1. Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов, двигательных функций руки, пространственной ориентации
Игра 1
Цель игры: развитие навыков звукового анализа и синтеза слов, буквенного гнозиса, пространственной ориентировки.
Ход игры: учитель предъявляет ряд букв и просит учеников разложить их в алфавитном порядке, тогда получится знакомое (новое) слово. Затем можно предложить ученикам написать его в тетради, сосчитать, сколько в слове букв и сколько звуков.
Например: o, t, r, d – dort (4 буквы, 4 звука).
Игра 2
Цель игры: развитие буквенного анализа слова, пространственной ориентировки, внимания.
Ход игры: учитель предъявляет набор букв и картинку с изображением какого-нибудь предмета. Ученики должны выбрать те буквы, которые необходимы для составления слова, обозначающего предмет на картинке, и записать его. Какая это часть речи? Например: i H d u s a m – Haus (существительное).
Игра 3
Цель игры: развитие буквенного гнозиса.
Ход игры: учитель просит учеников правильно соединить прямыми линиями заглавные и соответствующим им маленькие буквы.
F P G S T J R L Q N D I
t q s f g d j l i p r n
Игра 4
Цель игры: морфемный анализ слова, развитие воображения.
Ход игры: учитель просит правильно соединить части слов, опираясь на представленные рисунки.
Ta Klas Schu Leh Kugel Blei
Schreber rer sche le se stift
Игра 5
Цель игры: развитие звукобуквенного анализа слова.
Ход игры: учитель предъявляет ряд слов. Ученики должны выбрать те из них, где есть сочетания букв, которые произносятся как один звук. Например: die Schule, sieben…
Игра 6
Цель игры: развитие звукобуквенного анализа слова.
Ход игры: ученики должны подобрать такое буквосочетание, чтобы получились полноценные слова. Как читается это сочетание букв?
? ule
? ultasche
? littschuh
Игра 7
Цель игры: развитие пространственной ориентировки, памяти.
Ход игры: учитель складывает в коробку (мешок Деда Мороза) вырезанные из плотного картона буквы немецкого алфавита, а ученики должны назвать, какую букву они вытащили из мешка.
Игра 8
Цель игры: развитие фонематического слуха, умения концентрироваться.
Ход игры: ведущий шепчет сидящему с краю на ухо слово на немецком языке. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу и т.д. Игра ведется на две команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок передаст названное слово последнему игроку.
Игра 9
Цель игры: развитие звукобуквенного анализа слова, мелкой моторики, воображения.
Ход игры: учитель предлагает “зашифровать” какое-либо слово в виде рисунка из букв, из которых состоит слово.
Игра 10
Цель игры: развитие буквенного гнозиса, графо-моторных навыков.
Ход игры: учитель рисует элемент буквы и предлагает детям дорисовать его до получения буквы, уточняя: “Какая это буква?”
Игра 11
Цель игры: развитие буквенного гнозиса, графо-моторных навыков.
Ход игры: учитель рисует точки, служащие для детей зрительным ориентиром. Обводя их, они получают букву, которую нужно назвать. С помощью точек учитель может “запрограммировать” небольшой рисунок. В таком случае дети должны назвать дорисованный образ одним из изученных слов. Таким образом можно “вводить” новые лексические единицы.
2. Игры на развитие памяти и внимания.
Игра 1
Цель игры: развитие волевого (произвольного) внимания, восприятия ритма, двигательной памяти.
Ход игры: звучит музыка, дети маршируют и выполняют команды учителя: Hande hoch! Hande nieder! и т. д. Учитель прекращает команды, дети должны выполнить движения в том же порядке на те же такты музыки.
Игра 2
Цель игры: развитие произвольного внимания, повторение алфавита.
Ход игры: каждому ребенку присваивается определенная буква немецкого алфавита. Затем учитель (или ведущий) называет какую-нибудь букву и тот ребенок, которому присвоена эта буква, делает один хлопок и повторяет название буквы.
Игра 3. “Пишущая машинка”
Цель игры: развитие произвольного внимания, закрепление навыков чтения.
Ход игры: ребенку присваивается звук. Учитель (ведущий) произносит немецкое слово и пишет его на доске. Затем каждый ученик по хлопку учителя произносит звук в том порядке, в каком они следуют в написанном слове. Когда слово “напечатано”, все хлопают в ладоши.
Игра 4
Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Ход игры: дети сидят за партами или стоят. По команде дети выполняют требования учителя. Например: Malt eine Katze! Schreibt einen O! Tanzt! и т.д.
Игра 5
Цель игры: развитие памяти, внимания.
Ход игры: двое учеников выходят к доске, на которой в беспорядке написаны числа. Учитель называет определенное число, ученики должны быстро показать указкой и повторить числительное. Выигрывает тот, кто не ошибся ни разу.
