Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании межшкольного методического совета протокол № Председатель ММС:_______________
| «Утверждаю» Приказ № __________ от __________ Директор школы: _______________
|
Рабочая программа
дополнительного образования детей
«Школьная киностудия»
Программа рассчитана на детей 12-17 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель программы:
Трусов Александр Анатольевич,
учитель физики
2020
Содержание
Пояснительная записка 3
Цели и задачи курса: 4
Методы обучения и формы организации учебных занятий 5
Межпредметные связи 6
Учебно-методический комплект 7
Содержание занятий 8
Учебно-тематический план 9
Ожидаемые результаты и формы их проверки 12
Перечень учебно-методического обеспечения 13
Список литературы 14
Календарно - тематическое планирование …………………………………….15
Пояснительная записка
Одна из задач современного образования — содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками — искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности ученика.
Цифровые технологии развиваются очень быстро. Десять лет назад мы и подумать не могли, что в каждой пятой семье будет персональный компьютер, а Интернет станет общедоступным. В области обработки видеоматериалов так же много что кардинально изменилось.
Курс включает в себя практическое освоение техники создания цифрового видео. Его задачей является также подготовка школьников к осознанному выбору профессий, предусматривающих знания и умения в области видеомонтажа.
Основа курса — личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения — предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является цифровой фильм.
Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию — сначала простейшие слайд-фильмы, затем их отдельные элементы и целостные фильмы. Освоение знаний и способов видеомонтажа осуществляется в ходе разработки учениками фильмов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.
научить учащихся способам создания и редактирования изображений, используя инструменты графических программ;
научить выполнять обмен данными между различными программами;
познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе создания фильмов;
познакомить учащихся основами цифрового видео;
познакомить с различными программами видеомонтажа;
научить основам работы в программе видеомонтажа Pinnacle Studio;
создать собственные фильмы по выбранной тематике;
сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту видеомонтажа;
сформировать навыки работы в коллективе над проектами;
научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном Интернет – пространстве;
формирование компьютерной интуиции: знание возможностей и ограничений использования вычислительной техники как инструмента для деятельности;
умение использовать вычислительную технику на практике только в тех случаях, когда это эффективно;
формирование операционного стиля мышления;
формирование конструкторских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;
привитие интереса к данному виду деятельности;
показать возможности использований компьютера как инструмента практической деятельности человека;
продемонстрировать возможности использования и технологии работы с такими устройствами как сканер, проектор, видеокамера и т. д.;
анализировать информацию и синтезировать новые идеи.
Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому видеомонтажу.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной работы, применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т. е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.
Основной тип занятий — практикум. Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию фильма.
Знания и умения, полученные при изучении курса, учащиеся могут использовать для создания различного рода рекламной продукции, а также для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний — физике, химии, биологии и др. Созданные фильмы могут быть использованы в докладе, статье, мультимедиа - презентации, размещены на Web – странице, в школьной или в домашней видеотеке. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.
Программой отводится на изучение курса по 2 часа в неделю, что составляет 35 часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
В конце года каждый учащийся (группа) должна подготовить свой проект (фильм). Проверка результатов подготовки проекта будет вестись один раз в месяц. В конце года будет организована презентации проектов и их защита.
Программа курса обеспечивается компьютерами и компьютерными программами, обозначенными в программе курса. Наиболее эффективны занятия при наличии выхода в Интернет. В то же время большая часть работы доступна школьникам без подключения к сети.
В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняется ежегодно), а также разделы “Справка” в изучаемых компьютерных программах. Выработка навыка самостоятельного изучения программных средств позволит ученику самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса.
Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией — из информатики, конкретные примеры и задачи — из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, литература, русский и английский языки, история и др. вполне может использоваться учащимися в процессе создания фильмов соответствующей тематики.
1. Введение (2 часа)
Структура фильма. Развитие сюжета. Порядок разворачивания событий. Выбор масштаба изображения. Стыковка кадров. Длительность кадров и сцен. Монтажный кадр. Монтаж звука. Способы монтажа. Устройство и управляющие элементы видеокамеры. Основные ошибки начинающего видеооператора.
2. Кадр (2 часа)
Окружение и линии. Цветовое решение композиции. Отображение пространства. Размещение человека на экране. Классический набор источников света. Природное освещение. Особенности окружения. Режимы экспозиции. Переменное кадрирование. Съемка людей.
3. Практические занятия по видеомонтажу (16 часов)
Рабочее окно Pinnacle Studio. Меню, строка состояния и информационная панель. Настройка характеристик. Импорт изображений. Способы преобразования форматов файлов. Функция SmartMovie - автоматическое создание фильма. Захват видеоматериала. Разработка сценария фильма. Упорядочение эпизодов. Редактирование и коррекция изображения. Корректировка баланса цвета. Эффекты. Наложение сложных эффектов в реальном времени. Фильтры. Работа с текстом. Создание заголовков. Создание титров. Создание фоновых изображений. Создание эффектов переходов. Создание звуковых эффектов.
