить игру.
Дружина пограничной заставы.
Место положение: на границе.
Цель: сбор таможенных пошлин с купцов, пресечение контрабандного перемещения товаров и отражение набегов войска Кучума.
Казаки дружины находятся на заставе и обеспечивают ее защиту от набегов Кучума. В случае нападения Кучума казаки защищают острог следующими способами:
Пищальники – отстреливаются с помощь мячей. Попадание мяча лишает нападающих возможности атаковать, при этом участник(и) обязан сдать медальон и вернуться в свое становище, где оформив новый медальон может продолжить игру.
Стрельцы – обороняются и атакуют с помощью ракеток для игры в бадминтон. Задача стрельцов в процессе игры в бадминтон добиться падения волана на территории противника, что лишает нападающих возможности атаковать в полном составе, при этом один участник обязан сдать медальон и вернуться в свое становище, где, оформив новый медальон, может продолжить игру.
Пешие воины – идут в «рукопашную». На земле рисуется круг диаметром 2 метра. Задача пешего воина вытолкать соперника за пределы круга, соприкасаясь с противником только ладонями.
Если в процессе осады гарнизон заставы сократится до одного воеводы, застава считается взятой и Кучум получает возможность организовать его оборону.
За пределами острога казаки передвигаются конным разъездом двух видов:
состоящий из двух человек – нога привязана к ноге напарника;
состоящий из трех человек – руки находящегося в центре привязаны к рукам напарников.
Так же казаки следят за тем, чтобы купцы пересекали границу только через пограничный острог и платили пошлину. Заметив купца двигающегося через границу вместе с проводником, казаки должны поймать (осалить) нарушителей и доставить на пограничную заставу, где с купца-нарушителя взимается штраф 20 монет, а с проводника 5 монет. Если купец или проводник отказывается или не имеет средств для оплаты штрафа, то его конвоируют в острог Строгановского городища (передвигается на лыжах). Проводника по прибытию в Строгановское городище отпускают, а с купца взимается штраф – 10 монет.
Войско Кучума.
Цель: воспрепятствовать нормальной торговле купцов, путем организации набегов и грабежа обозов; по возможности захватить пограничный острог.
Войско Кучума состоит из 3 видов боевых единиц:
пешие воины – передвигаются по одному;
лучники – передвигаются вдвоём имея при себе 2 бадминтонные ракетки и волан;
конные:
состоящие из двух человек – нога привязана к ноге напарника;
состоящие из трех человек – руки, находящегося в центре, привязаны к рукам напарников.
Все боевые единицы могут нападать на обозы и патрульных казаков. При этом чтобы начать бой нужно поймать (осалить) атакуемого и применяя мечи и щиты (один меч – один щит) добиться ситуации, когда у атакуемого не будет больше щитов, а атакующий применяет меч. Побежденный обязан сдать медальон и вернуться в свое становище, где, оформив новый медальон, может продолжить игру.
При осаде пограничной заставы:
лучники – атакуют с помощью ракеток для игры в бадминтон. Задача лучников в процессе игры в бадминтон добиться падения волана на территории противника, что лишает обороняющихся возможности атаковать в полном составе, при этом один участник обязан сдать медальон и вернуться в Строгановское городище, где, оформив новый медальон может продолжить игру.
пешие воины – идут в «рукопашную». На земле рисуется круг диаметром 2 метра. Задача пешего воина вытолкать соперника за пределы круга, соприкасаясь с противником только ладонями.
Местные жители (вогулы и остяки).
Цель: ведение привычного для каждой из народностей промысла (вогулы – охота, остяки - рыболовство), торговля с купцами и предоставление проводников для незаконного пересечения границы.
Охотники.
Цель: заготовка, выделка и продажа пушнины.
Заготовка пушнины осуществляется путем троекратного попадания мячом в цель, обозначенную ведром. Как только охотник поразил цель, он при помощи канцелярских принадлежностей изготавливает макет шкурки добытого зверя. Шаман оценивает качество макета и маркирует (пишет на обратной стороне стоимость) ее для дальнейшей продажи (от 4 до 7 монет).
Рыбаки.
Цель: лов и продажа рыбы.
Заготовка рыбы осуществляется путем троекратного попадания мячом в цель, обозначенную ведром. Как только рыбак поразил цель, он при помощи канцелярских принадлежностей изготавливает макет пойманной рыбы. Шаман оценивает качество макета и оценивает для дальнейшей продажи (от 2 до 5 монет).
Проводники
Цель: не попасться казакам и заработать деньги.
В начале игры по 1–2 представителя от каждой народности отправляются в Строгановское городище, где за определенную плату (2 монеты в один конец) предлагают свои услуги в качестве проводников. Только проводники могут пересекать границу, минуя пограничный острог и провести с собой одного купца (завязав ему глаза). Если в процессе передвижения через границу проводника и купца задерживает казачий разъезд, то с помощью кубика определяется удачность проникновения (1, 2 – удалось скрыться от преследования; 3, 4 – проводник сбежал, а купца поймали; 5, 6 – пойманы оба). В случае поимки проводника (бросок 5 или 6 на кубике) его доставляют на пограничную заставу, где проводник обязан заплатить штраф 5 монет. Если проводник отказывается или не имеет средств для оплаты штрафа, то его конвоирует один казак в острог Строгановского городища (передвигается на лыжах). Проводника по прибытию в городище отпускают.
Все участники игры имеют определенное таблицей количество щитов и мечей, которые используются во время нападения или защиты за пределами острога (см. таблицу 1). Кроме того, чтобы начать бой нужно поймать (осалить) атакуемого и применяя мечи и щиты (один меч – один щит) добиться ситуации, когда у атакуемого не будет больше щитов, а атакующий применяет меч. При этом побежденный обязан сдать медальон и вернуться на свою базу (становище Кучума, Строгановское городище). Оформив на базе новый медальон и снарядившись, может продолжить игру.
Таблица 1.
