«Осень 2024»

«Развитие интеллектуальных способностей детей с помощью логических игр»

Интеллектуальные игры не требуют от взрослых больших усилий, нужно просто желание какое - то время быть с ребенком не только по факту присутствия, но всем сердцем, всеми мыслями.

Олимпиады: Дошкольникам "Охота за знаниями"

Содержимое разработки

Человеческая культура
возникла и развёртывается
в игре, как игра.


И. Хейзинга

«Развитие интеллектуальных способностей детей с помощью логических игр»

Блоки Дъенеша, игры Воскобовича, кубики Никитина, палочки Кьюизенера и т.д.


Дошкольный возраст - самый благодатный для интеллектуального развития ребенка. Интеллектуальные игры не требуют от взрослых больших усилий, нужно просто желание какое - то время быть с ребенком не только по факту присутствия, но всем сердцем, всеми мыслями. А уж если эти игры не только развивают ребенка, но и учат чему-то новому, совсем хорошо!


Интеллектуальная игра для детей - это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Она помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки.

Выготский полагал, что игра - это прекрасный метод развивающего обучения.

«Игровые педагогические технологии» -это различные педагогические игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат.


Технологии интеллектуального развития

Технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет В.В. Воскобовича

«Сказочные лабиринты игры» Технология З. Дьенеша

«Логические блоки» Технология Х.Кюизенера «Цветные счетные палочки»


Логические блоки Дьенеша


Что такое логические блоки? И зачем они нужны?

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки",  разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.


Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом - красные, желтые, синие;
3. размером-большие и маленькие;

4. толщиной-толстые и тонкие.

Логические блоки изготавливаются из дерева или пластика разной толщины. Примерные размеры больших и маленьких фигур (в


Толстые блоки должны быть толще тонких, по крайней мере, в два раза.

Наборы плоских логических фигур можно сделать из картона или пластика по примеру логических блоков. Отличительная особенность таких наборов — одинаковая толщина всех фигур. Размеры фигур примерно такие:

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук).


Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.


Задачи:

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

  • Развивать пространственные представления.

  • Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).

  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

  • Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.

  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ

  • Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

  • а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

  • б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);

  • в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.

  • Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).


4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:

  • для развития умений выявлять и абстрагировать свойства

  • для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

  • для развития действий классификации и обобщения;

для развития способности к логическим действиям и операциям.


Палочки Кюизнера


Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.


Задачи:

  1. Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.

  2. Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др.

  3. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости.

  4. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

  5. Развивать психические процессы: восприятие, мышление ( анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование), зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.

  6. Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности.

  7. Развивать умение работать в коллективе.


Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.

В состав комплекта входят:

белая - число 1 - 25 штук,

розовая - число 2 - 20 штук,

голубая – число 3 - 16 штук,

красная – число 4 - 12 штук,

жёлтая – число 5 - 10 штук,

фиолетовая – число 6 - 9 штук,

чёрная – число 7 - 8 штук,

бордовая – число 8 - 7 штук,

синяя – число 9 - 5 штук,

оранжевая – число 10 - 4 штук.


Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное"семейство".

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.


Основные дидактические задачи

Способы реализации с помощью палочек Кьюизенера (возможные варианты мотивации)

Сенсорное восприятие цвета и
 размера

Раскладывание в коробочки, мешочки, свободное манипулирование. Строительство разноцветных дорожек, домиков, мебели для матрёшек. Усложнение: выкладывать из палочек по рисункам, цветным схемам. Различные коврики*.

Сравнение по величине, длине,
ширине, высоте, форме. Умение
видеть закономерность, глазомер.

Игры конструирования по числовым схемам и контурам – кошечек, собачек, героев сказок, лесенок. Выкладывание цифр по схемам из палочек, букв, слов, сказочных героев – расколдуй сказку. Пирамидка*, лесенка. Различные коврики по цифровым схемам. Кодирование схем в играх типа: «Найди сокровище», «Кто быстрее к цели» и т.п. «Расшифровка старинных рукописей». Поезда с вагончиками*. Использование в сюжетных играх. Загадки: «Сколько колёс у 2-х машин?», показать палочкой, «Сколько лет брату?» и т.п.



Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: ,

Строительство лесенок(определение смежных ступенек, сколько всего ступенек, вверх, вниз от заданной ступеньки и т.п.). Поезд с вагончиками * (сколько вагонов, какой по счету красный, какой по порядку вагон стоит между черным и красным, левее синего) и т.п. «Говорящие числа» - озвучивание «Я больше тебя, он меньше меня».

Состав числа из единиц, из 2-х меньших, формирование данных понятий

«Как растут дома?» - многоэтажные: где жильцы единицы, где жильцы 2 меньших числа.

«Кто в домике живет?». «Рассели числа» «Расставь номера домов»

«Как зверята играли в числа».

Понятия четных и нечётных чисел.

Строительство лесенок из четных и нечетных чисел Дети «прыгая» по ступеням называют ряд четных и нечетных чисел

Использование палочек, как мерки. Речевые умения.

Измерение различных  предметов, обсуждение результатов.

«Измерь дорожку», «Кто быстрее достигнет цели». Сказочные ситуации различной мотивации.



Решение логических задач. Понимание словесных заданий с усложнением и их решение.

Различные задания по расположению палочек относительно друг друга, кодирование карт, схем и т.п.

Игры КВН. Разгадывание кроссвордов. Задавание  вопросов друг другу. Создание своих  сюжетов.

Развитие творческих способностей, самостоятельности.

Придумывание рассказов, сказок.

Примеры: расставь палочки так чтобы белая была между красной и синей, а рядом с синей, жёлтая. По аналогии другие задания дети задают друг другу.

Придуманный сюжет - как попасть в волшебную страну, решив правильно задачу и т.п.

Поезд из 3-х вагонов: розового, жёлтого и голубого цвета, при этом голубой в середине, а розовый не первый. В какой последовательности сцепить вагоны? Сколько пассажиров едет всего в поезде?

Ответ на последний вопрос дают, приложив оранжевую полоску ко всем вагонам.


* - Множество вариантов заданий различной степени сложности и мотивации.



Рекомендации к использованию

1.Освоение комплекта.

Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружение из них построек. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру.

2. Построение лестницы.

Дети строят лестницы разных размеров, что сопровождается рассматриванием палочек и изучением их особенностей. Так дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине.

3. Освоение отношений по длине, высоте, массе, объёму.

Используются различные игровые задачи: «Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) желтой. Найдите ее! (Скажите какую)». Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной". Игра-викторина: прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задать несколько вопросов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете. На вопросы даются ответы "да" или "нет".


4. Составление ковриков. составление узоров.

Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же"

Возможны различные варианты.

Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т.д. Составление узоров.

5. Развитие у детей количественных представлений.

Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?«

Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено.


В 3-4 года воспитатель предлагает найти палочку "1", уточняет, какого она цвета, предлагает положить перед собой, затем палочку "2" и положить ее под белую палочку так, чтобы получилась ступенька.

- А теперь найдите "З", Какого цвета палочка "З"? Положите голубую палочку "3" под розовую. Давайте посчитаем, сколько же ступенек получилось? Поставьте пальчик на белую палочку (кубик) и вместе считаем, каждый раз переставляя пальчик.

- Сколько же ступенек в лесенке? Три.

- Давайте проверим, не ошиблись ли мы?

Дети снова считают. Порядковый счет осваивается детьми трех-четырех лет одновременно с количественным. Поэтому дальнейший ход рассуждений и действий следующий:

- Которая по счету белая палочка? (Если считать сверху вниз).

- Первая. А которая по порядку розовая палочка?

- Вторая. А голубая - третья. Давайте теперь вместе посчитаем по порядку сверху вниз. Поставьте пальчик на верхнюю палочку "один" и считаем: первая, вторая, третья. Пальчик шагает по ступенькам и считает. Давайте еще раз посчитаем .