4. Разработка сценария и работа над фильмом (3 часа)
Работа над собственным сценарием. Разработка структуры собственного фильма проекта. Работа над собственным фильмом.
5. Нелинейный видеомонтаж (4 часа)
Настройка параметров проекта. Монтажный стол. Работа с клипами. Переходные эффекты. Картинки и заставки. Титры (субтитры). Озвучивание. Видеоэффекты. «Ключевые кадры». Перемещение клипов на экране
Анимация. Многослойный монтаж.
6. Доработка фильма (3 часа)
Внесение изменений и подготовка защиты.
7. Подготовка творческого проекта (3 часа)
Внесение изменений и подготовка защиты.
8. Защита творческого проекта (2 часа)
Защита (проекта) фильма.
№ п.п. | Содержание занятий | Кол-во часов | ||
1 | Введение | 2 | ||
1.1
| Постановка – 1 час | Структура фильма Развитие сюжета Порядок разворачивания событий Выбор масштаба изображения Стыковка кадров Длительность кадров и сцен | 1 | |
1.2 | Монтаж – 1 час | Монтажный кадр. Монтаж звука Монтаж звука Способы монтажа Устройство и управляющие элементы видеокамеры Основные ошибки начинающего видеооператора | 1 | |
2 | Кадр | 2 | ||
2.1 | Композиция – 1 час | Окружение и линии Цветовое решение композиции Отображение пространства Размещение человека на экране | 1 | |
2.2 | Освещение – 1 час | Классический набор источников света Природное освещение Особенности окружения Режимы экспозиции Переменное кадрирование Съемка людей | 1 | |
3 | Практические занятия по видеомонтажу | 16 | ||
3.1
| Знакомство с программой видеомонтажа Pinnacle Studio – 4 часа | Рабочее окно Pinnacle Studio Меню, строка состояния и информационная панель | 3 | |
Настройка характеристик | 1 | |||
3.2 | Работа в программе видеомонтажа Pinnacle Studio – 12 часов | Импорт изображений Способы преобразования форматов файлов | 1 | |
Функция SmartMovie - автоматическое создание фильма Захват видеоматериала | 1 | |||
Разработка сценария фильма Упорядочение эпизодов | 1 | |||
Редактирование и коррекция изображения Корректировка баланса цвета | 1 | |||
Эффекты. Наложение сложных эффектов в реальном времени Фильтры | 1 | |||
Работа с текстом Создание заголовков Создание титров Создание фоновых изображений | 1 | |||
Создание эффектов переходов Создание звуковых эффектов | 1 | |||
Наложение и редактирование звука Обрезка видео | 1 | |||
Функция «Картинка в картинке» Функция «Ключ цветности» | 2 | |||
Создание анимированного меню Вывод фильма Сохранение проекта | 2 | |||
4 | Разработка сценария и работа над фильмом | 3 | ||
4.1 | Основы разработки сценариев – 1 час | Работа над собственным сценарием | 1 | |
4.2 | Разработка структуры фильма (проекта) – теория – 1 час | Разработка структуры собственного фильма проекта | 1 | |
4.3 | Работа над собственным фильмом – 1 час | Работа над собственным фильмом | 1 | |
5 | Нелинейный видеомонтаж | 4 | ||
5.1 | Создание проекта – 2 часа | Настройка параметров проекта Монтажный стол Работа с клипами Переходные эффекты Картинки и заставки Титры (субтитры) Озвучивание | 2 | |
5.2 | «Комбинированные съемки» - 2 часа | Видеоэффекты «Ключевые кадры» Перемещение клипов на экране Анимация Многослойный монтаж | 2 | |
6 | Доработка фильма | 3 | ||
6.1 | Внесение изменений и подготовка защиты – 3 часа | Внесение изменений и подготовка защиты | 3 | |
7 | Подготовка творческого проекта | 3 | ||
7.1 | Подготовка защиты – 3 часа | Подготовка защиты | 3 | |
8 | Защита творческого проекта | 2 | ||
8.1 | Защита (проекта) фильма – 2 часа | Защита (проекта) фильма | 2 |
№ | Тема | Кол-во часов всего | Теория | Практика |
1 | Введение | 2 | 2 | - |
1.1 | Постановка | 1 | 1 | - |
1.2 | Монтаж | 1 | 1 | - |
2 | Кадр | 2 | 1 | 1 |
2.1 | Композиция | 1 | 1 | - |
2.2 | Освещение | 1 | - | 1 |
3 | Практические занятия по видеомонтажу | 16 | 6 | 10 |
3.1 | Знакомство с программой видеомонтажа Pinnacle Studio | 4 | 2 | 2 |
3.2 | Работа в программе видеомонтажа Pinnacle Studio | 12 | 4 | 8 |
4 | Разработка сценария и работа над фильмом | 3 | 2 | 1 |
4.1 | Основы разработки сценариев | 1 | 1 | - |
4.2 | Разработка структуры фильма (проекта) – теория | 1 | 1 | - |
4.3 | Работа над собственным фильмом | 1 | - | 1 |
5 | Нелинейный видеомонтаж | 4 | 2 | 2 |
5.1 | Создание проекта | 2 | 1 | 1 |
5.2 | «Комбинированные съемки» | 2 | 1 | 1 |
6 | Доработка фильма | 3 | - | 3 |
6.1 | Внесение изменений и подготовка защиты | 3 | - | 3 |
7 | Подготовка творческого проекта | 3 | 1 | 2 |
7.1 | Подготовка защиты | 3 | 1 | 2 |
8 | Защита творческого проекта | 2 | 1 | 1 |
8.1 | Защита (проекта) фильма | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 35 | 15 | 20 |
В конце года каждый учащийся (группа) должна подготовить свой проект (фильм). Проверка результатов подготовки проекта будет вестись один раз в месяц. В конце года будет организована презентации проектов и их защита.