Роль | Кол-во | Меч | Щит |
Купец | 1 чел. | - | 1 |
Проводник | 1 чел. | - | 1 |
Пищальник | 1чел. | 1 | 3 |
Пеший воин / Казак | 1 чел | 1 | 1 |
Стрелец | 1 чел. | 2 | 2 |
Лучники | 2 чел. | 1 | 2 |
Конный разъезд | 2 чел. | 2 | 1 |
Конный разъезд | 3 чел. | 3 | 2 |
Интеллектуальная игра «Открытие земли Сибирской»
Вариант блока вопросов (возможны дополнения)
1. Открытие Сибири шло постепенно. Торговые и деловые интересы какого народа были движущей силой, мотивирующей к освоению Сибири?
Ответ: Новогородцы.
2. Термин Сибирь появился в русских летописях только в XV в. Как в древности и средние века называли зауральскую территорию?
Ответ: Югрой.
3. После разгрома Сибирского ханства в конце XVI в. название Сибирь стало применяться по отношению ко всем территориям, присоединяющимся к Российскому государству, начиная от Уральских гор до побережья Тихого океана?
Ответ: Сейчас данная территория делится на Западную Сибирь, Восточную Сибирь и Дальний Восток.
4. Назовите основные транспортные пути в Сибирь в X-XVII вв. для продвижению по ее территории?
Ответ: Реки.
7. Как называлась столица Сибирского ханства?
Ответ: Кашлык / Искер / Сибирь.
Ермак Тимофеевич – завоеватель Сибири
Происхождение Ермака неизвестно в точности: по одному преданию, он был родом с берегов Камы (Черепановская летопись), по другому — уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). Его имя, по мнению профессора Никитского, есть изменение имени Ермолай, другие историки и летописцы производят его от Германа и Еремея. Одна летопись, считая имя Ермак прозвищем, дает ему христианское имя Василия. Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких шаек, разбойничавших на Волге и грабивших не только русских купцов и персидских послов, но и царские суда. Спасаясь от московских воевод, дружина казаков (больше 500 человек), под начальством атаманов Ермак Тимофеевич, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана и Матвея Мещеряка, пошла вверх по Каме и в июне 1579 г. прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от нападения соседних инородцев.
1 сентября 1581 г. дружина казаков, под главным начальством Ермак, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал). Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермак; участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьевым и др.), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермак (540 человек) 300 ратных людей из своих владений. Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по ее притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать (Ремизовская летопись) и только весной, по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но и это войско было разбито Ермак на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, на Иртыше, под Чувашевым, казаки нанесли окончательное поражение татарам. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи.
26 октября 1582 г. Ермак вступил в покинутую татарами Сибирь. В декабре военачальник Кучума, Маметкул, истребил из засады один казацкий отряд на Абалацком озере; но следующей весной казаки нанесли новый удар Кучуму, взявши в плен Маметкула на реке Вагае.
Лето 1583 г. Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия города Сибирь Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю, атамана Кольцо. Иоанн IV принял его очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семена Волховского и Ивана Глухова, с 300 ратников. Царские воеводы прибыли к Ермак осенью 1583 г., но их отряд не мог доставить существенной помощи убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: при взятии Назыма убит был Никита Пан; весной 1584 г. татары изменнически убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их хана, Карачу.
6 августа 1584 г. погиб и Ермак Тимофеевич. Он шел с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу; Кучум ночью напал на спавших казаков и истребил весь отряд. Ермак, по преданию, бросился в реку и утонул, не доплыв до своего струга. Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно в Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск. Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермак, "его мужество, предводительский талант, железную силу воли"; но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния.
Ср. Сибирские летописи, изд. Спасским (СПб., 1821); Ремизовская (Кунгурская) летопись, изд. археологической комиссией; "Дополнения к актам историческим", т. I, № 117; Миллер, "Сибирская история"; Небольсин, "Покорение Сибири"; Никитский, в "Журнале министерства народного просвещения" (1882 г., № 5); Броневский, "История Донского войска", т. I; Буцинский, "Заселение Сибири"; "Пермская старина", вып. 3 и 4. H. Павлов-Сильванский.
Кучум — сибирский хан, Шейбанид, сын Муртазы
В 1563 г., в отмщение за смерть деда, Кучум убил Едигера, занял г. Сибирь и сделался владетельным ханом над всеми землями по рекам Иртышу и Тоболу, а равно и над барабинскими татарами и иртышскими остяками. Захватив Сибирское царство, Кучум сначала продолжал платить ясак и отправил в Москву своего посла с 1000 соболей (1571), но когда окончились его войны с прежними сибирскими владетелями, он подступил к Перми. Появление его вызвало попытку ногайских татар отложиться от Москвы и черемисский бунт.
1 октября 1581 г. Кучум выдержал натиск Ермака под Чувашской горой, но 23 октября его стан был разбит казаками, войска разбежались, и через три года Ермак вступил в Искер, столицу Сибири. Кучум из своих Ишимских степей стал поднимать инородцев, следил постоянно за Ермаком.
6 августа 1584 г., напал на него врасплох и разбил его отряд.
В 1591 г. Кучум был разбит воеводой Владимиром Масальским-Кольцовым, но продолжал свои нападения на верхне-иртышские земли.
В 1595 г. Кучум был изгнан из Сибири воеводой Доможировым, но через два года возобновил свои набеги на Тару.
В 1598 г. он был разбит воеводой Воейковым наголову; весь его отряд был перебит, семейство захвачено в плен и отправлено в Москву, а сам он едва спасся, уплыв вниз по Оби. Скитаясь затем в степях верхнего Иртыша, он занимался кражей скота у калмыков; спасаясь от их мести, бежал к ногаям, которые убили его.
Ср. Соловцов, "Кто был Кучум" (в "Восточном Обозрение", 1882 г., №№ 39 и 40).