А теперь посчитаем в обратном порядке: снизу вверх. Поставьте пальчик на нижнюю ступеньку, он будет "шагать" по ступенькам и считать. Считаем: третья, вторая, первая.

Постепенно числовая лесенка увеличивается и соответственно в ходе игровых упражнений детьми осваивается количественный и порядковый счет.


Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают, (независимо от возраста) им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа.

Освоив построение числовой лесенки и поупражняясь в количественном и порядковом счете, дети переходят к называнию смежных чисел. Их спрашивают: "Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?".

Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Проверку этого положения удобно осуществлять палочкой "1", переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке. Воспитатель говорит при этом: "К одному прибавить один получается два, к двум прибавить один получится три" и т. д.

6. Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.

Упражнениям придается игровой характер (игра "Поезд").

Упражнения

Найти палочку "З", уточнить цвет и положить на стол. Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех "единиц" (белых кубиков). Найти еще одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел.


Освоение состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Например, составили число 5: 4 и 1,1 и 4, 3 и 2, 2 и 3. Предлагается от пяти отнять один (отодвинуть палочку), определить, сколько останется.

Упражнения разнообразятся. Освоив состав чисел, действия сложения и вычитания на цветных палочках, они начинают осуществлять их в уме (в 5-6 лет).

7. Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел).

Упражнения .

- Возьмите палочку "З", разделите ее на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (Три палочки).- Покажите 1/3 часть, 2/3 части; 3/3 части чему равно? Ответ: трем или одному целому. Если мы снова под палочку "3" положим 3 белых палочки, то получим опять число три.

- Чему же равно 3/3 части?

- А что больше: 1/3 часть или 2/3 части?

После соответствующего практического действия сравнивается 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой. Упражнения проводятся на всех числах, части целого дети показывают или кладут их на ладонь руки.


8. Умножение при помощи палочек (осваивается детьми 6-7 лет).

Методика: взять палочку -"1" только один раз и положить перед собой на столе.

-Если мы палочку "1" взяли только один раз, сколько же получилось?

-А если взять не один раз, а два раза, один и еще один, так сколько же получится, если один взять два раза? (Два). Какой палочкой проверим ответ? (Розовой).

- Возьмите "1" три раза. Сколько получилось? Проверьте ответ. Затем дети осваивают правила умножения числа два, замечают, что по мере увеличения числа, на которое умножается число два увеличивается ответ тоже на два.

Ответ в случае перехода через десяток дети составляют из имеющихся в наличии палочек. Для освоения действия деления можно предложить детям игру. Взять палочку "8" и разделить ее так, чтобы у каждого получилось по два; по четыре. Играют трое детей и делают палочку "9", чтобы каждый получил по "три".


Развивающие игры - помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

Одной из таких технологий являются игры Вячеслава Валерьевича Воскобовича.


Технология Воскобовича - это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя, ребенок осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.


Квадрат Воскобовича" ("Игровой квадрат")

или "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами ".

32 жестких треугольника наклеены на гибкую основу с двух сторон. Квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры.

Дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.

Квадрат позволяет поиграть, развить внимание, память, пространственное воображение и тонкую моторику, а также знакомит с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, является счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.


Знакомство начинаем с обследования квадрата

  • «Знакомимся с квадратом» (обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни уголок и др.);

  • «Играем в прятки» (найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их пальчиком);

  • «Сложи квадрат» (пополам разными способами). Какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат;

  • «Путешествие в квадрате» (пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам)


Алгоритм складывания любой фигуры

  1. дети выполняют складывание формы вместе с воспитателем по показу;

  2. знакомим их со схемой поэтапного сложения;

  3. самостоятельное складывание формы с использованием индивидуальной схемы;

  4. проговаривание детьми действий во время складывания;

  5. самостоятельное складывание формы по памяти.


Прозрачный квадрат

Что развивает

- освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;

- умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части;

- умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок.

- внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу.

