РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
Приготовила:
Библиотекарь ГБПОУ СО «ПАЛ»
Жигачёва Елена Сергеевна
Природа дала человеку два оружия - интеллектуальное и нравственное. Просвещенный, интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и усиливает нравственные чувства человека. Нравственность человека проявляется только в одном — в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов.
Нравственное воспитание, молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Духовные болезни становятся неизлечимыми и более пагубными, чем болезни тела. От чьих-то болезней тела никто больше не страдает, кроме самого больного, а от духовно больного страдают многие
В чем же причины появления или развития такой опасной духовной болезни, как безнравственность?
Для ясности возьмем сравнение. Если мы поставим такой вопрос: «Почему ребенок - первоклассник не знает законы физики, химии, биологии и т.д. и не умеет ими руководствоваться в жизни?» - то мы получим верный ответ. Скажут: ребенок не может знать эти законы и правила их применения, поскольку еще не изучал их и систематических знаний не получал.
Разве использование законов и правил нравственного поведения меньше нужны человеку, чем знание физики или истории? После школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления.
Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.
Безнравственный знаток физики или химии более опасен, чем нравственно не развитый работник, не владеющий этими знаниями. Действительно, какой же земледелец или животновод, портной или столяр, сталевар или шахтер руководствуются знаниями в области философии или географии, языкознания или астрономии? Однако безнравственное отношение к своему делу в каждой сфере непременно завершится браком, порчей, вредом, убытками, лишениями, страданиями для многих.
Еще в 1701 году профессор Московского, университета Сырейщиков Е.Б. в статье «О пользе нравоучения при воспитании юношества» писал, что от всех болезней душевных предохраняет человека нравственная наука, что надо эту науку преподавать как можно раньше.
Отсюда постановка проблемы преподавания нравологии.
Важнейшая задача формирования личности - это нравственное воспитание человека.
Одной из основных задач проектирования и формирования личности наряду с интеллектуальным развитием является нравственное воспитание молодого поколения. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
Как писал Аристотель, человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким. Наше общество уже находится на грани дикой нравственной деградации научно-грамотной молодежи. Нет нужды приводить ужасающие факты, широко охватившие огромные просторы нашей страны. Требуется срочная помощь молодому поколению, чтобы оно могло осмыслить ценности своего существования: свою историческую миссию, свою социальную роль?
Исследователи психологических аспектов нравственного сознания и поведения обычно занимаются изложением принципов и категорий общей психологии. Современное состояние науки требует, чтобы мы развивали нравственно-психологические категории.
Высшие формы нравственного поведения стимулируются не только требованиями общественного мнения, а также совестью и нравственными убеждениями. Совесть - это способность ребенка осуществлять нравственные обязанности, производить самоконтроль и самооценку совершаемых поступков. Совесть выражается во внутреннем восприятии недопустимости определенных желаний, которые не нуждаются в доказательствах.
Нравственность и общественная психика находятся в диалектическом единстве. При этом нравственная сторона личности не терпит влияния со стороны, поэтому выполняет регуляторные функции в общественном и эмоциональном поведении личности. Нравственная система нуждается в особых социально-психологических механизмах, которые обеспечивают индивидуальное социальное поведение. В этих условиях нравственные нормы приобретают роль мотивационных факторов поведения.
Вся нравственность человека детерминирована общественно-историческими, социально-культурными и этнопсихологическими условиями. Нравология как наука призвана раскрывать зависимость формирования нравственных свойств личности от указанных условий.
«Нравология» означает название науки об особенностях нравственной деятельности отдельной личности, она имеет многовековую историю развития. Все народы в процессе своего исторического становления вырабатывают индивидуальное и групповое нравственное сознание. Нравственные нормы формируются раньше, чем этические правила.