Строгановы или Строгоновы — именитые люди
Историки XVIII в. производили С. от татарского мурзы Золотой Орды, основываясь на рассказе Николая Витзена, заимствованном у голландского географа Исаака Массы; с этого мурзы, крестившегося и посланного царем против татар, последние, взяв его в плен, "сострогали" будто бы все тело. Н. М. Карамзин первый высказал свое недоверие к этому рассказу; последующие историки окончательно опровергли его, и теперь большинством принято, особенно на основании доказательств, привезенных г. Волеговым, что С. — выходцы из Великого Новгорода, из числа богатых тамошних граждан, и что родоначальником их был Спиридон, живший во времена Димитрия Донского. Внук Спиридона, Лука Кузьмич, упоминается в актах как владтель нескольких оброчных статей в Двинской земле. Ему же приписывается выкуп из татарского плена великого князя московского Василия Васильевича Темного (ок. 1445 г.). Около половины XVI в. С. распространяют свои владения и в пределах ныншней Пермской губернии. Поселившись здесь, они благодаря соляным варницам и торговле с сибирскими инородцами быстро богатеют, при помощи свой "дружины" усмиряют и покоряют инородцев (напр. черемис, в 1572 г.), вступают в борьбу с сибирским царем Кучумом (см. Сибирь). В смутное время и позже С. помогали законной власти денежными взносами. В одной из жалованных грамот Петра Великого вычислено, что С. во время междуцарствия и при Михаиле Феодоровиче пожертвовали деньгами 841762 р., что на современный счет составит около 4 млн. рублей. За эти услуги С. были возведены в звание именитых людей и получили право именоваться с вичем. По званию именитых людей С. подлежали только личному царскому суду, могли строить города, крепости, содержать ратных людей, лить пушки, воевать с владельцами Сибири, вести беспошлинно торговлю с азиатскими инородцами.
Вогулы – (иначе вогуличи) — исчезающая народность финского племени в России; живет главным образом на восточном склоне Северного Урала, а также отчасти и на западном. Всего больше вогулов в юго-западной части Березовского и северо-западной Тобольского уезда Тобольской губернии; кроме того, они живут еще в северной части Верхотурского уезда Пермской губернии.
В старину страна вогулов распространялась более к западу и менее к востоку, но с увеличением в крае русского населения и с развитием горного дела вогулы предпочли передвинуться на Восток, через Урал, где сравнительно более глухая и нетронутая пустыня представляла необходимые удобства для их жизни, так как главным промыслом их была всегда охота. Из некультурных и малочисленных инородческих племен России ни одно не приобрело такой известности в науке, как вогулы вследствие предполагаемого родства их с венграми. Еще в 1799 г. венгерский писатель Дьярмати, доказывая, что венгерский язык принадлежит к финской группе, заметил, что слова вогульского языка наиболее близки к словам языка венгерского. Историк Шлёцер, изучая русские летописи, сделал попытку показать, что венгры, или угры, суть именно потомки вогуличей (или югров, как их называли в старину русские), которые, выйдя из нынешней восточной России, перешли через всю Россию на пути к местам настоящего их жительства. Важную эпоху в изучении этого вопроса составило путешествие на Урал венгерского ученого Антона Регули (1843-1844), внимательно изучившего быт и язык вогулов и записавшего много песен, сказок и преданий. Но болезнь не позволила Регули обработать собранный им материал, и только через шесть лет после смерти его появилось сочинение "Reguli Antal hagyomanyai. A Vogul föld es nep." ("Haследство Антона Регули. Вогульская земля и народ", Пешт, 1864), изданное Павлом Гунфальви, другом Регули, которому удалось за год до смерти уговорить знаменитого исследователя вогулов читать с ним вогульские тексты. Теперь можно считать вполне доказанным, что основание строя и формы в языках венгерском и вогульском в существе одинаковы, и в обоих языках много сходных коренных слов. Отсюда явствует, что, несмотря на всю разницу в степени культуры, венгры и вогулы — народы близкородственные.
Вогулы от русского крестьянина сплошь и рядом невозможно. В общем, вогулы среднего или невысокого роста, крепкого сложения, имеют крупное лицо, несколько выдающиеся щеки, широкий, но не плоский нос, маленькие, суженные темные глаза, черные или темно-русые волосы. Оседлые вогулы устроились совершенно на русский лад: живут в русских избах с крестьянскою обстановкою и носят русскую одежду. Обыкновенно их деревушки состоят из небольшого числа домов (2-3) и разбросаны далеко одна от другой, чтобы имелось достаточно места для охоты и рыбной ловли.
Бродячие вогулы (называемые русскими в Тобольской губернии остяками ляпинского наречия, хотя они — настоящие вогулы) отличаются на охоте замечательною неутомимостью. Зимою они живут поселками в бревенчатых избах, с крышами из бересты. Взрослые мужчины большую часть времени проводят в лесу, добывая зверя. Летом вогулы живут под открытым небом и переходят с места на место, питаясь рыбою и дичью. При этих передвижениях они уходят от деревень очень далеко, иногда за сотни верст. На местах временных остановок ими устраиваются берестяные юрты или шалаши. Главное домашнее животное вогулов — охотничья собака; без нее, также как и без ружья и топора, вогул не выходит из дома. Вогулы, живущие в более северных местах, держат также оленей, но сравнительно в небольшом количестве.
Вогулы сами зовут себя манси или манчи: зыряне же называют их иогра, сходно с древним русским именем их югры. В Сибири оседлые вогулы, живущие по р. Конде, левому притоку р. Иртыша (пелымские вогулы), находятся в оживленных сношениях с русскими торговцами. Во время Ирбитской ярмарки, в феврале месяце, на Конду съезжаются русские купцы и крестьяне для менового торга с вогулами Предметами обмена являются со стороны русских мука, холст, сукно, водка, принадлежности охоты и пр., а со стороны вогулов — пушнина, рыба, орехи и т. д. На Конде, в едва проходимых лесах, находился, как говорят, главный идол вогулов; другой важный идол был около верховьев р. Сосьвы.