Например, какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился квадрат? Какую часть от целого квадрата она составляет? Из каких частей сложен этот квадрат (равных или неравных)? Придумай и сложи свой квадрат из двух, четырех равных частей.

Задания с прозрачными квадратами учат ребят классифицировать (подбор пластин по признакам геометрических фигур: величина, форма, основные свойства). Например, выложи точно такой же ряд; найди в ряду лишнюю фигуру, объясни свой выбор; продолжи ряд из пластинок, объясни, что их объединяет.


Во время занятий с детьми по играм Воскобовича педагогам надо обратить внимание на следующее:

Подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».

Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.


Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане интеллектуального развития ребенка. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для ребенка. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе


Кубики Никитина

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая, думайте сами. Нет тайны рождения, есть тайна развития»


Эффективная система развивающих игр для детей создана известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей.

Использование развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивает способности, заложенные в ребенке от природы. Никитины называют свои игры «ступеньками творчества».


В своих развивающих играх создатели «волшебных» кубиков объединили принцип « от простого к сложному» с принципом «самостоятельно и по способностям». Такой союз вместе с грамотным применением игр сам по себе дает толчок в интеллектуальном развитии ребенка.


Игры Никитиных развивают зрительную память, внимание, воображение, пространственные представления. Умение быстро и легко находить закономерности, систематизировать материал, комбинировать. Абсолютно каждая игра предоставляет возможность подумать о том, как ее расширить, совершенствовать, добавить, что то новое. Использование игровых моментов и вариативность надолго увлекают малыша, показывают ему резерв его возможностей - «можно сделать еще лучше». Все это поддерживает интерес к игре, движению вперед, совершенствованию. Каждый раз, самостоятельно поднимаясь до «своего потолка» малыш развивается наиболее успешно.


Правила Никитиных, которые авторы советуют соблюдать, чтобы игры усваивались наиболее успешно:

Радоваться успехам ребенка но не захваливать.

Не допускать принуждения, как бы вам не хотелось, чтобы ребенок занялся игрой. Отступитесь, отложите на некоторое время, ждите момент, когда игра будет желанной. Создавайте условия для такого желания.

Во время игры не позволяйте себе обидных замечаний в адрес ребенка. Обидные слова вызывают у детей раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать.

Вы не должны выполнять задания за малыша, не должны подсказывать ему ни словом, ни взглядом, ни жестом.


В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления.

Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков (кубики Никитина), кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.;

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации;

Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному;

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости);

Постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку подняться до потолка своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно


Игры Никитина создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры Никитина развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.


Авторские интеллектуальные игры
изобретателя Виктора Августовича Кайе

способствуют развитию мышления и творческих способностей у детей и взрослых

Рекомендуются для детей от 3 лет

Можно использовать для игры с одним ребенком или группой до 10 человек


Все четыре игры из серии основаны на едином принципе.

Каждая игра состоит из 160 карточек с разными линиями.
Например, в игре «Радужный лабиринт» используются такие виды карточек:

Складывать карточки нужно так, чтобы линии и цвета соприкасались.
160 карточек – это миллиарды вариантов соединения.

В каждой коробочке есть инструкция с подробным описанием вариантов игры.


Пасьянс (для одного игрока) или домино (для группы

Графический конструктор

Нужно собрать орнамент или фигуру (букву, цифру, любой предмет).

Собирать можно по образцу или самостоятельно, из центра или с края.


Графический трансформер

На картинку кладут аппликацию

Карточки поворачивают на 90, 180 или 270 градусов


Развивающие игры Олеси Емельяновой

Олеся Емельянова - практикующий педагог и изобретатель, разработчик настольных игр, игрушек и обучающих методик, автор сказок, стихов.

Четырнадцать лет педагог профессионально занимается детскими настольными играми.

Тематика игр разнообразна, правила полны и понятны, обучающие методики эффективны, а игровые принципы всегда интересны, оригинальны, математически просчитаны и тщательно протестированы на целевой аудитории. Именно поэтому мои настольные игры так нравятся профессиональным педагогам.