Работа над проектом включает следующее:
Обучение
Составление сценария
Сбор материалов по теме проекта
Интервьюирование
Экскурсии (походы)
Видеосъемка и фотографирование
Обработка собранного материала с помощью средств ИКТ
По истечении двух лет обучения ребенок должен овладеть основами видеомонтажа, а именно должны знать:
способы хранения изображений в файлах;
методы сжатия данных;
проблемы преобразования форматов файлов;
основы цифрового видео;
различные программы видеомонтажа;
и уметь:
владеть способами работы с изученными программами;
выполнять обмен файлами между различными программами;
создавать собственные фильмы по выбранной тематике;
владеть приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению фильма;
коллективно разрабатывать и публично защищать созданные проекты;
осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность.
Основными показателями результативности реализации данной программы являются работы, которые могут быть представлены в рамках школьных и районных конкурсов среди учреждений, реализующих дополнительное образование детей.
1. Ермишева М.Н., Емцев П.М. Технология озвучания и звукового монтажа: методическое пособие.- М.: ГИТР, 2013
2. Оханян Т. Цифровой нелинейный монтаж.- М.: Мир, 2013
3. Рейсц К. Техника киномонтажа. - М.: Искусство, 2011 ЭБС «БиблиоРоссика»
4. Фоменко А. П. Монтаж, фактография, эпос.- СПб.: изд-во Санкт- Петерб. ун-та, 2012
ЭБС «БиблиоРоссика»
5. Соколов А.Г. Монтаж. Телевидение, кино, видео.- М.: изд- во ВГИК, 2011
ЭБС «БиблиоРоссика»
6. Ермишева М.Н., Емцев П.М. Технология озвучания и звукового монтажа: методическое пособие.- М.: ГИТР, 2013
7. Эйзенштейн С. Монтаж: теория и практика.- М.: Музей кино, 2012
ЭБС «БиблиоРоссика»
8. Ромм М. Вопросы киномонтажа.- М.: ГИТР, 2011 ЭБС «БиблиоРоссика»
9. Коноплев Б.Н. Основы фильмопроизводства.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012 — ЭБС «БиблиоРоссика»
10. Тарковский А. Уроки режиссуры и монтажа.- М.: ГИТР, 2012
ЭБС «БиблиоРоссика»
11. Рейсц К. Монтаж фильма. Техника киномонтажа. – М.: Искусство, 2011
ЭБС «БиблиоРоссика»
12. Ривкин М.Ю. Видеомонтаж с нуля! Книга + видеокурс.- М.: изд-во ВГИК, 2013
ЭБС «БиблиоРоссика»
13. Кеннеди Э. Видеомонтаж в Avid Media Composer 5 (+ DVD-ROM).- М.: ДМК- Пресс, 2011 ЭБС «БиблиоРоссика»
14. Елена Кирьянова, Дмитрий Кирьянов Видеомонтаж, анимация и
DVD-авторинг для всех: Adobe Premiere Pro CS4 и After Effects CS4.- СПб.: БХВ- Петербург, 2013 . ЭБС «БиблиоРоссика»
Дополнительная литература:
1.___ Артюшенко. Цифровое сжатие видеоинформации и звука (2003)
2.___ Иванов. Видеомонтаж на компьютере (2002)
3.___ Окунев. Основы киномонтажа (1998)
4.___ Пол. Цифровое видео (2007)
5.___ Пособие по монтажу для работников кино и телевидения (2000)
6.___ Рабигер. Монтаж (с таблицами)
7.___ Райт. Цифровой композитинг в кино и видео (2009)
8.___ Рябохлыст. Профессиональный видеомонтаж Edius для всех (2014)
9.___ Утилова. Монтаж (2004)
10. Василевский Ю.А. Магнитная запись.- М.: ОАО «НИКФИ»,2012
11. Вэйнанд Дайана Final Cut Pro X. Профессиональный монтаж видео.- М.:ЭКОМ, 2012
12. Намани Дэвид Logic Pro X. Профессиональное музыкальное производство.- М.: ЭКОМ, 2014
13. Пархаев В.Т. Специальные виды кино/телесъёмок: методическое пособие.- М.: ГИТР, 2012
Программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы:
Apple-классы МИТРО, MS Office, Adobe CC, VLC, Mediacoder и др.