В истории России вогулы появляются в год смерти первого епископа пермского св. Стефана, когда летописи впервые упоминают о них. С этого времени они не перестают напоминать о себе.
В 1455 г., при одном из своих набегов на зырян, они проникают под начальством князька Ассьяна даже до Вычегды. Четвертый и пятый епископы пермские, Питирим и Герасим, убиты вогулами, первый — при одном из их набегов, а второй — во время проповеди.
В 1483 г. московское правительство, озабоченное беспокойством, производимым этими инородцами на северо-восточной границе, двигает против них военную силу. Воеводы князь Курбский-Черный и Салтыков-Травин нанесли им тяжкое поражение при р. Пелыме, заставили их принять русское подданство и обложили данью.
В 1499 г. пришлось предпринять новый поход, так как вогулы взбунтовались. Русские отряды прошли всю вогульскую землю и восстановили спокойствие.
Набеги, однако, не прекратились: в 1581 г. вогулы напали на строгановские города, а в следующем году подступали под Чердынь. Оказалось необходимым доставить постоянную стражу в пределах самой земли вогулов
В 1692 году кн. Горчаковым был основан Пелым; тогда же был казнен вогульский князек Албегаран. Последний вогульский бунт относится к XVII столетию. Проповедь христианства между пелымскими вогулами предпринял в 1714 г. тобольский митрополит Филофей Лещинский и вел ее с таким успехом, что в 1722 г. все вогулы этого края были окрещены. С тех пор они начали принимать русские обычаи и жить на русский образец. При брачных союзах с русскими вогулы быстро утрачивают племенной тип и совершенно сливаются с русскими. Происшедшее от таких союзов потомство — люди трудолюбивые, смышленые, иногда очень красивые. Многие из них зажиточны. Обширную литературу предмета см. у Чупина: "Геогр.-стат. словарь Пермской губ." (Пермь, 1873).
Остяки — угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе Томской губернии. Разделяется на три группы: северных остяков — в Березовском округе, восточных — в Сургутском и в Нарымском (по реке Васюган) и юго-западных или иртышских — в северной части Тобольского округа, по берегам Оби, Иртыша, Конды и т. д.
Название остяки придается также так называемым енисейским остякам, живущим в Томской губернии, на левом берегу Енисея и верхней Кети, но этот немногочисленный, вымирающий народец не имеет ничего общего с настоящими остяками и должен считаться родственным коттам, койбалам и другим южно-самоедским, ныне отатарившимся народностям. К самоедам же относятся и «нарымские остяки» или «остяки-самоеды». Наоборот, весьма близки к остякам, если не тожественны с ними, вогулы. Как те, так и другие говорят на почти одинаковых языках и называют себя одинаково манс или маньс. Остяки называют себя, впрочем, больше по рекам, например Kondikhouï = "люди Конды", Ас-ях = "народ Оби". Из последнего имени производят и название "остяк", хотя другие объясняли его из татарского "уштяк" = варвар. Самоеды называют остяков яран, ярган (слово, подходящее к иртышско-остяцкому яра — "чужой"), с которым, может быть, в связи и название "югра", придававшееся русскими в древние времена приуральским вогулам. Эти югры или угры жили некогда, несомненно, гораздо далее на запад, и многие хорографические названия (особенно рек) в средней России объясняются скорее угорскими корнями, чем финскими; ветвью их были и те "угры", которые ушли тысячу лет тому назад на Дунай и дали начало венгерцам или мадьярам (язык которых более сходен с остяцким, чем с каким-либо другим). Теснимые русскими, югры постепенно отступали к Уралу; в Сибири они рано вынуждены были вступить в борьбу с самоедами, а потом подпали под власть татар. В XVI в., при завоевании Сибири, остяки оказывали упорное сопротивление русским, которые разрушили у них 41 городок. Теперь остяки живут разбросанными, небольшими деревнями (юрты), и общее число их не достигает и 25 тыс.
По своему складу остяки среднего, даже ниже среднего роста (156—160 см), с черными или каштановыми (редко белокурыми), обыкновенно прямыми, длинными волосами (которые носятся или распущенными, или заплетенными), темными глазами, жидкой бородкой, смуглым цветом кожи, плосковатым лицом, несколько выдающимися скулами, толстоватыми губами и коротким, вдавленным при корне, широким и вздернутым на конце носом. Вообще тип несколько напоминает монгольский, но глаза правильно прорезаны и череп чаще узкий и длинный. Все это придает остякам особый отпечаток, и некоторые склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы. Женщины небольшого роста и в большей степени монголообразны, чем мужчины; они еще сохранили отчасти национальный костюм — рубашку из крапивного холста, вышитую разноцветной шерстью, цветной корсаж и суконный кафтан, украшенный металлическими бляхами, монетами, бусами и т. д., которые носятся также на лбу, шее и груди. Мужчины большей частью усвоили себе русский костюм, а зимой пользуются самоедским. Северные и восточные остяки ведут отчасти бродячую жизнь и живут летом в покрытых корой шалашах (чумах), а зимой — в землянках или плохих деревянных избах; южные (в Тобольском и южной части Березовского округа) живут более оседло, в обыкновенных избах, и только мужчины летом перебираются для рыбной ловли на берега рек, где имеют кое-как сколоченные балаганы.
Рыболовство составляет главное занятие остяков, как непосредственно, так и путем отдачи в аренду русским рыболовных участков по берегам рек или поступления в работники к более богатым рыболовам. Зимой они промышляют охотой (на соболя, белок, выдр, лосей), осенью собирают кедровые орехи, держат также в небольшом числе коров и лошадей, но лишь немногие (на юге) занимаются земледелием. Народ вообще довольно бедный, непредприимчивый, простой, честный, добродушный, вследствие чего эксплуатируется русскими крестьянами, у которых остяки находятся обыкновенно в неоплатном долгу. Особенно сильно вредит остякам водка; и везде, где они живут в более близком и частом общении с русскими и зырянскими торговцами, среди них развито пьянство, сифилис, они беднеют и вымирают, и территория их все более колонизуется русскими.