Примечание: такую же игру можно провести, используя буквосочетания или отдельные буквы.
Игра 6
Цель игры: развитие внимания, повторение лексики.
Ход игры: ученику предлагается таблица, в которой в произвольном порядке расположены числа от 1 до 20. Ученик должен отыскать числа по порядку, показывая их указкой и называя вслух. Ученику нужно выполнить задание как можно быстрее.
Примечание: для придания игре духа соревнования, по двум одинаковым таблицам могут работать два ученика.
Игра 7
Цель игры: развитие внимания, повторение лексики.
Ход игры: на столе разложены предметы, названия которых ученики знают по-немецки (газета, журнал, книга, ручка и др.) Ученик, вышедший к столу, рассматривает одну – две минуты предметы, затем отворачивается. Учитель убирает один из предметов и задает вопрос ученику: Was fehlt hier? Ученик должен назвать отсутствующий предмет по-немецки.
Игра 8
Цель игры: развитие памяти, внимание, навыков счета, повторение лексики.
Ход игры: учитель задает вопрос типа: Wieviel Stuhle sind im Raum ? Ученик, давший быстрее всех правильный ответ, получает один балл. Далее задается следующий вопрос, например: Wieviel Klassen sind in der Schule? и т.д. Выигрывает учащийся, набравший наибольшее количество баллов.
Игра 9
Цель игры: развитие внимания, мышечной моторики, повторение лексики.
Ход игры: ведущий должен обратиться к ученику с просьбой. Например: „Setz dich, bitte!“, „Steh auf, bitte!“ и т.д. Ученик должен прокомментировать выполняемые действия, например: „Ich stehe auf“, „Ich setze mich” .
Игра 10
Цель игры: развитие внимания, памяти.
Ход игры: учитель на короткое время показывает детям какой-либо предмет, затем, убрав его, просит кого-либо описать его на немецком языке по памяти, называя его цвет и размеры.
Игра 11
Цель игры: развитие внимания, памяти, моторики.
Ход игры: ученикам раздаются карточки с числами и знаками + , - , = . Учитель на немецком языке дает задание решить пример ( 3+8 = …). Ученики, имеющие эти карточки, и карточку с ответом должны выстроиться в одну линию. Примечание: эту же игру можно проводить с карточками, на которых вместо чисел написаны слова. Ученики выстраиваются в одну линию, выстраивая предложение.
Игра 12
Цель игры: развитие памяти, внимания.
Ход игры: на столе раскладывается ряд предметов разного цвета. Ученик, вызвавшийся участвовать в игре, смотрит одну – две минуты на эти предметы, затем
отворачивается. Все предметы убираются. Учитель задает вопросы типа: Wie ist (war) das Buch? Ученик должен назвать цвет предмета.
Игра 13
Цель игры: развитие памяти, внимания.
Ход игры: учитель называет немецкое слово, ученики должны придумать слово, начинающееся на последнюю букву предложенного слова. Например: Stadt Theater Russisch Heft и т.д.
Примечание: слова должны быть известными, можно пользоваться словарем.
Игра 14
Цель игры: развитие памяти, внимания, снятие закомплексованности, развитие координации движений.
Ход игры: ученик показывает перед классом какое-либо движение (имитирует танец, написание буквы, ходьбу и т. д.), ученики должны назвать глагол на немецком языке, обозначающий это движение.
Можно заменить движение картинкой, изображающей движение:
Игра 15
Цель игры: развитие памяти, внимания, снятия закомплексованности, развитие координации движений.
Ход игры: учитель по всему классу раскладывает несколько предметов, названия которых ученики знают по-немецки. Вызвавшийся участвовать в игре ученик начинает собирать предметы, например:
„Ich nehme das Buch“. Ученик берет этот предмет, называя его на немецком языке.
Игра 16
Цель игры: развитие внимания, чувства ритма.
Оборудование: магнитофонная запись.
Ход игры: ученики читают вместе с диктором вслух текст из учебника или другого пособия. В середине текста учитель убавляет, а затем совсем отключает звук. Ученики в это время продолжают читать вслух в заданном диктором темпе. Затем учитель вновь включает звук. Важно, чтобы ученики “попали” в фонограмму. Выигрывает тот, кто смог это сделать.
Примечание: текст должен быть хорошо знаком учащимся. Вместо текста из учебника можно использовать знакомую детям песню или стихотворение на немецком языке.
Игра 17
Цель игры: развитие внимания, памяти, быстроты реакции, временных представлений.
Ход игры: ученики получают карточки с названиями дней недели (времен года, месяцев на немецком языке). По хлопку учителя ученики выстраиваются в линию по порядку следования дней недели друг за другом.
Игра 18
Цель игры: развитие произвольного внимания, самоконтроля, быстроты реакции, моторики.
