Пояснительная записка
Цели изучения курса литературы:
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитие эмоционального восприятия художественного текста и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;
Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Данная программа по литературе для 9 класса (2016-2017) составлена на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного стандарта. Основное общее образование. Литература // в кн.: Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотипн. - М.: Дрофа , 2008.
Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В.П.Полухина/ Под ред. В. Я. Коровиной. - Москва : Просвещение, 2008.
Примерная программа основного общего образования по литературе // в кн.: Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотипн. - М.: Дрофа, 2008.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебных недели). Приказ 01-07/123 от 29.08.2016 «Об утверждении годового календарного графика». Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачета.
Используемый учебник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. / под ред. Коровиной В.Я. - Москва : Просвещение, 2014.
Тематическое планирование
Введение – 1 час
Древнерусская литература – 4 часа
Литература 18 века – 10 часов
Литература 19 века – 60 часов
Литература 20 века – 22 часа
Зарубежная литература - 4 часа
Итоги года – 1 час
Поурочное планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем |
| Введение (1 час) |
1 | 1.Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. Шедевры родной литературы. |
| Древнерусская литература (4 часа) |
2 | 1.Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Сюжет произведения. Русская история в «Слове». Нравственно – патриотическая идея «Слова». |
3 | 2.Художественные особенности «Слова» : самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства. |
4 | 3.Образы русских князей. Ярославна – как идеальный образ русской женщины. Р/Р Отрывок наизусть. Значение «Слова» для русской литературы последующих веков. |
5 | 4.Поэтическое искусство автора «Слова…». Р/Р Подготовка к домашнему сочинению. |
| Литература 18 века ( 10 часов) |
6 | 1.Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма. Гражданский пафос русского классицизма. |
7 | 2.М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление…». Особенности содержания и формы произведения. Р/Р Отрывок наизусть. |
8 | 3.М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия …». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова. |
9 | 4.Г. Р. Державин. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в его лирике. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. Р/Р Отрывок наизусть. |
10 | 5.Г. Р. Державин. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике поэта. |
11 | 6.Вн/чт А. Н. Радищев. Страницы жизненного пути. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение быта и нравов крепостнической России. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. |
12 | 7.Вн/чт Автор и путешественник. Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. |
13 | 8.Н. М. Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Главные герои повести «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей . |
14 | 9.«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. |
15 | 10. Р/Р Классное сочинение «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений). |
| Русская литература 19 века (60 часов) |
16 | 1.Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика и мемуарная литература. |
17 | 2.Романтическая лирика начала 19 века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Романтические образы в стихотворениях «Море» и «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Р/Р Обучение анализу лирического стихотворения. |
18 | 3.В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Нравственный мир героини. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в бога и не поддавшейся губительным чарам. |
19 | 4.А. С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга. История создания комедии «Горе от ума». |
20 | 5.А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Анализ 1 действия комедии. Специфика построения интриги. Особенности композиции пьесы. |
21 | 6.А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Анализ 2 действия. Образы защитников «века минувшего». |
22 | 7.А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Действие 3. Молодое поколение в произведении. Интерпретация образа Чацкого. |
23 | 8.Действие 4 комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Язык комедии. Преодоление канонов классицизма в комедии. Р/Р Чтение наизусть монолога. |
24 | 9.Р/Р «Горе от ума» А. С. Грибоедова в оценке И. А. Гончарова в критическом этюде «Мильон терзаний». |
25 | 10.Р/Р Классное сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (тема по выбору) |
26 | 11.Основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Тема дружбы, свободы, творчества в лицейской лирике поэта. |
27 | 12.Лирика петербургского периода. Проблема свободы и служения Родине в стихотворениях «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Р/Р Чтение наизусть. |
