Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №29»
Рабочая программа
хорового класса
Чарина Ольга Владимировна
учитель музыки
Саранск 2017
Пояснительная записка
Программа хорового класса «Мир вокального искусства» разработана на основе авторской программы Г.А.Суязовой «Мир вокального искусства» (издательство «Учитель» 2012, Волгоград).
Нормативным основанием для формирования плана внеурочной деятельности первоклассников являются следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован в Минюсте России 22 .12. 2009, регистрационный № 17785);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-51-433/16);
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 № 13-51-28/13);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г.).
Содержание программы
Работа над певческой установкой и дыханием. (6 часов)
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. (6 часов)
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
Работа над дикцией и артикуляцией.(9 часов)
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Формирование чувства ансамбля.(8 часов)
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (4 часа)
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(1 класс)
В результате обучения пению в вокальной группе воспитанник должен:
знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- основы музыкальной грамоты;
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
-на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- уметь делать распевку;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно.
Планируемые результаты
Личностные | чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, этических чувств;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. |
Метапредметные | овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной деятельности;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров; |
Предметные | формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
|
Учебно-тематический план
(1 класс)
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | теория | практика | |||
1. | Певческая установка. Певческое дыхание. |
6 |
1 |
5 | |||
2. | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 6 | 1 | 5 | |||
3. | Работа над дикцией и артикуляцией | 9 | 2 | 7 | |||
4. | Формирование чувства ансамбля. | 8 | 1 | 7 | |||
5. | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 4 |
| 4 | |||
Итого: | 33 | 5 | 28 |
Календарно - тематическое планирование
1 класс
№ | Тема | Кол-во час | Дата план | Дата факт |
Певческая установка. Певческое дыхание. (6ч.) | ||||
1 | Вводное занятие. Первичная диагностика | 1 |
|
|
2 | Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 1 |
|
|
3 | Знакомство с песней. Певческая установка. Работа над дикцией в разучиваемой песне. | 1 |
|
|
4 | Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Работа над звукообразованием в разучиваемой песне. | 1 |
|
|
5 | Различные характеры дыхания. Работа над ритмом в разучиваемой песне. | 1 |
|
|
6 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Соединение с фонограммой. | 1 |
|
|
Музыкальный звук. Высота звука. (6ч.) | ||||
7 | Музыкальный звук. Высота звука. | 1 |
|
|
8 | Знакомство с песней. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 1 |
|
|
9 | Мягкая атака звука. Пение нон легато и легато. | 1 |
|
|
10 | Мягкая атака звука. Работа над дыханием в разучиваемой песне. | 1 |
|
|
11 | Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). | 1 |
|
|
12 | Работа над звуковедением. Работа над выразительностью исполнения. |
|
|
|
Работа над дикцией и артикуляцией. (9ч.) | ||||
13 | В мире загадочных звуков: композитор, исполнитель, слушатель. Знакомство с песней. | 1 |
|
|
14 | Дикция и артикуляция. Работа над звукообразованием в разучиваемой песне. | 1 |
|
|
15 | Работа над дикцией в разучиваемой песне. | 1 |
|
|
16 | Развитие согласованности артикуляционных органов. Работа над выразительностью исполнения. | 1 |
|
|
17 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Соединение с фонограммой. | 1 |
|
|
18 | Знакомство с песней. Дикция и артикуляция. Работа над звукообразованием. | 1 |
|
|
19 | Работа над дыханием в разучиваемой песне. | 1 |
|
|
20 | Работа над выразительностью исполнения. | 1 |
|
|
21 | Интонация и сценический образ при исполнении песни. | 1 |
|
|
Формирование чувства ансамбля. (8ч.) | ||||
22 | В мире загадочных звуков: краски музыки Знакомство с песней. | 1 |
|
|
23 | Формирование чувства ансамбля. Работа над звукообразованием в разучиваемой песне. | 1 |
|
|
24 | Выработка ритмической устойчивости Работа над дикцией в разучиваемой песне. | 1 |
|
|
25 | Выработка активного унисона. | 1 |
|
|
26 | Работа над ритмом в разучиваемой песне. | 1 |
|
|
27 | Знакомство с песней. Устойчивое интонирование одноголосого пения. | 1 |
|
|
28 | Работа над дыханием в разучиваемой песне. Работа над выразительностью исполнения. | 1 |
|
|
29 | Формирование чувства ансамбля. Соединение с фонограммой. | 1 |
|
|
Формирование сценической культуры.(4ч.) | ||||
30 | Работа с фонограммой. Работа над выразительностью исполнения. | 1 |
|
|
31 | Интонация и сценический образ при исполнении песни. | 1 |
|
|
32 | Работа над звукообразованием в разучиваемой песне. Работа над дикцией. | 1 |
|
|
33 | Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. Выступление на празднике. | 1 |
|
|
| Итого | 33 |
|
|
Примерный репертуарный список
Народные песни
Русская народная песня «Я на камушке сижу»
Русская народная песня «Земелюшка-чернозем»
Русская народная песня «Два веселых гуся»
Музыка из кино и мультфильмов
Ю.Чичков «Что такое Новый год?» из м/ф «Что такое Новый год?», сл. М.Пляцковского
Б.Савельев «Если добрый ты» из м/ф «День рождения кота Леопольда», сл. М.Пляцковского
В.Шаинский «Улыбка» из м/ф «Улыбка», сл. М.Пляцковского
М.Дунаевский «33 коровы» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания!», сл. Н.Олев
Е. Крылатов «Заводные игрушки» из к/ф «Приключения Электроника», сл Ю.Энтина
Крылатов Е. «Снежинка» из к/ф «Чародеи», сл. Л.Дербенева
Методическое обеспечение программы.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
Музыкальные инструменты (фортепиано), проигрыватель, грампластинки, магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски.
Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.
Используемая литература:
1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей.»
«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.класс
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»