Ход игры: дети выполняют команды учителя: “Steht auf!”, “Setzt euch!” и т.п. Одно из движений (команды) запретное. Дети должны повторить все движения (выполнить команды), кроме запретного.
Игра 19
Цель игры: развитие внимания, повторение лексики.
Ход игры: учитель предлагает детям найти в каждой строчке по одному известному слову, отбросив (зачеркнуть) ненужные буквы.
Например: AsderTwHausFrtusG
SchuleikPOtferdhslkl
Игра 20
Цель игры: развитие внимания, памяти, повторение алфавита и навыков счета.
Ход игры: ведущий называет цифры от 1 до 26.Ученики проговаривают про себя алфавит и пишут/произносят букву, которая соответствует данной цифре в алфавите.
Так же можно шифровать немецкие слова, а ученики составляют их. Например: 19, 20, 1, 4, 20 соответствуют слову Stadt.
Игра 21
Цель игры: развитие памяти, внимания, повторения лексики.
Ход игры: на доске написаны несколько предложений.
Ученики повторяют эти предложения вслух за учителем. После каждого повтора стирается одно слово, и так пока доска не останется пустой. Ученики должны повторить предложения.
3. Игры на развитие мышления.
Игра 1
Цель игры: развитие мышления.
Ход игры: учитель задумывает какой-либо предмет и просит детей отгадать, что он задумал, задавая по пять вопросов, например: Ist das eine Katze? т. п.
Игра 2
Цель игры: развитие умения классифицировать, сопоставлять.
Ход игры: из нескольких карточек, на которых написаны отдельные буквы, слоги, слова, знаки препинания, нужно сложить законченное по смыслу предложение и назвать его.
Игра 3
Цель игры: развитие мышления.
Ход игры: учитель предъявляет несколько картинок. Ученик должен установить последовательность событий, изображенных на них, разложить их в логическом порядке и составить по каждой картинке предложение, попытаться составить рассказ.
Игра 4.
“Вернуть число на место”
Цель игры: развитие мышления, логики.
Ход игры: демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено какое - либо число, например: 1 3 4 5 6 7 8. Учитель спрашивает: Was fehlt hier? Ученики должны назвать отсутствующее число.
Игра 5
Цель игры: развитие мышления.
Ход игры: ученик получает задание сосчитать устно, сколько будет 30 – 3 ? Получив ответ (27), учитель просит продолжать “дорожку”(27—3=24, 24—3=21 и т. д. до нуля), проговаривая примеры вслух.
Игра 6
Цель игры: развитие мышления.
Ход игры: каждый ученик приносит на урок какую-нибудь игрушку. Из группы выбирается один водящий. На три – пять минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю об одной из игрушек из трех – пяти предложений. Все игрушки расставлены на столе. Водящий входит в класс и по описанию ребят должен найти и назвать выбранную игрушку.
Игра 7
Цель игры: развитие умения классифицировать.
Ход игры: несколько слов (предложений), нужно назвать лишнее.
Например: die Stadt, das Buch, laufen, das Kino. Лишним будет слово laufen, так как это единственный глагол в ряду существительных. Принцип объединения слов в один ряд может быть разный.
1. Назовите слово, не подходящее по смыслу:
a) das Bad, das Wohnzimmer, die Puppe, die Küche, die Toilette;
b) der Sessel, die Liege, das Regal, der Teller, der Stuhl, der Schrank;
c) die Pfanne, die Tasse, der Teller, der Bleistift, der Topf.
Игра 8
Цель игры: развитие мышления, активизация лексики.
Ход игры: дается ряд признаков (gross, braun, klein и т. п.), нужно подобрать какое-либо слово (или несколько слов), обладающее данными признаками.
Примечание: данная игра может быть проведена и в обратном порядке (от предмета к признаку).
1) Какое слово является обобщающим для всех остальных?
a) Kohl;
b) grüne Bohnen;
c) Gemüse;
d) Gurken;
e) Spinat.
2) Was ist gelb? Что – жёлтое?
a) eine Gurke;
b) eine Tomate;
c) eine Zitrone;
d) Milch;
e) eine Erdbeere.
Игра 9
Цель игры: развитие мышления, воображения, моторики.
Ход игры: учитель читает несколько раз небольшой связный текст, основанный на знакомом материале. Ученики слушают и находят рисунки, иллюстрирующие рассказ. Затем по рисункам воспроизводят текст. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех.
Игра 10
Цель игры: развитие мышления, умения сопоставлять, навыков правописания.
Ход игры: учитель: “Я написал на доске предложение и случайно стер почти все. Восстановите это предложение и переведите его. Кто сделает это первым?”
Игра 11.
“Кто быстрее составит слово?”
Цель игры: развитие мышления, координации движений, повторение лексики.
Ход игры: в словах отсутствует начало/середина/конец. Дописать слова.