28 | 13.Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина в стихотворениях «На холмах Грузии…», «Я вас любил…». |
29 | 14.Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина: «Пророк», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…». |
30 | 15.Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Философская лирика А.С. пушкина. «Бесы», «Осень». Р/Р Обучение анализу стихотворения. |
31 | 16.Р/Р Контрольное сочинение по романтической лирике начала 19 века, комедии Грибоедова «Горе от ума». |
32 | 17.Вн/чт А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. |
33 | 18.Вн/чт А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два пути служения искусству. |
34 | 19.А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Роман в стихах: своеобразие жанра. Творческая история. Пушкинская эпоха в романе. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. «Онегинская строфа». |
35 | 20.Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Роль посвящения. |
36 | 21.Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга. |
37 | 22. Письмо Татьяны как выражение её чувств, движения её души. Р/Р Работа над выразительным чтением отрывка. |
38 | 23. Образ Онегина. Недюжинная натура героя, его искания, трагические итоги жизненного пути, их причины. Р/Р Чтение наизусть отрывка (по выбору) |
39 | 24. Татьяна – любимая героиня Пушкина. Цельность и благородная простота характера, естественность и красота души, глубина чувств. |
40 | 25. Автор в системе художественных образов. Философско-нравственные проблемы, поставленные в романе. Роман как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. |
41 | 26. Р/Р Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев и др. |
42 | 27.Р/Р Классное сочинение-характеристика героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (по выбору) |
43 | 28. М. Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Нет, я не Байрон…», «Молитва» , «Парус», «И скучно и грустно». |
44 | 29.Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк» , «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи- значенье…». Р/Р Чтение наизусть. |
45 | 30.Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним: «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…» , «Нищий». |
46 | 31.Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова: «Дума», «Предсказание». Тема России и её своеобразие в стихотворении «Родина». Характер лирического героя и его поэзии. |
47 | 32. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Замысел, смысл названия, сложность композиции проблематика романа. |
48 | 33. Странный человек. Анализ повести «Бэла». |
49 | 34.«Что делать?... всякому своя дорога». Повесть «Максим Максимыч». |
50 | 35. «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» Повесть «Тамань». Р/Р Обучение анализу эпизода. |
51 | 36. «За что же они меня все ненавидят?» Печорин и «водяное общество» в повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). |
52 | 37. Проблема судьбы в повести «Фаталист». |
53 | 38. Художественные особенности романа. Роль композиции романа в раскрытии образа главного героя. |
54 | 39.Женские образы романа. Нравственные проблемы в произведении. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского. |
55 | 40..Р/Р Классное сочинение -сравнительная характеристика героев по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». |
56 | 41.Поэты пушкинской поры (Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, А.В. Кольцов). |
57 | 42.Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя. Поэма «Мёртвые души». История создания. Особенности жанра и композиции. Смысл названия. |
58 | 43.Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы Руси. |
59 | 44.Галерея образов помещиков в поэме. Деталь как средство создания образа героя. |
60 | 45.Особое место образа Плюшкина. Приёмы сатирической обрисовки героя. |
61 | 46.Образ губернского города в романе, его обитатели. |
62 | 47.Души живые в поэме Гоголя. Единство эпического и лирического. Мотив дороги. |
63 | 48.Чичиков – новый «герой» эпохи. Чичиков как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. |
64 | 49.Причины незавершённости поэмы. «Мертвые души» - поэма о величии России. Эволюция образа автора (от сатирика к пророку и проповеднику). Соединение комического и лирического начал. «Мёртвые души» Н. В. Гоголя в оценке В. Г. Белинского. |
65 | 50.Р/Р Классное сочинение - обобщающая характеристика героев по поэме Гоголя «Мёртвые души». |
66 | 51.Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. |
67 | 52.Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблематика. |
68 | 53.Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Авторская позиция. Утверждение самоценности человеческой личности. Развитие понятия о повести. |
69 | 54.А. Н. Островский. Страницы жизни и творчества. Пьеса «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. |
70 | 55.Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. |
71 | 56.Вн/чт Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Автобиографическая трилогия. Повесть «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Толстого в повести «Юность» : психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. |