Остяки считаются христианами, носят кресты и имеют образа, но сохранили еще и прежние, языческие верования, в смешении с христианскими. Высшее божество называется Турим или Турум — Бог, властитель мира; помощником его в отношениях с людьми является его сын Пайрахта (Мир-сусне-хум — у вогулов); затем следует ряд подчиненных духов, преимущественно злых (куль и менк), но отчасти и добрых (тонх), какая-то богиня огня и войны Тарн, священные или почитаемые звери и птицы (мамонт, медведь, лебедь, мифическая птица Тохтин Керис и т. д.). Предметами почитания служат идолы, сохраняемые в труднодоступных, лесных местах, вместе с приносимыми им жертвами (серебром, шкурками и т. д.), и небольшие идольчики (изображения птиц и проч.), которые держатся в домах (в сундуках) или в амбарчиках при них. Посредниками в сношении с божествами являются шаманы, к которым обращаются в случае болезни и других важных обстоятельствах; у южных остяков они, впрочем, почти уже вывелись. В похоронных обрядах южных остяков осталось уже мало языческого, но у более северных сохранился еще обычай хоронить в лодке, воздвигать над могилой деревянный сруб и класть в него разные, нужные для путешествия на тот свет вещи. Свадебные обычаи представляют большую или меньшую смесь христианского с языческим. Русские почти никогда не женятся на остячках, но остяк берет себе иногда в жены русских, и тогда потомство обыкновенно русифицируется. Народная поэзия у остяков малоразвита; есть, однако, остатки героического эпоса (изображающего борьбу остяцких богатырей с самоедскими).
Любопытные данные об остяках были записаны еще в начале XVIII в. Гр. Новицким; язык их и отчасти быт был предметом изучения в 40-х годах известного финского ученого Кастрена, позже Альквиста и некоторых венгерских ученых; их тип (пропорции тела, форма черепа) составлял предмет исследований итальянца Соммье, отчасти Чугунова и др. В новейшее время остяками занимались итальянец Гондатти (преимущественно вогулами), Патканов (языком, народной словесностью и бытом иртышских остяков) и профессор Якобий (вопросом о вымирании остяков).
История
Первое знакомство русских с Сибирью
В русских исторических памятниках имя Сибири не встречается до 1407 г., когда летописец, говоря об убийстве хана Тохтамыша, указывает, что оно произошло в Сибирской земле близ Тюмени. Указание это, однако, очень неопределенно; большинство историков (Замысловский, Майков, Бестужев-Рюмин) не придают ему значения и считают 1483 г. (6691 г. от сотв. мира, Архангельская летопись) первым, когда в наших памятниках упоминается слово Сибирь, как географическое название. Сношения русских со страной, которая впоследствии получила имя Сибири, восходят к глубокой древности. Новгородцы в 1032 г. добрались до "железных ворот" (Уральских гор — по толкованию Соловьева) и здесь были разбиты юграми. С этого времени в летописях довольно часто упоминается о новгородских походах в Югру. С середины XIII в. Югра считалась уже новгородской волостью; впрочем, эта зависимость была непрочна, так как возмущения югров были нередки. Когда Новгород пал, сношения с восточными странами не заглохли. С одной стороны, новгородские жители, разосланные по восточным городам, продолжали политику отцов, с другой стороны, задачи старого Новгорода унаследовала Москва.
В 1472 г. была покорена Пермская земля; в 1483 г. по повелению Ивана III был предпринят большой поход на вогульского князя Асыку и в Югру на Обь. Это был уже второй поход на Восток в царствование Ивана III. Восемнадцатью годами раньше устюжинин Василий Скряба "воевал Югрскую землю" и полонил князей ее Калпака и Течика. Но экспедиция Скрябы не имела такого значения, как поход 1483 г., когда князь Курбский Черный и Салтык Травин с большим войском прибыли к устью реки Пелыми (притоку Тавды, притока Тобола), оттуда отправились мимо Тюмени в "Сибирскую землю", завоевали множество городов, взяли много пленных и затем пошли по Иртышу "на Обь, реку великую, в Югорскую землю и князей Югорских воевали и в полон увели". Описание похода кн. Курбского очень важно, так как оно дает географические указания. Из описания этого ясно, что Югра, Югорская страна лежала не только по западным склонам Уральских гор, но по восточным, близ р. Оби. На юго-западе от Югры, за Тюменью, лежала Сибирская земля, на С же жила самоядь. Результатом похода кн. Курбского было признание сибирским князьком Лятиком, югорским Пыткеем и двумя вогульскими князьями своей зависимости от Москвы. Отказ их платить дань послужил поводом к новому походу, окончившемуся покорением Северной Югрии. В 1514 г. завоеванная Югрия была разделена на две области, Кондинскую и Обдорскую (т. е. лежащие по р. Конде и р. Оби), и великий князь Василий Иванович к титулу, унаследованному от Ивана III, — "вел. кн. Югорский" — прибавил "Кондинский и Обдорский". Русских поселений в Югорской земле еще не было, и зависимость ее от Москвы была очень слаба. В Сибирской земле в XVI в. образовалось независимое татарское ханство, главным городом которого была Сибирь на Иртыше. Население "Сибирской земли" было частью оседлое, частью кочевое и даже бродячее. Занимались жители звериным промыслом, оленеводством и отчасти торговлей с соседними народами; вероятно, у них были соприкосновения на почве торговли с русскими промышленниками через посредство обитавших там же зырян. Сибирские татары занимались и землепашеством, особенно по р. Тоболу. В 1555 г. один из сибирских ханов, Етыгар или Етигер, отправил к Грозному послов, чтобы поздравить его с покорением царств Казанского и Астраханского и предложить ему взять на себя защиту Сибири; при этом были посланы подарки, которые московское правительство сочло за дань и стало обращаться с сибиряками, как с подданными русского царя, а сам Иоанн величал себя даже "повелителем всей Сибири". Около 1563 г. Кучум, царь ногайский, основал новое Сибирское царство, более могущественное, чем прежнее; родственники Кучума, стоявшие во главе отдельных родов и волостей, поддерживали его всеми силами, и московское правительство вынуждено было вести с ними тяжелую и продолжительную войну. Некоторую роль сыграл здесь сильно распространившийся в С. исламизм, который отталкивал от Кучума идолопоклоннические племена, но зато укреплял самое ядро сибирского царства. Иоанн употреблял все средства, чтобы захватить С. под свою руку; он посылал грамоты, посольства и т. д., но напрасно. В минуты опасности, грозившей Кучуму со стороны соседей, и боязни царского наказания за подчинение некоторых волостей вогуличей и остяков, раньше плативших дань русским, Кучум соглашался подчинить свое царство Москве; но когда обстоятельства изменялись, он убивал послов Иоанных. Чего не могло достигнуть правительство, то сделали частные люди, промышленники-колонизаторы восточного края Строгановы, в соединении с удалыми разбойниками, поволжскими казаками.