Интернет-ресурсы:
http://www.kinotehnik.net
http://www.filmgear.ru/
Библиотечные электронные системы:
«БиблиоРоссика»
«Книгафонд»
Дэвид Рэндалл. Универсальный журналист
Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. - М., 1993
Компакт-диск "Видеомонтаж" русская версия
Материалы сайта http://studio-45y.narod.ru/index.html
Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М., 1999
Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика: учебник для ВУЗов СПб.: Питер, 2003
Рейнбоу В. Видеомонтаж и компьютерная графика. СПб.: Питер, 2005г
Симаков В.Д. Внимание, снимаю! // Искусство в школе. - 2006, №2, С. 34-39, и №3
Симаков В.Д. Когда в руках видеокамера // Искусство в школе. - 2006. - № 1. - С. 55-56
Симаков В.Д. Программа «Кинооператорское мастерство». - М., 2 издание 1990 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
«Школьная киностудия»
педагога дополнительного образования
Трусова Александра Анатольевича
2020 год
Календарно – тематический план
№ п\п | Тема | Кол-во час. | Дата провед. по плану | Фактич. дата | Примечание |
Введение (2 часа) | |||||
| Постановка | 1 |
|
|
|
| Монтаж | 1 |
|
|
|
Кадр (2 часа) | |||||
| Композиция | 1 |
|
|
|
| Освещение | 1 |
|
|
|
Практические занятия по видеомонтажу (16 часов) | |||||
| Знакомство с программой видеомонтажа Pinnacle Studio | 1 |
|
|
|
| Рабочее окно Pinnacle Studio | 1 |
|
|
|
| Меню | 1 |
|
|
|
| Строка состояния и информационная панель | 1 |
|
|
|
| Импорт изображений. Способы преобразования форматов файлов | 1 |
|
|
|
| Функция SmartMovie - автоматическое создание фильма Захват видеоматериала | 1 |
|
|
|
| Разработка сценария фильма Упорядочение эпизодов | 1 |
|
|
|
| Редактирование и коррекция изображения Корректировка баланса цвета | 1 |
|
|
|
| Эффекты. Наложение сложных эффектов в реальном времени. Фильтры. | 1 |
|
|
|
| Работа с текстом. Создание заголовков. Создание титров Создание фоновых изображений | 1 |
|
|
|
| Создание эффектов переходов Создание звуковых эффектов | 1 |
|
|
|
| Наложение и редактирование звука. Обрезка видео | 1 |
|
|
|
| Функция «Картинка в картинке» | 1 |
|
|
|
| Функция «Ключ цветности» | 1 |
|
|
|
| Создание анимированного меню | 1 |
|
|
|
| Вывод фильма Сохранение проекта | 1 |
|
|
|
Разработка сценария и работа над фильмом (3 часа) | |||||
| Основы разработки сценариев | 1 |
|
|
|
| Разработка структуры фильма (проекта) | 1 |
|
|
|
| Работа над собственным фильмом | 1 |
|
|
|
Нелинейный видеомонтаж (4 часа) | |||||
| Настройка параметров проекта. Монтажный стол. Работа с клипами. | 1 |
|
|
|
| Переходные эффекты. Картинки и заставки. Титры (субтитры). Озвучивание. | 1 |
|
|
|
| Видеоэффекты. «Ключевые кадры». Перемещение клипов на экране. | 1 |
|
|
|
| Анимация. Многослойный монтаж. | 1 |
|
|
|
Доработка фильма (3 часа) | |||||
| Внесение изменений. | 1 |
|
|
|
| Редактирование фильма. | 1 |
|
|
|
| Подготовка защиты. | 1 |
|
|
|
Подготовка творческого проекта (3 часа) | |||||
| Редактирование звука. | 1 |
|
|
|
| Цветокоррекция. | 1 |
|
|
|
| Рендеринг фильма. | 1 |
|
|
|
Защита творческого проекта (2 часа) | |||||
| Защита (проекта) фильма | 1 |
|
|
|
| Защита (проекта) фильма | 1 |
|
|
|
8 стр.