72 | 57.А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Тема «маленького человека» в рассказе «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора. |
73 | 58.А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города в рассказе и его роль. Развитие представления о жанровых особенностях рассказа. |
74 | 59.Р/Р Подготовка к домашнему контрольному сочинению «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» |
75 | 60.Вн/чт Лирика Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений. |
| Русская литература 20 века (22 часа) |
76 | 1.Русская литература 20 века : многообразие жанров и направлений (лекция). |
77 | 2.И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви героев в рассказе. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство писателя. Лиризм повествования. |
78 | 3.М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное автору общество. История создания и судьба повести. |
79 | 4.Система образов повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Фантастика и реальность в повести. Сатира на общество шариковых и швондеров. Образы, ставшие символами. |
80 | 5.Смысл названия повести. Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в произведении. |
81 | 6.М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Война в жизни народа и человека. Судьба человека и судьба Родины. Человек в экстремальной ситуации. Образ главного героя. |
82 | 7.Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе – эпопее. |
83 | 8.А.И.Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Композиция и сюжет. Образ главной героини. Тема праведничества в рассказе. Трагизм судьбы Матрены. |
84 | 9.А. И. Солженицын. «Матрёнин двор». Образ рассказчика. Нравственный смысл рассказа – притчи. Традиции русской литературы в произведении. |
85 | 10.Русская поэзия Серебряного века. |
86 | 11.А.А.Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций в стихотворениях «Ветер принёс издалека…». «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Образы и ритмы поэта. Р/Р Чтение наизусть |
87 | 12.С. А. Есенин – певец России. Тема Родины в лирике поэта. Стихотворения «Край ты мой заброшенный…», «Вот уж вечер…», « Разбуди меня завтра рано…». Р/Р Чтение наизусть |
88 | 13.Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Стихотворения «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно – песенная основа лирики Есенина. |
89 | 14.В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии В. В. Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. Р/Р Чтение наизусть |
90 | 15.М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики в стихотворениях «Идёшь, на меня похожий…», «Стихи к Блоку» , «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?». Р/Р Чтение наизусть. |
91 | 16.«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэтессы. |
92 | 17.Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Можжевеловый куст», «Где – то в поле возле Магадана…», «О красоте человеческих лиц», « Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого. Р/Р Чтение наизусть. |
93 | 18.А. А. Ахматова. Страницы биографии. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Р/Р Чтение наизусть (стихотворные произведения из цикла «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны»). |
94 | 19.Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность в стихах о природе и любви: «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти…», «Красавица моя…», «Перемена», «Быть знаменитым некрасиво». |
95 | 20.А. Т. Твардовский. Творческая судьба. Стихотворения о Родине и о природе: «Урожай», «Весенние строчки». Интонация и стиль стихотворений. Р/Р Чтение наизусть.«Я убит подо Ржевом» - реквием о павших на войне. Проблемы и интонации стихов о войне. |
96 | 21.Вн/чт Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков. (Пушкин «Певец», Лермонтов «Отчего», Соллогуб «Серенада», Некрасов «Тройка», Баратынский «Разуверение», Тютчев «К.Б.», А.К. Толстой «Средь шумного бала…», Фет «Я тебе ничего не скажу», Сурков «Бьется в тесной печурке огонь», Симонов «Жди меня, и я вернусь», Заболоцкий «Признание»). Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. |
97 | 22.Р/Р Зачёт по анализу лирического стихотворения |
| Зарубежная литература (4 часа) |
98 | 1.Вн/чт Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…» Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.
|
99 | 2.Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы. Универсально-философский характер произведения. |
100 | 3.Вн/чт У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер произведения. Гамлет как вечный образ мировой литературы. |
101 | 4.Вн/чт И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст» как философская трагедия эпохи Просвещения. Противостояние добра и зла. Фауст и Мефистофель. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии «Фауст». Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. |
| Итоги года (1 час) |
102 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и рекомендации для летнего чтения. |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
8