Строгановы
Когда в 1472 г. была завоевана Пермская земля, понадобилась частная инициатива, чтобы "обрусить" ее громадные пространства. Главными обрусителями явились Калинниковы, основавшие г. Соликамск, и особенно Строгановы (см.). В 1517 г. они колонизовали пустынный Устюжский уезд, а в 1558 г. один из них, Григорий Аникиев Строганов, "купецкого чина человек", просил у царя позволения занять земли возле Чусовой, чтобы "городок поставити и на городе пушки и пищали учинити и пушкарей и пищальников устроити для бережения от ногайских людей и от иных орд". Царь отдал Строганову в аренду земли от устья речки Лосевы, по обе стороны Камы, до впадения в нее Чусовой, так как земля эта оказалась свободной и с нее никто податей не платил; вместе с тем ему была предоставлена на 20 лет свобода от податей. Лет десять спустя другой Строганов, Яков, получил от царя землю по Чусовой и вниз по Каме до Ласвинского бору. Таким образом в руках Строгановых очутилось огромное пространство, на котором было устроено ими несколько городков (Кинкор, Кергедан) и разбросано до 35 слобод, деревень, починков. Для принятия мер против вторжения инородцев Строгановы должны были собирать сведения о том, что происходило вокруг них, и таким образом сделались как бы политическими агентами Грозного, которому сообщали все добытые сведения. В 1572 г. Иван Грозный приказывает Строгановым ввиду нападений на Пермский край набирать и вооружать "охочих казаков" и посылать их на инородцев; в 1574 г. они уже сами просят у царя позволения посылать своих казаков в С. для защиты царских данников. Разрешение это было дано вместе с правом строить городки на р. Тоболе и на притоке его, заселять там пустоши и вести свои промыслы. До 1579 г. Строгановы не воспользовались своим правом, вероятно, потому, что в их семье в это время шел нелад: Григорий и Яков умерли, а третий брат, Семен, был в ссоре с племянниками. Когда вражда прекратилась, Строгановы пригласили к себе на службу атамана одного из казачьих отрядов, разбойничавших на Волге. Это был Ермак Тимофеевич, знаменитый покоритель Сибири.
Поход Ермака
Ермак во главе 540 чел. прибыл к Строгановым и здесь оставался два года, помогая им воевать с вогуличами; в то же время Строгановы посылали отряды и против пермяков и вотяков, в которых, вероятно, участвовали казаки из Ермаковой дружины.
1 сентября 1581 г. Строгановы послали казацкое войско "воевать Сибирь", усилив его, между прочим, пленными корельцами и литовцами: в общем составился отряд в 840 чел., хорошо снабженный боевыми снарядами и съестными припасами.
В следующем году чердынский воевода по злобе на Строгановых донес царю, что они просят у него ратной помощи, а сами своих владений не оберегают, посылая казаков за Урал на Сибирью воевать. Царь послал Строгановым грозную грамоту, где обвинял их в измене и в воровстве и приказывал вернуть казаков; но в это время Сибирь была уже завоевана.
Отправившись в поход, Ермак до Туры, служившей границей Сибирского царства, почти не встречал сопротивления. Здесь он впервые нашел полуоседлое население — пашенные юрты вогуличей и остяков, находившихся в непосредственном заведовании, кажется, остяцкого князя Епанчи. В происшедшем столкновении ружье, как выражается Соловьев, победило лук.
Близ устьев Тобола Ермак рассеял татарские толпы и стал подниматься вверх по Иртышу к городу Сибири. Когда на рассвете 23 октября казакам стало известно, что их ждет Кучум в засеке около своего города, страх объял казаков, и они хотели повернуть вспять. Ермаку удалось воодушевить казаков, "и бысть сеча зла, за руки емлюще сечахуся". Татары и сам Кучум бежали; Ермак вошел в опустевшую столицу. Он оказался не только храбрым завоевателем, но и умным, дальновидным устроителем, так умело держа себя с покоренными племенами, что те полюбили его и всеми силами поддерживали. Благодаря их содействию ему удалось настичь сына Кучума, Махмет-Кула (Маметкула), разбить его и взять в плен. Тогда только Ермак послал в Москву весть о своем завоевании, дошедшую до царя не раньше ноября 1582 г. Иоанн немедленно послал в новую землю свою воевод князя Семена Болховского и Ивана Глухова с 300 стрельцами да приказал еще от Строгановых взять 50 чел. конных.
Болховской зимой 1583 г. пришел в Строгановские дачи и сейчас же, как ему было приказано, отправился в Сибирь. В Москве скоро спохватились, что лучше Болховскому подождать до зимы, собрать провизию, изготовить все необходимое. Был послан гонец, чтобы отменить прежнее приказание, но слишком поздно. Болховский пришел в Сибирь без запасов, без лыж, без нарт, претерпев в дороге страшные лишения, и скоро умер.