Последние есть внешние формы поведения, которые характерны для более высокого уровня развития культуры. Например, обязательные атрибуты взаимоотношений, свойственные дворянству, совершенно не характерны для рабочих и крестьян. Однако нравственные свойства не дифференцируются по классовому или национальному признаку. Например, чувство справедливости или ответственности, доброты или трудолюбия одинаково проявляются независимо от социальной принадлежности. Например, трудолюбие или честность не знают ни национальности, ни классовых различий. Однако нельзя сказать того же в отношении соблюдения этических норм. Например, крестьянскому мальчику совершенно безразлично, в какой руке держать ложку, а в какой руке - вилку, хотя это важно в смысле усвоения этических норм для детей, воспитывающихся в более интеллигентных городских семьях.
Однако высокая этичность не предполагает такой же высокой нравственности, а высокая нравственность не влечет за собой такую же этичность. Например, люди факт кражи охотно свалят на плохо одетого человека, если даже безнравственный факт совершил не он, а внешне вполне приличный человек. В жизни часто случается так, что бедный скорее поможет бедному, чем богатый.
Воспитание - это, прежде всего проектирование способов отношений к людям и к самому себе, а также отношений к труду, к вещам, к природе, к обществу в целом. Личность есть совокупность собственных отношений к окружающему миру. При характеристике человека его отношение к другим является определяющим фактором.
Выполнение отдельными людьми нравственных требований контролируется всеми членами определенного сообщества.
Общепринятые нравственные нормы поведения поддерживаются как разумные и целесообразные с помощью различных форм общественного сознания - нравственных принципов, идеалов, табу, понятий добра и зла и т.п. Эти нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни и чувство долга, который осознается индивидом как мотив своего поведения, то есть становится психологическим механизмом нравственности. Мотив – собственный, внутренний побудитель к совершению благородного поступка, это источник чувства ответственности - главного критерия степени нравственного развития.
Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности.
Под воздействием воспитания, накопления жизненного опыта, нравологического просвещения личность в своем сознании концентрирует достижения нравственной культуры общества, в результате человек в традиционных ситуациях поступает сообразно нравственным нормам, а с другой стороны, в свои действия включает творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию, что способствует принятию благовоспитанного решения в проблемных ситуациях. Так происходит развитие нравственности через достижение оптимального сочетания уже известных типических, традиционных норм поведения и новых, творческих элементов.
Главная цель воспитания - это «чистота совести, победа над страстями и пороками, стремление к добродетели, правдивость, честность, святость в чувствованиях и побуждениях, мудрость и решимость, важность в предприятиях, воздержанность среди изобилия, довольство среди скудости, умеренность и кротость на высочайших степенях знаменитости и славы, непоколебимое мужество и бодрость в несчастиях и опасностях и во всем течении подвигов жизни непрестанно присутствующий пред умными очами и всю душу наполняющий светлый вид бессмертия» (Сохацкий П.А., Слово о главной цели воспитания. - Сб. речей императорского Общества истории и древностей Российских. М, 1793. С. 1-20).
Для того чтобы определить цель воспитания, сначала необходимо ясно представить его предмет. Что же такое подлинный предмет воспитания? Ответив лишь на этот вопрос, мы сможем ответить, какое же воспитание лучше и целесообразнее. Одно является бесспорным предметом воспитания — это добросовестное и благородное выполнение своих обязанностей перед родителями и школой, перед своим народом и страной. Долг воспитания перед государством выражается в подготовке полезных граждан. Поэтому важная цель воспитания – это выращивание благополучных детей для государства. Однако в этой формулировке есть один недостаток. Дело в том, что воспитание ребенка предполагает не только подготовку полезных граждан для общества.
Благовоспитанность человеку необходима не только для того, чтобы быть полезным обществу, он еще сам обязательно должен быть счастливым как следствие благородного и добронравного поведения.
Таким образом, главный предмет воспитания - это «образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами» (Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей. М., 1783).
Русский просветитель Новиков Н.И. считал, что предмет воспитания состоит из трех частей: воспитание телесное, нравственное и разумное. Мы рассмотрим здесь смысл нравственного и разумного воспитания.
Нравственное воспитание имеет своим предметом «образование сердца», то есть образование и управление чувствами и волей детей. Если человек не может напрягать свою волю, если не может подчинить волевой регуляции свои действия, то это приведет к неуправляемости эмоций и чувств, что неприемлемо для благовоспитанного и добросердечного человека. Образование сердца состоит в развитии духа, воспитании чувства справедливости и доброты.