Развивающий конструктор «Велькрошка»!

Этот простой в изготовлении и применении конструктор предназначен для дошкольников от 2 до 7 лет. Он не только развлечет ребенка, но и принесет пользу: тренирует пальчики и в игровой форме познакомит с цветами и оттенками, развивает логическое мышление.

Для изготовления конструктора вам понадобится только застежка-липучка, называемая также «велкро», шириной 2 см. и ножницы. Чтобы конструктор был нарядным и интересным, приобретите липучку 5-7 разных цветов, выбирая самые яркие и красивые – желтый, красный, зеленый, голубой, оранжевый...




Как играть с конструктором

Как и любая развивающая игрушка, этот конструктор принесет пользу, только если вы будете правильно с ним заниматься и покажете ребенку все его интересные возможности.

Задание №1. Возьмите 5 двойных полосок разных цветов, разъедините их, перемешайте и попросите ребенка вновь соединить их, соблюдая цветовое соответствие.

Задание №2. Соедините полоски друг с другом в произвольном порядке и попросите ребенка навести порядок – разъединить неправильно соединенные полоски, а затем соединить друг с другом полоски одинаковых цветов.

Задание №3. Когда ребенок разберется с парными полосками – научится разъединять и соединять их, можно усложнить задачу. Попросите ребенка соединить все полоски одного цвета концами в длинную линию, чередуя пушистые и «репьистые» детали.

Следующий этап – это задание соединить концами полоски двух или трех цветов и попросить ребенка продолжить линию, повторяя заданный цветовой рисунок. Затем, задание можно еще усложнить, используя, как части орнамента уголки, крестики, квадраты, колечки.

Детям старшего возраста уже можно показать, как собирать из деталей конструктора геометрические фигуры и образы. Начинать лучше с заданий на повторение – взрослый делает фигурку, а потом просит ребенка сделать точно такую же по цвету и форме или только по форме, используя любые другие понравившиеся цвета.

Веселые шнурочки

Игры-шнуровки являются очень эффективными тренажерами для мелкой моторики пальцев рук, умственных способностей. Шнуровальные планшеты обладают гораздо большим потенциалом, они позволяют вышнуровывать на плоскости контурные изображения различной тематики и степени сложности, что делает игрушку занимательной и полезной не только для трехлетних детей, но и для старших


Как и любая развивающая игрушка, шнуровальный планшет принесет пользу только, если вы будете правильно с ним заниматься и покажете ребенку все его интересные возможности. Для создания сюжетных контурных рисунков можно использовать два различных приема закрепления шнурка.

Стежки, соединяющие два отверстия, находящихся на любом расстоянии друг от друга. Этот привычный прием позволяет создавать только прямые линии.

Закрепление одного шнурка на поверхности планшета с помощью другого. Закрепляющий шнурок продевается в отверстие, обхватывает закрепляемый и снова продевается в то же самое отверстие (так шьет швейная машинка). Этот прием позволяет создавать не только прямые, но и изогнутые линии, что значительно расширяет возможности для творчества.

Слух не менее важный инструмент постижения окружающего мира, чем зрение и осязание. Умение слышать и различать звуки тоже нуждается в постоянной тренировке. Развитый слух поможет детям достичь быстрых успехов в изучении иностранных языков.


Каждая "конфетка

" представляет собой пластмассовую капсулу от киндер-сюрприза с наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и упакованную в защитную оболочку из ткани. Для игры вам нужно изготовить ровно 16 конфеток-погремушек (8 пар). Пару составляют "конфетки", издающие при тряске одинаковый звук (с одинаковым наполнителем). Для игры очень важно, чтобы внешний вид всех погремушек набора был одинаковым.



































КГКП «Детский сад «Алтын бесік»












«Развитие интеллектуальных способностей детей с помощью логических игр» (Блоки Дъенеша, игры Воскобовича, кубики Никитина, палочки Кьюизенера и т.д.)


Выступление на педагогическом совете из опыта работы





Воспитатель:Жданова О.И.
















с. Заречное

2016г.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее