Рабочая программа учебного предмета
Мировая художественная культура для 10-11 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура 10-11 кл. – М.: Владос, 2008г. с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Она создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.
В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.
Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции. В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, история, география…).
В программе представлены разделы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса», позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой.
Задачи:
Повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
Воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
Раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
Развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
Развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
Формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
Формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
Формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Построение программы «Мировая художественная культура. 11 класс» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;
- принцип историзма;
- принцип опоры на творческий метод (стиль);
- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;
- принцип художественно-педагогической драматургии урока.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.
На уроках МХК запланировано использование учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой: программы, учебника.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебного процесса.
Проверочных контролирующих уроков: 4: 1 полугодие-2; 2 полугодие-2.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).
Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей культуры личности.
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны знать:
- основные эпохи в художественном развитии человечества;
-культурные доминанты различных периодов в развитии мировой художественной культуры;
-основные стили и направления в мировой художественной культуре;
-роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;
- особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;
- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;
- основные художественные музеи России и мира.
Уметь:
-отличать произведения искусства различных стилей;
- показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;
-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;
-пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.
Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать / понимать:
- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
УМЕТЬ:
- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
- пользоваться искусствоведческими терминами;
- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии).
Использовать приобретённые знания и умения в жизни.
Календарно-тематическое планирование По мировой художественной культуре 10 класс (первая часть)
| ||||||||||||||
№ | час |
Тема урока |
Домашнее задание |
Дата план. факт. |
Дополнительный материал |
Региональный компонент | ||||||||
1.
| 1 | Введение | Конспект |
| Легенда о сотворении мира |
| ||||||||
|
Раздел I.Художественная литература древнего и средневекового востока. | |||||||||||||
2. | 1 | Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности | С.11-25
|
| Фильм BBC о пирамидах | | ||||||||
3. |
1 | Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности | С.25-31 |
|
| Археологические исследования на территории нашего края | ||||||||
4. |
1 | Художественная культура Древней и Средневековой Индии: верность традиции | С.31-37 |
|
|
| ||||||||
5. |
1 | Художественная культура Древней и Средневековой Индии: верность традиции | С.39-47
|
| Махабхарата | | ||||||||
6. | 1 | Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений | С.47-51 |
| Презентация | Семья и бытовой уклад коренных народов ДВ | ||||||||
7.
| 1 | Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой, защита проектов на тему древний и средневековый Восток |
С.55-67 |
| Икебана, цубаи и др. традиции | | ||||||||
8. | 1 | Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты | Конспект |
|
|
| ||||||||
9. | 1 | Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты | С.70-93 Презентации |
| презентация |
| ||||||||
Раздел II.Художественная культура Европы: становление христианской традиции | ||||||||||||||
10. |
1 | Античность: колыбель европейской художественной культуры
| С.98-121 Презентации |
| презентация |
| ||||||||
11. | 1 | От мудрости Востока к европейской культуре: Библия | С.121-134 |
| Презентация, встреча с отцом |
| ||||||||
12. | 1 | Художественная культура европейского Средневековья освоение христианской образности | С.135-151 Сообщение |
| Институт папства | | ||||||||
13. | 1 | Художественная культура итальянского Возрождения: Трудный путь гуманизма | С.151-195 |
| Презентация |
| ||||||||
14. |
1 | Северное Возрождение: в поисках правды о человеке | С.195-217
|
|
| | ||||||||
15. | 1 | Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.
| С.217-221 |
|
|
| ||||||||
16. | 1 | Контрольная работа по теме Художественная культура Европы | С.221-247 |
|
|
| ||||||||
17.
| 1
| Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума |
Конспект |
|
|
| ||||||||
18. | 1 | Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума | С.247-257
|
|
|
| ||||||||
| Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: У истоков национальной традиции (Х-XVIIIвв.) | |||||||||||||
19 | 1 | Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства | С.287-299 |
| Презентация «Культура Киевской Руси» | | ||||||||
20. | 1 | Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты | С.299-307
|
| Интегрированный урок с уроком английского | | ||||||||
21. | 1 | Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты |
С.307-13 |
|
|
| ||||||||
22. | 1 | От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля |
С.313-333 Презентации |
| Презентация «Иконопись» | . | ||||||||
23.
| 1 | Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров.
| С.333-343 |
|
|
| ||||||||
24.
| 1 | Русская художественная культура в эпоху Просвещения формирование гуманистических идеалов. | С.349-367 |
| Интегрированный урок с уроком истории |
| ||||||||
25 | 1 | Тест |
|
|
|
| ||||||||
26 | 2 |
Часть 2: От языческой к православной художественной культуры |
С.14-48 |
|
| Храмы Хабаровского края | ||||||||
27 |
1 | Художественное наследие древнерусских княжеств |
С.64-108 |
|
|
| ||||||||
28 |
1 |
Иконопись: творчество Андрея Рублева и Дионисия. |
С.116-135 |
| презентация |
| ||||||||
29 | 1 | Художественная культура «Бунташного века» | С.174-195 |
|
|
| ||||||||
30 | 1 | По пути к европейскому обществу: «Россия молодая мужала гением Петра…» | С.206-253 |
|
| Традиции и праздники | ||||||||
31 | 1 | «Строгий стройный вид» (логика нового зодчества) | С.266-276 |
|
|
| ||||||||
32 | 1 | Строительство Санкт-Петербурга | С.276-280 |
| Интерактивная экскурсия по Петергофу |
| ||||||||
33 | 1 | Художественный кружок Н.А.Львова. Итоги «осьмнадцатого века»: на Олимпе мастерства | С.286-315 ИЗ |
|
|
| ||||||||
34 | 1 | Групповые задания по теме «Русская художественная культура» |
|
|
|
|
10 КЛАСС
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ
Введение
Восток и Запад как условные ориентиры мировой художественной культуры. Особенности художественно-образного освоения мира народами Востока и Запада. Устойчивые различия восточных и западных (европейских) художественных ориентиров в понимании Вселенной, общественного устройства жизни, человека. Мировые религии (христианство, буддизм, ислам) -как основа развития художественной культуры разных народов. Повторяемость идей, тем, сюжетов в произведениях искусства при тенденции изменения средств художественной выразительности как закономерность развития мировой художественной культуры. Основные этапы развития художественной культуры народов мира. Неравномерное «прохождение» различных этапов художественными культурами Востока и Запада.
Особенности исторического облика и менталитета России. Положение России между Востоком и Западом. Сохранение европейской ориентации в развитии русской художественной культуры (связи с Византией, Болгарией, Сербией, Польшей, Германией, Италией, Францией и др.) Христианские нравственные идеалы как основа развития художественной культуры России. Самобытность русского искусства. «Свой путь» русской художественной культуры от Древней Руси до XX в.
РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ
Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность
Сохранившиеся ценности художественной культуры Древнего Египта. Искусство Древнего Египта — свидетельство религиозных и эстетических исканий мудрецов древнейшей Цивилизации. Деспотическая форма общественного правления в Египте, обожествление власти фараона и художественное мышление египтян. Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Пирамиды. Древние храмы. Статичность и символичность изобразительного искусства. Предвосхищение в памятниках художественной культуры Египта будущих религиозных христианских представлений о сути мироздания.
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии
Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Поэмы «Упанишад» — стремление постичь смысл жизни. Древнеиндийский эпос. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».
Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.
Индия — мир, издревле привлекающий к себе взоры русских людей. Афанасий Никитин («Хождение за три моря»). Духовные откровения индийских мудрецов и творчество Н.К. Рериха. Влияние образов индийской культуры на творчество А.Н. Скрябина (замысел «Мистерии»).
Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая
Своеобразие художественных традиций китайского народа. Отражение в художественном творчестве религиозных представлений об устройстве мира. Философская подоплека искусства. Учение Лао-цзы и Конфуция. Великая китайская стена как символ национальной самобытности, трудолюбия, мощи. Культ предков в Древнем Китае. Древние китайские поэзия и музыка.
Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Иероглифы, их роль в развитии философского начала искусства. Обожествление власти императора. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.
Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья
Художественные традиции Японии. Влияние китайского искусства на развитие японской художественной культуры Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Сохранение национальной уникальности культуры на протяжении столетий; влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.
Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты
Ислам — мировая религия, оказавшая влияние на развитие художественной культуры арабских стран. Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Образы Иисуса Христа и христианских святых в Коране.
Архитектурные особенности мечети, ее канонические формы, ориентация на Мекку. Сохранение принципов возведения мечети в наши дни (мечети России). Минарет, его предназначение и архитектурный облик. Запрет на изображение видимого мира и развитие орнамента в изобразительном искусстве Арабского Востока. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок «Тысяча и одной ночи».
Образы арабской культуры в русской музыке и поэзии (А.С. Пушкин, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков).
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Тема 6. Античность — колыбель европейской художественной культуры
Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Вне-моральные законы жизни в древнегреческой мифологии. Народные верования и высокая философия эллинских мудрецов, поиск разумного вселенского начала и единого Бога (Логоса). Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора.
Эволюция взглядов на Вселенную и человека, ее отражение в древнегреческом искусстве. Стремление к гармонии, красоте, совершенству внешней формы. Образы языческих богов как устойчивые символы развития искусства. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Ордер, его виды. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Портреты. Вазопись.
Искусство театра. Древнегреческая трагедия (Эсхил, Софокл, Эврипид). Роль музыки в театре. Хоровые эпизоды. Монологи героев с инструментальным сопровождением. Инструменты Древней Греции: лира, кифара, сиринкс (флейта Пана), авлос (инструмент типа гобоя). Теория музыки, учение о ладах и их влиянии на человека («грусть лидийского, приподнятость фригийского и воинственность дорийского лада»).
Развитие древнегреческих эстетических идеалов в художественной культуре Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета, черты реализма.
Античные идеалы как основа представлений о совершенной красоте в европейском искусстве последующих эпох.
Отношение к античному искусству в России: переводы античных поэтов, мифологические образы в музыке и живописи (Е.И. Фомин. Мелодрама «Орфей»; М.А. Врубель. «Пан»). Избирательное отношение к античному наследию. Роль древнегреческого ордера в русской архитектуре.
Тема 7. От мудрости Востока к библейским заветам
Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет — духовное откровение иудейского народа. Тексты Ветхого Завета, их разновидности (Пятикнижие, Пророки, Писания). Шестоднев. Грехопадение и изгнание из рая Адама и Евы. Каин и Авель. Всемирный потоп и Ноев ковчег. Вавилонская башня. Образ патриарха Авраама. Ветхозаветная Троица. Моисей, его скрижали. Десять заповедей. Псалтирь.
Новый Завет, Евангелия. Основное содержание стихов. Образ Иисуса Христа — Сына Божия, Спасителя мира. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь. «Отче наш». Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Крестный путь. Распятие, смерть, воскрешение Христа. Евангельские образы в западноевропейском искусстве (становление основной иконографии).
Тема 8. Средневековье и Возрождение: трудный путь гуманизма
Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира, отражающей представления о двух порядках бытия и духовной жизни человека. Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства.
Разделение церкви, два типа христианской культуры. Западная католическая церковь. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. Внутренняя структура и символика храма. «Пламенеющая готика» европейских соборов. Изобразительное искусство, развитие живописи, скульптуры; мозаики и фрески. Древнейшие напевы христианских храмов. Григорианский хорал. Средневековая секвенция «Dies irae», ее символика в мировой музыкальной культуре. Орган.
Византийские (восточные) христианские традиции. Православие. Художественный канон православного храма. Иконопись, ее смысл. Гимнография. Общий образ храма. Византия и Русь.
Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Периодизация Возрождения: Проторенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий Ренессанс. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Предшественники Возрождения. Н. Пизано, Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто. Флорентийские мастера: Ф. Брунеллески, Мазаччо, Донателло. Расцвет живописи во второй половине XV в. (Ф. Липпи, П. Перуджино, С. Боттичелли).
Мастера Высокого Возрождения. Наследие Л. Да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Венецианская школа живописи и архитектуры (Б. Джорджоне, П. Веронезе, А. Палладио). Собор св. Петра в Риме. Д. Браманте.
Развитие музыки в эпоху Возрождения (хоровая полифоническая музыка, мадригал, инструментальная музыка для лютни, виолы, флейты, клавесина и др.). Рождение оперы, первые оперные композиторы (К. Монтеверди).
Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов (И. Босх, А. Дюрер, П. Брейгель - старший и др.). Возрождение во Франции и Испании.
Тема 9. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей
XVII в. Как «переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции, вобравшая в себя опыт средневековья и Возрождения. Шекспир. Его значение для развития мировой культуры. Стиль барокко. Пестрое сочетание художественных образов, почерпнутых из античной мифологии, христианского вероучения, окружающей действительности. Стремление мастеров увидеть мир во всей его многогранности и противоречивости.
Барокко в архитектуре (Д. Л. Бернини). Расцвет светского музыкального искусства. Опера (К. Монтеверди, А. Скарлатти), инструментальные сочинения А. Корелли, А. Вивальди; творчество французских клавесинистов (Ж.Ф. Рамо, Ф.Куперена, Л.К. Дакена). Титаны музыкального искусства: И.С. Бах и Г.Ф. Гендель. Философское и религиозное содержание музыки Баха. Духовные сочинения (Высокая месса си минор, Страсти по Матфею). Органная и клавирная музыка. «Хорошо темперированный клавир». Судьба наследия Баха.
Классицизм как общеевропейский стиль. Эстетика классицизма, рожденная под влиянием рационализма и нормативных установок. Воплощение в эстетике классицизма представлений о главенстве общественного над личным, долга - над чувством. Канонизация античной классики как образца для подражания. Возрождение и классицизм — преемственность художественных традиций. Стремление к выражению возвышенных героических образов. Франция — родина классицизма. Теория классицизма (Н.Буало). Классическая трагедия (П.Корнель и К.Расин). Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль.
Расцвет комедийного жанра, испанская комедия «плаща и шпаги» (Лопе де Вега, П. Кальдерон).
Изобразительное искусство XVII в., сочетание сюжетов и образов, обобщающих развитие художественной культуры Европы предшествующих столетий. Европейские школы живописи и выдающиеся мастера (Караваджо, Эль Греко, X. Рибера, Ф. Сурбаран, Э. Мурильо, Д. Веласкес, П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йордане, А. Ван Дейк, Рембрант, Ф. Хальс, «малые голландцы» и др.).
Тема 10. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума
Просвещение как важнейший этап обновления художественной культуры Европы. Гуманистические идеалы просветителей, их мечты о Свободе, Равенстве, Братстве всех народов и сословий. Критический анализ общественных отношений и нравственного облика человека — главный смысл культуры Просвещения. Наследие энциклопедистов. Вольтер. Ж.-Ж. Руссо.
Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Рационализм как норма художественного творчества.
Изобразительное искусство, парадоксы несовместимой образности (сочетание утонченности и изысканности с грубоватостью, заземлённостью, простонародностью). Творчество Ж.А. Ватто, Ф.Буше, И.О. Фрагонара, Ж.Б. Греза, Ж.Л. Давида. Скульптура в творчестве Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, А. Ка-новы. Архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера.
Расцвет литературы. Романы Д. Дефо, Дж. Свифта. Поэзия И.В. Гете, Р. Бернса. Драматургия Ф. Шиллера, Р. Шеридана (по выбору учителя).
Венский музыкальный классицизм. Творчество И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена. Кристаллизация форм классической сонаты и симфонии. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.
Значение искусства европейского Просвещения для развития русской художественной культуры. Классицизм как важнейший стиль, освоенный русским искусством.
РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема 11. Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей
Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Культ природы и матери-Земли. Обрядовый фольклор, красота народных песен. Героический эпос. Былины. Формирование дохристианских нравственных установок и эстетических представлений.
Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Опыт постижения духовного смысла бытия в древнерусском искусстве. Обращенность художественной культуры к «вечным ценностям». Православный храм и синтез храмовых искусств.
«Мистический реализм» как общая стилевая основа древнерусского искусства. Воплощение в художественных образах высшей правды жизни и смерти. Надличностный характер художественной культуры.
Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Монументальный историзм» (Д.С. Лихачев) искусствадревнего Киева. Памятники киевской литературы. Летописание. Нестор-летописец и его «Повесть временных лет». Возвеличивание духовных подвигов, жанр жития. Образы первых русских святых Бориса и Глеба. Памятники архитектуры. София Киевская. Фрески. Мозаики. Знаменное пение — хоровое одноголосие. Особенности интонирования богослужебного текста.
Утверждение в искусстве Киевской Руси единства прекрасного и духовного. Продолжение традиций в художественной культуре древнерусских княжеств. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Кремль. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Одноглавое каменное зодчество. Искусство колокольного звона.
Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Архитектура. Храм Покрова Богородицы на Нерли. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова.
Расцвет художественной культуры средневековья в эпоху формирования Московского государства. Роль Троице-Сергиевой обители в развитии духовных основ культуры. Св. Сергий Радонежский. Литература Московской Руси. Епифаний Премудрый и Максим Грек. Расцвет мелодизма в храмовом пении. Федор Христианин.
Иконописные шедевры. Экспрессивная манера письма Феофана Грека. Наследие Андрея Рублева, значение «Троицы» в общественной, духовной и художественной жизни Руси. Мастер Дионисий, фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Облик Московского Кремля; сочетание итальянских и русских традиций. Шатровое зодчество. Храм Вознесения Господня в Коломенском. Покровский собор (Собор Василия Блаженного).
Усиление личностного начала в искусстве XVI в. Жанр покаянного стиха. Творческие школы в храмовом пении и храмовой живописи.
Искусство «переходного периода» — «бунташного века»: противоречивое сочетание «старины и новизны». Обмирщение литературы XVII в. Повести. Ранние формы стихосложения. (С. Полоцкий).
Церковная реформа и ее культурные последствия. Рождение храмового многоголосия. Партесный хоровой концерт (творчество Н.П. Дилецкого, В.П. Титова).
Новые иконописные традиции, обмирщение иконописи. Икона и парсуна: на пути к светской живописи. Завершение древнерусского этапа развития искусства в русле канонических традиций «мистического реализма». Разделение искусства на светское и церковное. Общность нравственных ориентиров русского искусства.
Тема 12. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов
Европейские формы культурной жизни как эталон в русской культуре эпохи Просвещения. Новые идеологические установки светского государства. Сохранение традиционных национальных ценностей при освоении европейских форм и жанров искусства. Феномен «русской европейскости».
Приоритетная роль слова в художественной культуре эпохи Просвещения. Писатели первой половины века (по выбору учителя). Теория классицизма М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова: общее и различное. Значение классицизма для развития музыки.
Вокальные жанры в культуре Просвещения: от петровских кантов и «книжных песен» к «российским песням» (Ф.М. Дубянский, И.А. Козловский). Опера: европейское и русское. Развитие жанра комической оперы, роль литературной основы, сочинение «на голоса» народных песен. В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин — родоначальники русской оперы. Духовная музыка. Творчеством.С. Березовского и Д. С. Бортнянского. Классицистский хоровой концерт.
Становление инструментальной музыки в России. «Русский Паганини» — И.Е. Хандошкин. Фортепианная музыка Д.С. Бортнянского.
Развитие гуманистических идеалов русского Просвещения и «крестьянский вопрос». Крестьянские образы в русском искусстве. Собирание и изучение русских народных песен (сборники В.Ф. Трутовского, Н.А. Львова-Прача). Антикрепостнические мотивы русской прозы (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев), драматургии (Я.Б. Княжнин), поэзии (В.В. Капнист), музыки (В.А. Пашкевич). Комедия в творчестве Д.И. Фонвизина, сатирические образы и обличительный пафос (сатира «на нравы»). Творчество Г.Р. Державина (по выбору учителя).
Развитие театрального искусства. Крепостные театры и крепостные актеры. Итальянская и французская опера в Петербурге.
Неповторимость и самоценность человеческой личности в изобразительном искусстве эпохи Просвещения. Портретнаяживопись (И. Я. Вешняков, И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Академия художеств. Становление жанра исторической живописи. Творчество А.П. Лосенко. Скульптура — новый вид искусства в России. Творчество Ф.И. Шубина. Памятник Петру Великому Э. М. Фальконе. Работы Ф.Г. Гордеева и М.И. Козловского.
Идеалы зодчества — прославление величия новой русской государственности. Смесь архитектурных форм — российских и привнесенных европейских. Принципиальная новизна в градостроительстве. Облик Санкт-Петербурга. Барокко в зодчестве. Творчество В.В. Растрелли. Классицизм; творцы дворцов и общественных зданий (А. Ринальди, Д. Кваренги, Ч. Камерон — иностранные мастера в России). Школа отечественных зодчих (М.Г. Земцов. И.К. Коробов, П.М. Еропкин, СИ. Чевакинский, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский, А.Ф. Кокоринов). Выдающиеся мастера В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.
Вхождение художественной культуры России в контекст европейской культуры. «Русская европейскость» — предвестие классического этапа в развитии искусства «золотого» XIX в.
Место предмета
Типовая государственная программа в 11 классе рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с. Бичевая на изучение предмета «МХК» в 11 классе выделено 1 час в неделю, 34 часа в год.
№ п\п | Наименование темы | Кол-во часов модифицированной программы |
1 | Раздел 1. Основные течения в европейской художественной культуре 19 начала 20 века. | 12 |
2 | Раздел 2. Художественная культура России19-20 века. | 10 |
3 | Раздел 3. Европа и Америка: Художественная культура 20 века. | 6 |
4 | Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. | 6 |
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№ | Наименование раздела и тем
| Количество часов | Дата план. факт. | Дополнительный материал |
Раздел 1. Основные течения в европейской художественной культуре 19 начала 20 века (12 часов). | ||||
| Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека | 1 |
| Презентация «Романтизм в живописи» |
| Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. | 1 |
| Презентация о творчестве Н. Пуссена |
| Образный мир испанского художника Ф. Гойи. | 1 |
| Презентация «Ф. Гойя» |
| Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. | 1 |
| Музыка Шопена, Вагнера, Верди и др. |
| Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. | 1 |
| Бетховен, Моцарт и др. |
| Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. | 1 |
| Презентация |
| Импрессионизм в музыкальном искусстве. | 1 |
| К.Дебюсси, М.Равель |
| Тема 4. Экспрессионизм. Действительность сквозь призму страха. | 1 |
| Презентация, Музыка Шёнберга |
| Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков. | 1 |
| Произведения Мопассана, Мериме |
| Эстетика символизма | 1 |
| Произведения Верхарна, Верлена |
| Эстетика постимпрессионизма. Новые направления в живописи и скульптуре. | 1 |
|
|
| Тест по темам раздела | 1 |
|
|
Раздел 2. Художественная культура России19-20 века (10 часов). | ||||
| Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. | 1 |
| Презентация |
| Изобразительное искусство и архитектура первой половины 19 века. | 1 |
| История картины «Неравный брак», «Тройка» |
| Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа | 1 |
| Посещение художественного музея г. Хабаровска |
| Развитие отечественной живописи в пореформенный период | 1 |
| Презентация |
| Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма | 1 |
| Записи стихов К. Бальмонта, А. Ахматовой |
| Символизм в русской живописи | 1 |
|
|
| Тема 9. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард | 1 |
|
|
| «Русский футуризм» | 1 |
| Интегрированный урок |
| Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм | 1 |
|
|
| Художественноеобьединение«Мир искусств» | 1 |
|
|
Раздел 3 Европа и Америка: Художественная культура 20 века (7 часов). | ||||
| Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. | 1 |
|
|
| Тема 12. Музыкальное искусство в нотах и без нот | 1 |
| Музыка |
| «Музыкальный авангард»20 века | 1 |
| Музыка |
| Тема 13. Театр и киноискусство 20 века: культурная дополняемость | 1 |
| Фильм Феллини |
| Тема 14. Художественная культура Америки: обаяние молодости. Искусство Латинской Америки | 1 |
| Презентация М.Твен, .Хемингуэй |
| Тест по темам раздела | 1 |
|
|
Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам (6 часов). | ||||
| Тема 15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. | 1 |
| Интегрированный урок с уроком истории |
| Тема 16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века | 1 |
| Сборники стихов и песен военных лет |
| Тема 17. Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». Развитие живописи и музыки в 60-е годы | 1 |
|
|
| Тема 18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века | 1 |
|
|
| Итоговое повторение | 1 |
|
|
| Зачет за курс МХК | 1 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.(3) Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Образный мир испанского художника Ф. Гойи.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.(2) Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.
Тема 3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.(2) Сообщение о творчестве Э.Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара.
Тема 4. Экспрессионизм. Действительность сквозь призму страха.(2) Сообщение о творчестве Э. Мунка, Г. Тракля, А. Шёнберга. Экспрессионизм в музыкальном искусстве.
Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков. (4) Сообщение о творчестве П. Верлена, С. Малларме. Сообщение о творчестве Э. Золя, Ги де Мопассана, А.К. Конан-Дойла. Эстетика символизма Эстетика постимпрессионизма. Новые направления в живописи и скульптуре.
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.(2) Сообщение о творчестве М. Глинки, А. Иванова, К. Брюллова, А. Воронихина, П. Федотова, Д. Захарова, И. Мартоса, П. Клода. Сообщение о творчестве П. И. Чайковского, М. Мусорского, Бородина, Н. Римского-Корсакова.
Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.(2) Сообщение о творчестве В. Перова, И. Крамского, В. Сурикова, Шишкина, Васнецова
Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебрянного века»: открытие символизма.(2) Сообщение о творчестве М. Врубеля, А. Скрябина, В. Брюсова, А. Блока, К. Бальмонта.
Тема 9. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. «Русский футуризм». Сообщение о творчестве И. Северянина, В. Маяковского, А. Ахматовой
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Сообщение о творчестве В. Серова, Ф. Стравинского. Художественное объединение «Мир искусств».
Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. Творчество Ф. Кафки. Экзистенциализм. Жанр «интеллектуальный роман». Постмодернизм.
Тема 12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард» 20 века
Тема 13. Театр и киноискусство 20 века: культурная дополняемость. Рождение и первые шаги кинематографа: братья Люмьер, А. Ханжонков. Великий немой. Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение национального кинематографа.
Тема 14. Художественная культура Америки: обаяние молодости. Творчество Марка Твена, Т. Драйзера, Д. Стейнбека, Э. Хемингуэя. Американская музыка.
Искусство Латинской Америки. Творчество Р. Кента и А. Сикейроса.
Тема 15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Творчество К.С. Петрова-Водкина, А.А. Дейнеки, И.И. Машкова, М.В.Нестерова.
Тема 16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. Творчество А.А. Пластова, П.Д. Корина, И. Грабаря, Н. Крымова.
Тема 17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».(2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В. Попкова. Д. Жилинского, П. Оссовского
Тема 18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(2) Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия. Музыкальное искусство и театр.
Формы и средства контроля
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания МХК в соответствии с учебным планом и учебно-методическим комплектом Л. А. Рапацкой. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатом обучения – умения, навыки и результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню стандартов II поколения.
Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады, викторины, фестивали, экскурсии и др.
Перечень учебно-методических средств обучения
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М.: 1996.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.: 1998.
История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М.: 1979.
История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М.: 1995.
История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. М.: 1991.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.
Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М.: Новая школа,1996.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10-11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М.: Дрофа, 2004.
Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992.
Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2003.
Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.
Рапацкая Л.А.Мировая художественная культура; 10 класс: в 2 ч.: Ч.1: Учебник – Л.А.Рапацкая.-М.: Владос»,2008.
Тест
1 Защита проектов по теме: «Древний и средневековый восток»
2. Самостоятельная работа по теме «Древнерусская архитектура»
1.Какие утверждения являются верными? Выпишите их номера
1.Собор Святой Софии в Киеве построен раньше собора Святой Софии в Новгороде
2.Успенский собор во Владимире построен по повелению Ярослава Мудрого
3.В строительстве Успенского собора принимали участие архитекторы из Западной Европы
4.У Софийского собора в Новгороде 5 куполов
5.Софийский собор в Новгороде обильно украшен рельефами
6.При строительстве Софийского собора в Киеве русских архитекторов обучали строители из Византии.
7.Успенский собор во Владимире несколько раз пострадал от пожаров
8.Софийский собор в Новгороде производит впечатление изящества и легкости
2.Исправьте ошибки, допущенные в определениях:
1)Подпружные арки – четыре вогнутых треугольных поверхности, ведущих от стены к барабану купола
2)Купол - венчающая часть церкви в форме цилиндра
3) Закомара – выступ в восточной части церкви, перекрытый полукуполом
4)Паруса– проходы в храме, образованные рядами колонн
5) Апсида– полукруглое завершение верха церковной стены
3.Кратко ответьте на вопрос:
Почему авторы икон не подписывали на них свои имена?
4.Завершите начатые предложения:
1. Архитектура Древней Руси обогатила византийский тип храма следующими особенностями:………………………………………………..
2.Для храмов Владимиро-Суздальского княжества характерны следующие особенности:………………………………………………………………..
3.Нарядность русского храма вызвана тем, что он символизирует…………….
. 5 4 3 2 1
5.Надпишите, как называются основные части храма
6. Кратко ответьте на вопрос:
Объясните выражение «Иконопись подчинена канону»
4. ГРУППОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
ЗАДАНИЕ 1
I.Объясните, какие изменения и почему произошли в иконописи из-за периода иконоборчества в Византии в VII – ixвв.?
II. Распределите на три колонки особенности, присущие иконам, созданным
- Феофаном Греком
- Андреем Рублевым
- Дионисием :
1.Удлиненность пропорций фигур
2.Темный колорит в стиле северной иконописи
3.Особая одухотворенность ликов
4.Создание собственной вариации канона изображения одного из ветхозаветных сюжетов
5.Изящество и нарядность
6.Голубой фон иконы вместо золотого
7.Передача движения фигур и бурных эмоций
8.Светлый гармоничный колорит
9.Ярко выделенные пробела (оживки)
10.Согласованный ритм линий
ЗАДАНИЕ 2.
I. Каковы особенности передачи пространства в иконописи?
II. Из предложенных вариантов выберите правильный ответ на вопрос:
1)Период иконоборства в Византии завершился:
А)военной победой сторонников иконопочитания
Б)указом императрицы Ирины о разрешении почитания икон
В)VII Вселенским Собором высших чинов церкви, на котором были разработаны иконописные правила
2)Главным принципом иконописи можно назвать:
А)стремление следовать канону
Б)стремление разделить мир земной и небесный
В)стремление как можно точнее изобразить события жизни Христа и святых
3) Иоанн Дамаскин считал:
А)что поклонение иконам нужно запретить
Б)что иконопись должна как можно точнее изображать реальный мир
В)что поклоняться нужно не самой иконе, а священному образу
4)Иконографический тип, изображающий Христа, в одной руке держащего Евангелие, а другой – благословляющего, носит название:
А)Спас Вседержитель
Б)Спас Нерукотворный
В)Спас в Силах
5)Знаменитая икона «Богоматерь Владимирская» принадлежит к иконографическому типу:
А) Одигитрия
Б) Умиление
В) Знамение
ЗАДАНИЕ 3.
I. Почему на протяжении нескольких веков в России было утеряно понимание художественной ценности икон?
II.Распределите приведенные ниже особенности по двум колонкам:
-особенности иконописи
- особенности обычной живописи
1.Строгое следование канону
2.Символическое значение цветов
3.Стремление передать объем фигур и глубину пространства
4. Рисование с натуры
5.Обратная перспектива
6.Линейная и воздушная перспектива
7.Светотеневая моделировка
8. Изображенные свечи и факелы не являются источниками света
9.Полная свобода художника в трактовке образов и сюжетов
10.Одновременное изображение разновременных события
ЗАДАНИЕ 4.
I. Как в Византии возникло движение иконоборчества?
II. Исправьте ошибки, допущенные в описании технологии создания иконы:
1.По канону иконы должны быть написаны только на досках
2.Первым этапом изготовления иконы было нанесение на доску золотого фона
3.Для грунтовки доски приготовляли смесь из олифы и алебастра
4.Контуры фигур наносились на доску до грунтовки
5.Грунт наносили в один слой
6.Лица и руки святых расписывались раньше, чем одежда и детали окружающей среды
7.Тонкие золотые полоски – ассист – наносили поверх красочного слоя
8.Для иконописи использовалась техника энкаустики – восковые краски
9.Для защиты красочного слоя икона покрывалась особым лаком на основе смолы