Разумное воспитание имеет своим предметом просвещение, интеллектуальное развитие, вооружение основами наук. Разумное воспитание предполагает развитие у детей любопытства, внимательности, развитие способности к обобщениям, практическому применению знаний и т.п.
В понимании Бестужева А.Ф. предмет нравственного воспитания заключается в создании условий для развития ребенка в соответствии с его природными наклонностями, направленными на пользу общественного прогресса.
Каким должен быть предмет нравственного воспитания? Предмет нравоучения - это, прежде всего разрешение проблемы нравственного воспитания. При рождении душа человеческая находится в состоянии наготы, как и тело; она не имеет ни понятия, ни потребностей. Способности чувствовать, мыслить, хотеть ребенок приобретает в виде задатков и возможностей. Однако их развитие зависит от внешних обстоятельств, от обучения и воспитания, а эти задатки у разных детей тоже разные. При отсутствии соответствующих условий человек с гениальными задатками может остаться диким по сравнению с воспитанным и образованным. Разница между людьми не столько от природы, сколько от воспитания.
К воспитанию, ребенка надо приступить только после исследования его характера и способностей. Только узнав особенности способностей ребенка, можно организовать правильное его воспитание и развитие.
Воспитателям необходимо учитывать два важных фактора: первый - по возможности больше расширять круг нравственных понятий; второй — избавлять детей от вредных действий, которые могли бы запечатлеться как отрицательные привычки.
Жизнь подтверждает, что самые обширные и глубокие знания, превосходные таланты оказываются зловредными и пагубными, если их носитель - субъект - не достиг нравственной чистоты и благородства души.
Обычно и в семье и в школе на первое место ставится изучение основ наук, а наука о том, как стать человеком, то есть, как быть благородным и добродетельным, благоверным и добропорядочным, благоразумным и добросовестным, благовоспитанным и добросердечным, - все это считается приходящим как бы само собой, без специального обучения и формирования, Поэтому до сих пор нет ни специальной науки, ни учебного плана, ни программы по изучению и усвоению нравственных категорий и норм поведения. Хотя общество остро нуждается не только в знатоках основ различных наук, но и в том, чтобы эти же граждане одновременно были бы телесно здоровыми, душевно развитыми и духовно совершенными.
Бытует распространенное мнение, поддерживаемое некоторыми авторитетными именами, будто ребенок - чистый лист, и на нем можно нарисовать что хочешь, что из любого ребенка можно воспитать кого хочешь. Однако наука утверждает и народная практика подтверждает, что есть такие дети, которые ни к чему не имеют стремления, есть робкие и отважные, есть ленивые и очень старательные, есть дети, разум которых невозможно разжечь никакими сильными впечатлениями, такие, которые все схватывают с полуслова или намека. В жизни встречаются такие слабые детские души, которые никаким предметом или делом заинтересовать невозможно. Следовательно, как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание — это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай. Однако можно растение выращивать и в болоте и на песках, только это потребует траты стольких сил, которые будут совершенно не равнозначны полученному результату.
Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и от нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний не имеет никакого значения. Именно таким путем совершаются захватнические войны, государственные перевороты. Сегодняшнее благосостояние или неблагосостояние (вандализм, нищета, преступность, деградация, разрушительство, ленивость, безрассудство, наркомания, алкоголизм, насилие) непосредственно зависит от вчерашнего воспитания молодых людей. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Если молодое поколение отравлено развратом, отвращением к труду, неуважением к старшим и младшим, если юношам не ведомо, что такое благородство и добронравие, это неминуемо ведет к разрушению устоев государства и ввергает страну в пучину хаоса и беспорядка.
Безнравственность ведет к богатству одних за счет ограбления многих, за этим следует бессмысленная роскошь, которая влечет за собой безрассудное распутство, ведущее к распространению болезней, все это за собой ведёт жадность и корысть, вражду и злость, исключающие добросердечие и совесть. Такова логическая цепочка, если нет нравственного домашнего и школьного воспитания.