Когда татары увидели, что Ермак думает прочно осесть в Сибири, что к нему приходят подкрепления, они замыслили восстание. Карача, один из татарских князьков, некогда разбитый казаками, обратился к ним с просьбой оказать ему помощь против ногайцев. Ермак послал отряд под начальством Ивана Кольцо, но татары вероломно перебили его. Вскоре после этого Карача открыто возмутился против русских и осадил Сибирь, но вынужден был отказаться от своего намерения.
Это было в марте 1584 г., а 5 августа Ермак погиб. С небольшим отрядом он направился, по ложному слуху, на выручку бухарского каравана и попал в засаду, которую ему устроил Кучум. Ночью на сонных казаков напали татары и перебили их; спасся только один. 15 августа русские с Глуховым во главе бежали из Сибири по р. Иртышу и Оби, перевалили через Уральский хребет, попали в тогда Архангельскую губернию и оттуда уже направились в Москву. Сибирь была потеряна, но только на время.
Вторичное завоевание Сибири Царь Федор Иванович, не зная еще о смерти Ермака, отправил в Сибирь нового воеводу Ивана Мансурова с сотнею казаков и пушкою. Никого не застав там из русских, он зазимовал при впадении Иртыша в Обь, построил на правом берегу Оби "Большой Обский городок", выдержал осаду инородцев и разбил их, после чего они стали являться к нему с изъявлением покорности: князек Лугуй от имени шести остяцких волостей отправился в Москву и испросил у царя жалованную грамоту, по которой он освобождался от всяких поборов и обязывался привозить на р. Вым 7 сороков (280) соболей.
Весною Мансуров возвратился в Россию. Узнав о положении вещей в Сибири, московское правительство еще раньше послало туда отряд в 300 чел. под начальством воевод Сукина и Мясного. Они достигли Туры, но не пошли к столице Кучума, а двинулись вверх по Туре и добрались до татарского города Чимги, на правом берегу Туры, при впадении Тюменки, и здесь заложили город Тюмень, сделавшийся базисом дальнейшего движения русских. Опираясь на новый город, от природы почти неприступный для нападений инородцев, воеводы стали подчинять своей власти окрестных жителей до pp. Туре, Пышме, Пяти, Тавде и Тоболу. С этого времени начинается неуклонное, правильное движение русских в глубь страны. Вся нынешняя Сибирь была завоевана до 1701 г., т. е. почти в одно с небольшим столетие; нужно было огромное напряжение энергии, чтобы в такой сравнительно незначительный срок с Уральских гор перебросить русские поселения в Камчатку.
Все это время беспрерывных экспедиций можно разделить на два периода: с 1586 по 1625 и с 1625 до 1700 г.
В первый период все силы направлены на приобретение западной части С.: в 1625 г. река Енисей была границей наших завоеваний.
Во второй период русские силы направляются на восток и доходят до самого моря, но центр тяжести движения лежит по бассейну реки Лены; главные русские населения группируются возле Байкала.
В 1587 г. русские придвинулись к вражеской столице — Сибири и вблизи нее основали городок Тобольск. Вскоре после того возникает целый ряд городков-острогов, острожков, зимовок по р. Оби в ее притокам, чтобы закрепить за русскими весь западный край и открыть безопасное сообщение его с Россией. Лозвинский острог на р. Лозве, Пелым, Березов, Сургут, Тара, Обдорск играли роль крепостей, построенных среди вражеских вогульских, татарских, остяцких и самоедских племен. Лишь только первые насельники почувствовали почву под ногами, они по рекам, а частью и сухопутным путем, немедленно двинулись дальше. Расспросы инородцев, слухи и русское "авось" руководило их движением. Правительство не могло управлять из Москвы этим движением, но не могло и оставаться равнодушным к нему. Москва нередко посылала по собственной инициативе воевод, с приказанием построить тот или другой город: так возникли, напр., Мангазейский острог и Томск. Занимается пространство между южн. частью р. Оби и Енисеем; по притокам Оби возникает целый ряд поселений: Кетский остр. (1596), Нарымский (1596), Кузнецк (1618), Енисейск (1618), Маковский остр. (1619), Милецкий (1621). Из Тары отправляется экспедиция к Ямышевскому оз. для добывания соли; из Енисейска русские знакомятся с бурятами, и енисейский воевода предлагает им принять русское подданство; тобольский воевода зовет под царскую руку калмыков. Через посредство мангазейцев основывается Туруханск на Енисее. В Тобольской С. основываются новые города — Верхотурье (1598), Туринск (1600); архангельцы от Мезени ищут северного пути к Мангазее и т. п. После 1625 г. русские переваливают через Енисей. Из Енисейска, главным образом, отправляются отряды для разведок, которые ведут к подчинению инородцев, к обложению их ясаком, к основанию городов. Остроги Киренский, Усть-Кутский, Братский, Тутурский, Ангарский, Баргузинский, Нижнеудинск, Верхнеудинск, Иркутск, Селенгинск, Нерчинск и др. группируются вокруг Байкала, а экспедиция в Ургу и, наконец, на Амур, где вырастает Албазин, завершают это напряженное движение на юг. Даже северные земли, где приходится бороться с суровою природой, привлекают колонистов. При впадении в Лену Олекмы появляется Олекминский остр., далее по Лене возникает Якутск, по Алдану устраиваются зимовья для сбора ясака. Возникает Верхоянск, посылающий экспедицию на самый север, в страну юкагиров, где закладывается острог Нижне-Колымский, и в земли чукчей, где возникает Анадырский острог; затем русские доходят до Камчатки, где возникают Большерецкий острог, Верхне-Камчатский острог на полуострове и Косой острожок на материке — предельные пункты русских завоеваний на востоке. Так называемый Берингов пролив задолго до Беринга открыл казак Дежнев (см.). Уже в 1640 г. составлены были маршрут и чертежи "от Енисейска по Тунгузке до Кути и с Кути вверх по Лене" и описаны все ее притоки. В 1672 г. благодаря географическим исследованиям насельников можно было составить сводную карту Сибири.
По словам лучшего историка С. Словцова, покорением племен Зауральских Россия обязана дружинам казаков да вольнице промышленников, "по большей части из Устюжского края на лыжах или нартах за Камепь явившихся, с пищалью и луком за плечом. Последние почти всегда впереди обследовали аул, число жителей, богатство уловов звериных, и, если не считали себя равносильными, соединялись с первыми, чтобы провозгласить найденных инородцев подданными Московского государя и обложить их данью ясака, для царского Величества... По следам сих покорителей, метавшихся направо и налево, по рекам и речкам в лодках, а по льду и тундре на собачьих и оленьих нартах, и под стать на лыжах, по следам их воеводы, снабженные наказами, вновь назначали зимовья, остроги, после города". Это — самое верное изображение хода завоевания Сибири. Трудно с точностью определить размер земельной площади, занятой русскими. Словцов определяет ее к началу 1662 г., быть может с некоторым преувеличением, в 4 500 000 кв. верст.
Борьба миров русского и инородческого
Инородцы Северной Сибири скоро покорились новой власти и отделили свои интересы от интересов аристократии Сибирского царства, с которой благодаря бессословному строю жизни у инородцев не могло быть тесной связи. В самом Сибирском царстве в это время шла рознь между родами Шейдяковым и Кучумовым, что дало возможность письменному голове Чулкову захватить самого Шейдяка и его мурзу Карачу, убившего Кольцо. В 1591 г. кн. Масальский разбил Кучума близ оз. Чаликула, но он завел сношения с ногайцами, получил от них помощь и стал грабить русских и подчиненных Москве инородцев. Все последующие переговоры не приводили ни к чему; Кучум и аристократия сибирская не хотели отказаться от своего привилегированного положения.
Наконец (в 1598 г.) Кучум потерпел решительное поражение и бежал к ногайцам, где и погиб. Гибель Кучума помогла русским привлечь на свою сторону многих сторонников прежнего царя, между прочим — чатских татар. Двух Кучумовичей отправили в Москву; остальные выступили открытыми врагами русской власти, нашли поддержку у ногайцев и калмыков и в 1606 г. напали на Тарский уезд. Хотя русские войска и нанесли им поражение, но калмыкам удалось утвердиться в этом уезде. К тому же смутное время, которое тогда переживала Россия, не могло не отозваться и на сибирских делах. Вогулы, остяки, татары сибирские и даже самоеды поднимают восстание за восстанием на севере. В 1607 г. чуть было не погиб Березов. На юге Кучумовичи, опираясь на калмыцких тайдшей, делали опустошительные набеги вплоть до Тары; в то же почти время ногайцы (в 1608 г.) напали на Тюменский у. и разграбили его. Русские с трудом держались в С. Это был первый натиск двух союзов инородческого мира на русские земли. Ишиму Кучумовичу, высланному в Москву, удалось бежать оттуда. Он благополучно пробрался в С. и здесь наследовал право на сибирский престол после брата Али. Он думал покончить с русскими одним ударом, но был разбит. Это поражение на время оттолкнуло калмыков от Кучумовичей, тем более, что монгольский Алтын-хан, враг калмыков, стал поддерживать русских. Волости татарских и тюрко-татарских народов не были, однако, довольны русским владычеством; старая аристократическая закваска сказывалась, да и обращение русских с инородцами было очень жестокое. Поднялось страшное восстание. Барабинские татары в 1628 г. перебили русский отряд; тарские татары опустошили весь уезд вплоть до города Тары. Из Тобольска двинуты были ратные люди; татары были застигнуты врасплох и почти все перебиты. Когда тарские и барабинские татары угрожали Таре, Кучумович намеревался в союзе с чатскими и теленгутскими татарами отрезать Томск, но замысел его был открыт, и нападение не удалось. В следующем году русские успели разбить чатского мурзу и теленгутского князя. Кучумовичи снова обратились к калмыкам, но тайдши калмыцкие сначала боялись открыто поддерживать сибирских царевичей и позволяли им лишь негласно набирать сторонников. С 1634 г. калмыки начинают открыто поднимать восстания против русских во имя тех же Кучумовичей, но восстания эти носят скорее характер разбойничьих набегов. Так тянется дело до начала 60-х годов XVII в. Надежда освободиться при помощи сибирских царевичей от русских властей не умирала среди татарского населения, особенно среди татарских "людей белой кости". Новый мятеж прежде всего начался на Исети. В 1662 году изменники "многие слободы повоевали, людей побили и скот отогнали и дворы выжгли". Крымский хан, с которым татары были в сношениях, обещал им прислать на помощь 20000 человек, но не прислал. Мятежные действия продолжались три года, до 1665 г., и кончились полным поражением Кучумовичей; только калмыки продолжали еще несколько времени пользоваться их именем для набегов на русские волости. В конце 70-х годов XVII стол. окончательно прекращаются набеги татар во имя Кучумовичей, и они сами бесследно пропадают. — В первой четверти (1626 г.) XVII стол. число ясачных людей вместе с инородцами, бывшими на службе царской, в Западной С. не превышало 3000 чел., между тем как в середине XVI в. послы Едигера, прибывшие в Москву с изъявлением покорности, сказывали, что "у Едигера (т. е. в Западной же С.) 30700 чел. черных людей". Одно это говорит об интенсивности борьбы и о страшном избиении инородцев. Кроме описанных войн во имя Кучумовичей, за это время было множество более или менее мелких бунтов отдельных волостей. Всех военных столкновений за период с 1590 по 1617 г., не включая экспедиций для наложения ясака, кончавшихся удачно, без особого кровопролития, было не менее 30, причем некоторые из них были очень серьезны.